Помните тургеневское «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…»? Русский язык поистине могуч и правдив. Возьмем, к примеру, фразеологизм «казанская сирота». Это не фигуральное выражение, здесь отражена история Руси. Родилось оно в XVI веке, после завоевания Иваном Грозным Казани. Казанские мурзы умело прикидывались бедными и несчастными, чтобы добиться от нового хозяина поощрений и наград.
С той поры того, кто излишне прибедняется, народ насмешливо называет казанской сиротой. Известно, например, что в 1563 г. Грозный пожаловал городок Романов и его округу со многими селами, деревнями и пустошами перешедшим к нему на службу четырем знатным ногайским мурзам (князьям) – Ибрагиму и Иль-мурзе Юсуфовым и Алей и Айдар-мурзе Кутумовым. Жалуя ногайских мурз землями, Иван Грозный обещал «их ничем от их веры не нудить и мольбища их не рушить».
 
Но уже в XVII веке царь Алексей Михайлович щедро награждал тех татар, которые добровольно решались переменить веру. В исторических документах сохранилось немало образчиков, когда обычные проходимцы и попрошайки получали царские награды. Подарками для этих «казанских сирот» были собольи шубы или шкуры соболиные, серебряные ковши, кубки, жемчуга, бархат, атлас, кони и т.п.
 
И еще один фразеологизм времен Ивана Грозного – «филькина грамота». Московский митрополит Филипп, как истинный пастырь, не мог мириться с разгулом опричников. В своих многочисленных посланиях к царю, он пытался убедить Грозного отказаться от политики террора. Непокорного митрополита Грозный презрительно называл Филькой. Обличительные грамоты митрополита, из-за иронии царя, превратились в народном сознании в пустяшный документ – «филькины грамоты». Выражение прочно укоренилось в русском языке? Так обычно говорят о документах, не имеющих юридической силы, и/или о невежественных, безграмотно составленных документах.


"Иудина медаль". Аверс

Существует много свидетельств о чуткости русского языка к истории. Мы вспоминали царские награды соболями и серебряными кубками, но то осталось в прошлом. С приходом Петра I появилась чисто символическая система наград. Медали и ордена, в основном, давали за проявленное мужество в боевых сражениях. Только одна медаль выбивалась из общего ряда петровских наград – это «Иудина медаль».


"Иудина медаль". Реверс

Расшифровать емкое название медали для любой христианской души не составляло трудности. Ее называют одной из самых загадочных в истории наградной системы России.

Появилась медаль по воле Петра I в 1709 году и предназначалась украинскому гетману Ивану Степановичу Мазепе. После поимки предателя предполагалось публично возложить медаль на грудь изменнику и затем
«предать его анафеме». Увы, государь не успел вручить награду предателю, так как Мазепа скончался.
 
В России были разные награды. Вот говорящие сами за себя: «За храбрость», «За верность», «За усердную службу». Была и экзотика: «Медали для чукчей» (1791-1794 гг.), «За разведение тутовых деревьев» (1797 г.), «Разным азиатцам» (1803 г.). Нормы русского языка здесь не нарушены. В СССР был орден «Дружбы народов» (1972 г.). Дружат, как минимум, двое – я и ты, народ и народ, а вот что такое орден «Дружбы» (1994 г.) мне не совсем понятно.

Как писал М. В. Ломоносов:

«Языка нашего небесна красота
Не будет никогда попранна от скота».

Если не нравится слово «народ» (хотя, непонятно, почему?), то назвали бы орден «За дружбу», а еще лучше «За усердную дружбу» (шучу). Отрезав слово «народ», награждающий указал на качество, свойственное любому смертному. Вроде, как и не награжден вовсе, а так, умеет, в принципе, дружить, служить и т.п.

Дружить с кем, вот вопрос? То ли дело медаль «Поборнику православия»! Здесь все четко и ясно. Медаль предназначалась для поощрения греческих повстанцев, которые должны были содействовать планам императрицы Екатерины II в освобождении православных народов от турецкой зависимости.


Медаль "Поборнику православия"

Екатерина хотела восстановить Византию под скипетром российской короны, а затем открыть ворота Константинополя христианству всего Балканского полуострова. Вместо турецкого полумесяца над храмом Святой Софии в Стамбуле планировалось водрузить православный крест. Как видим, «византийская прелесть» искушала не только Тишайшего... Однако смелому прожекту императрицы не суждено было сбыться – греческое восстание внутри Оттоманской империи было подавлено, медаль осталась в проекте.

Кстати, о чуждых «Святой Софии» символах. В описании ордена «Дружбы» сказано: «Он представляет собой пятиконечную звезду, образованную пучками расходящихся золотистых лучей». Надо ли говорить, что звезда – тоже чуждый христианству символ? Статут и описание ордена «Дружбы» были утверждены Указом Президента РФ № 442 от 2 марта 1994 г. А Указом Президента РФ N 19 от 6 января 1999 г. в статут и описание внесены изменения, т.е. получается, что предыдущий Указ превращен в «филькину грамоту».
 
А еще «филькиной грамотой» звучат слова благодарности некоторых награжденных за новодельные ордена и медали РФ: впервые за 350 лет от государства, которому 22 года, вручен орден, существующий еще меньше времени. Когда генерала Скобелева награждали, он при каждом удобном случае говорил солдатам: «Я вам, братцы, обязан! Это вы все сделали... Мне за вас дали мои кресты!..» Но то – военная награда и слава.

Орден Дружбы

Однако не будем пессимистами. Вслед за писателем скажем: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
 
Юлия Маслова

«Самарское староверие»