Статья митрополита с комментариями

От редакции: За время своего почти семилетнего предстоятельства в Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий не раз вводил свою паству в состояние недоумения и шока. То с патриархом РПЦ лобзаться начнет, то никонианскую медаль получит  в обмен на признание передачи старообрядческих мощей никонианскому Николо-Угрешскому монастырю, то выступит с проповедью о спасительности католицизма, то статью напишет о Пушкине, как образце христианина, то подделает деяния Освященных соборов.
Эти, весьма нетрадиционные для старообрядческого епископа дела уже не раз ставили РПСЦ на грань раскола и значительно ослабили авторитет и влияние старообрядческой Церкви в обществе. Последние два года чудачества митрополита Корнилия стали происходить несколько реже. Чада старообрядческой Церкви стали поговаривать, что преосвященный владыка, возможно, набрался опыта, переосмыслил свое поведение и больше не станет позорить старообрядчество. После известного молчания митрополита Корнилия на заседании у председателя правительства В. В. Путина, когда патриарх Кирилл и другие религиозные «лидеры» так неумеренно восхваляли российского премьера, авторитет старообрядческого митрополита даже стал подниматься. В России стали поговаривать, что еще не все религиозные деятели растеряли стыд и срам, а у старообрядцев слова не расходятся с делами.  Однако митрополит Корнилий решил публично показать, что старообрядцы рано расслабились, а граждане России зря надеются, что РПСЦ может стать духовной альтернативой, быть может, даже совестью современного бессовестного общества. Он решил выступить по актуальному ныне вопросу суда над группой Pussy Riot и высказал собственное, традиционно причудливое мнение по ряду политических и церковных вопросов. Публикуем статью митрополита Корнилия с комментариями редакции.

Печаль прият мя от грешник, 
оставляющих закон Твой (Пс. 118).

Опять Иродиада беснуется и, наученная дьяволом, посылает своих скверных дочерей – плясуний, осквернять, соблазнять и разделять. Информационная компания, развернутая СМИ по делу о так называемом"панк-молебне" в храме Христа Спасителя, переходит границы справедливости и норм этики.

Комментарий: В своей статье митрополит Корнилий неоднократно сравнивает девушек из панк-группы, требовавших отставки Путина с дочерью царя Ирода Иродиадой, требовавшей казни св. пророка Иоанна Предотечи. Закрадывается подозрение, что старообрядческий митрополит сравнивает Путина со святым пророком, что является богохульством гораздо большим,  чем любой танец в храме.

Высокомерное презрение к религиозным традициям и моральным ценностям, желание посеять неприязнь между верующими и неверующими, между государством и Церковью – вот мотивы, которые двигают "либеральную оппозицию" и сторонников западных "свобод" оправдывать преступные действия кощунниц.

Комментарий: Фактически митрополит поддерживает никонианских маргиналов,  распространяющих идею о враждебности российской оппозиции «моральным ценностям».

Сегодня российские власти призывают наш народ, все религиозные конфессии к терпимости и согласию, и наше общество должно быть надежно защищено от нетерпимости и агрессии по отношению к представителям тех или иных религиозных убеждений.

Недавно благочинный Московской области РПСЦ о. Леонтий Пименов предложил органам власти дополнить Уголовный кодекс РФ статьями, осуждающими духовный и нравственный ущерб верующих от действий,оскорбляющих их религиозные чувства. Действительно, для пресечения зла,охраны законного порядка и устрашения делающих злые дела апостолпозволяет носить меч мирским властям: Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга,отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести (Рим. 13, 3-5).

Комментарий: Идея о. Леонтия Пименов опасна тем, что будет фактически запрещена межконфессиональная полемика, а самим старообрядцам придется уничтожить полемические труды от священномученика Аввакума до Ф. Е. Мельникова, которые «оскорбляют» религиозные чувства никониан. К тому же, не исключено, что «антикощунственное» законодательство будет применяться выборочно и даже по заказу.

Раздаются голоса защитников этих "девиц", что они своими действиями не сотворили никакого зла, и это сделали из любви к правде и таким образом высказали свой политический протест, реализовали "свободу самовыражения".

Однако, во-первых, не следует смешивать Болотную площадь и амвон храма, желая выразить свои политические мнения. Как учит Святое Писание: Кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21).

Во-вторых, всякая свобода имеет свои границы в свободе другого человека. И сотворив подобное, пусть даже протестуя против властей, они нанесли огромную моральную рану благочестивым чувствам миллионов верующих людей. Это преступление против человечности, ибо чувство святыни, где бы и у кого бы оно ни проявлялось, есть неотъемлемое достояние и право каждого человека.

Комментарий: Митрополии Корнилий либо не понимает что такое «преступления против человечности», либо сознательно разжигает социально-политическую и религиозную  рознь. Преступлениями против человечности были названы такие ужасающие злодения XX века как преступления нацистов, а также случаи геноцида народов. Согласно международному праву и известному «Римскому статуту» к преступлениям против человечности относятся массовые убийства, порабощение, депортации, пытки, изнасилования. Приравнивая выступление девиц в ХХС к преступлениям гитлеровского режима, старообрядческий архипастырь подталкивает общество к радикализации противостояния.

Защитники кощунниц также высказывали мнение, что их действия аналогичны с юродством православных святых. Это великое оскорбление для святых юродивых! Юродство – есть крайнее проявление чувств верующего человека, которым православная Церковь всегда давала высокую оценку. Эти "девицы", скачущие на амвоне, явно не имеют отношения к православию, к тому же они нарушили Церковные правила, заповеданные апостолом, предупреждающие женщин, находящихся в храме: Учить жене не позволяю, ...но быть в безмолвии (1Тим. 2, 12).

Комментарий: Очевидна сумбурность мысли и невежество автора статьи. Он не дает  адекватную оценку подвигу «юродства» и не знает очевидных фактов истории собственной старообрядческой Церкви. Так, например,  множество юродивых XVII века отказались признать никонову реформу. Они резко обличали в храмах и на улицах новолюбные ереси. За это очень многие юродивые-старообрядцы были казнены как «кощунники» и «богохульники». Митрополит Корнилий не может определиться  и с участницами панк-молебна, то он говорит что они  «явно не имеют отношения к православию», то обвиняет в нарушении церковных правил.

В свое время небрежение к святыне Храма побудило Христа взять бич в руки и изгнать осквернителей (Мф. 21, 12). В делах Исусовых всегда заключалась правда, но может возникнуть вопрос, как нам поступать в подобных случаях? Некоторые говорят, что мы не должны брать в руки бич, поскольку бич Господень не для наших рук, а более подходит для наших грешных спин. В защиту говорят, что Господь прощал грешников и даже Своих распинателей, молясь: Отче! прости им, ибо не ведают, что творят(Лк. 23, 34).

Но эти "девицы" прекрасно ведали, что творили в Храме и, повынесении им приговора за их действия, заявили, что при выходе на свободу намерены продолжать подобные "акции протеста".

Комментарий: Митрополит обманывает читателей, на самом деле на судебном процессе обвиняемые Толоконникова, Самуцевич и Алехина признали, что выбрали неадекватное место для своих политических акций, извинились перед оскорблёнными верующими за «этическую ошибку».

Правила святых Апостол строго осуждают за применение насилия, но по отношению к богохульникам и святотатцам в толковании на 27 правило святых Апостол даже церковнослужителям допускается "благоразумно наказывать бичем погрешающего против священных предметов, как и Господь бичем, сделанным из вервия, изгнал торгующих из Храма... Умеренно наказывать дозволено тех, которые согрешили и после не исправляются".

Комментарий: неясно, что под «умеренностью» имеет в виду митрополит Корнилий. Достаточно ли выгнать таких из храма или их надо бросать в тюрьмы на годы заключения, а может быть по завету патриарха Никона «исповедовать, причастить и казнить лютой смертью безо всякого милосердия».

Раздаются голоса и некоторых старообрядцев, говорящие, что кощунницы имели право на свои действия, так как они осквернили храм новообрядцев, церковь которых утеряла после раскола свою "сакральную" чистоту и святость. Да, с новообрядцами у нас по ряду исторических и церковных причин нет молитвенного общения, но мы не должны оскорблять чувства верующих, которые исповедуют Святую Троицу, и почитают Господа нашего Исуса Христа, хотя и имеют отклонения в Церковном Предании, и поэтому не подобает защищать тех, кто оскорбляет чувства верующих – это несомненно грех и потворство кощунникам.

Комментарий: непонятно, чувства каких именно верующих так бережет митрополит Корнилий. Касаются ли его слова христиан, которые не признают св. Троицу или неправославно учат о ней: монофизитов, ариан, католиков (учение о филиокве), некоторых протестантов? Имеет ли ввиду митрополит Корнилий представителей не христианских конфессий? Или он полагает, что мусульман, буддистов, индуистов и синтоистов можно оскорблять? Можно ли оскорблять язычников, валить их деревянных и каменных идолов, осквернять капища и священные рощи? Позиция митрополита Корнилия совершенно непонятна, за исключение его особого теплого отношения к РПЦ МП.  Почему-то не слышно голоса митрополита Корнилия, например, в защиту Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) верующие которой были недавно лишены почти всех своих храмов, полученных в конце 80-х начале 90-х годов прошлого века, а теперь у них по суду пытаются отнять хранящиеся святые мощи. Видимо его сердце оживает когда «начальницы повелят».

Нам, старообрядцам, можно было бы сделать вид, что эти события нас не касаются, успокаивать себя тем, что у нас в храмах подобного даже и не может произойти, но это в корне неверная позиция.

Комментарий: Митрополит лукавит, вводя общественность в явное заблуждение. Подобные случаи происходили и происходят во всех конфессиях. В недавнем фильме Н. Досталя «Раскол» показано как  сами старообрядцы ворвались прямо во время богослужения в никонианский храм, раскидали грамоты с оскорблениями и карикатурами против патриарха Никона и царя и измазали нечистотами могилы царской семьи.  Недавно баптист ворвался в один из центральных беспоповских храмов и, выкрикивая богохульные лозунги против икон, пытался их свалить на пол моленной.  Свидетелем скандального происшествия был и сам митрополит Корнилий, когда пред глазами сотен человек, во время церковного собора известный мирянин на солее храма публично оскорбил словами и плюнул в лицо епископу. Известны  и многие другие случаи.

Поток ненависти к православию, ко всему святому, к верующим людям и Церкви в последнее время все более и более нарастает. Западные защитники "свободы мнений и свободы протеста", увидевшие в приговоре "политическим мученицам" итрем "блестящим студенткам и матерям" восстановление инквизиции в России, пытаются учить русских "консерваторов и менее образованные массы" ценностям православия, не обращая внимания на попраниеХристовых заповедей в своих странах, где возможны однополые браки и восхваление содомии, где вводятся запреты поклоняться святыни в общественных местах, притесняется право верующих христиан носить нательный крест и так далее.

Комментарий: Справедливо указывая на болезни современного западного общества и искажения в их общественной жизни, митрополит Корнилий дипломатично замыкает уста о неустройстве и болезнях российской. Ничего он не говорит о нищенском существовании значительной части населения, о колоссальном росте детских и подростковых самоубийств, о рекордном числе наркоманов, о  пытках и убийствах в милиции-полиции. Проливая на Бутовском полигоне «крокодиловые» слезы о жертвах репрессий 30-х годов прошлого века, он отводит глаза, когда говорят, что в число заключенных в современных тюрьмах России уже достигло времен позднего Гулага, а сами подследственные и осужденные содержаться в нечеловеческих условиях, умирают от болезней и побоев. Митрополит пугает общество однополыми браками в Швеции, но молчит о вымирании русского народа.

Господь говорит: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34). Но ни один грех не обходится без участия наставника. Нечестивая Иродиада научила свою дочь – "блудную плясавицу" испросить у распутного царя Ирода главу Иоанна Крестителя. У нынешних "плясавиц" есть свои учителя, но первый и главный учитель греха – дьявол, посему в Соборном послании святаго Иоанна Богослова сказано: Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1Ин. 3, 8), от него в человеческий род вошла эта "наука", эта "школа" греха и соблазнов, о чем говорит Господь: Горе миру от соблазнов (Мф. 18, 7). И один из великих соблазнов мира – есть неверное понимание того, что есть свобода. Об этой опасности Апостол предупреждает: Только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти (Гал. 5, 13). Плоть – есть премудрое творение Божие. Но чрезмерное угождение плоти, по учению Святых Отцев, извращает, уродует душу и тело. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное (Гал. 5, 19-21) – говорит апостол. Все эти соблазны дьявол учит творить людей, чтобы они забыли о спасении своей души и возможности, данной Спасителем, через очищение от грехов и покаяние сделаться поистине свободными от рабства греху.

Мы видим, если свобода плоти не ограничена законом Божиим, то она творит дела бесчинства, порождая ненависть и вражду, вплоть до святотатства и вандализма, как это явили миру защитники осужденных, спилив и срубив христианские кресты в Киеве, Челябинске, Архангельске и других местах.

Комментарий: Митрополит забыл почему-то упомянуть о старообрядческих храмах, иконах и колоколах,  отнятых и отчужденных в пользу РПЦ МП в последние годы. Эти факты и являются подлинным святотатством – кражей святыни. Также он умолчал о многочисленных старообрядческих кладбищах, снесенных вместе с крестами, могилами и костями христиан по заказу застройщиков и девелоперов.

Конечно, по-христиански нам должно быть жалко этих несчастных,ослепленных ненавистью людей, губящих свои души в сетях дьявола и пребывающих в безумной "свободе" своих страстей: Рече безумен в сердцысвоем: "несть Бога" (Пс. 13, 1) – говорит о них Святое Писание. И нам должно об этих безумцах молиться ко Господу, чтобы Он вразумил и просветил их души спасительным светом веры, покаяния, смирения и христианской любви.

Сегодня осквернением и надруганием над святынями христианам брошен вызов. И если мы промолчим и будем надеяться, что это нас не коснется, то может повториться ситуация столетней давности в России, когдав начале ХХ века потворство атеистам и поддержка разрушительных безбожных сил, направляемых врагом рода человеческого под лозунгом "свободы, равенства и братства" без Бога, обернулась для России кровавой революцией и гражданской войной, горькие плоды которых мы пожинаем и до ныне. Избави нас от сего, Всемилостивыи Боже!

Старообрядческий митрополит Корнилий,
Московский и всея Руси

Оригинал статьи митрополита Корнилия:


P. S. Непонятно назначение этой статьи и к чему она призывает. Никакой новой информации в ней нет. Оценки высказанные в статье дублируют мнения никонианских мракобесов и маргиналов, таких как: Кирилл Фролов, о. Всеволод Чаплин, Владимир Крупин, Сергей Кургинян и других. В статье нет никакой оценки приговора: ни просьб о помиловании или наоборот об ужесточении наказания. Непонятен сам смысл появления этой публикации, кроме как нанесения ущерба имиджу старообрядчества, которое овеянное ореолом гонений, долгие годы было символом терпимости, милосердия, непричастности к насилию, злобе и инквизиции. Конечно, одной статьей митрополиту Корнилию не получиться уничтожить положительного отношение к старообрядчеству в обществе и народе, но очень не хотелось, чтобы эта тенденция была продолжена.