Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Есть ли у Бога национальные предпочтения?
Дата:  30/08/2013 —  Тема:  Личное мнение
Дух дышет, где хочет. Ин. 3:8

Два последних интервью руководителя информационно-издательского отдела РПСЦ А.В.Антонова привлекают к себе внимание своей обращённостью к еврейской теме, причём в весьма своеобразной интерпретации.
В интервью «Русским – брить бороды. Японцам – спички в глаза вставлять» старовер Антонов, говоря о вере и неверии, упомянул Бога, но почему-то «еврейского Бога», который «в отличие от античного бога, который просто стеклянный шар в поднебесье – он живой Бог, ревнивый Бог, и любит, когда с ним спорят». Далее Антонов сравнивает старообрядцев опять почему-то с евреями в их общем, по его мнению, отношении к обряду. В интервью же «Я слышу подземный гул…» и вовсе утверждает, что христианство – это «синтез иудаизма и греческой философии».

Почему христианин Антонов всё время возвращается к еврейской теме, а в его понятийном аппарате появляется вместо христианского Бога-Троицы «еврейский Бог», не ясно. Не ясно и то, что понимает Антонов под словосочетанием «еврейский Бог».

У Бога, «сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них» (Пс: 145:6) национальности нет по определению.

Может быть, Антонов, говоря о «еврейском Боге», имеет в виду Бога, в которого верили ветхозаветные евреи? Действительно в единаго Бога верили родоначальник еврейского и некоторых других народов Авраам, патриархи еврейского народа Исаак и Иаков, еврейские цари Давыд и Соломон и др. Но вера в единаго Бога, Творца неба и земли, никогда не была только верой Израиля. В этого Бога верили первые люди, родоначальники всех народов Адам и Ева, первомученик Авель, праведный Ной и его семья, праведный Енох, многострадальный Иов, царь салимский Мелхиседек и другие праведники Ветхого Завета, которые отнюдь не были евреями.

При этом остаётся загадкой, почему Антонов берёт в качестве примера веры в Бога не полное, прикровенное знание о Нём людей Ветхого Завета. Ведь праведники Ветхого Завета не имели той полноты Богооткровения, каким характеризуется новозаветное время. Явление Св.Троицы в ветхозаветный период было только прообразовательным, как, например, при явлении «трёх мужей» праотцу Аврааму. Явно и во всей полноте единство Бога в Трёх Лицах - Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго было открыто людям лишь после пришествия Исуса Христа.

Также не понятно, каким образом синтез иудаизма, не признающего Христа Богом, и плода человеческой мысли - греческой философии, по определению не являющейся богооткровенной, мог дать христианство? Христианство могло возникнуть только благодаря Откровению Божию!

Может быть под словами «еврейский Бог» имеется в виду «принадлежность» кому-то, какому-то народу? Но разве всемогущий Бог может кому-нибудь принадлежать, пусть даже избранному народу Ветхого Завета – евреям? Этот народ был Его «уделом», должен был стать святым народом, посредством которого другие народы обрели бы истинное Богопознание и Богопочитание. Но евреи, не узнав Сына Божия - Христа и распяв Его, утратили свою избранность Богом. Избранным народом Божьим стали христиане, которые могут быть представителями любого народа.

Так всё-таки о каком «еврейском Боге» говорит Антонов, если большинство евреев не приняли Того, о Котором «свидетельствовали Писания» (Ин. 5:39), и на этом основании не являются наследниками истинного Богопочитания ветхозаветных праведников?

Надо отметить, что понимание Бога – Творца мира в качестве «местечкового», национального Бога характерно лишь для евреев. Более того, по их учению, изложенному в Каббале, «сам «бог» нуждается в евреях и воплощается в них для господства посредством их над миром» (М.Назаров. Вождю Третьего Рима. - М., 2005.- С.22).

Впрочем, не думаю, что древлеправославные христиане должны особенно углубляться в верования евреев, даже если нам активно навязывается мысль, что староверы близки к ним.

Высказывание Антонова о том, что «старообрядцы – единственная из христианских конфессий с таким же отношением к Книге и Обряду, как и у Израиля» в каком-то смысле провокационно, так как в интервью не даётся оценка такому отношению к обряду, даже если где-то оно имеет место. Также в этих словах я вижу и попытку представить староверов исключительно как обрядоверов-законников.

Ещё Христос предостерегал христиан: «Берегитесь закваски фарисейской» (Мф. 16:6). Христиане с приходом в мир Спасителя и со времени Его Крестной Смерти не спасаются более исполнением закона, как ветхозаветные евреи, но благодатью. Древлеправославные христиане в лице своих лучших представителей имели не только образ благочестия, но и его силу. Иначе им бы не удалось сохранить истинную веру.

В заключение надо сказать, что, на мой взгляд, публичным людям, представляющим Русскую православную старообрядческую церковь, следует остерегаться двусмысленных, «мутных» формулировок, в особенности в вероисповедных вопросах. Не ложны слова Господа: «…от словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися» (Матф.12:37).

Л. Васильева



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1003