От редакции: Впервые о контактах Московской митрополии с группой христиан из Уганды стало известно после Совета Митрополии РПСЦ, состоявшегося 1-2 мая 2012 года. В сообщении об этом Совете Митрополии, опубликованном на официальном сайте РПСЦ, были такие сведения: «Было рассмотрено прошение о присоединении к Церкви нескольких христианских общин Уганды.  В связи с недостатком информации об их иерархии и церковной жизни, было решено продолжить переписку с христианами в Уганде и выяснить особенности их духовных традиций»1.
27 октября 2012 года, в городе Санкт-Петербурге, во время работы четвертого конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, м. Корнилий дал интервью радиостанции «Эхо Москвы». В нём он, в частности, сказал: «Недавно мы получили из африканской Уганды… Побывав в нескольких конфессиях, несколько сот этих угандцев говорят: мы хотели бы быть в вашей старообрядческой истинной церкви. Сейчас у нас организуется поездка в ближайшее время, даже МИД просили нам помочь, потому что для нас это необычное дело».2
 
На официальном сайте РПСЦ появилось сообщение: «Во время работы конгресса состоялась встреча предстоятеля РПСЦ м. Корнилия с Министром иностранных дел РФ Сергеем Викторовичем Лавровым». Хотя в официальном сообщении говорилось лишь об обсуждении проблем старообрядцев из ближнего и дальнего зарубежья, не исключено, что тема Уганды тоже поднималась.

Мы попросили прокомментировать эту ситуацию известного старообрядческого начётчика и публициста Андрея Викторовича Езерова.


 
Вопрос: Скажите, какая новая информация появилась по поводу поездки представителя  Митрополии в Уганду?

Андрей Викторович Езеров: Мне говорили, в частном порядке, не знаю, насколько это соответствует действительности, что во время присутствия митрополита Корнилия  на очередном заседании четвертого конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, его предупредили, яко бы даже сам Министр иностранных дел России  Сергей Викторович Лавров, или через секретаря, что бы м. Корнилий не ездил в Уганду и никого из нормальных людей туда не посылал.


Вопрос: Почему поступило такое предупреждение?

А. В. Езеров: Причина очевидна для всех, кроме отдельных лиц у нас в Митрополии, включая владыку.

В Уганде до половины населения больно СПИДом, уже не менее сорока лет идёт достаточно ожесточённая гражданская война, практически не переставая.

Надо напомнить, что территория Уганды была затронута недавним межплеменным конфликтом народностей хуту и тутси, во время которого многие миллионы тутси были вырезаны. Хотя, вроде бы, конфликт с помощью западного вмешательства удалось загасить, но не вполне, последствия этой резни дают себя знать до сих пор. Это тоже надо учитывать.

Кроме того, население страны и даже население сопредельных территорий соседних стран затерроризовано парахристианской сектой, которую обычно называют «Дети Бога», или ГАС – «Господня армия сопротивления». Возможно, это и самоназвание секты.

Стоит сказать об Уганде и её конфессиональном облике.

В отличии от ряда других стран тропической Африки, Уганда является фактически христианской страной. Ещё в XIX веке, во время королевства Бугандо, началась активная христианизация местного населения. Королевская власть этому способствовала. Страну наводнили западные миссионеры. После упразднения независимого королевства англичанами их количество только увеличилось, поскольку это было средством колониальной политики. Поэтому большая часть населения Уганды традиционно исповедует христианство. Есть в Уганде мусульмане, был даже у власти президент-мусульманин Иди Амин, правление которого стало чёрным периодом в истории этой страны и во время которого начались потрясения в жизни Уганды, которые не закончились до сих пор. Но, тем не менее, страна считается традиционно христианской, хотя в ней встречаются своеобразные проявления религиозности.

Несколько лет назад в Уганде появилась женщина-пророчица, которая захотела стать президентом и повела за собой тысячи вооружённых мужчин, но потом это начинание лопнуло, как мыльный пузырь.

Потом появилась парахристианская секта «Дети Бога».

В результате конфликтов многие дети росли сиротами, а в тех семьях, где родители были, их пример был отрицательным, они вели жизнь нехристианскую. В то же время дети, хотя употребляли одурманивающее средство или просто пили, но всё равно считали себя христианами. В конце концов, дети стали убивать своих родителей, поскольку те, с точки зрения детей, не имели права жить из-за своего нечестивого поведения. Дети решили, что они, будучи молодыми, начнут жизнь заново, как бы с чистого листа, и у них больше шансов стать настоящими христианами и построить, в соответствии со своими убеждениями, справедливое общество.

Сначала террору «Детей Бога» подвергались отдельные семьи, потом целые селения. Впоследствии они создали многотысячную армию, состоящую из десятков отрядов, и не только затерроризировали население собственной страны, но и стали совершать набеги на ряд районов соседних стран, особенно Конго и Южного Судана, так как армии Танзании и Кении могут дать им отпор.

Захватывая какую-то деревню, они не только убивают взрослых, но и старались оплодотворить девочек и молоденьких девушек, а юношей и мальчиков мобилизовывали.  Самый активный возраст членов секты – 12-14 лет, есть и десятилетние, которые, когда старшие погибают, встают на их место. Больше 15-16 лет они, как правило, не живут, так как погибают в боях, умирают от ран и болезней.

В нашей современной литературе это явление нашло яркий отклик в  новом романе писателя Захара Прилепина "Черная обезьяна", в котором у него есть две вставные новеллы, и одна из них посвящена этой секте, причём, я считаю, это лучшая часть всего произведения.


Вопрос: Эта проблема приняла международный характер?

А. В. Езеров: Да, конечно, не раз обсуждался вопрос об иностранном вмешательстве для полного подавления этой секты. В частности, предлагали отправить в Уганду французский спецназ или наёмников в рамках международной акции и т.д.


Вопрос: Они терроризируют население соседних стран?

А. В. Езеров: Да, как минимум двух – трех. Если Кения и Танзания могут дать отпор, то другие соседние страны такого отпора дать не могут, и последователи движения «Дети Бога» их терроризируют. Иногда, во время набегов, они удаляются от границ Уганды на многие сотни, если не тысячи километров. Это напоминает средневековую чешскую секту таборитов.

Если в руки членов движения «Дети Бога» попадают взрослые белые, то их ждет та же, если не худшая участь, чем взрослых чёрных, поскольку белых, в связи с их образом жизни, внешним видом, поведением ненавидят ещё больше.


Вопрос: Какой социальный идеал эта секта хочет реализовать?

А. В. Езеров: Как всегда в подобных случаях, Царство Божие на земле, как например, у таборитов. Только у «Детей Бога», в силу их возраста, это выражено более сумбурно и неадекватно.


Вопрос: Как вы относитесь к намерению м. Корнилия отправить представителя РПСЦ в Уганду?

А. В. Езеров: Всегда, когда взрослые нормальные люди стараются что-то серьёзное предпринять, не поход за пивом в палатку, а что-то серьезное, они обычно задумываются – а зачем это нужно?

В тропической и субтропической Африке только два народа исповедуют христианство, близкое к восточному христианству – это население Тигреи, Эритреи, осколков бывшей Эфиопской империи, и собственно Эфиопии. Это потомки аксумитов и амхара. Они достаточно далеко удалены от Уганды. Все остальные племена и народы черной Африки, а многие из них исповедуют христианство, исповедуют его в формах, страшно далёких от нашей религиозной традиции вообще. Не только от византийской традиции,  но и вообще от так называемого цивилизованного христианства. У африканских народов христианство, первоначально принимаемое от европейских миссионеров, со временем принимало совершенно не те формы, к которым мы привыкли. И считать, что на этой почве можно что-то привить – я сказал бы, что это, конечно, глупость, по меньшей мере, если не сказать – дерзость какая-то, вызов Богу: «ни у кого не получается, а у меня одного получится». Я надеюсь, что это обычная человеческая глупость, идиотизм. Зачем это нужно – я ума не приложу.


Вопрос: В Уганде, кроме сект вроде «Детей Бога» какие конфессии, христианские вероисповедания более-менее нормальные существуют? Если речь идёт о вменяемых христианах, то с кем в Уганде придется иметь дело?

А. В. Езеров: Там есть, конечно, римо-католики, и целый ряд протестантских деноминаций – англикане, методисты, то есть основные английские деноминации. Есть афрохристиане, и их становится всё больше. Это те, кто официально отделились от европейской традиции и творят что-то своё, например, «Легион Марии», и другие подобные течения, их всех не перечислишь.

Есть заметное количество так называемых православных Александрийского патриархата, их даже тысячи. Но и у них есть тенденция к развитию в русле афрохристианства, то есть отплясывать во время богослужения, как это, к слову, практикуется у эфиопов-эритрейцов. У них всё своё.

Когда я говорил о восточнохристианской традиции, то надо понимать, что эфиопская традиция лишь условно к ней принадлежит. Например, сравните наш храм и моленную хижину совершенно круглую, потому что ковчег, который имитирует алтарь, находится посередине. Вокруг него отплясывают служители и публика, употребляя при богослужении ритуальный напитка вроде нашего пива, который делается из зерновых. Воины его возили в бурдюках и пили перед боем, и оно используется так же во время богослужения для экзальтации. Кстати, слово «кофе» так же происходит от названия южно-эфиопской провинции Кафа, где оно используется для взбадривания во время молитвы.

Естественно, что всё это, только ещё в более  явном виде, можно встретить в тропической Африке. У эфиопов всё-таки были какие-то связи с коптами и через них с восточнохристианской традицией, а у обращённых европейскими миссионерами христиан Уганды, конечно, не было.

Надо ещё напомнить о расовой бездне, которая лежит между белыми народами, в том числе и русскими, и негритянским населением Африки. Я чуждаюсь расовых предрассудков. Если уж псеглавец Христофор спасся, то, естественно, могут спасаться и негры. Для меня в этом нет сомнения. Мы чтим святого царя Елизвоя Ефиопского, преподобного Моисея Мурина и т. д. Но, тем не менее, надо сказать, что есть огромная, действительно объективная разница между расами. Наше христианство, которое мы исповедаем, исторически и культурно всё-таки сложилось, главным образом, среди индоевропейских народов – латинян, греков, славян и т.д. На раннем этапе немного поучаствовали семиты – например, сирийцы, впоследствии – финно-угорские народы, но, в целом, это было участие второстепенное.

Негры из тропической Африки – это совершенно другая раса с совершенно другими представлениями о религиозной практике и благочестии, например, использование в богослужении экстатических плясок, что нам кажется дикостью, но для них это вполне нормально, и по-другому они не то что не хотят, но и не могут и т.д. А если им показать трезвую православную молитву, то они подумают – «какая-то нудятина непонятная».


Вопрос: То есть, у Московской Митрополии РПСЦ нет никаких шансов привести к древлеправославной, старообрядческой традиции африканцев, даже признающих Христа?

А. В. Езеров: Разумеется, нет, безусловно! Я думаю, абсолютно никаких шансов на успех!


Вопрос: Эта затея, изначально обречённая на провал?

А. В. Езеров: Да, и я думаю, что любой непредвзятый человек может с этим только согласиться.

Я так понимаю, что кому-то из руководства РПСЦ хочется съездить в Африку, посмотреть мир, побывать в экзотической стране. Это желание можно понять. Если это так, то я не против. Хотя это будет осуществлено за деньги Митрополии, но, по крайней мере, есть какие-то не идиотские, а объяснимые человеческие мотивы. Ну, а если м. Корнилий всерьез намерен обращать африканцев, то можно только развести руками.

Я хотел бы так же упомянуть о проблемах, возникающих в связи с жарким тропическим климатом экваториальной Африки и неизбежной для приезжих из России акклиматизации. Из-за этого могут быть болезни, осложнения уже бывших болезней и т.д. Ослабленный из-за акклиматизации человек легко может заболеть местными тропическими заболеваниями. Там же много своих инфекционных и паразитических болезней. Тоже, на самом деле, проблема.

У меня несколько знакомых было в тропиках, не в диких африканских, а, например, в тропических штатах Индии. Причем они жили на курортах, в комфортабельных отелях для европейцев, и то при этом испытывали заметные трудности со здоровьем во время акклиматизации.

В Уганде это, по-видимому, будет ещё тяжелее. Один мой знакомый, объехавший многие страны, в том числе страны Северной Африки и Индию, побывал в экваториальной Африке. По его словам, из всех поездок это была самая тяжелая, из-за плохого самочувствия он вынужден был уехать раньше срока.


Вопрос: То есть, если представитель старообрядческой Митрополии приедет на какое-то короткое время, то из-за проблем, связанных с акклиматизацией, он вряд ли сможет продуктивно работать, миссионерствовать?

А. В. Езеров: Да, конечно.


Вопрос: Почему Министр иностранных дел России Лавров сам, или через своих сотрудников, постарался предостеречь от поездки в Уганду?

А. В. Езеров: Дело в том, что эта поездка может создать МИДу лишние и серьёзные проблемы. Представьте ситуацию, что кто-то захватит гражданина России, тем более духовное лицо. Это ведь не та ситуация, от которой можно просто отмахнуться. Российским дипломатам придётся вмешиваться, договариваться о выкупе. А если посланец РПСЦ будет убит? Если его захватят не обычные какие-то боевики, а те же «Дети Бога»? Они не будут заморачиваться вопросами обмена или выкупа, а просто замучают «взросляка», ну и всё. Может быть даже, как-нибудь зверски запытают. Например, закопают вниз головой в землю. Такая казнь миротворца из «голубых касок» описана была у Прилепина. Зачем МИДу, который несёт определённую ответственность за наших граждан за рубежом, нужна такая головная боль?

Я отношусь ко всему этому как к прихоти и чудачеству, как к опасной авантюре, опасной, в прямом смысле слова, для жизни. Но, по счастью, как мы знаем, все начинания руководства Московской митрополии РПСЦ заканчиваются ничем, пшиком. Поэтому я думаю, что эта поездка никогда не осуществиться, и это радует. По этой причине я спокоен за её предполагаемых участников. В противном случае это будет очень неприятная затея.



Словарь названий и терминов, упомянутых в комментарии А. В. Езерова

Уганда
 
Республика Уганда, государство в Восточной Африке, расположено в районе экватора между 4° с.ш. и 1°30ў ю.ш., к северу от оз. Виктория. Граничит на западе с Демократической Республикой Конго (ДРК), на севере - с Суданом, на востоке - с Кенией, на юге - с Руандой и Танзанией. Площадь 241,1 тыс. кв. км. Население 21,6 млн. человек (1999). Столица - Кампала.
 
Население - 21,6 млн. человек (1999). Плотность населения - 90 человек на 1 кв. км. Городское население - 13%, сельское - 87%. Площадь - 241,1 тыс. кв. км. Самая высокая точка - пик Маргерита (5109 м). Основные языки: английский (официальный), суахили, местные африканские. Основные религии: христианство, традиционные местные верования, ислам.

Молодежь в возрасте до 17 лет составляет 54% населения. В сельской местности сосредоточены 87% населения страны. Африканцы составляют практически все население Уганды.
 
Хотя официальным языком является английский, на нем говорят только образованные угандийцы. Более широко распространен суахили как язык межнационального общения, хотя он и не является родным языком для некоторых этнических групп. Внутри страны угандийцы идентифицируют себя по родному языку и этнической группе, с которой они себя отождествляют. Местные языки, нередко малопонятные для других этнических групп, относятся к четырем семьям: банту, нилотской, паранилотской и суданской. Согласно последней переписи населения, угандийцы принадлежат к одной из 34 этнических групп, между которыми нет четких границ. Межэтнические трения, часто усугублявшиеся языковыми различиями, не раз создавали напряженность в стране.

Приблизительно 2/3 населения говорит на языках банту.

Здравоохранение. В 1994 наибольшую угрозу здоровью населения Уганды представляли такие заболевания, как малярия, респираторные инфекционные заболевания, кишечные гельминты и диаррея. Из-за антисанитарии и загрязненной питьевой воды главной причиной детских заболеваний являются условия, в которых находилась мать в дородовый и послеродовый периоды. Из-за неблагополучного состояния здравоохранения в 1970-х годах выросло число заболеваний такими инфекционными болезнями, как холера, менингит, дизентерия, чума и сонная болезнь. С середины 1980-х годов, когда был выявлен вирус СПИДа, Уганда оказалось одной из стран, наиболее подверженных этой болезни.

Конфессиональный состав. В конституции 1995 нет положения о государственной религии. Однако, поскольку с колониальных времен британские чиновники благоволили протестантам, последние до сих пор сохраняют привилегированный статус, за ними следуют католики и потом мусульмане. Свыше половины угандийцев исповедуют христианство, из них ок. 30% католиков и 26% протестантов. Мусульмане, которые составляют ок. 7% населения, обладают, как правило, меньшим политическим влиянием. Большинство угандийцев с уважением относится к местным традиционным верованиям, независимо от того, считают ли они себя мусульманами или христианами.
Энциклопедия Кольера3

Православие в Уганде

СПРАВКА

В Уганде 1,5 млн православных верующих. Православие -- самая молодая и самая малочисленная из местных христианских конфессий. На первом месте по популярности стоит Католицизм, с ним конкурируют англикане. Митрополия находится в пригороде столицы Кампалы под названием Намунгона. Клир насчитывает 37 священников и 8 диаконов. При том что у Церкви 80 приходов, многие общины живут без священников и управляются катехизаторами. В некоторых приходах нет храмов. Основная часть прихожан -- дети-сироты.



Афрохристианство (Африканские независимые церкви, Местные африканские церкви, Черное христианство)

Общее название для церквей и сект, сочетающих в вероучении положения христианства и местных традиционных африканских верований.

Афрохристианство зародилось в конце XIX века в южной части Африки в виде приспособления различных христианских конфессий к местным верованиям путем образования синкретических культов. Первая афрохристианская секта была основана в 1882 г. в Капской колонии методистским проповедником Ниемией Тиле. 
Расцвет афрохристианства приходится на первую половину XX века.

Основной идеей всех афрохристианских сект является стремление создать "черное христианство", которое противопоставляется белому, колонизаторскому, христианству. Афрохристианство провозглашает богоизбранность африканцев и обвиняет европейцев в искажении христианства. Все положительные библейские персонажи (включая Христа) считаются неграми, отрицательные же персонажи часто изображаются с белой кожей.

Отличительной особенностью практически всех афрохристианских (и вообще африканских) культов является вера в абстрактное верховное небесное божество-демиурга, удалившегося от человеческой суеты и непосредственно не присутствующего в ритуалах. Почти для всех афрохристианских течений характерна вера в предсказания, полученные самыми разнообразными способами, но всегда посредством человека.

Афрохристианство не является единым религиозным течением, а представляет множество направлений, церквей, сект, как правило, синкретичных и относящихся генетически, с одной стороны, к тем или иным местным африканским верованиям, с другой - к разнообразным христианским течениям. Подобные сочетания порождают большое разнообразие всевозможных направлений афрохристианства.

Значительная часть этих направлений имеет ярко выраженные национальные черты и не выходит за рамки этноса, внутри которого они зародились.

Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:
  • Адаптированно-христианские секты
  • Мессианские секты
  • Языческо-христианские секты
  • Эфиопские секты (Черные церкви)
  • Ветхозаветные секты
Однако подобное деление достаточно условно, так как высокая степень синкретизма афрохристианских конфессий подразумевает широкое заимствование вероучительных элементов у других течений.

Помимо чисто африканских, к афрохристианству относится и большое количество религиозных направлений, образованных бывшими рабами, вывозимыми в Центральную и Южную Америку. Все эти рабы или их потомки были тем или иным образом обращены в христианство, но сохранили весь комплекс собственных религиозных верований и обрядов, в результате чего и сформировались крупнейшие афрохристианские течения: макумба в Бразилии, вуду и сантерия в Карибском бассейне, растафари на Ямайке и др.

На конец XX века к афрохристианским сектам принадлежало в общей сложности около 40 миллионов человек (6% населения Африки), входящих в более чем 7 тысяч сект и представленных во всех странах континента (в основном ЮАР, Нигерия, Конго и Кения), за исключением исламизированной Северной Африки, в странах Карибского бассейна, Бразилии и США.

Дмитрий Таевский




СПИД в Африке

В последнее десятилетие XX в. критической проблемой социально-экономического и демографического развития стран третьего мира стал синдром приобретенного иммунодефицита - СПИД - смертельной болезни, лечение которой еще не найдено. По данным ООН, на конец 2000 года на планете насчитывалось 36,1 миллиона ВИЧ-инфициованных или уже больных СПИДом. Из них подавляющее число - 25,3 миллиона человек (или 70%) - приходится на Африку. Между тем, в Африке проживает лишь 12,5% населения Земли. Из 22 миллионов умерших в мире от СПИДа три четверти приходится на Африку.

Наиболее тяжело пораженными ВИЧ/СПИДом в Африке оказались страны, расположенные южнее Сахары. Население этих государств отличается крайней бедностью, плохим здоровьем, низкой грамотностью. Характерным для них является угнетенное, бесправное положение женщин и политическая нестабильность.

В этих странах Африки, по данным на конец 2000 года, насчитывалось более 95% всех инфицированных и больных африканского континента, из которых около 3 миллионов человек уже умерли5.

БОЛЕЕ 200 тысяч мужчин, женщин и детей погибли в результате локальных войн на Черном континенте в 1998 году. За это же время СПИД унес жизни более двух миллионов африканцев. Ежедневно вирус этой смертоносной болезни поражает здесь 16 тысяч человек.

"СПИД превратил Африку в огромный "лагерь смерти", отмечается в итоговых документах XI Международной конференции по СПИДу, которая прошла в столице Замбии Лусаке6.



Этнический конфликт хуту и тутси
 
Хуту и тутси более трех веков живут на одной территории — Руанда-Урунди и говорят на одном языке. В условиях германского колониального господства в начале XX в. скотоводы тутси получили все руководящие посты в администрации, армии и полиции. Земледельцы хуту фактически стали крепостными в условиях политического господства тутси.

В Бурунди хуту составляют большинство (85%), тутси — 14% населения, но занимают рукводящие посты в правительстве.

В Руанде после получения независимости к власти пришли хуту, начались преследования тутси, составлявшие всего 9% населения. В 1994 г. хуту уничтожили почти 0,5 млн тутси, оставшиеся создали повстанческие отряды, захватили столицу и начали уничтожать хуту.

Спасаясь от террора, хуту убегали из Руанды в соседние государства, в первую очередь в Заир (Демократическая Республика Конго), где оседали в лагерях беженцев. В 1996 г. хуту стали возвращаться обратно в Руанду, спасаясь от заирских тутси, что вызвало самую серьезную гуманитарную катастрофу в Восточной Африке в конце XX в7.

Геноцид в Руанде 1994 года (руанда Itsembabwoko ry'u Rwanda ry'1994) — действия временного правительства (пришедшего к власти в результате военного переворота 6-7 апреля и состоящего из представителей этнического большинства страны — народности хуту), управляемой временным правительством армии и отрядов ополчения «интерахамве» и «импузамугамби» против представителей этнического меньшинства страны — народности тутси, и против хуту, придерживавшихся умеренных политических взглядов, направленные на полное уничтожение и тех, и других; а также, возможно, ответные действия военно-политической организации Руандийский патриотический фронт (РПФ), направленные на уничтожение хуту, организовывавших и непосредственно исполнявших убийства тутси. Число убитых за 100 дней составило по разным данным от 500 000 до 1 030 000 человек, из них примерно 10 % составили хуту. Со стороны тутси убийства осуществлялись РПФ и, вероятно, военизированными формированиями тутси.

Скорость убийств в Руанде в пять раз превышала скорость убийств в немецких лагерях смерти в годы Второй мировой войны. Конец убийствам тутси положило наступление Руандийского патриотического фронта тутси8.



Гражданская война в Уганде

Сразу после получения независимости в 1962 году в Уганде возникли проблемы — межэтнические столкновения, мятежи в армии, массовый отъезд европейцев.

25 января 1971 армия Уганды совершила переворот. Военные распустили парламент, разогнали местные советы в районах страны. Главой государства стал 45-летний генерал-майор Иди Амин.

В 1972 году начались вооружённые столкновения на угандийско-танзанийской границе. Амин выдвинул территориальные претензии к Танзании и Кении.

Недовольство населения становилось массовым. Амин развернул широкие репрессии. Среди физически уничтоженных были и армейские офицеры, и даже министры.

В 1975 году Амин присвоил себе звание фельдмаршала, а в 1976 объявил себя пожизненным президентом.

В октябре 1978 войска Амина вторглись в Танзанию. Однако танзанийская армия, вооружённая китайским оружием, изгнала захватчиков и перенесла боевые действия на территорию Уганды. В марте 1979 оппозиционные Амину группировки создали Фронт национального освобождения Уганды. Вооружённые отряды Фронта стали действовать совместно с танзанийской армией. Войска Амина были разбиты, в апреле 1979 танзанийские войска заняли столицу Уганды, а Фронт создал временное правительство.

В Уганде развернулась борьба за власть, за год сменились два президента — Ю. Луле и Г. Бинайса. В мае 1980 власть взяла военная хунта Фронта. Она разрешила деятельность в стране партий, профсоюзов, общественных организаций.

В декабре 1980 года прошли выборы в парламент. Победу одержала партия Оботе, и он вновь стал президентом Уганды. Вскоре в Уганде обострились межэтнические противоречия, начались антиправительственные выступления, организованные различными группировками. Так называемая Народная армия сопротивления во главе с Мусевени развернула партизанскую войну на западе страны.

В июле 1985 произведён военный переворот, власть взяла военная хунта во главе с генералом Базилио Олара-Окелло. Был распущен парламент, действие конституции приостановлено.

В январе 1986 военную хунту свергла Народная армия сопротивления.
  • 1986 — Возникло Движение Святого Духа Элис Лаквены.
  • 1987 — разгром Движения Святого Духа. Образование Господней армии сопротивления.
  • Конец 1980-х — начало гражданской войны.
  • 1998 — бомбёжки суданской авиации в связи с вовлечённостью Уганды во Вторую конголезскую войну.
  • 2002 — мир с Суданом.
  • 2006, февраль — уличные столкновения оппозиции (сторонники полковника Киззы Бесидже из Форума за Демократические Перемены) с силами правопорядка. Президент Мусевени обвинил оппозицию в связях с террористическими группами.
  • 2011 — 18 февраля состоялись очередные выборы президента и парламента, которые, по мнению некоторых наблюдателей и оппозиционных деятелей, прошли с многочисленными нарушениями законов (фальсификации бюллетеней, запугивание оппозиции и т. п.). Как и ожидалось, Йовери Мусевени снова получил большинство голосов избирателей (68 процентов).
Материал из Википедии9



Элис Лаквена
(1956 — 10 января 2007) — угандийская целительница и ясновидящая, религиозно-политический лидер, предводительница антиправительственного восстания 1986—1987 и основательница Движения Святого Духа (суахили Harakati ya Roho Mtakatifu).

Элис Аума (Alice Auma) после двух неудачных браков стала ревностной католичкой и 25 мая 1985 после таинственного [источник не указан 897 дней] исчезновения объявила себя одержимой духом Лаквены (Lakwena), который по местным верованиям связан с христианским Святым Духом.

Элис начала исцелять людей и стала известна как Лаквена, вместо настоящей фамилии. В 1986 г. она прекратила целительство и объявила о создании Движения Святого Духа для борьбы со злом и кровопролитием, охватившим страну. Для этого она предприняла попытку марша на столицу Кампала, чтобы утвердить Царство Божие на Земле. Параллельно она проводила обряды очищения солдат, запятнавших себя убийствами гражданского населения. После ряда побед её ополчение было рассеяно артиллерийским огнём на подступах к столице. Лаквена бежала в Кению, где жила в лагере беженцев.
 
Войну против правительства продолжила Господня армия сопротивления под командованием Джозефа Кони, родственника Элис по его утверждению, однако Лаквена не принимала в дальнейших событиях никакого участия.

Неожиданно умерла 10 января 2007 года спустя неделю после того, как заболела неизвестной болезнью.

Материал из Википедии10

 

Господня армия сопротивления (ГАС или LRA, Lord’s Resistance Army) — угандийская националистическая парахристианская повстанческая группировка. Рекрутирует своих солдат из представителей народности ачоли.
Группировка действует с 1987, сражаясь против правительства Мусевени за установление в Уганде теократического режима, основанного на 10 библейских заповедях. Сперва группировка носила название «угандийская народно-демократическая христианская армия», затем сменила его на «угандийская христианско-демократическая армия», с 1991-92 движение носит свое современное имя. В иделогии организации элементы христианского учения сочетаются с традиционными африканскими верованиями.
 
Предполагается, что базы и опорные пункты ГАС находятся в Южном Судане и на сопредельных к Уганде территориях ДР Конго. Печальную известность приобрели массовыми похищениями детей, из которых вербуют боевиков. По идеологии организации, новое общество можно построить только из детей, не тронутых грехами современного мира.

8 июля и 27 сентября 2005 года Международный уголовный суд выдал ордер на арест Джозефа Кони, его помощника Винсена Отти, а также командиров ГАС Раски Луквия, Окота Одхиамбы и Доминика Онгуэна. Пятеро лидеров группировки обвиняются в преступлениях против человечности и военных преступлениях, включающих убийства, изнасилования, а также насильственное рекрутирование детей.
  • 17 октября 1996 — нападение на конвой, полицейский участок и школу, где похитили 150 учениц. Северо-запад Уганды.
  • 23 января 2006 — убийство 8 гватемальских миротворцев ООН на востоке ДР Конго.
  • 12 июня 2006 — нападение на пригород суданского города Джуба.
  • 7 июня 2008 — нападение на деревню Набанга в Южном Судане. Погибли 23 человека, в том числе 14 солдат.
  • декабрь 2008 года — на Рождество повстанцы убили около 400 мирных жителей в ДР Конго.
28 декабря 2008 года угандийские военные обвинили ГАС в убийстве 45 человек в католической церкви на северо-востоке Демократической Республики Конго. Вскоре эти данные были подтверждены. Согласно уточнённым сведениям, убийства имели место в католической церкви в окрестностях Дорумы, в 40 км от суданской границы. В этих данных сообщалось, что части человеческих тел были разбросаны всюду: внутри церкви и у входа. Капитан Крис Магези также подтвердил, что боевики убили и расчленили тела 45 человек. Организация Каритас оценила количество жертв в 500 человек. Они также сообщили, что боевики ГАС напали на концерт, организованный 25 декабря в честь Рождества в Фарадже, совершив повторное нападение следующим утром. В ходе этих нападений погибло в сумме около 150 человек. Каритас сообщила, что боевики также учинили резню в церкви в Дунгу, убив 75 человек. Повстанцы сожгли церковь, а также убили 48 человек в Бангади, и 213 — в Гурбе. Офис управления по координации гуманитарных вопросов ООН оценил общее количество жертв в Фарадже, Доруме и Гурбе в 189 человек.

14 декабря 2008 года вооружённые силы Демократической Республики Конго и Уганды начали военную операцию против ГАС.

14 октября 2011 года в письме к конгрессу Барак Обама объявил, что собирается послать в Уганду для борьбы с ГАС около 100 американских военнослужащих.В октябре 2011 года войска США вошли на территорию Уганды. 8 декабря они пересекли границу с Конго.

Материал из Википедии11



Источники: