Более ста лет между нами существует печальное недоразумение – разделение единоверных братьев о Христе, хранителей древлего благочестия, последнего в мире оплота неповрежденного православия.

Сегодня, когда нет гонений на веру со стороны властей и представители наших Церквей могут свободно общаться – нам необходимо искать пути сближения и взаимопонимания с целью совместного противостояния силам зла и совместного сохранения и проповеди древлего православия.
Сегодняшняя наша встреча, первое знакомство представителей наших Церквей, надеюсь поможет нам найти пути преодоления того разделения, той «велией нелепости», и излечению той печальной раны на теле Церковном, которая возникла от вражды и любоначалия.

Мы знаем, что поводом для смущения православным хранителям церковных преданий стало не различие в религиозных убеждениях, а клевета на митрополита Амвросия, посеянная недоброжелателями церковного мира, преследователями из господствующей церкви (а вернее сказать врага рода человеческого, противника добра и мира – дьявола, тактика которого разделяй и властвуй).

История старообрядчества – это время побед в духовных испытаниях и мучениях со стороны гонителей православия, но эта история знает злосчастные разделения и несогласия, когда как бы сбывались слова пророка: «И будут времена, когда друзья вооружаться против друзей, как враги» (3 Ездры 6, 24).

Прошло более 160 лет с начала этого печального разделения, и во все это время в наших Церквях исповедуется одна и та же вера, мы служим по одним и тем же книгам, молимся одними молитвами, осеняя себя истинным двуперстным крестным знамением, почитаем общие святые обычаи и предания благочестия, то есть в вопросах веры, таинств и православных догматов – мы едины.

О причинах печальных раздоров в Церкви пишет св. Григорий Богослов: «Эти раздоры часто происходят между единомышленниками в догматических вопросах из-за личных обид, человеческих страстей и частных малозначных событий».

Учителя Церкви наставляют: «Раздора в Церкви дабы не было, тамо, идеже не о вере, а о лицах только есть прение» (Бароний), но, как говорит философ, «Время разбрасывать камни, и время их собирать». Надежда на преодоление раздора, о чем выражали свои чаяния наши предки (особенно в начала прошлого века), обрела реальность в 2005 г., когда Собор Русской Древлеправославной Церкви постановил: «Отложив всякую предвзятость, вновь вернуться к рассмотрению вопроса о каноничности Белокриницкой иерархии». Наша Церковь приветствовала эту инициативу и в 2006 г. от епископата Русской Православной Старообрядческой Церкви было направлено обращение об уврачевании раскола, которое начиналось глубокими словами св. Григория Богослова: «Не победы ищем, но приятия братии, их же разлучением терзаемся».

В мае 2007 г. Собор Русской Древлеправославной Церкви принял решение: «Признать, что митрополит Амвросий после удаления с Боснийской кафедры не состоял под запрещением в священнослужении вплоть до присоединения к старообрядчеству».

Оценивая это решение, председатель комиссии нашей Церкви по взаимоотношениям с Русской Древлеправославной Церковью – иерей Алексий Лопатин тогда писал в своем послании в Ваш адрес, что это долгожданное историческое событие, что им кончилось «время молчать», и пришло «время говорить», что время войны сменилось временем мира. Сегодня мы, пастыри Святой Церкви, имущие воздать ответ Богу за единение церковного стада, призваны и ответственны положить конец церковному раздору и открыть путь к единению, ибо мы знаем, даже кровь мученическая не смывает страшного греха церковного раскола.

Встречаясь сегодня впервые, думаю, мы не обольщаем себя мечтой о скором единении, но прежде всего желаем создания доверительных и дружественных отношений между нами с целью объединения усилий по сохранению той истинной веры, которую нам даровал начальник веры Исус Христос, дабы эта вера торжествовала во веки веком.

У нас гораздо больше общего, чем разделяющего, мы имеем общих предков, которые не взирая на мучения хранили благочестие, начиная от св. священномученика Аввакума, 330-летие кончины которого мы отмечаем в этом году. Святые мученики, отстоявшие благочестие, несомненно, молятся о единении и сохранении единой, истинной, нереформированной, двуперстной древлеправославной Церкви.

Давайте, внимая их молитве, увидим друг в друге братьев, хотя и разлученных долгое время, но не потерявших прежнего, кровного родства. Давайте все вопросы между нами обсуждать в духе доверительности, доброжелательности, нелицемерия и братской любви.

Да поможет нам Бог идти путем любви и мира, поскольку устроителей мира Он называет Своими сынами и призывает нас едиными усты и единым сердцем славить Творца.

Да поможет нам Бог искать единения церковного, единомыслия и мира, ибо это завет Христа, который в молитве к Отцу Небесному просил: Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе (Ин. 17, 21).

протопоп Андрей
1 января 2013 г.