Митрополит Ювеналий отслужил в Кремле литургию древним чином



"Перед революцией в России было 600 единоверческих общин. В конце советского периода их оставалось восемь, а сейчас — более 30", — цитирует ИТАР-ТАСС комментарий секретаря Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством РПЦ иерея Иоанна Миролюбова.

"Вести"
12.01.2013
Божественная литургия древнерусским чином совершена в Успенском соборе Московского Кремля

Богослужение, которое возглавил постоянный член Священного Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, состоялось по просьбе духовенства и прихожан старообрядных (единоверческих) приходов Русской Православной Церкви в ознаменование памяти Первого Всероссийского единоверческого съезда, 100-летие проведения которого отмечалась единоверцами в ушедшем году.


Песнопения исполнял хор Михаило-Архангельского единоверческого храма села Михайловская Слобода Московской области.
В завершение Литургии перед мощами святителя Макария, митрополита Московского, были пропеты тропарь и величание.


Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий обратился к молящимся со словом приветствия:
«Ваше Преосвященство дорогой владыка Стефан,дорогой отец Иринарх, возлюбленные братья-пастыри,дорогие чада церковные – братья и сестры!
Горячо и сердечно поздравляю вас с великим и спасительным праздником Рождества Христова, который отмечает ныне вся наша православная Святая Русь.
Богослужение, которое мы совершили сегодня по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, вернуло нас в седую древность. Три с половиной столетия святые исторические стены Успенского собора Московского Кремля не оглашались этой древней молитвой, которую мы воскресили в наших сердцах, мыслях, наших песнопениях и молитвословиях.
Святейший Патриарх с радостью благословил желание единоверцев через сто лет с того времени, когда был проведен Первый Всероссийский единоверческий съезд, показать, что наша Церковь едина, что древние и новые обряды одинаково спасительны и самое главное – мы свидетельствуем о нашем единстве во Христе Спасителе.
В этих молитвах сегодня мы горячо и сердечно испрашиваем у Господа благоденственного и мирного жития для нашей святой Поместной Церкви, для ее спасительной миссии на земле. Мы молились о богохранимой державе Российской, о народах, населяющих ее, чтобы мир, благоденствие, согласие и единомыслие царствовали в сердцах людей.
Спасибо вам, прибывшим из разных концов земли, чтоб соединиться в этой братской и сестринской молитве. Пусть молитвы, которые мы сегодня возносили от наших сердец, дойдут до Престола Божия и исполнит Господь наши прошения».

Раскол XVII века нанес болезненную рану телу Русской Церкви, стал одним из самых тяжелых испытаний за все время ее существования, отмечается в обращении:
«События той эпохи разделили православный народ, поставили перед ним важные вопросы о сущности христианских ценностей и их месте в жизни человека. Была нарушена заповедь Спасителя: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21), — а вместе с этим произошла и национальная трагедия, последствия которой оказались губительны для народного самосознания.
Перед Русской Церковью встала насущная проблема поиска путей к преодолению разделения. И этот поиск оказался нелегким. Если в древней Церкви вполне допускалось сосуществование разных обрядовых традиций при единстве в исповедании догматов веры, то для церковного сознания XVII -XVIII столетий это перестало быть возможным. К тому же сказывалось предвзятое отношение к древнерусским церковным обычаям, предполагаемым несовершенством которых и обосновывалась необходимость обрядовых реформ XVII века. Но все трудности преодолела христианская любовь к единокровным братьям, и, по представлению митрополита Московского Платона, 27 октября 1800 года Единоверие было учреждено указом императора Павла I».

Русская Православная Церковь после Поместного Собора 1971 года, которым была признана равночестность и равноспасительность древних и новых русских богослужебных обрядов, неоднократно свидетельствовала о том, что древнее русское литургическое наследие — это часть нашей общей церковной сокровищницы, напомнил Святейший Патриарх, подчеркнув: «Все вместе мы должны беречь это наследие, ставшее неотъемлемой частью вселенского православного Предания».

В обращении Предстоятеля Русской Православной Церкви богослужение древнерусским чином, совершенное в день памяти святителя Макария Московского, названо глубоко символичным, поскольку этот святитель послужил когда-то делу собирания сведений о русских святых, оставив последующим поколениям высокий пример жизни во Христе по образу подвижников древней Руси. «Пусть и дальше усиливается наше церковное единство, пребывая в том многообразии, которое способно укреплять православную веру и Церковь, а вместе с ними и общее национально-историческое достояние», — говорится в послании.

Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «современное единоверие должно и впредь выполнять свое главное предназначение — способствовать единству русского православного народа; в этом состоит его историческая миссия, этой задачей обусловлено возрастание его роли в общецерковной жизни».
По случаю сегодняшнего торжества и в память Первого Всероссийского единоверческого съезда митрополитом Ювеналием для служащего духовенства и почетных гостей был устроен прием в трапезных палатах Успенского храма Новодевичьего монастыря, после чего присутствовавшие смогли ознакомиться с экспозицией церковного музея Московской епархии. Участники знаменательного события также приняли участие в памятном фотографировании.
* * *

Совершенная 12 января 2013 года в Успенском соборе Божественная литургия была первой, которая служилась в Московском Кремле по дореформенному богослужебному уставу после трагического церковного раскола XVII века. Историческим Деянием об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их, которое по докладу председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима было принято Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 года, дореформенные русские богослужебные обряды были признаны «спасительными, как и новые обряды, и равночестными им».
Служба коммуникации ОВЦС
12.01.2013