Изменение порядка подготовки и проведения Освященных Соборов

Второй день Собора начался с рассмотрения вопроса «О порядке подготовки и проведения Освященных Соборов», под которым подразумевалась так называемая «зобнинская» реформа – предложенный протоиереем Вячеславом Зобниным из уральского города Миасса новый «Проект Положения о подготовке и проведении Освященных Соборов».
Во время обсуждения этого «Проекта» в интернете старообрядческой общественностью высказывались вполне обоснованные мнения, что действительной его целью является стремление свернуть традиционную для старообрядчества соборность, ввести происходящее от католичества и усвоенное никонианами учение о делении Церкви на учащую (духовенство) и Церкви учимую (миряне), а так же установление контроля над делегатами Соборов по образцу некоторых тоталитарных сект.

По-видимому, именно эти отрицательные отзывы стали причиной того, что выступивший вначале о. Вячеслав Зобнин сказал: «Мы посоветовались, пересмотрели свои взгляды и решили – следует оставить прежний порядок проведения Соборов».

В то же время другой делегат из Миасса, А. С. Зенцов,  настаивал на принятии новых правил. «Необходимо сократить число участников Соборов для сокращения расходов Митрополии», – заявлял он. «Для этого от каждого прихода надо направлять одного настоятеля».

С мест стали поступать вопросы: «Как быть приходам, в которых нет настоятеля и в которых службы совершает священник из другого прихода? Что, миряне для Соборов уже не годятся?» Прозвучало предложение – сохранить существующий порядок, когда от прихода делегируется настоятель и один мирянин.

О. Леонтий Пименов так же предложил сохранить существующий порядок проведения Соборов, отметив, что это является завоеванием демократии и выделяет нашу Церковь в лучшую сторону по сравнению с другими церквями.

Продолжали звучать мнения: «необходимо сократить число участников Соборов, так как это связанно с большими расходами», «надо увеличит ответственность за пропуск соборных заседаний».

А. С. Зенцов предложил для участников Соборов ввести возрастной ценз -  не моложе двадцати пяти лет и не менее пяти лет пребывания в Церкви. Это вызвало вопросы: «что подразумевать под словами «пять лет в Церкви» - время после принятия крещения, время хождения на исповедь, время регулярного участия в жизни общины?

Так же прозвучало предложение об отчёте делегатов перед Собором.

От нескольких участников поступило предложение о проведении накануне Соборов предварительных епархиальных съездов, на которых должны рассматриваться и утверждаться кандидаты на Собор от приходов. Так же предлагалось на епархиальных съездах определять число делегатов на Собор от епархии. На этом предложении очень настаивал о. Евгений Чунин, благочинный Санкт-Петербургской и Тверской епархии.

О. Вадим Коровин заявил: «Почему мы вынуждены терпеть присутствие мирян и женщин на Соборах? Пора вспомнить слова Писания «жены ваши в церквах да молчат» (1Кор.14:34). Делегаты-женщины на Соборах должны присутствовать без права голоса, без права выступлений. Пусть сидят молча и учатся у нас».

Против этого возразил владыко Зосима. «Из сказанного следует, что будут делегаты первого и второго сорта. Раз женщин выбрали на Собор, то они имеют право высказаться. Мы все знаем случаи, когда женщины высказывают очень правильные суждения. Если же они ошибаются, то всегда можно их лишить слова или подкорректировать».

По вопросу о женщинах-делегатах Соборов решение не было принято, но ведущий в этот день Собор о. Никола Думнов женщинам больше слова не предоставлял.

Так как было высказано много противоречащих друг другу предложений, то было принято решение создать комиссию. В неё вошли о.  Вячеслав Зобнин и о. Евгений Чунин – сторонники изменения порядка проведения Соборов. Кроме того, было рекомендовано накануне Соборов проводить епархиальные съезды, что фактически уже изменяет процедуру избрания делегатов на Собор, создаёт своеобразный «фильтр» для кандидатов на Собор. При желании всегда будет возможность, опираясь на авторитет епископа и епархиального собрания, отклонить неугодного кандидата, выбранного приходом.


Доклад о встречах с представителями Браиловской Митрополии
 
С докладом о встрече в Белой Кринице с представителями браиловской митрополии выступил м. Корнилий. Он обратил внимание соборян на то, что «у нас с единоверными собратиями из Румынии разные представления о соборности. Например, у нас обязательно на Соборах присутствуют миряне, а у них только духовенство. У нас решения принимают путем голосования, а у них даже священники не выступают и не голосуют». Свое выступление м. Корнилий завершил словами: «Мы дорожим нашими традициями соборности».

Следует отметить, что это выступление противоречило предложениям, высказанными при обсуждении предыдущего вопроса, когда совершенно явно проявилась тенденция на сокращение присутствия Соборах мирян  и их и участия в соборных обсуждениях.

Во время обсуждений было предложено – до проведения общего Собора Московской и Браиловской Митрополий совместно договориться о порядке его проведения. На предстоящем Архиерейском Соборе на Украине заняться подготовкой к проведению Всестарообрядческого Собора.


Доклад о финансовом положении Московской Митрополии

С докладом о финансовом положении Митрополии выступила главный бухгалтер Н. Е. Смирнова. Из него следовало, что существует большая нехватка средств, большая задолжность по содержанию Духовного училища. Участники Собора отметили, что эти финансовые проблемы возникли из-за штрафов, наложенных на митрополию комиссиями, направленными по письмам Артемия Артемьева.

О. Евгений Чунин предложил объединить взнос на Духовное училище с десятиной, и переименовать десятину во «взнос на содержание Митрополии». Большинством голосов решение было принято, хотя прозвучала реплика, что таким образом отчисления на Митрополию увеличиваются.

Было рекомендовано священству постоянно во время проповедей призывать прихожан делать пожертвования на Церковь. Очевидно, что проповеди такого содержания будут восприниматься неоднозначно, давать повод утверждать, что в церкви, так же, как и в миру, всё стало сводиться к деньгам. В кулуарных беседах высказывались опасения, как бы после таких проповедей люди вообще из Церкви не побежали.


Отчёт о встречах с инославными

С отчётом о встречах с инославными выступил протодьякон Виктор Савельев. Он сообщил о двух официальных встречах с представителями РПЦ МП – в июне 2011 г. с митрополитом Илларионом (Алфеевым),  а так же о встрече с клириками РПЦ МП в Казахстане в сентябре 2011 г.

О. Александр Панкратов попросил дать разъяснение по поводу следующей ситуации. Представители нашей Церкви предупреждали представителей РПЦ МП, что во время визитов на Рогожскую нежелательно быть в кастрюлеобразных головных уборах, но м. Илларион (Алфеев) эту просьбу проигнорировал. М. Корнилий и о. Леонтий Пименов стали уверять, что выступление некорректно, «мы не можем их заставить соблюдать наши правила».

Было рассказано о многочисленных контактах РПЦ МП и другими религиозными организациями на местах.


Доклад о деятельности Духовного училища

С докладом о деятельности Духовного училища выступил его директор, о. Евгений Чунин. Из его доклада следовало, что в связи с плохим финансированием сокращен срок обучения на дневном отделении с трёх до двух лет, расширяется заочное отделение, использование электронных форм обучения. Из-за нехватки денег преподаватели не получают зарплату.


Изменение границ епархий
 
После этого участники Собора приступили к обсуждению вопроса «Об изменении границ епархий». При этом не было ничего сказано о том, почему возникла необходимость такого пересмотра. Поражало время, потраченное на рассмотрение этого вопроса, горячая заинтересованность и участие священства в его обсуждении.

У некоторых участников Собора сложилось впечатление, что в результате этого изменения границ у епископа Силуяна отняли половину его епархии и передали о. Вячеславу Зобнину.

Так же создавалось впечатление, что некоторых священников из числа участников Собора кроме доходов и границ приходов, от величины которых зависит величина доходов, ничего не интересует. Им нет дела до духовного состояния их чад, за которое они ответят перед Богом. Поневоле вспоминалось церковная ситуация в России в начале XX века, накануне революции, когда попов тоже кроме денег ничего не интересовало. Тем более об этом уместно вспомнить в наши дни, когда в окружающем мире происходят глобальные изменения, чреватые катаклизмами.

При этом священники в личной беседе тех, кто пытался обратить их внимание на тревожность ситуации, называли паникёрами и были убеждены, что их нынешнее комфортное существование никогда не изменится.


Обучение молодых священников

Ближе к концу соборного заседания был поднят вопрос об обучении молодых священников совершению церковных служб и чинов с помощью видеозаписей и муляжей. Старые священники возражали, говоря, что раньше всегда учились на практике и путём ведения записей.

При этом выяснилось, что нет единообразия при совершении богослужений и треб. Было предложено выпустить единое для всех издание служебника.


О прославлении Серапиона Черемшанского

Последним рассматривался вопрос об общецерковном  прославлении Серапиона Черемшанского, старообрядческого подвижника, прославившегося во второй половине XIX века. При этом при обсуждении некоторые выступавшие высказывали своё мнение, что вопрос для общецерковного прославления не подготовлен.

Этим закончился второй день Собора.