С 2007 года нам навязывается мнение, что главной причиной церковных раздоров стала злонамеренность самих «раздорников». Такая позиция является своеобразной «дымовой завесой», призванной скрыть что-то более серьёзное. Может быть, реализацию планов по объединению с РПЦ МП?
Над созданием этой «завесы» и над дискредитацией несогласных с курсом на сближение с РПЦ МП потрудились изрядно. Свою лепту внесли все: и священноначалие Церкви со своими курсом на сближение с РПЦ МП и способностью метко клеймить непокорных, и некоторые представители несогласных, дискредитировавшие себя и свою идею, и христиане, упорно отказывающиеся увидеть правду.

На Соборе 2007 года на людей, поставивших вопрос о характере контактов священноначалия РПСЦ с представителями еретического сообщества (РПЦ МП) и об их действительных целях, повесили первый ярлык: «Клеветники». Соборное большинство не захотело увидеть очевидные факты.

Тогда же было озвучено мнение о неблагонадёжности несогласных из-за их «неофитства». Появилось ещё одно не только ложное, но и с сильным привкусом ереси, объяснение происходящих событий.

Поспешив выйти за ограду Церкви, представители 1-й волны несогласных стали обоснованно именоваться «раздорниками».

Представители 2-й волны несогласных, костяк которой группировался вокруг журнала «Неопалимая Купина», в какой-то момент «переключились» с критики курса на сближение с РПЦ МП на обсуждение темы пасхальных расчётов. Отпразновав Пасху в другое от всей Церкви время, они также оказались за её пределами. В дальнейшем, разработав своё учение о Церкви, они и вовсе перестали восприниматься в качестве православных христиан. Именно благодаря им у несогласных появился ещё один ярлык: «Еретики».

Надо сказать, что всё это время те или иные ярлыки, повешенные на представителей несогласных с курсом на сближение с РПЦ МП, не позволяли некоторым христианам увидеть главную суть противостояния, а также служили оправданием их собственной «слепоты» в видении правды. И если раньше они отрицали сами факты тесных контактов предстоятеля РПСЦ со священноначалием РПЦ МП, то теперь стали убеждать себя, что эти факты являются проявлением «открытости», «диалога» и «миссионерской деятельности». При этом поразившая некоторых «слепота» снова не позволяет увидеть очевидного: в результате этих контактов никто из РПЦ МП в РПСЦ не перешёл, никакие серьёзные проблемы Церкви решены не были. Зато закономерным итогом такой политики стали вполне реальные факты отпадения части христиан от Церкви. А «болезнь глаз» некоторых христиан, неосознанная и загоняемая внутрь, может стать постоянной, хронической…

Что же мы имеем на сегодняшний день? Все люди, находящиеся в ограде Церкви и несогласные с курсом митрополита Корнилия на сближение с РПЦ МП, воспринимаются  как «клеветники», «раздорники», «еретики», «духовные проходимцы», в лучшем случае «новички». Всё, что говорится этими людьми, всерьёз не воспринимается. В результате событий в Церкви начала XXI века были практически дискредитированы и маргинализированы все христиане, не приемлющие официального курса, а также обесценены такие важные для православных понятия как «благочестие» и «ревнители». Под угрозой дискредитации находится и сама идея противодействия сближению с еретиками.

М. Кухлич