М.Н. Крайнова
Господи! Господи! Отвори нам…
Но Он скажет: не знаю вас, откуда вы;
отойдите от Меня все делатели неправды.
Лк. 13:25-27

Дети Божии и дети дьявола узнаются так:
всякий, не делающий правды, не есть от Бога,
равно и не любящий брата своего. Мы знаем, 
что мы перешли из смерти в жизнь, 
потому что любим братьев;
не любящий брата пребывает в смерти. 
Всякий ненавидящий брата своего, есть человекоубийца.
1Иоан.3:10
Уже несколько месяцев втаптывается в грязь доброе имя христианина. Приход Покровского собора в Рогожском посёлке «взбудоражен» новостью о том, что А.В. Шишкин, выступив на радиостанции «Свобода», «опозорил Церковь». Эту «информацию» с неутомимой энергией, достойной лучшего применения, распространяет активный член Рогожской старообрядческой общины М.Н. Крайнова. Кульминацией «праведного гнева» стало её выступление на собрании общины 18 ноября 2012г., на котором «враг Церкви» был наконец-то (!) изобличён.

«Абсурд», - скажете вы. Да, если бы не та удивительная готовность, с какой восприняли эту ложь на своего брата во Христе прихожане Покровского собора. Правда, никаких доказательств своих утверждений «борец за правду» не представила. Да и зачем они? Ведь обвинитель – «своя», «потомственная», мы ей верим и так, на слово. Даже на лживое слово?..

Так что всё-таки было на той передаче? Только не спрашивайте об этом у «возмущённых» рогожских прихожан, не ответят, не слушали они этой передачи. Удовлетворю ваше любопытство. В октябре 2012г. А.В. Езеров и А.В. Шишкин приняли участие в передаче, посвящённой церковно-государственным отношениям на примере  старообрядчества, транслируемой на радио «Свобода». На мой взгляд, интересная, живая передача получилась. Лишь А.В. Езеров позволил себе некорректное высказывание о митрополите, назвав его «недалёким». Несомненно, в публичном пространстве такие высказывания делать не следует. Но «слово – не воробей, вылетит – не поймаешь»...Согласитесь, впрочем, что к Христовой Церкви это высказывание не относится.

И никто бы не обратил внимание на это, если бы эту передачу не вытащили на белый свет, а её содержание не исказили. Кому и зачем понадобилось истолковывать слова А.В. Езерова как позорящие Церковь? И почему устроили травлю А.В. Шишкина? Для этого обратим внимание на фигуру «обвинителя», а также на то, какие конкретно высказывания Езерова и Шишкина могли привести в ярость М.Н. Крайнову или тех, кто с ней связан.

Позвольте мне усомниться в том, что причиной её возмущения послужила бестактная фраза А.В. Езерова о владыке. Ведь ещё год назад – 25 декабря 2011г. на собрании Рогожской старообрядческой общины А.Ю. Рябцев высказался довольно жёстко о нынешнем митрополите, однако никто из присутствующих, в том числе и М.Н. Крайнова, не стал его опровергать, никого его слова не потрясли.

Так в чём же дело?  На передаче была затронута тема последнего раскола в РПСЦ в связи с появлением учения т.н. «неопасхалистов» и об их идейном вдохновителе А.Ю. Рябцеве. Езеров, говоря вкратце об их учении и о факте отлучения от Церкви Рябцева, был поддержан Шишкиным, который отметил справедливость отлучения от Церкви т.н. «неопасхалистов». Он имел в виду то, что от Церкви Рябцев и его последователи отлучили себя сами, отпраздновав Пасху  в другое от всей Церкви время, а Собором РПСЦ лишь было формально оформлено то, что ранее по факту уже произошло.

Вероятно именно этот взгляд Шишкина на события, связанные с отлучением т.н. «неопасхалистов», и стал причиной его травли, ведь Крайнова и Рябцев друзья. Рябцев, искренне считающий, что его отлучили от Церкви несправедливо, не за конкретное раздорническое деяние, а за оппозицию к политике Митрополии РПСЦ, был оскорблён и поделился своими переживаниями с Крайновой, которая, в свою очередь, «защитила» своего друга. По-своему, конечно, не гнушаясь никакими средствами: ни клеветой, ни  подлостью, ни предательством. Но угодна ли Богу такая дружба? Допустимо ли для своих целей использовать любые (!) средства? И с каких пор понятие «Церковь» стало отождествляться с человеком, отлучённым от Церкви?

Расчёт клеветников был прост: запись передачи найти не так просто да и слушать никто не станет, а вот «подпортить» жизнь и доброе имя сумеем. Что ж, расчёт оказался верным. Доказательств страшного обвинения в хуле на Церковь действительно никто не потребовал.           В спину честного и порядочного человека несутся слова презрения и негодования.

С целью разобраться в сложившейся ситуации члены Церковного Совета Рогожской общины вместе с настоятелем Покровского собора протоиереем Виктором (Жельцовым) вынуждены были прослушать запись этой передачи. Ничего порочащего Церковь в выступлении А.В. Шишкина не нашли и  с удивлением отметили, что «у нас опять сделали из мухи слона».

Однако все попытки опровергнуть пустившую глубокие корни ложь не увенчались успехом. Нет, говорят нам рогожские прихожане, нам недостаточно слов нескольких членов Церкви, прослушавших передачу, дайте нам запись этой передачи, чтобы мы убедились в том, что вы говорите правду. Но помилуйте, почему же вы не спросили запись этой передачи, когда слушали слова, порочащие вашего брата? И не лучше ли вам спросить эту запись у «обвинителя»?

Итак, осуждающее слово оказалось сильнее оправдывающих слов. Одно слово клеветы перевесило слова правды. А нужна ли старообрядцам правда? Правда о том, что их брат был оклеветан? Правда о том, что они приняли активное участие в распространении этой клеветы? По-видимому, нет. Чувства недоброжелательства и вражды требуют лжи о брате, лжи грубой и наглой. Но в таком случае являемся ли мы вообще христианами, которым Самим Христом заповедано: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:35).

Елена Шишкина

P.S. Доброе имя моего мужа было брошено на алтарь идола по имени «Рябцев». Какие ещё жертвы потребуются этому идолу?