Позволю себе еще один прогноз (мой прежний прогноз, на "избрание" Гундяева главой МП, см. здесь). На сей раз - по ближайшим (не среднесрочным) перспективам МП. Это, в основном, на 2012 год и в предположении, что с режимом Путина за это время ничего не случится.
Нынешний кризис - это лавинообразный процесс, который закончится только тогда, когда обвалится почти все, что плохо держалось. А что хорошо держалось - не обвалится. А кое-что, что держалось плохо, не только не обвалится, но припрессуется к основной породе.

Процессы будут бурлить до тех пор, пока МП не закрепится в стационарном состоянии (не равновесном, но относительно стабильном). Про отношения с властями говорить не буду, т.к. уже сказал, что хотел, в телеинтервью. Ппатрирах Гундяев, как я надеюсь, останется (его быстрая, еще в 2012 году, отставка возможна лишь на фоне серьезного переформатирования государственного устройства; исключать нельзя, но это форс-мажор и нестабильность режима). Масштабного раскола (и даже не масштабного) - опять же, как я надеюсь, -пока не будет. А вот что будет с людьми?

Рассмотрим все крупные группы, существующие внутри МП, последовательно.

1. Начинаю с наиболее важной в данной момент: масса по сути своей нерелигиозных людей, более-менее образованных, втянутых в орбиту МП почти механически, в общей движухе 90-х и "нулевых". До сих пор они формировали "человеческое лицо" этого монстра (лучше сказать, не "лицо", а "интерфейс"), создавая диффузную зону между светским обществом и простыми захожанами, с одной стороны, и внутренней зоной МП (эпицентром заражения ПГМ), с другой. Этим нерелигиозным людям МП была приятна как времяпровождение культурное, психотерапевтическое и такое, где они могли, при желании, почувствовать себя нужными и востребованными.

Сейчас именно этот слой - главный получатель (бенефициар, в каком-то смысле) имиджевого удара, нанесенного по МП. Комфортное место резко превратилось в дискомфортное. Мистических мотивов удерживаться в МП у них нет, как нет и вообще серьезной мотивации к религиозным поискам. Теперь все эти люди начнут тихо отделяться от МП, делая это в массовом порядке и, в результате, полностью отходя от институционализированного христианства.

Ни в какие юрисдикции эти люди стучаться не будут. Количественно их потеря для МП все равно будет незначительной, хотя на отдельных приходах и всяких других МПшных центрах активности потеря многолетних помощников будет заметна.

Но социально своей роли интерфейса МП эти люди не только не потеряют, но будут исполнять ее еще более интенсивно (благодаря свежим переживаниям). Только теперь интерфейс станет экранирующим. Ему теперь будет принадлежать важная роль в деле изоляции МП от остального общества.

2. Церковные либералы. Начиная с этой группы, мне придется о каждой группе говорить дважды: что будет с ее наиболее радикальной частью, которая покинет МП, и что будет с остальной ее частью (большинство в каждой из перечисляемых ниже групп будет оставаться в МП).

Во-первых, количество церковных либералов заметно вырастет: многие вместе с разочарованием в МП разочаровываются в православии как таковом, но, если у них при этом сохраняется религиозный интерес, они де-факто переходят в протестантизм. И это при том, что внутри МП и так не очень мала была прослойка фактических протестантов восточного обряда.

Итак, какая-то наиболее радикальная часть "протестантов" сейчас выйдет из МП. При этом она будет достаточно ничтожной, чтобы не создать никакой новой юрисдикции. Распределившись по имеющимся юрисдикциям (включая лютеранские, католические и несторианские), эти люди и там не составят никакой влиятельной группы. Можно сказать, что они просто "сольются".

Основная часть "протестантов" будет по-прежнему сидеть в МП и по-прежнему выполнять свою функцию одной из опор гундяевского режима. Однако, она расширит свое влияние и усилится, и станет, в результате, более капризной по отношению к хозяину. Это существенно изменит внутреннюю структуру МП, которая снаружи будет по-прежнему выглядеть монолитной. В ближайшее время (как я надеюсь) это не получит никакого практического значения, а в среднесрочной перспективе это будет содействовать формированию линий разлома.

3. "Диомидовцы" (это наименование условно, т.к. никто сейчас в МП не поддерживает епископа Диомида в его специфических церковных исканиях; но все понимают, о какой публике речь). - Радикальная часть, которая покинет МП в 2012 году, будет ничтожно мала, т. к. именно для "диомидовцев" внутри МП наступил их звездный час. Эту ничтожно малую часть смогут принять (и даже успешно перевоспитать) наши ИПЦ, РПЦЗ(А) и ИПЦР (м. Рафаила). Обычно, когда они не в виде толпы, наши консервативные православные вполне успешно могут их уберечь от присущих им крайностей.

Защиту МП сейчас приходится вести в стиле "антисанитарных хоругвеносцев" (с) АГ Невзоров, поэтому "священноначалию" МП, как оно само себя любит называть, теперь никуда не деться от этих новообретенных верных друзей.

Это станет еще одним фактором изоляции МП от общества - еще более сильным, чем упомянутый в п. 1, но действующим с ним в резонансе. все это вместе будет выталкивать МП из жизни нормальных людей, и никакими ОПК и недвижимостью она зацепиться не сможет.

4. Группы искренне верующих людей (возглавляемые верующими лидерами, часто в поповском сане, но не обязательно). Эту группу следует отличать от описанной в п. 2, хотя и среди церковных либералов все верующие. Отличие этой группы от той - в том, что ее вера, пусть и не православная (в МП ни у кого не может быть веры православной), но хотя бы ориентирована на православие и на доверие к святым отцам. Можно сказать, что она не православная актуально, но все-таки православная потенциально. Церковные либералы, напротив, вообще никак не связаны по своей вере с православием.

Интенсивный исход таких групп и отдельных лиц пошел уже на второй год правления Гундяева, но сейчас надо ожидать резкого усиления. Менее радикальная часть подобных людей, которая сейчас (и через два месяца) еще не готова к исходу, все равно уже зреет на выход, хотя, мб., не готова себе в этом признаться. Поэтому всю эту группу целиком следует рассматривать как находящуюся в состоянии исхода, хотя и на разных его этапах. Кто-то, наверняка, созреет только к следующему большому этапу истории МП, когда в ней начнется Большая Война за Ресурсы.

С т. зр. идеологии ИПЦ, мы должны заявлять, что все эти люди должны пойти в ИПЦ. хорошее заявление. Но это "должны" неплохо бы чем-нибудь подкрепить. Нужно ясно показать, что мы не МП, только в карликовом варианте, и что мы, если уж мы совсем не МП, не являемся тогда экзотической смесью дурдома с зоопарком.

Это связано с проблемами, обсуждавшимися в моих недавних постингах "Проблемы ИПЦ" (1 и 2). Если резюмировать суть, то требования к нам, по-моему, такие:

1. У нас должно быть ясное вероучение (а не та манная каша, которую мы унаследовали от РПЦЗ),

2. У нас должно быть нормальное поведение как внутри наших церковных организаций, так и в быту (еще проще говоря, мы должны всюду вести себя как верующие люди),

3. При нарушениях п. 2 мы должны каяться и прилагать усилия, чтобы исправляться (тогда нам будут прощать наши недостатки).

Эта четвертая группа - на мой взгляд, сейчас важнейший ресурс для развития ИПЦ.

Мы не должны только лишь отвечать им на их вопросы, а должны знать заранее, какие вопросы встретятся им на их пути, - т. к. очень многие из нас сами уже прошли этот путь. Т. к. это основной путь религиозной жизни (все остальные пути религиозной жизни суть пути религиозной смерти), то ему должен отдаваться абсолютный приоритет. В частности, все разговоры об объединении "осколков" РПЦЗ актуальны только на этом пути и совершенно теряют актуальность как взятые отдельно. Опять отсылаю к своему постингу в день "избрания" Гундяева, где сказано о значении верующих из МП для объединения ИПХ.

5. Небольшая в процентном отношении, но весьма влиятельная группа МПшных ЛОМов ("лидеров общественного мнения"): такие люди в МП существуют на всех этажах, от центрального до самого провинциального. - Вот, кстати, здесь, по моим прогнозам, не следует ждать выхода из МП вообще ни одного человека, хотя сейчас произошло резкое сужение их кормовой базы, т. е. допустимого к употреблению начальством их кадрового состава. Сейчас Гундяев и Ко. просто физически не могут допустить к реальной выработке идеологии никого, кроме людей самого дуболомного склада (разумеется, говорящие головы МП не все из чистого дуба - некоторые из осины, - но которые не из дуба, те и не будут больше импровизировать). Изменение политики МП перебросило в оппозицию, уже даже не очень глухую, относительно многочисленных "предателей в рясах" и без ряс. - Сейчас эти люди будут "всё терпеть". Терпеть придется до следующего исторического этапа преобразований МП, когда возникнет ажиотажный спрос на их услуги.

Пишет Bishop Gregory (hgr)
2012-04-22