Прошедший Великий Пост выдался для МП одним сплошным искушением. Искушение, искус не есть что-то однозначно плохое. Ведь это испытание подлинности веры, ее крепости. Без искушений нет и спасения, так что, выходит, Бог посетил МП. Какой же Он ее нашел?


На мой взгляд, это было похоже на то, как если бы, наконец, состоялась, на радость Николая Васильевича, постановка "Ревизора" в авторской интерпретации: небесный Ревизор явился, момент Истины настал – испытываются дела человеческие. А подсудимые, как ни в чем не бывало, продолжают обустраивать свои земные жилища и цинично стараются сохранить хорошую мину при очень-очень плохой игре. Неужели так и будут они дожидаться "немой сцены", когда уж точно поздно будет оправдываться пред Судией? Театра лучше МП для такой уникальной постановки не найти, о такой сцене, как ХХС, любой режиссер мечтает, а уж актерский ансамбль… Гундяев, Чаплин, Смирнов, Кураев, Алфеев, Фролов, а еще есть и приглашенные исполнители – Соловьев, Мамонтов и другие, в небольшом, но ярком эпизоде сам Киркоров поучаствовал, короче, – все звезды.

Меня особенно поразило вот что: полное исчезновение у людей, по должности главных наставников благочестия, христианских рефлексов. Ведь если человек худо-бедно, но старается жить по Евангелию, у него вырабатывается некая система духовных и моральных императивов. Христианин руководствуется уже не здравым смыслом и какой-либо коньюнктурой, но своей христианской совестью. 

Чем же руководствуются люди, которым Господь попустил являться "лицом" МП? Попытаюсь подвести некоторые:
  1. Их не способна волновать судьба одной заблудшей овцы, столь драгоценной для Господа. Волнуют же их массовость, многочасовые очереди к святыням, проценты верующих от населения и проч. И, конечно, прибыли. У них-то потребности самые скромные, ветхая ряска да дощатый топчанчик, но иное дело престиж, рейтинговые затраты. Тяжело в современном, секуляризованном мире смиренным монахам и целибатам выживать!

  2. Им недоступно милосердие, даже в том виде, как было доступно оно язычникам, тому же Понтию Пилату, отпускавшему народу узника на праздник. Похоже, что не милость к падшим руководит этими "пастырями", а нечто противоположное.

  3. Евангелие, уставы и каноны, св. отцы превратились для руководства МП в "комплект для нарезки", из которого всегда можно выдернуть подходящую цитату для любого случая, полностью игнорируя общий дух этих божественных источников.

  4. Праздничные службы, крестные ходы и молебны превратились в демонстрацию мощи православия для власти и прочих "внешних" , а "изнутри" - в средство контроля над сознанием своей паствы. Причем настраивают ее во все более агрессивном духе, находя для этого…

  5. …врагов. Манипуляторы всех времен знали, что нахождение врага приносит великую пользу, и маленькая победоносная война может разрядить большое внутреннее напряжение. Только вот делать это надо с умом, тонко. В МП, похоже ,за последние 20 лет, в отсутствие давления и конкуренции, совсем потеряли квалификацию. Первый закон идеологической борьбы : враг не должен вызывать сочувствия, сострадания… А тут несчастные женщины, разлученные с малыми детьми. На роль врагов гораздо больше подошли бы православные "раскольники", немногочисленные, но сознательные группы верующих, нашедшие силы порвать с МП. Но тут, наверное, своя логика: для казни Господа предпочли первосвященники светскую власть использовать, чтобы придать расправе видимость законности. Так и сегодня, МП хочет добиться от власти законов, защищающих ее "честь и достоинство", и пришлось использовать тот повод, который подвернулся (или был организован). Потом можно будет без помех расправиться с теми, кто " раскачивает лодку" руками полиции. Честнее же признать, что и раскол устраивает, и пресловутую лодку раскачивает первый сам "патриарх". Нет в нем Правды, слишком уж это заметно.

  6. Неспособность к покаянию и даже просто признанию своих ошибок. Признание себя хоть в чем-то неправыми считается в МП проявлением слабости, а не силы духа. Но непогрешимость свойственна лишь Богу, а не человеку или организации. "Комплекс отличника" ( или безошибочности) заводит в конце концов в глупейшее положение или полный тупик. Как то и было с "лицом" МП в прошедший Великий пост, и продолжилось после Пасхи Христовой.
Много можно еще составлять "пунктов", но суть понятна, и хочется перейти к выводам. Горделивое убеждение МП, что именно она и есть Церковь Христова и "врата ада ее не одолеют", содержит огромную подмену, обычно почему-то не замечаемую. МП всего лишь одна из церковных организаций, пусть и самая крупная, состоящих из грешных людей, преследующих зачастую свои, даже и своекорыстные, цели. В этом нет никакого открытия! Нам и всем, сознательно пришедшим в церковную ограду 20 лет назад, представлялось аксиомой, что все церковные организации войдут в грядущую церковь антихриста. Об этом писали о. Серафим (Роуз), архиеп. Аверкий и другие отцы, в первую очередь, Зарубежной Церкви. Для нас, бывших тогда в МП, они были высочайше авторитетны. Никакая церковная организация не может быть тождественна Церкви! Почему практически не вспоминается об этом сейчас? Почему верующие в МП стали столь боязливы? Предположу: потому, что МП превратилась за эти годы в могущественную, богатую и крайне амбициозную организацию. Но, к сожалению, гораздо меньше похожую на Церковь, чем 20 лет назад. Да, Православие действительно было идеологией русского государства. Но ведь не нынешнего, антирусского и антинародного! Возможно, лидеры МП и вправду считают Путина похожим на православного императора, - так тем хуже для них, тем глубже пропасть между ними и народом. За 20 лет русской катастрофы от уже вроде бы свободной МП люди не услышали ни разу четкого обличения деяний власти! Скоро скажут: "МП - церковь жуликов и воров", это ведь так логично, зачем в грязные политические игры соваться? А на днях неподражаемый о. Чаплин и вовсе заявил, что его церковь будет за любую власть молиться, "чтущий да разумеет". Как должен простой, измученный безнадежной борьбой за существование русский человек относиться к такой церкви? В его сознании Бог, который есть любовь, милосердие, справедливость, давно уже отделен от МП, где этих свойств и под микроскопом не увидишь. Но так как иного вместилища Православия вблизи обычно не обретается, то люди, по нужде, идут в храмы МП, но все реже и хо-лоднее. МП держится до сих пор за счет низового духовенства, более-менее искренне и традиционно еще верующего. Но кризис МП все глубже, маразм все крепче. Долго прак-тиковать двоемыслие без серьезного ущерба душе невозможно, а именно этим вынуждено заниматься духовенство МП. К сожалению, глушить совесть можно лишь греховными средствами.

"Священноначальство" МП само вырыло себе яму, в которую теперь падает. Сказано ведь: "не надейтеся на князи". Вот эти "князи", похоже, решат скоро, что ставка на МП себя не оправдывает, и охладеют к ней вовсе. Придется тогда идти в народ, а разговаривать-то по-человечески разучилась наша духовная аристократия! Да и что за народ? Совсем неутешительным на деле окажется процент населения, хорошо, если 1-2%, а молодежи и других социально значимых групп и того меньше, да за них еще и бороться придется! Монополия, без всякой сдержки, кому угодно противопоказана, развращает. Если и воскреснет Россия, как святые пророчествовали, на короткое время, то явно это без участия МП произойдет. Слишком уж "обуяла соль" в этой организации. Господь усмотрит новые мехи для нового вина, ведь то будет великое чудо, Пасха посреде зимы! Если станет, милостью Божией, возможно духовное пробуждение нашего народа, к чему сейчас, по немощному моему рассуждению, не усматривается никаких предпосылок, то для него найдется и сосуд. Бесполезно сейчас выискивать безупречную юрисдикцию, силы надо полагать на сохранение остатка верующих и соединение в Истине. А МП будут потом вспоминать, как "церковь эпохи позднего постмодерна".

Иерей Кирилл Игнатьев,

"ПРАВОСЛАВИЕ В ПЕРМИ", 3 мая 2012 г.