Митрополит Иларион (Алфеев): «Надеюсь на то, что диалог между Русской Православной Церковью и старообрядческими согласиями будет развиваться»

14 мая 2012 года в Вильнюсе в конференц-зале Дворца Сейма Литовской Республики митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, дал пресс-конференцию. Встреча с журналистами была посвящена вышедшему в свет литовскому переводу книги Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Свобода и ответственность».
В ходе пресс-конференции митрополит Волоколамский Иларион затронул, в частности, темы, касающиеся межхристианских отношений, упомянул о важности совместной работы по сохранению в жизни общества христианских ценностей.

Один из вопросов касался отношений со старообрядцами.

«Я глубоко убежден в том, что разделение, которое случилось в XVII веке и продолжается сегодня, возникло не по серьезным богословским, а по обрядовым причинам, – сказал иерарх. – Ответ на обвинения со стороны старообрядцев в том, что мы служим по новым обрядам и отошли от святоотеческой старины, во многом дан Деяниями Собора Русской Православной Церкви 1971 года. Тогда были сняты клятвы на старые обряды и было сказано, что как новый, так и старый обряд являются равночестными, что за богослужением может использоваться и тот, и другой».

При этом митрополит Иларион подчеркнул, что обряд, принятый в большинстве храмов Русской Православной Церкви, является новым лишь по именованию, и оно не вполне соответствует действительности. Ведь когда Патриарх Никон вводил исправления в обрядовую практику, его целью было не создать новые обряды, а установить в Русской Церкви обряд, который существовал у греков и представлялся более древним. «На самом деле, и у православных тоже старый обряд, просто мы сейчас не можем сказать, какой обряд старше и каким образом получилось так, что в Греции на протяжении веков крестились тремя перстами, а на Руси – двумя. Это уже задача для историков», – полагает митрополит. Он также напомнил, что в Русской Церкви одновременно существует и обряд, который принято называть старым, – он принят в единоверческих приходах.

«Надеюсь на то, что диалог между Русской Православной Церковью и старообрядческими согласиями будет развиваться, что в ходе этого диалога удастся прийти к общему пониманию: нас разделяют не догматические вопросы, не богословские положения, а вопросы обрядового характера, которые могут решаться в братском диалоге», – сказал митрополит Иларион.

По материалам Службы коммуникации ОВЦС