(Обзор рецензий на книгу К.Кожурина «Протопоп Аввакум: Жизнь за веру»)

Книга Кирилла Кожурина, вышедшая в серии ЖЗЛ (М., Молодая гвардия, 2011) вызывает много эмоций: уж очень известно имя героя, довольно популярное издательство, предельно открыто автор заявил о своих воззрениях. Глядя на содержание книги, потенциальный читатель сразу почувствует веяние времени – борьбу страстей человеческих и бесстрастный промысел Божий.
Чего только стоит название пятой главы – «Выпросил у Бога светлую Россию сатана…»! Можно порадоваться за писателя, что его произведение было замечено и вошло в так называемый лонг-лист литературного конкурса «Большая книга 2012». Однако эмоции могут быть разными, – добрыми и не очень, душевными и душераздирающими. 
 
В сентябре 2012 г. на сайте «Русской народной линии» появилась статья настоятеля храма Николы на Берсеневке игумена Кирилла (Сахарова) «Знамение времени: протопоп Аввакум в числе замечательных людей» (http://goo.gl/6ESkz). Игумен известен своими симпатиями к старой вере и лишен миссионерской предвзятости многих представителей новообрядческой церкви. Он искренне поделился тем, что его поразило в книге К.Кожурина. Например, о странном причастии Богдана Хмельницкого и его венчании с подсвечником вместо невесты, о запрете Никона причащать Святых Тайн и принимать на исповедь раскаявшихся преступников даже перед смертью. Потрясли игумена Кирилла слова боярыни Морозовой: «Ивана я люблю и молю о нем Бога безпрестанно. Но Христа люблю более сына...». Читая книгу Кожурина, он вспомнил и своего современника Игнатия Тихоновича Лапкина, «поразительно напоминающего по своему облику и темпераменту протопопа Аввакума». Игумен Кирилл называет Аввакума «благочестивый протопоп» и «духовный богатырь» за подвиг молитвы в «телесных озлоблениях». «Как мы далеки от такой ревности!» - восклицает игумен. Заканчивается статья Сахарова «одним важным моментом». Он пишет о том, что Кирилл Кожурин опровергает известные обвинения протопопа Аввакума в искаженнии догмата о Святой Троице. Автор книги, отмечает игумен Кирилл, ссылается на «выводы авторитетных исследователей, которые доказали подложность т.н. догматических писем протопопа». 
 
Видимо, именно апология Аввакума разбередила безвестного автора заметки, появившейся на сайте «Третий Рим» (http://goo.gl/Tv8AW). Название ее красноречиво – «Каша в голове. Аввакумовщина на "Русской народной линии"». Автор походя пинает игумена Кирилла за его личное мнение: «чем далее идём, тем менее духовной здравости остается в некогда стойких в вере людях». Как видно, анонимному автору критерий «здравости» видится в собственной точке зрения. Это еще Протагор утверждал, что человек есть мера всех вещей. Но то было давно, в древней Греции, и говорилось о любом человеке, не только об авторе заметки «про кашу». Мысли игумена Кирилла показались ему «кашей» в силу несварения анонима – ну, не «переваривает» он протопопа Аввакума, называя его «старообрядческим раскольником». Термин странноватый, но автор едва ли в курсе, что первое слово (старообрядец) употребляется, а второе (раскольник) стало наследием прошлого. Не самого лучшего прошлого – с кострами и урезанием языков. В чем же видится «аввакумовщина» автору заметки? Дело в том, что Кожурин, а с ним согласился и Сахаров как читатель, усомнились в авторстве неких писем Аввакума. На этих подложных посланиях построено обвинение протопопа в неправом толковании Святой Троицы. Главное, возмутившее анонима, это подозрение, что сфабрикованы послания Дмитрием Ростовским. Но, помилуйте, Кожурин в своей книге упоминает не только его, но и Нижегородского архиепископа Питирима, основателя Саровской пустыни иеросхимонаха Иоанна и др. Видимо, Дмитрий Ростовский для анонима – собирательный образ? Кирилл Кожурин подверг сомнению те послания не голословно. Он ссылается на исследования известных историков прошлого и настоящего А.К.Бороздина и Н.Ю.Бубнова (см.: К.Я. Кожурин. Протопоп Аввакум: Жизнь за веру. С. 328-331). Какие контраргументы приводит автор заметки? Никаких! Он цитирует отрывок из якобы протопопа Аввакума и «опровержение» на него Дмитрия Ростовского. Вот и все доказательства, в лучших традициях миссионеров прошлого. Аргументы давней полемики нам тоже известны – тюрьма и костер. Как говорил Базаров: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» 
 
Пинка анонима сподобился и «раскольник неизвестного толка» Владимир Личутин. Он, пишет автор «Третьего Рима», «выступил в защиту ереси Аввакума» на круглом столе в редакции газеты «Завтра». Но то было 14-ть лет назад, в 1998 году! Узнать о мнении писателя Личутина, уроженце Мезени, автора романов «Раскол», «Скиталец» и других, можно в его интервью газете «Завтра» от 2005 г. (http://zavtra.ru/content/view/2005-03-0961/). Личутин честно признался: «здесь нет моих религиозных убеждений, моих религиозных симпатий. Я исходил только из чувства правды и справедливости. Исторической правды и справедливости. Я начал заниматься староверчеством и расколом только из-за чувства справедливости. Это меня всегда ранило. Я чувствовал какую-то внутреннюю неправду, ложь. Причем ложь историческую, которая пронизала не только саму церковь, но пронизала само русское общество». Вот и весь «неизвестный толк» под названием совесть. 
 
Куда интереснее было читать отзыв на книгу К.Я.Кожурина в Литературной газете (№48 (6348) от 30.11.2011). Федор Черепанов, автор статьи, обратил свое внимание на слова протопопа Аввакума: «Ничто тако раскол творит, яко любоначалие во властех». По мнению автора, эти слова «применимы к каждому из нас и удивительно точно указывают на самое слабое звено в обороне против главного врага человеческого рода». Грех властолюбия, овладевший царем и патриархом, заставили «не только подкорректировать утвердившиеся на Руси чины, последования и таинства, но и поморить часть собственного несогласного народа. Самую совестливую часть». Заслуга Кожурина видится Черепанову в умелой подаче истории раскола через яркую личность «огнепального» протопопа. Кирилл Кожурин акцентирует внимание читателя на том, что Аввакум боролся не только за свободу своей совести, но и за национальную личность. В заключении автор рецензии ставит всех перед выбором: «каждому из живущих сегодня русских людей предстоит определиться, каких он корней, ведет ли он свою родословную от несгибаемых, подобных великому Аввакуму, воинов за веру или предпочитает встать в ряды приспособленцев, которых во все времена, увы, было предостаточно». 
 
«Мягкую и пушистую» позицию заняло издательство «Молодая гвардия» (http://pomorian.narod.ru/module9/module270.htm). Истребление людей своим же правительством, названное Кожуриным геноцидом русского народа, издатели деликатно берут в кавычки. После, казалось бы, справедливых слов о физическом уничтожении народа они пишут: «вопрос о неправильности древнерусского богослужебного обряда, ставший причиной раскола, является не более чем недоразумением». Читая эту рецензию, вспомнила бурлеск экскурсовода про летальный исход княжеской междуусобицы – «не сдержался и убил». Кожурин использует сильный термин, характеризующий ситуацию после реформ как раскрещивание Руси. Это видится издателям, с одной стороны, «имеющим право на существование», а, с другой, такая оценка «кажется все же излишне категоричной». В целом, позиция издателей понятна и выражена знаменитой фразой кота Леопольда: «ребята, давайте жить дружно!..» 
 
На фоне издательства «Молодая гвардия» серьезной и вдумчивой выглядит рецензия журнала «Читаем вместе» (Октябрь, 2011). «Нам предстоит большой труд по изучению и пониманию истинного явления, которое ни в коем случае не было ни истерикой, ни мракобесием» – пишет автор (http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/review.php?book=2121). Он задается главным вопросом – заложен ли компромисс в основу существования? О процессе раскрещивания Руси журнал пишет: «Этот процесс начался с сомнения в вере, некогда принятой предками при князе Владимире, продолжился религиозным скептицизмом XVIII и нигилизмом XIX, а закончился воинствующим атеизмом ХХ и неоязыческим материализмом XXI веков. Раскол предопределил разрушение нравственной цельности русского общества, разные части которого в разной мере стали ориентироваться на чужие влияния, создавая не общенациональную культуру, а изолированные очаги духовных ценностей, все более непонятных и неинтересных друг для друга». Могу подписаться под каждым словом.
 
Юлия Маслова