Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Алексей Белков. Старообрядческое духовенство в армии: возможно ли это?
Дата:  22/10/2013 —  Тема:  РПСЦ новости
После крушения большевизма в нашей стране среди разного рода социальных и политических изменений была объявлена свобода совести и свобода вероисповедания, что для нас, старообрядцев, является крайне важным, я бы даже сказал, основополагающим. Конечно, семь десятков лет безбожной пропаганды и атеистического гнета не прошли даром. Множество человеческих душ было загублено и еще больше покалечено, да и процесс духовного возрождения — не так скор и легок, как хотелось бы.
Общественное мнение еще до сих пор не в полной мере готово принять Слово Церкви и её чад, во многих государственных структурах еще очень сильны пережитки советского прошлого. В частности, всё вышесказанное относится к армии и другим силовым структурам.

Православная Церковь практически сразу после реформ Никона была оттеснена от армии «церковью господствующей». Долгие годы ревнители древлего благочестия подвергались гонениям и притеснениям, армия же в эти времена была одним из инструментов давления. Но шли годы и ситуация изменилась. После указа о веротерпимости от 17 апреля 1905 года старообрядцы получили возможность поступать в юнкерские училища с последующим производством в офицеры [1, стр. 167].

В русско-японскую войну (1904–1905 гг.) впервые в истории в действующую армию генерала Н.А. Куропаткина, насчитывающую около 12000 старообрядцев, для духовного окормления были допущены два священника, хотя, официально, тогда еще как миряне, содержащиеся за счет самих же старообрядцев [2, стр. 74].

Уже с начала Первой Мировой войны (1914–1918 гг.) по инициативе старообрядцев Белокриницкого согласия и с одобрения Верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича и протопресвитера армии и флота Г.И. Шавельского в действующую армию было направлено четыре старообрядческих священника: по одному на каждый фронт (хотя опять без государственного содержания — священноиереи содержались попечителями Рогожского кладбища) [1, стр. 168, 169].

Но это, конечно, в полной мере не удовлетворяло потребности воинов-староверов, и уже летом 1916 года Военным ведомством было разрешено прислать на каждый фронт еще по одному священнику [1, стр. 169], тогда же приказом начальника Морского штаба Верховного главнокомандующего учреждались должности старообрядческих священников на Балтийском и Черноморском флотах [1, стр. 170].

И, наконец, с середины 1916 года старообрядческое духовенство в армии стало содержаться за казенный счет. Дальнейшего развития этот вопрос в Российской империи не успел получить. После захвата власти большевиками в 1917 году и начала Гражданской войны известны случаи дальнейшей пастырской службы в армии дрелеправославного духовенства. Так в Вооруженных силах Юга России (ВСЮР) на июль 1920 года состоял протоиерей Иоанн Никулин [1, стр. 173]. В вооруженных силах правительства адмирала А.В. Колчака была учреждена штатная должность старшего старообрядческого священника армии и флота, которую занимал о. Иоанн Кудрин, при нем имелась канцелярия из трех человек и четыре священника в подчинении [3, стр. 175, 176, 182, 183].

В советское время, естественно, о военном духовенстве не было даже и мысли. И, вот, теперь после почти 80-ти летнего перерыва, появляется возможность вновь поднять вопрос о старообрядческом духовенстве в армии и надеяться на положительные результаты в его решении. Такой оптимизм вселяет Решение Президента Российской Федерации от 21 июля 2009 года (любой интересующий легко сможет найти этот документ на официальном сайте Кремля) и Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённое Министром обороны РФ 24 января 2010 года (этот документ есть на сайте Министерства обороны).

Вот и получается, что наиболее актуально приступить к решению данного вопроса в самое ближайшее время, так как вся законодательная база уже подготовлена, соответствующие органы в Министерстве обороны РФ созданы, и само руководство Вооруженными Силами к диалогу готово, при том, что вопрос ещё окончательно не закрыт и находится в стадии решения. С другой стороны потребность в духовном окормлении воинов-старообрядцев крайне велика, а также это послужит святому делу проповеди слова Божьего людям.

Использованная литература:
  1. Капков К.Г. Очерки по истории военного и морского духовенства Российской империи XVIII – начало XX веков: Итоги к 1917 году. Москва: «Летопись», 2009. – 256с. – 48 с. илл.
  2. Комарова О.А. Старообрядцы и война (по страницам старообрядческой периодики 1914 – 1917 гг.) // Старообрядчество: история, культура, современность: тезисы III науч.-практич. конф., 15 – 17 мая 1997 г., Москва, 1997.
  3. Кудрин И.Г., прот. Жизнеописание священника и отца семейства (Памятка в назидание потомству). Барнаул АКООХ-И «Фонд поддержки строительства храма Покрова…», 2006. – 288 с. – 17 с. илл.
18 октября 2013

Сайт «Русская вера»

http://goo.gl/dZhVKm



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1013