12 января 2013 года в Кремле «по просьбе духовенства и прихожан старообрядных (единоверческих) приходов Русской Православной» состоялась единоверческая литургия. «Совершенная 12 января 2013 года в Успенском соборе Божественная литургия была первой, которая служилась в Московском Кремле по дореформенному богослужебному уставу после трагического церковного раскола XVII века» - отмечается в официальной публикации ОВЦС.
Мероприятие приурочено ко дню памяти святителя Макария, митрополита Московского, инициатора авторитетного для старообрядцев Стоглавого собора, на котором была  подтверждена православность и спасительность древнерусской, дораскольной богослужебной традиции.

Представители единоверческих приходов не скупятся на громкие слова: «Настал день, о котором едва ли могли мечтать наши духовные предки. По зову Святейшего Патриарха здесь, в сердце Русской земли, собрались мы, рассеянные в разных концах Руси<…>. Собрались в дорогом для каждого русского человека древнем соборе для служения Божественной литургии по чинопоследованию, принятому на Руси при первых пяти Всероссийских Патриархах и в более древние времена, – богослужения, которое не совершалась подобным образом в этих стенах более трех с половиной столетий». Игумен Иринарх (Денисов) выразил надежду на то, что «сегодняшняя встреча и совместная молитва — это только начало, и в будущем подобные события станут доброй традицией, объединяющей всех нас в лоне одной Матери Церкви».

Мероприятие, несомненно, проводится для того, что бы оживить интерес к единоверию и «старообрядному» направлению деятельности современной РПЦ МП. Сам по себе повод, выбранный для его проведения – «память Первого Всероссийского единоверческого съезда, 100-летие проведения которого отмечалась единоверцами в ушедшем году», представляется не очень значительным.

Конечно, литургия по древнерусскому чину, совершённая впервые с XVII века в центре древней, дониконовской Руси, в Успенском соборе Московского Кремля производит впечатление.


Однако в том же Успенском соборе постоянно регулярно совершается обычные, «никонианские» литургии, такие же, как, например в Елоховском Соборе. Об этом свидетельствует, например, видеозапись литургии в день памяти Святителя Филиппа, митрополита Московского в Успенском Соборе Московского Кремля 16.07.2011


Возвращаться к дониконовскому благочестию на общецерковном уровне руководство РПЦ МП, конечно, не собирается.

Тем не менее, стоит серьёзно отнестись к тому, что на этом мероприятии было сказано, так как на нём была озвучено современное отношение руководства РПЦ МП в лице патриарха Кирилла и митрополита Ювеналия к старообрядческой проблеме.

Впрочем, оно было вполне традиционно для новообрядческой, «никонианской» церкви и ни в чём не изменилось по сравнению, например, с XVIII или XIX веками.

«Православной Церковью» «новообрядцы» считают только своё исповедание, старообрядчество считают «расколом», нарушившим заповедь Спасителя: «Да будут все едино». Учреждение в 1800 года единоверия называется «всё преодолевающей христианской любовью к единокровным братьям», при этом заявляется, что «современное единоверие должно и впредь выполнять свое главное предназначение — способствовать единству русского православного народа». То есть, преодоление раскола мыслится традиционно - как присоединение старообрядцев на правах единоверия, тогда «наша Церковь будет едина, потому что древние и новые обряды одинаково спасительны». При этом задача «усиления церковного единства» провозглашается патриархом Кириллом по-прежнему актуальной, которую можно достичь, «пребывая в том многообразии, которое способно укреплять православную веру и Церковь, а вместе с ними и общее национально-историческое достояние».

Секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством РПЦ иерей Иоанн Миролюбов в своём интервью представителям СМИ говорил более конкретно. «По его словам, к Русской Православной Церкви переходят целыми старообрядческими общинами, как это произошло на Урале — в Верхнем Тагиле, в Нижнее Тагиле, а также в Минске. Переходят в единоверческие общины и отдельные старообрядцы. "Процесс мог бы быть еще активнее, если бы был разработан конкретный статус единоверческих общин, и если бы был свой единоверческий епископ", — отметил протоиерей Иоанн Миролюбов».

Позиция руководства РПЦ МП представляется вполне понятной и предсказуемой. Они чётко знают, чего хотят, и последовательно этого добиваются.

Патриарх Кирилл не присутствовал лично на единоверческой литургии, однако его послание участникам моления свидетельствует о том, что он не упускает из вида «старообрядную» деятельность своих подчиненных.

В то же время позиция руководства РПСЦ неясна.

Они, оправдывая свой курс на сближение с «никонианством», долго уверяли верующих РПСЦ, что Московская Патриархия пересмотрела своё прежнее отношение к старообрядчеству, что там интересуются староверием и чуть ли не готовы вернуться к древнерусскому благочестию.

Во всяком случае, первоиерарх РПСЦ м. Корнилий и о. Леонтий Пименов уверяли, что они участвуют в многочисленных встречах и мероприятиях с представителями РПЦ МП только для того, что бы «проповедовать правду старой веры».

Если это действительно так, то надо признать, что их проповедь осталось безрезультатной.

Инициаторы и деятели «нового курса» РПСЦ на «сближение» с Московской Патриархией  в лучшем случае являются оторванными от жизни и впавшими в прелесть фантазёрами-мечтателями, деятельность которых для старообрядчества вредна и опасна.

Впрочем, есть мнения, что власть в РПСЦ захватили скрытые предатели, усыпляющие бдительность своей паствы демагогическими разглагольствованиями и сознательно выполняющие свою часть плана по поглощению старообрядчества никонианством.

Конечно, верить в это не хочется.

Однако ситуация складывается серьезная.

Впору говорить о реальной угрозе поглощения нашей маленькой Церкви гигантским казённым «ведомством православного исповедания», именующим себя Русской Православной Церковью.

Чем раньше старообрядческая общественность это осознает, тем будет лучше.