Кто является заказчиком и организатором акции «Pussy Riot» в Храме Христа Спасителя?

Протодиакон Кураев считает, что заказ на проведение акции "Pussy Riot" исходил из предвыборного штаба Путина:

- Меня меньше всего интересуют замыслы и планы самих этих девушек, потому что они стали частью большой политической игры, в которой они даже не пешки, а еще что-то меньше, и в этом их беда.

- Вы хотите сказать, что не они сами это придумали?
- В экспертной среде мне доводилось слышать следующую гипотезу начала этой истории. Подчеркну, что 100% доказательств у меня нет. Но, по крайней мере, эта гипотеза способна максимально объяснить все подробности.

 Эта гипотеза предполагает, что заказ исходил от третьеразрядных людей Путинского штаба. Очевидно, что политический бонус от этой акции получил кандидат номер 5 (На президентских выборах в  бюллетенях для голосования  под номером 5 был В. В. Путин. — Е.М.). За неделю до выборов в главный Храм страны врываются хулиганки и начинают ругать Патриарха и одного из кандидатов. «Православное болото» (болото  не в смысле этой  зимы, а в смысле политической индифферентности: поскольку религиозные люди мало интересуются политикой), т.е. обычный православный избиратель, который и не собирался идти на выборы,  получает совершенно четкий месседж:  смотри, есть угроза твоей вере, твоему Патриарху и они же в твоем храме хамят кандидату номер 5. Так за кого ты отдашь свой голос? Кто тебя защитит?

- Надо идти и голосовать за кандидата номер 5!

- Да, поэтому из того, что я слышал, версия такая: в свое время, не знаю кто -  Администрация Президента или мэрия Москвы озаботились проблемой парка им. Горького. Надо его реконструировать, и нужны деньги, которых как всегда нету. По этому поводу напрягли Романа Абрамовича – помоги! Он как умный человек говорит, я не против помочь, но я должен быть уверен, что деньги, которые я выделяю,  будут расходоваться конкретно на этот проект, а не денутся куда-то, поэтому мой человек должен стать главным менеджером в этом вопросе. Соответственно, Капков был назначен руководителем Департамента культуры Московского правительства. Дальше не знаю,  у самого Капкова или у знакомого его олигарха,  может еще у кого-то в окружении,  возникла идея -  а не пойти ли выше!? После того, как по итогам парламентских выборов из Кремля ушел Сурков, освободилось очень интересное место,  и было понятно, что кто-то похожий должен был туда прийти. Нужен человек, способный нелинейно мыслить, выстраивать сложные сценарии, т.е. работать не в стиле агитотдела ЦК КПСС.  И возможно этой акцией  хотели просто  доказать собственную креативность -  мол, и мы можем действовать сложно: вроде бы акция против кандидата номер 5, а на самом деле -  за него. Заметьте нас  и повысьте!

Тот же Марат Гельман, он имеет репутацию двойного агента: он и с кремлёвскими дружит, и с оппозицией, т.е. идеальная фигура, что бы выступить непосредственно в роли заказчика, но, опять-таки, навряд ли он напрямую с этими «пуськами» общался, очевидно, там были ещё какие-то посредники. Следующий уровень - непосредственно заказчиков-исполнителей -  мне уже не интересен… А вот потом произошло нечто, что не учитывалось в этой схеме. Это жесткая реакция Патриархии. Эхо получилось слишком громким и выходящим за рамки локальной предвыборной и аппаратной проблемы. Поэтому все остались при своих должностях, повышения не произошло.

Думаю, попытка разогревать волну под названием -  «не забудем, не простим» - это серьезнейшая ошибка церковного пастырства. Есть вещи, которые нельзя будить. Легко дать людям разрешение на выплеск ненависти, но загнать его обратно значительно тяжелее. Думаю, что произошла  банальная политическая ошибка. Была иллюзия, что можно принять эту подачу, перефинтить ее и использовать на благо Церкви. Мол, весь мир увидел, что нас обидели. Весь мир видит (обязан увидеть) нашу боль и нашу беззащитность. А потому нужно принимать закон, который  криминализировал бы кощунство, издевательство над чужими святынями, и в Уголовный Кодекс надо внести соответствующую статью. Для этого церковные спикеры долго не давали утихнуть вниманию к февральской выходке и требовали жесткой реакции властей. Но потом в раскрутке ситуации подключились уже более серьезные игроки. И в итоге общественное мнение в статусе жертв видит уже не нас, а арестованных феминисток.

Следующее изменение, мне кажется, произошло в конце апреля. Стало понятно, что каждый новый срок продлеваемого досудебного пребывания женщин в тюрьме работает против Церкви. И кому-то это понравилось. Кому-то из тех, у кого есть прямые возможности влиять на работу правоохранительных органов. Патриарх, которого нагло оскорбляют,  вырастает в глазах людей. Но если Патриарха выставить в роли  виновника заключения девушек – общественное доверие Патриарху начинает падать.  Поэтому  я считаю, что на сегодня история с панк-группой является именно антипатриаршей и в гораздо более серьезной степени, чем мнилось самим танцовщицам полгода назад.

- Девушки из Pussy Riot знали, что ими пользуются?

- Мне это не интересно.

- А как вы думает их акция оплачивалась?

- Может быть и нет.

- У меня такое ощущение, что сейчас Церковь считает этих девушек из Pussy Riot своими врагами,  и Церковь настраивает людей против этих девушек.

- Это очень печально, если такое впечатление есть. Хотя бы по той причине, что делать кого-то врагом Церкви означает делать его Церкви равновеликим… Оттого принимать такую формулу значит унижать саму Церковь. Выходит, что Церковь Христова создана для борьбы с этими тремя женщинами? С ума сойти!

Протодиакон Андрей Кураев
«Новая газета» №88 01.08.2012

  

Запись AРТ-ЧУМА В РОССИИ, появившаяся в блоге rusfront2012, успевшего заработать среди русскоязычных блогеров репутацию «Русского Викиликса», на сей раз срывает покровы над так называемой «авангардной арт-общественностью».

Акция «Pussy Riot» в Храме Христа Спасителя стала следющим шагом в хорошо спланированном и профинансированном проекте. Ни для кого не секрет, что «серым кардиналом» подобного акционизма является небезызвестный  галерист и политтехнолог Марат Гельман. Именно на его совести лежит раскрутка подобных антисоциальных и аморальных акций.  Но кто стоит за самим Гельманом? На ум приходит его ангажированность в окологосударственные PR-проекты под прикрытием давнего друга Макфола - Владислава Суркова.

Стартовала «карьера» Гельмана с работы в «Фонде эффективной политики» (ФЭП), подконтрольном В. Суркову. В указанном фонде М. Гельман под кураторством Глеба Павловского – ныне страстного оппозиционера и либерала (как быстро забываются съеденные кремлевские харчи) разрабатывал кампании для партии «Единая Россия», «Родина», «СПС», помогал на президентских выборах на Украине В. Януковичу, входил в предвыборный штаб С. Кириенко. Кроме того, работал на «Первом канале», входил в состав Общественной палаты РФ, получив весьма внушительные рычаги влияния.

Как справедливо пишут в указанном посте:

«Заслуги» М. Гельмана во многом схожи с послужными списками других подопечных В. Суркова: Г. Павловского, С. Белковского, М. Колерова и др., которые как и Гельман, после потери доступа к государственной кормушке, начали проклинать «режим» и хаять ситуацию в России, поддержали «протесты», став «рупорами либерализма и свободы», искренне рассчитывая «заслужить внимание кремлевского руководства» и снова  «поиграть» на выборах за государственный счет. Но в последнее время, возможно из-за перехода В. Суркова на работу в Правительство, эту публику до выборной тематики не допускают (и Слава Богу!), поэтому имидж оппозиционеров им можно еще долго не менять».

После перехода Суркова в правительство он потерял монопольный контроль за российской политтехнологической поляной, и Гельман, забыв о своем кураторе, посвятил себя обработке почвы «современного искусства», не забывая привлекать бюджетные средства через ангажированных в прозападный вектор влияния государственных чиновников, таких как М. Швыдкой. Результат:  многомиллионные инвестиции министерства в сомнительные акции и мероприятия Гельмана, такие как вручение премии «Инновация» арт-группе «Война» за 60-метровый член напротив здания ФСБ в Санкт-Петербурге… Эта группа –«коммерческий проект М. Гельмана, хорошо сейчас продающийся на Западе», - отмечают информированные источники «Русского Викиликс».

Разрубание топором и разрисовывание икон, голый человек в образе собаки в ошейнике и на привязи, извращения, надругательства над произведениями классицизма, реализма, советского плаката, «картины» с Микки-Маусом вместо Христа, издевательские плакаты с подписями «Слава России!» -  все это звенья хорошо спланированной диверсии, пока еще не получившей должной юридической оценки. Более того, при государственной поддержке О. Черкунова и представителя края в Совете Федерации он получает средства на «Центр современного искусства», Пермский музей современного искусства «PERMM», Пермский центр развития дизайна.

Гельман продолжает экспансию: открытие галереи современного искусства в Краснодаре,  сотрудничество с кировским губернатором Н.Белых, осваивавшим  вместе с А. Навальным деньги Чубайса в «СПС».

Только один проект Гельмана рискует обратиться значительными коммерческими потерями – пресловутый «Pussy Riot». Активисткам светят реальные уголовные сроки, а финансировать уголовников, даже откровенно русофобских и прозападных, наши «партнеры» в Европе и США все еще остерегаются.



Лидер группы «Коррозия Металла» Сергей Троицкий ("Паук") утверждает, что за панк-молебном в ХХС стоит Владислав Сурков.

Подтекст демарша "Pussy Riot" Троицкий связывает с желанием властей "отвлечь население России от возмущений по поводу нечестных выборов". С этой целью, по мнению "Паука", "люди Владислава Суркова" решили использовать "Pussy Riot". "В кулуарах Красного Октября говорят, что пиарщики "С" уверили "П", что "ПР", взорвёт всё общество! Православные люди, из-за ПР, возненавидят Болотную и просто станут их рвать на части! Но этого не произошло. 90 % населения РФ предпочитают не обсуждать тему ПР, даже во время застолья, или отделываются общими фразами", - замечает Троицкий.

Лидер "Коррозии металла" убежден, что без "поддержки сверху" у "Pussy Riot" ничего бы не получилось: "Если не говорить о крупных мероприятиях, а просто про маленькие, но серьёзные московские клубы, то замутить там какой-либо флэшмоб довольно проблематично. В олдовых клубах – олдовая серьёзная охрана. Четыре охранника, могут легко мониторить угар 400 рыл и всё держать под контролем + менеджеры и техсостав. Успех флэшмоба может обеспечить наличие человека, который в этом клубе некоторое время работал или проводил массу разовых концертов, которые знает все расклады и нюансы или же коррумпирование работников клуба. Храм Христа Спасителя серьёзный государственный объект, просто так там ничего не получится. Поэтому напрашивается мысль о договорённости – чтобы девушки успели снять клип. Никто из музыкальной тусовки такое не смог бы организовать, да и вообще не стал бы туда соваться", - рассуждает "Паук".

При этом он допускает, что сами участницы "Pussy Riot" не знали о политтехнологической комбинации: "Они были не только окрылённые своим творческим угаром, но чистосердечно верили в идеалы панк-революции против тупой Системы! Они хотели своими безумными арт-поступками вдохновить общество, противостоять лжи самыми необычными и причудливыми способами".

"Крайней", по мнению "Паука", в этой ситуации оказалась РПЦ МП: "В какой-то момент кто то предложил П перевести стрелки, как бы представить злодеем не Путина, а церковников, хотя сама песня была именно про него! Тема тюрьмы в России очень важная. Сегодня поп - это добрый батюшка, завтра дьявол, который заточил девок в тюрягу".

Владислав Сурков "стал посредником между церковью и президентом, а по сути, начальником церкви, то есть главнее, чем сам Путин, - отмечает далее "Паук". - Именно он теперь может прощать "Pussy Riot" или наоборот предать анафеме любого президента с помощью панк-молебна "Pussy Riot". Вот для чего был затеян весь проект".


 
Предполагаемые цели заказчиков акции в Храме Христа Спасителя

Сразу после инцидента 21 февраля всё российское общество четко разделилось на три лагеря. Первый лагерь – фарисейский – требовал покарать этих "бесноватых ведьм" самым жестоким образом, вплоть до сожжения на костре. Второй лагерь – языческий – восторженно рукоплескал и восхищался перформансом. И, наконец, третий лагерь, оказавшийся явно "между двух огней", призывал осудить саму выходку, но помиловать ее "заблудших участниц". (Здесь очень интересна заочная полемика о. Андрея Кураева и протоиерея Димитрия Смирнова, который предложил "выслать этих кощунниц вон из России", а отец Андрей возразил: "А мне ближе идея Солженицына о "сбережении народа": мы не должны разбрасываться нашим народом, каким бы грешным он ни был, но мы должны стремиться перевоспитать его".)

Впрочем, "перевоспитать" трех артисток будет не так-то просто, ибо они являются принципиальными последователями своих идей. Вся их деятельность (как в составе арт-группы "Война", так и в составе "Pussy Riot") воспринимается многими христианами как воинствующее неоязычество, выражающее себя в агрессивном протесте против всех традиционных представлений. И мне кажется, что именно такой опытный миссионер как Андрей Кураев сможет найти с ними общий язык, чтобы убедить их немного скорректировать свою позицию и признать, что они оскорбили православных христиан и лично Патриарха Кирилла (Гундяева).

Другое дело, что за исполнительницами "спектакля", как принято считать, стоят некие режиссеры и дирижеры, чьих имен мы можем не узнать никогда. Кто срежиссировал этот гротескный панк-молебен? Кто затем дирижировал зловещим "хором фарисеев", ультимативно потребовавшим от государства уголовно покарать "бесноватых ведьм", в противном же случае угрожавшим устроить над ними самосуд в форме побивания камнями либо сожжения на костре?

На этот счет есть разные предположения. Например, известный литературовед и критик Александр Архангельский в своей возмущенной (и отчасти даже панической) заметке "Кощунство не подлежит государственному суду" предположил, что всё это уголовное преследование "панк-хулиганок" является злобной провокацией неких закулисных сил, провокацией, "нацеленной на то, чтобы ужесточить внутреннюю атмосферу в стране, представить Православную Церковь как силу мракобесную, перевести ответственность за полное беззаконие государственных органов на церковное руководство, рассорить это руководство со сколько-нибудь вменяемой частью общества". Еще раньше подобную же мысль высказал библеист Андрей Десницкий, прямо назвавший авторов провокации: это "кремлевские политтехнологи", решившие "поссорить Церковь и интеллигенцию".

Однако, думается, что "происки кремлевских политтехнологов" не являются главной движущей силой всего этого процесса. На мой скромный взгляд, главное здесь – это извечный конфликт "западников" и "славянофилов", который будоражит русскую общественную жизнь еще со времен Петра Великого.

Но сегодня, по-моему, уже всем здравомыслящим людям (и западникам, и славянофилам) ясно, что эту провокацию надо заканчивать как можно скорее, ибо она уже начинает надоедать.

Юрий Линник


По мнению Райнхарда Везера в Frankfurter Allgemeine Zeitung, активистки Pussy Riot, вероятно, переоценивают себя, считая, что несоразмерно жестокий приговор доказывает страх режима перед протестом. "Многое указывает скорее на то, что это хорошо просчитанная реакция, призванная укрепить легитимность режима и ослабить оппозицию", - пишет Везер. Заключение трех активисток в СИЗО, гротескное растягивание процесса и подробное освещение суда государственными СМИ в духе стороны обвинения поспособствовали известности Pussy Riot. "Эффективность такого освещения событий доказывается результатами опросов: подавляющее большинство россиян считает процесс над Pussy Riot справедливым, значительная часть придерживается такого же мнения о приговоре. В процессе по делу, которое многие люди расценили как оскорбление их религиозных чувств, режим выставил себя защитником приличий и элементарного порядка", - рассуждает автор.

"Протесты из-за границы для российского режима в обоих случаях были всего лишь неприятным побочным эффектом, практически незаметным в сравнении с внутриполитической выгодой. Теперь вожди внепарламентской оппозиции, усилившейся после сфальсифицированных думских выборов в конце 2011 года, стоят перед схожей дилеммой: они не могут не требовать освобождения участниц Pussy Riot, но этим уменьшают свои шансы на поддержку вне протестной среды больших городов", - рассуждает автор. Кроме того, он отмечает, что инсценированный процесс против Pussy Riot отвлек внимание общественности, в том числе международной, от остальных тем на повестке дня оппозиции.

Источник: Frankfurter Allgemeine


Не все представители российской оппозиции поддерживают ажиотаж вокруг дела Pussy Riot. Раскол, который акция девушек спровоцировала в обществе, мешает нормальной политической работе по объединению всех протестных слоев населения и уводит оппозиционные настроения в неэффективном направлении. Так полагают, в частности, лидер «Демократического выбора» Владимир Милов и лидер «Другой России» Эдуард Лимонов.

По мнению Милова, от процесса над Pussy Riot политически выиграла только власть, которая использует это дело для дискредитации оппозиции. По его словам, у власти появился очередной повод сказать «засомневавшимся избирателям»: «Видите, ребята, на смену нам хотят прийти безбожники, ненавидящие православие, у которых главные герои и кумиры — срамные девки, сплясавшие в храме. Вот вся их "оппозиционная" сущность. Так что идите, товарищи избиратели, обратно к нам, к дяде Вове под крылышко».

С ним солидарен Лимонов, который утверждает, что демократы и националисты могли бы сблизиться и консолидироваться в политической борьбе, если бы не дело Pussy Riot, которое увело оппозицию от народа.

Мнение о том, что процесс над Pussy Riot усиливает раскол внутри общества, разделяет большинство комментаторов.


Дело Pussy Riot дало волю секретному войску Путина - православным верующим.

На Селигере Путин "изложил концепцию российской государственности на основе православия", говорится в статье. 

Тем самым Путин пытается создать "идеологический клей" для своего политического выживания, считает Шустер. У Путина "практически больше нет заинтересованных сторонников-энтузиастов", зато ряды противников быстро ширятся, говорит Михаил Дмитриев, президент Центра стратегических разработок. 

Православные верующие - последний легион верных сторонников Путина, утверждает, со своей стороны, автор статьи. Бобров заявил, что "Всякая власть от Бога" - один из главных церковных догматов. Агеева заметила: "Тот факт, что государство проводит этот курс, - благоприятная возможность [для церкви]". 

Источник: Time

Саймон Шустер


Дело Pussy Riot – вульгарная «операция прикрытия» медведевской приватизации. Так считает авторитетный экономист Михаил Делягин:

- Дело «пусек», как их стали звать, поставило «на уши» всё общество. Оно точно попало в болевой центр: русская культура по своей основе православная. Именно поэтому органически не приемлет ни торгашества, ханжества и лицемерия «священнослужителей», ни мракобесия множества «православных активистов», ни циничного оскорбления православия. Особенно представителями иных культур и ориентаций.

Снайперское попадание во все эти болевые точки раскололо общество, как талую льдину, на тех, кто живёт в XVI и в XXI веках. Последние потрясены тем, что государство демонстрирует ценности и методы образца полутысячелетней давности. И выглядит это как циничное глумление над законом и моралью.

Точность удара заставила «продвинутых аналитиков» заголосить о заговоре и кивать на либералов, «вашингтонский обком» и вездесущий Израиль.

Вот только разработчик этой операции гениально чувствовал душу России. На это не способны ни либералы, ни американцы, ни деградирующий Израиль, приветствующий «исламскую зиму», «потому что это демократия». Конечно, там много наших специалистов, но их держат на правах «негров», пусть и высокооплачиваемых. А операции планируются на более высоком уровне.

Поэтому операция, похоже, планировалась в России.

Кем-то, кто, может, хотел и не вредить России, а просто отвлечь её. Ведь под шумок этого дела мы почти забыли об убивающем экономику ВТО, о реформе, уничтожающей бюджетную сферу, о нехватке ликвидности в банках и даже о репрессивных законах.

А главное, о чём мы должны забыть, – приватизация. Ей подлежат РЖД (вся железнодорожная система страны), Сбербанк, «РусГидро» (почти все гидроэлектростанции), Роснефть (крупнейшая в мире по запасам нефти), «Совкомфлот» (главный танкерный перевозчик), Уралвагонзавод (основной производитель танков), «Аэрофлот» (основной авиаперевозчик).

Эта приватизация, насколько можно судить, будет массовым расхищением государственного (то есть народного) имущества. Потому что планируется во время глобального кризиса: денег в мире нет, и потому покупать будут дёшево.

Приватизация объединяет глобальные корпорации и олигархов новой волны, именуемых порой «тимченко-ротенберги». В отличие от правительств и политических заговорщиков, они могут собрать и оплатить любых специалистов для планирования гениальной «операции прикрытия».

Михаил Делягин,
публицист



Общественный резонанс суда над «Pussy Riot»

Приговор по делу Pussy Riot укрепил православных и их ценности, и православные "наверняка помогут заглушить голоса критиков" Путина, считает Шустер. "Другой вопрос, послужит ли это делу национального единства", - замечает он.

Процесс по делу Pussy Riot давно перешел ту черту, когда можно было сомневаться в его огромном общественном значении. Все люди доброй воли возмущены средневековым судилищем, репортажи из Хамовнического стыда позорят Россию на первых полосах крупнейших мировых газет, на защиту Марии Алехиной, Екатерины Самуцевич и Надежды Толоконниковой встали уже все, кто только можно: от православной интеллигенции до Федора Бондарчука, Аллы Пугачевой и Мадонны. Но к людям, из-за которых заварилась вся эта каша, их заступники предпочитают относиться как к юным дурам, по собственной глупости угодившим в переплет.

Называть выступление Pussy Riot в храме Христа Спасителя глупостью и пошлой выходкой имело смысл только в первые дни после этого выступления, когда на него не было никакой реакции — девушек вывели из храма, и все дела. И если бы продолжения не последовало, оно бы так и осталось "глупым и бестактным демаршем". Никто не ожидал, что реакция на молебен об изгнании Путина будет именно такой. Но именно эта реакция доказывает — Pussy Riot не дуры, их выступление — не глупость и не недоразумение. Наоборот, место и форму для своего высказывания они выбрали безукоризненно точно.

И в пояснениях к "панк-молебну", опубликованных вместе с его текстом еще 21 февраля, и на суде участницы Pussy Riot подробнейше объяснили, что их выступление — политический протест, и против чего именно они протестовали:

— недопустимой близости РПЦ и государства;

— поддержки церковью и лично патриархом Путина;

— требования к православным отказаться от гражданской активности и подчиняться светским властям;

— поддержки церковью силового подавления протестов;

— особого отношения церкви к сильным и богатым ("крестный ход из лимузинов");

— отношения церкви к женщинам и их роли в обществе;

— прошлой и нынешней близости клира к спецслужбам;

— отношения церкви к сексуальным меньшинствам;

— поразивших церковь и лично патриарха стяжательства и тяги к роскоши;

— преподавания Закона Божия в школах.

Всё это миллионы раз писалось в газетах и обсуждалось на круглых столах. И не имело абсолютно никакого эффекта. А протест Pussy Riot был услышан далеко за стенами храма Христа Спасителя, он вызвал яростное противодействие, которое показало, что проблемы реальны, а положение — гораздо хуже, чем можно было подумать. Самое очевидное (и теперь это очевидно практически всем): провозглашенные в Конституции отделение церкви от государства и светский характер Российской Федерации — не норма жизни, а цель, за которую нужно бороться.

Процесс в Хамовническом суде зафиксировал окончательный коллапс правосудия. Суд был публичным, и даже самый непонятливый зритель видел, что это не суд. Участники процесса во главе с судьей даже не пытались имитировать следование букве и духу закона: судья демонстративно попирала нормы права и принятые в суде процедуры, адвокаты подсудимых не менее демонстративно отказались от участия в фарсе и заявляли свои протесты и ходатайства исключительно с прицелом на пересмотр дела даже не в российских кассационных инстанциях (они такая же фикция, как и Хамовнический суд), а в ЕСПЧ.  

Во время процесса участницы Pussy Riot извинились перед оскорбленными верующими за "этическую ошибку". Сама же Русская православная церковь потерпела в деле Pussy Riot полное этическое фиаско. В самом начале еще можно было говорить о том, что церковь не вмешивается в светское судопроизводство. Но после того, как суд начал "рассматривать дело по существу", этот довод утратил всякую силу — суд полностью отверг политическую составляющую выступления Pussy Riot; Алехину, Самуцевич и Толоконникову под оглушительное молчание официальной церкви судили за нарушение церковного регламента и богохульство. По инициативе обвинения и при полной поддержке судьи Сыровой в зале Хамовнического суда в течение полутора недель выясняли, что "православно", а что не очень. Официальной церкви следовало выступить с объяснениями, сказать: "Прекратите говорить от нашего имени чушь", — в конце концов, разъяснить нормы церковного права, раз уж ими так заинтересовался светский суд. Ничего этого не произошло.

Благодаря молчанию церкви мы знаем теперь, например, что она считает "антихристианскими" феминизм и саму идею равноправия мужчин и женщин. Что она считает приемлемым применение в современном мире постановлений средневековых церковных соборов. Русскую православную церковь не оскорбляет, когда светский суд считает возможным обсуждать, с какой скоростью правильно креститься. Ее не беспокоит, что за "ненависть" к православию судят православную Марию Алехину, которая работала волонтером в православной же благотворительной организации. Наконец, православная церковь не сочла нужным пояснить, на что следует, а на что не следует обижаться православным верующим — а именно оскорбление их нежных чувств и было предметом рассмотрения в Хамовническом суде.

Молчала не только официальная церковь — ни один православный священник не пришел к Хамовническому суду, чтобы выразить свой протест против происходящего там беззакония, творимого именем православной церкви. И весь этот позор останется на церкви независимо от того, каким будет приговор, и будет ли, с учетом огромного резонанса, Путин принимать решение единолично, или посоветуется с патриархом.

За то, что произошло в Хамовническом суде, придется извиняться и государству, и церкви. Чем раньше это произойдет — тем лучше для всех.

Важно и другое. Pussy Riot протестовали против прихода церкви в школу. Теперь мы точно знаем, какие именно основы православной культуры там будут преподавать.

Николай Клименюк


 
В поступке «Pussy Riot» нет ни шалости, ни эпатажа. Это героический поступок. Разумные и отважные девушки. Комическими жестами они показали то, что имеет место в наших храмах: идолопоклонство и пустосвятство. Когда, например, там стоят "подсвечники" – так народ окрестил высших чиновников со свечками в руках, отбывающих своего рода трудовую повинность.

Конъюнктурная мораль так переплелась с христианской, что породила раковую опухоль, которой поражены и клирики, и прихожане.

Девушки, прокричавшие о ней в храме, – это прорвавшийся нарыв. И нельзя не увидеть здесь очистительный обнадёживающий симптом. Православная Церковь должна развернуться к миру. Иначе она во всей своей златопарчёвой прелести останется всего лишь театральной декорацией. Христос пришёл не к фарисеям и законникам, а ко всем "труждающимся и обремененным". Церковь - это не только иерархия, но и братская община, во главе которой стоит Христос, Доступный каждому в таинстве и молитве.

Обнадёживает ещё одно обстоятельство. Господь их не оставляет в узилище. В бронированном стакане, где они сидят на скамье подсудимых, на этой самой скамье, рядом с Толоконниковой, лежит книга со многими закладками размером в тетрадный лист. Наверняка с выписками из текста… На фотографии можно различить название книги: "Дионис, Логос, Судьба". Написал её священник Александр Мень. Это четвёртый том из его из цикла "В поисках Пути, Истины и Жизни". Что ж, пути Господни неисповедимы…

православный поэт
Александр Зорин



- Как Вы оцениваете приговор девушкам из "Pussy Riot"?

- Никак не оцениваю. Мне совершенно непонятно, почему во всем мире шум. Любых девиц, которые безобразничали в храме, нужно просто взять за руку, вывести из храма и спокойно оставить на улице. Никуда, естественно, не сообщать, никому не жаловаться.

Этот всемирный шум сейчас устроили с одной, как я понимаю, целью — отвлечь внимание людей в нашей стране от глубинных проблем сегодняшней официальной православной Церкви.

За 70-80 лет нашего братского сотрудничества с коммунистическим режимом на теле Церкви появилось очень много язв, у нас очень много болезней, которые до сих пор не исцелены. 

Мне совершенно непонятно, почему до сих пор не успокоились по поводу этих девиц. Я читал о них материалы в газетах различных стран мира — да что это такое, кому они интересны? Это никому не нужно и неинтересно. Это искусственно созданный, раздутый на весь мир мыльный пузырь. Если государственная власть хочет их за что-то наказывать — говорят, они где-то раздевались, где-то совокуплялись, — то пожалуйста, но меня-то это не касается. А если они плясали в храме Христа Спасителя, то вывести и все. Тут абсолютно говорить не о чем. 

- В экспертизе по делу "Pussy Riot", принятой судом, содержится множество ссылок на деяния церковных Соборов. Допустимо ли это в светском суде?

- Они не смеют ссылаться ни на Коран, ни на Новый Завет, ни на решения Вселенских Соборов — это чистый вздор. Гражданский суд не имеет права заглядывать ни в какие решения ни Трульского, ни каких-то других Соборов.

Я думаю, что этот прецедент необходимо обжаловать в Конституционном суде и в Верховном суде РФ.

священник Георгий Эдельштейн



Судья Сырова заинтересовалась правильным наложением на себя знамения Креста? Пусть посмотрит службы РПЦ МП...

Огромное множество священнослужителей РПЦ МП не умеют накладывать на себя крестное знамение.

Как правило, они крестятся т. н. "петровским" крестом, т. е. переворачивая крест Христов "вверх ногами". (Именно на таком кресте, вниз головой, был распят апостол Пётр.)

Крестное знамение клирики РПЦ МП обыкновенно "исполняют" от своего чела до – максимум – солнечного сплетения. Таким образом крест и получается у них "вверх ногами".

За подтверждающими примерами далеко ходить не надо: достаточно посмотреть или любую видеотрансляцию богослужений с участием клириков РПЦ МП, или зайти в ближайшие один-два храма РПЦ МП.

Нередко крестные знамения в "исполнении" священнослужителей имеют и вовсе замысловатые формы, напоминающие какие-то "четырёхконечные" зигзаги…

Таким образом, свидетель обвинения – алтарник из ХХС, говоря о якобы "пародийном, сатирическом" совершении крестного знамения членами группы "Pussy Riot", сначала бы, выражаясь по-евангельски, "вынул бревно из глаза своего", посмотрев, как крестятся его духовные патроны. А потом заявлял бы об "оскорблении" своих чувств…

А, может быть, тот свидетель обвинения и сам толком не знает, как правильно накладывать на себя крестное знамение? Основания для такого вопроса есть: ибо целый сонм духовных отцов из РПЦ МП явно не знает, как правильно креститься.

Доктор исторических наук
Михаил Бабкин



Приговор суда над панк-феминистской группой Pussy Riot, каким бы он ни был, ничего не изменит в моей оценке явления, называемого в прессе "панк-молебен в Храме Христа Спасителя". Оценивать можно единичные явления: неприличное поведение отдельных пастырей, прихожан, приходов, и даже ереси. Но глобальную подделку-перевертыш, ложь во Имя Христово, можно только интуитивно ощутить и выблевать, как яд, пока не поздно. Ложь под прикрытием святого, особенно ложь пастырей, имеет свойство незаметно, но действенно туманить сознание своих же - верующих, составляющих Тело Христово, т. е. Церковь.

Признаюсь, яд проник и меня тоже, мешая сразу понять смысл "панк-молебна". Моей первой реакцией на увиденное в Интернете видео подпрыгивавших на фоне икон девушек в разноцветных скоморошных нарядах было нечто вроде "Kакой кошмар! - Kак это возможно, почему их не выведут?" Мне, иконописцу, присуще обостренное чувство гармонии и того, как полагается вести себя в храме. Впрочем, даже тогда у меня не было ощущения богохульности происходившего. Нелепости, дикости - да, в основном, потому, что мне ясно было, что "скоморохи" даже не знали, как креститься и в какую сторону поворачиваться. Окажись я в тот момент в храме, я бы, вероятно, вытолкала прыгавших наружу, потому что задирать ноги в храме и играть на гитарах не подобает. Тогда я не обратила внимание на ключ к происходившему: в каком именно храме творилось это неподобающее и не вдумалась в его символизм.

Об истории собора Христа Спасителя в Москве известно всем: сооруженный в честь победы в Отечественной Войне 1812 года, "в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели"[1], взорванный в 1931 г., и выстроенный вновь в 1994-97 гг. Выстроенный, как многократно повторялось и повторяется, как символ возрождения России. Именно на восстановление символа возрождения я, тогда студентка, пожертвовала скромную сумму. 

Я хорошо помню также и момент, когда я впервые вошла под своды нового храма. Я была уже вполне сознательной христианкой, т.е., христианкой по собственному, выстраданному выбору, живущей активной церковной жизнью. Еще при приближении к храму у меня появилось ощущение, что что-то было не так. Ближе – хуже: пропорции и детали, кладка, рельефы выглядели бутафорией. Под сводами меня огрело, иного слова не подберешь, дичайшее для сколько-нибудь богословски образованного человека изображение "Троицы Новозаветной" – Бога Отца, Бога Сына в виде Младенца, и Святого Духа в виде голубя[2]. Огрело не столько свой неканоничностью – таких неканоничных изображений, увы, множество в храмах России, а своей изобразительной ненастоящестью. "Вранье это все, перевертыш, дичь" – кричала роспись и весь храм. Сходные с этим изображения Новозаветной Троицы в других храмах тоже резали мне глаз, но было видно, что делали их, хотя и по богословскому невежеству, но искренне, и искренность искупала ревность не по разуму. Здесь же было нечто леденящее, холод имитации. В соборе было тяжело и гнетуще.

При всей моей тогдашней ревности неофитки я никогда больше не заходила в собор, про себя называя его "самоваром". Позже я узнала о поддельных, т.е. пластиковых, рельефах на его стенах, подземных автостоянках, сдававшихся в аренду залах - узнала от кого-то и отмахнулась " Поклеп это, не может быть – какие могут быть в храме стоянки?" Отмахнулась потому, что мое понимание святости Церкви было хотя и не упрощенно-наивным, но была у меня некая наивная вера в то, что священнослужители не могут сознательно идти на соглашательство с ложью, по крайней мере, большинство их. Неприятное впечатление, производимое собором, я объясняла дурным вкусом священнослужителей и их невежеством в церковном искусстве.

Таинство Причащения, которое является буквальным соединением с Богом, предельной степенью богообщения, доступного человеку в этом мире – это то, ради чего строится храм.

Итак, если мы верим в то, что храм - это дом Бога, как мы смеем загрязнять его тем, что не имеет отношения к Богу и Евхаристии? Если мы верим, что в причастии мы соединяемся с Иисусом Христом, если мы верим в то, что здесь и сейчас совершается Жертва и на Престоле в Чаше находится Спаситель, то как мы можем допустить наличие в этом же храме стоянок и моек для машин, банкетных залов, и прочего неподобающего? Как это возможно, что Престол с Чашей находится над стоянкой машин и прочими "помещениями", не имеющими отношения к богослужению? Сказать, что "они за стеной или под полом" – фарисейство и мерзость, гораздо большая, чем честный ответ "нам стыдно, но нам деньги нужны". Почему хуже? – потому, что в первом случае служитель Церкви лукавит, подменяя интуитивную реакцию здорового сознания формальной логикой и тем самым приучает свою паству к не различению мерзости, а во втором говорящий признает, что да, мерзость.

Читающий эти строки может задасться вопросом, при чем здесь Pussy Riot – уж не при том ли, что "молебен" стал очередным, только особо креативным, богохульством? Нет, я так не считаю; Pussy Riot здесь при том, что их "панк-молебен" стал чем-то вроде землетрясения, которое, покривив и покосив здание, обнажило ту самую "срань Господню", под которой я понимаю "срань в обличье Православия", мерзость, творимую в доме Божием народом Божиим. Покровы сьехали, и внутренность неприкрыто засмердела.

Двоеверие и подмены были в Церкви всегда, но особенно бесстыдно они вылезли наружу (по крайней мере, для меня) во время суда над Pussy Riot. 

Из речи прокурора: "Вульгарно, вызывающе, цинично перемещались по солее и амвону", "пытаясь обесценить веками оберегаемые и чтимые традиции и догмы", "посягнув на равноправие и самобытность РПЦ", "посягая на сакраментальность и не реагируя на призывы".

Это не речь верующего и даже не неверующего, но добросовестно изучившего специфику вопроса человека – это речь попугая. Эти слова могли бы быть произнесены националистом, язычником, безверующим – кем угодно, кто усвоил, что Православие является "национальным атрибутом", а Церковь – отправителем некоего государственного культа. В нехристианском контексте они вполне естественны. В христианском – жгуче-позорны и фарсовы.

Именно слова прокурора и суд являются оскорблением христианам, а не "панк-молебен", по одной простой причине: речь прокурора абсурдна и лжива, суд лжив, а епископы Церкви молчат, несмотря на то, что суд оперирует понятиями, которые имеют смысл только внутри Церкви. Использование в ходе суда церковных понятий откровенными невеждами, для которых сакральность равна сакраментальности – это плевок в лицо Церкви, точно такой же, как и "столики для платы за причастие". Адвокат подсудимых задает вопрос: "Почему в храме Христа Спасителя проводятся банкеты и корпоративы? Почему Bony M могут выступать в храме, дрыгаться и исполнять непристойные песни, а девушек, исполнивших политическую песню, судят по Уголовному кодексу?"

Ах, как наивен вопрос, и как просто на него ответить, следуя той самой формальной логике: банкеты и корпоративы проводятся не в храме, а в "залах", а "панк-молебен" был в храме. Нет, господа логически мыслящие: банкеты проходят именно в храме, хоть и под землей, под куполом с "Троицей Новозаветной", и не так, как трапезы в монастырях – те происходят в отдельных помещениях в удалении от храма, да и если не в удалении, то трапезничают там монашествующие да паломники, во славу Божию и под чтение молитв, а не аккомпанимент "Ra-Ra-Ra-Rasputin" и тостов. 

От редакции: В интернете появилась публикация:

«Сатанинский обряд в храме? Платите? Пожалуйста! В блогах появилась новая видеозапись выступления в одном из помещений храма Христа Спасителя. Неизвестная группа с подтанцовкой исполняет неуместную песню Rasputin группы Boney M. Судя по ряду характерных деталей интерьера, мероприятие проходило в Зале церковных соборов. Сообщается, что 1 мая 2012 г. зал был арендован для проведения "частного мероприятия". Это вполне реально, ведь на сайте собора сказано, что этот зал "предназначен для заседаний Поместных и Архиерейских Соборов, и, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, для проведения светских мероприятий". Вот только благословлял ли патриарх этот концерт? И является ли песня о Распутине с соответствующим текстом куда более невинной, чем выступление Pussr Riot?»


«Церковный бизнес: лихие первомайские свистопляски под Boney M, караоке и девичьи визги в храме Христа Спасителя.

1 мая 2012 г. храм Христа Спасителя был снова арендован под частное мероприятие.

В сеть выложили видео с гуляниями веселой публики на территории храма. Очевидно, священнослужители спокойно относятся к оскорблению святынь, если за это им платят деньги.

Напомним, что СМИ уже неоднократно освещали тему платных услуг в ХХС. Расценки на аренду помещений в храме тоже известны: зал Церковных Соборов — 450 000 руб. сутки; Белый зал — 95 000 руб. сутки; Фуршетный зал — 85 000 руб. сутки, Конференц-зал — 100 000 руб. сутки, пресс-центр — 40 000 руб. сутки, трапезные палаты — от 500 до 5000 руб. сутки.


За что тогда посадили Pussy Riot?»


видеоролик:


В тексте этой песни говорится, в частности:

«Распутин, любовник русской царицы, 
Он был настоящим самцом! 
Распутин, великая русская машина любви».


В РПЦ МП последняя русская царица причислена к лику святых, и с этой точки зрения, концерт 1 мая 2012 г. группы Boney M в зале Поместных и Архиерейских Соборов является несомненным кощунством.

Напомним, что незадолго до этого, 22 апреля 2012 года у храма Христа Спасителя по инициативе священноначалия РПЦ МП состоялся многотысячный митинг-молебен, посвященный «стоянию за веру», «борьбе с гонениями» и «защите поруганных святынь».

Вопрос о двойных стандартах и подменах, прозвучавший на суде, является вполне законным, и я расширю его, присовокупив мои личные, давно меня мучившие, вопросы:

Почему "главный собор России" представляет собой подделку, а именно, безнес-комплекс в оболочке храма? Почему вы, епископы РПЦ, не чувствительны к кощунству подобного рода?

Почему во множестве храмов РПЦ Евхаристия совершается под шелест купюр и звон монет, и поборы кощунственно соединяются с преложением Святых Даров?

Почему вполне языческоe заявление "православного христианина" Путина о своей причастности к "роду и году дракона", не было осуждено РПЦ публично, дабы у паствы не было соблазна уклониться в язычество?

Почему вы, епископы РПЦ, не вмешались в "процесс" над панк-группой, а предпочли молчать, пока власть, используя имя Церкви и Имя Христа – т.е., хуля их – не разделается со своими и, видимо, вашими, врагами? Почему вы не вмешались в процесс из христианского сострадания к обвиняемым?
 
Ваш главный собор вполне вас достоин – ложь и тонкая подделка от начала до конца, мерзость, прикрытая формой благочестия и спекуляцией на истории, подозрительно смахивающий на "музей Православия" из повести «Антихрист» В. Соловьева. "Символ возрождения России" на деле является символом ее разрушения. Вы знаете не хуже меня о разрушении архитектуры старой Москвы и о разрушении российской культуры как таковой, но я не помню, чтобы кто-либо из вас публично осудил правительство России за намеренное разрушение истории и культуры народа, о благе которого вы так любите говорить. Вас не оскорбляет окружающая вас санкционированная правительством непотребщина, не возмущает непотребщина, исходящая от самого правительства, но возмущает "дрыгание ногами в храме".

Я не знаю, что за люди Pussy Riot, верят ли они в Бога или нет, но я знаю, что Бог волен избирать в качестве своих орудий очень "неподобающих" людей. Чем дальше я размышляю о происшедшем, тем яснее мне становится, что "панк-молебен" был знамением, знали об этом Его орудия или нет.

Никакого богохульства не было – ни формально, ни по сути. Pussy Riot не хулили (т. е., оскорбляли) Бога, не крушили иконы, не рушили кресты, не врывались в алтарь. Они совершили свой "панк-молебен" в единственном месте, где он был, как говорит мне мое христианское чувство, вполне подобающим – в имитации православного храма, подделке. Это явление соединило в себе черты крайне неподобающего и крайне подобающего, и в то же время необычайно убедительного, видимого во всей полноте только тем, кто находится внутри Церкви.

Участницы были, несмотря на "неподобающий вид", одеты согласно формальным требованиям: платок и юбка (замечательный комментарий фарисейской доктрине об особой благодатности юбок и платков). Они неподобающе стояли спиной к алтарю, но, если бы они стояли к нему лицом, тогда "дрыгание ногами" было бы кощунством – следовательного, стояние спиной было благочестивым и подобающим. Обращаясь к Пресвятой Богородице, они крестились неловко – и на память сразу же приходил Путин и иже с ним, в этом же соборе. Они выкрикнули то, что должен бы был выкрикнуть Патриарх, или любой епископ или иерей. "Ругань", на которую так обижены иные православные, была единственно возможной формой, в которую облекается реакция потрясенного человека, встретишегося с запредельно-неподобающим. Так и я, услышав от некоего иерея РПЦ утверждение, что "Ветхий Завет надо отменить, т.к. в нем много чуши" произнесла про себя "oh shit!" ("дерьмо!"). Ругательства срывается с уст редко ругающихся людей, когда они внезапно видят разверзшуюся бездну. Я не знаю, можно ли назвать девушек юродивыми, но по форме и смыслу их "молебен" был, безусловно, юродством. "Молебен" был продуман до мельшайших деталей, вернее, не продуман, а угадан или дан – своего рода зеркало или система зеркал. На любой упрек здесь есть ответ, даже на "Богородица, стань феминисткой!" – это была просьба, а не "указание" как представляют это иные, т.к. эти слова пелись на коленях.

Я понимаю "панк-молебен" как вопль невыносимости существования во лжи и попытку избавиться от нравственной тошноты. Более того, я сама неоднократно испытывала желание выкрикнуть если не "срань Господня", то нечто похожее по смыслу, при виде непотребств в церковной ограде, упомянутых мною выше.

Но что, если я ошибаюсь, и "панк-молебен" на деле был хулиганством или даже провокацией? А ничего, ровным счетом ничего – святые отцы Церкви учат нас, что нужно приписывать другим хорошие намерения, а если мы ошибаемся, то извлекать полезное из дурного, и Господь воздаст сторицей. Даже если это и была провокация, это ничего не меняет в моем прозрении, вернее, резком улучшении моего зрения. Все очень просто: христианам не следует беспокоиться о провокациях, внешних врагах, тайных обществах, т.к. у нас есть всегдашнее мерило – Христос и наше желание быть с Ним. Даже если нам говорят, что наше следование заповедям Христовым "сделает Церковь более уязвимой" или "ослабит Россию" и т.п., мы не можем руководствоваться этими соображениями, т.к. они отдаляют нас от Христа. Если раньше подобные постулаты заставляли меня задуматься на минуту, то теперь они стали для меня ничем, и за это мой низкий поклон Pussy Riot. Процесс над ними показал, какой "сранью Гоподней" может стать народ Господень, в своей ревности о возмездии не брезгуя сотрудничеством с кем угодно: националистами, политиками, лжецами, и прочими выразителями чисто земных интересов. Христос требует милосердия, неотмирности, Его, Христовой, безумной для мира, правды. Думать земными категориями – значит унижать Христа, ставить небесное на службу земному, Бога – человеку. Это и есть настоящее богохульство, а не "дрыгание ногами в храме".

Иконописец
Анна Терентьева



Процесс над «Pussy Riot» - сокрушительный удар по РПЦ МП. Люди начнут переходить в другие конфессии.

О чудесах в "деле Pussy Riot" рассказывает Ирина Левинская - религиовед, профессор Кембриджского университета и ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН.

– В приговоре участницам панк-молебна одним из доказательств вины названа экспертиза, основанная на трёх церковных документах – средневековых соборах. Почему эксперты выбрали именно их? 

– Правила поведения верующих действительно сформулированы в правилах Трулльского собора. Но вы должны понимать, что это средневековый собор, конец VII века, все эти правила вырабатывались в соответствии с исторической ситуацией того времени, а сегодня их не соблюдают даже сами служители церкви. Правило Трулльского собора, например, гласит, что в священники можно рукополагаться только в возрасте старше 30 лет. Наш патриарх был рукоположен в священники в 23 года. Другое правило: нельзя принимать помощь от врача-иудея. Если вы православный человек и к вашему ребёнку приезжает врач, то вы первым делом должны опросить его о его вероисповедании. Если вдруг окажется, что он иудей, вы не можете принять его помощь. То есть членам панк-группы инкриминируется нарушение свода тех правил, которые не выполняет сама православная церковь. 

– Правила насчёт одежды там тоже есть, да? 

– Только речь идёт совсем о другом. Повторю: это VII век. Это время, когда ещё существовало язычество, существовали дионисийские праздники. И вот в этой одежде нельзя было появляться в церкви. Просто потому, что нельзя было языческие традиции переносить в церкви. И всё – не более того. 

– Посвежее ничего не нашлось? 

– Есть только одно современное правило: в храме Христа Спасителя висит, как и во многих других храмах, руководство о том, что нельзя входить с обнажёнными руками, плечами и так далее. Вот эти правила и были нарушены. За это можно было оштрафовать на тысячу рублей – не более. А нужно было подвести под уголовную статью с санкцией до 7 лет. Эта статья предполагает, что обвиняемые выступали с оружием или руководствовались мотивом религиозной, например, ненависти. Без Трулльского и других соборов доказать этот мотив у экспертов не получалось. Вы ведь знаете, что первые две экспертизы признали, что в поступке были критика патриарха, критика сращения государства и церкви, но религиозной ненависти не было. 

– Но девушки кричали в храме, простите, "срань господня". 

– А почему вы прощения просите? "Срань господня" им инкриминируется как "оскорбление Господа". Но "срань господня" – это идиома, то есть выражение, которое не расчленяется. Оно интерпретируется, не исходя из слов, из которых оно состоит. В современном словоупотреблении оно появилось как перевод английской идиомы "holly shit" и получило распространение через переводы американских фильмов. Это грубо, да. Но это – не мат. Эта идиома означает: "Ни хрена себе!", "Ну, достали!", "Оба-на!" В какой-то момент переводчики подыскали русский вариант "срань господня". Это грубо, но это – в стилистике панков. И здесь нет никакого оскорбления. А когда идиому начинают делить на части – это безумие с точки зрения лингвистики. 

– Они молились спиной к алтарю, им это тоже вменяется, насколько я помню. 

– Это всё – какая-то квинтэссенция безумия. Подмена христианства ритуалами. Вы сами как выходите из храма? Иконы находятся везде. И как вы будете молиться иконе, которая находится на противоположной алтарю стене? Вам придётся повернуться спиной. Я не была в самом храме Христа Спасителя, но вполне возможно, что там была икона Богородицы, к которой они и обращались. 

– Есть и другая точка зрения: эта история показала крепость христианства в России, потому что церкви подставило плечо государство… 
 
– Большего удара по церкви нанести было невозможно! Но сделала это сама церковь. Вся эта ситуация настолько безумна… В настоящий момент православная церковь в лице Московской патриархии сделала всё, чтобы дистанцироваться от христианства, поведение её служителей было зашкаливающе нехристианским. Ведь что такое христианство? Это – религия любви. И вот люди приходят к храму Христа Спасителя просить о милосердии с цитатой из Евангелия от Матфея: "Блаженны милостивые". Это, между прочим, Нагорная проповедь, это квинтэссенция христианства. "Блаженны милостивые – ибо помилованы будут". Это слова Христа. И людей с этой цитатой охранники, принадлежащие к храму, начинают избивать! Для меня это – полный конец. Оскорбление и уничтожение всего, что есть в христианстве.

– И при этом у выходки девушек, как признал суд, не было политической подоплёки. Почему она была воспринята так болезненно? 

– Государство продемонстрировало, что девушки попали в болевую точку. Это точка полного слияния церкви с государством. Происходят вещи невозможные, абсолютно антиконституционные: государство становится теократическим, а церковь – государственным институтом. Мы становимся "православным Ираном".– И при этом у выходки девушек, как признал суд, не было политической подоплёки. Почему она была воспринята так болезненно? 

– Президент недавно высказывал мысль, что нам нужна национальная идея. Чем в этом смысле плохо православие? У нас, как выяснилось, 80 процентов граждан – православные… 

– Это тоже неверно. Как показывают опросы, число тех, кто регулярно причащается, посещает церкви в религиозные праздники, очень незначительно: порядка 5 процентов. Были очень характерные, а по большому счёту – страшные опросы: человека спрашивают, православный ли он, – отвечает "да", а христианин ли – отвечает "нет". Понимаете? Они не понимают, что это одно и то же. А были и такие ответы: православный – да, но в бога не верю. И о каком православии мы говорим – как о национальной идее? О том, которое требует распять, казнить, уничтожить?..

– Если говорить о слиянии государства и церкви, то такое в российской истории уже бывало… 

– Да, это не новое явление в нашей истории. Эти вещи происходили и раньше: церковь переставала обличать грехи власти и сливалась с этой властью. И как раз в такие моменты в России появлялись юродивые. В ситуации, когда происходит что-то возмутительное, невозможное, неправильное, появляется протест. И эти девочки, понимая или не понимая, как раз попали в российскую традицию юродства. И как отвечает на это церковь? Совсем не так, как она должна была бы ответить – с точки зрения милосердия, любви, всепрощения. Она отвечает очень жёстко. 

– А как с юродивыми поступали в прошлые века? 

– По-разному. Сначала их преследовали, потом их канонизировали. Пётр Первый жёстко положил конец традиции юродства. При Петре с этими девушками расправились бы жестоко. 

– При Петре, который был сильным лидером, поднявшим Россию с колен… 

– При Петре, который создал Священный Синод, ставший фактически министерством по делам религий. То есть церковь тогда полностью слилась с государством.

– Какие могут быть последствия приговора для церкви? 

– Сложилась ситуация, в которой совестливым людям становится стыдно говорить, что они находятся в Московской патриархии. В моё время было стыдно признаваться, что ты член КПСС, и многие люди становились православными потому, что церковь была гонима, в этом был элемент протеста… 

– Наверное, это тоже имеет с верой мало общего – если в знак протеста? 

– Вот и нет. Происходившее было насколько ложно, гнусно и фальшиво, что люди пытались найти в своей культуре что-то, что не было бы таким гадостным. И так приходили к православию. 

– Вы хотите сказать, что сейчас начнут так же искать альтернативу РПЦ? 

– Да, я не исключаю, что сейчас люди, которые ассоциировали себя с Московской патриархией, будут что-то для себя искать. 

– И что – начнут переходить в другие конфессии? Веру сменить – это ведь не из одной партии в другую перейти… 

– Нет, что значит – веру сменить? В православии существуют разные направления, и Московская патриархия – только одно из них. Есть старообрядцы разных толков, есть Суздальская церковь, Греческая, Украинская… Существует много православных церквей. И люди, не переставая быть православными, просто станут посещать церкви, не относящиеся к Московской патриархии. Они есть в Москве, есть в других городах. 

– Проще говоря, РПЦ потеряет прихожан? 

– Я считаю, что потеряет. 

С Ириной Левинской беседовала Ирина Тумакова