Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Визит Путина в Ватикан послужит укреплению православно-католических отношений, надеются в Русской церкви
Дата:  25/11/2013 —  Тема:  Общественно-политический взгляд
Москва. 21 ноября. Интерфакс — В Московском патриархате ожидают, что встреча президента Владимира Путина с папой Римским Франциском придаст дополнительный импульс отношениям православных и католиков.

"Хочется надеяться, что встреча президента Путина с папой Римским послужит укреплению отношений России и Ватикана, Русской православной и Римско-католической церквей", — заявили корреспонденту "Интерфакс-Религия" в четверг в синодальном Отделе внешних церковных связей.
В то же время собеседник агентства отметил, что речь идет о встрече лидеров двух государств. Что же касается церковных вопросов, то их обе Церкви решают напрямую, добавил он.

Как сообщалось, В.Путин и понтифик встретятся в ходе визита главы российского государства в Ватикан 25 ноября. Это будет третий в истории визит главы российского государства в Ватикан после установления между странами полноформатных дипломатических отношений в декабре 2009 года. Ранее В.Путин встречался с Иоанном Павлом II в 2000 и 2003 годах и Бенедиктом XVI в 2007 году.

В ходе предстоящей встречи будет поднята тема урегулирования военного конфликта в Сирии. В настоящее время Московский патриархат осуществляет активную деятельность в защиту христиан в этой стране, которые подвергаются насилию.

http://goo.gl/vaeacr


Собирается ли Путин и дальше «успешно преодолевать» церковные расколы?

Неумолимо приближается дата исторической встречи Папы Франциска и Владимира Путина, на которую, как представляется, возлагаются с разных сторон неоправданно завышенные надежды. Основные из этих надежд возлагаются, конечно, с прокатолической, прозападной стороны, которая – пусть и в латентном виде – хорошо представлена в нынешнем руководстве РПЦ МП. Путин тоже большой мастер парадоксов: он сумел создать невиданную в мировой истории бизнес-империю из нескольких своих друзей под аккомпанемент радикально популистской риторики о "возрождении сильной России", "вставании с колен" и под хамские жесты в адрес Запада, порой граничащие с хулиганством и потому вызывающие особенный восторг у части не слишком продвинутой патриотической публики.

Впрочем, журналистами подмечено: высшие российские чины очень по-разному "работают" на внутреннего потребителя и на международной арене. В большей степени этот контраст проявляется у патриарха Кирилла (Гундяева), менее заметно (но более эффективно) – у Владимира Путина. Пока доверчивый потребитель российского федерального телепродукта уже 14-й год продолжает наивно верить, что Путин удваивает ВВП и поднимает Россию с колен, страна безнадежно превратилась в сырьевой придаток Запада, отказавшись от развития собственных промышленности и сельского хозяйства. Не выполнены широко распиаренные путинские "национальные проекты", не построен чудо-наноград Сколково, по уровню коррупции "великая Россия" обогнала большинство полуколониальных африканских стран, а о честных выборах здесь давно никто не помышляет. Все это сильно сужает исторические перспективы России. Неконкурентность страны пропаганда пытается заглушить идеями изоляционизма и ксенофобии: "У нас особый путь, мы круче, нам наплевать на Запад".

Эти штампы, только в более гротескном виде, воспроизводит и церковная пропаганда. Казалось бы, вполне логично в этом контексте звучала бы и антикатолическая риторика, хорошо разработанная РПЦ МП при Сталине – в 1940-50-е гг. Почва для восприятия такой риторики также имеется вполне благодатная: абсолютное большинство воцерковленных россиян (другое дело, что их процент в общей популяции весьма невелик) искренне считает католиков еретиками, немало есть и тех, что лично Папу воспринимает как антихриста. Однако в этом пункте прямолинейность официальной церковной идеологии допускает, как выражается патриарх Кирилл, "некоторую кривизну". То есть при категорическом неприятии "секулярных западных ценностей", "так называемых прав человека", "цивилизации потребления" (при том что большинство иерархов своей жизнью демонстрируют наиболее брутальные формы этой "цивилизации"), при особенном беспокойстве на "сексуальные" и вообще гендерные темы, пропаганда РПЦ МП почти совсем не критикует католиков, не считает их еретиками и виновниками (или хотя бы одними из виновников) нынешнего, столь впечатляющего "загнивания" Запада. "Кривизна" пропаганды РПЦ МП в этом вопросе звучит так: "Мы с католиками вместе боремся за сохранение традиционных ценностей в Европе, против агрессивного секуляризма и безудержного потребления". Дальше не договаривается, но подразумевается: общая же позиция по этим вопросам у нас сформировалась потому, что мы, по сути, одна и та же Церковь, основанная на одинаковых законах, преследующая одинаковые цели и имеющая общих врагов. Открытое исповедание такой позиции может вызвать возмущение в патриархийных рядах (хотя, скорее всего, потенциальный запал для возмущений там уже весь вышел), но отдельные ее фрагменты иногда все-таки проговариваются. Обычно - митрополитом Иларионом, который и с Папой чаще других встречается, и, если что, сам отвечает за свои слова, не "подставляя" более осторожного патриарха.

Церковные источники нас уверяют, что встреча Путина с Франциском будет носить протокольный характер: встретятся, как положено, два главы государств, имеющих дипломатические отношения. Напоминают: Путин встречается с Папами не впервые. Возникает только вопрос: если это обычное мероприятие в рамках дипломатического протокола, то почему именно эти два главы государств встречаются ВСЕГДА только на территории одного из этих государств? В международной политике при встречах на высшем уровне принято соблюдать баланс с помощью ответных визитов. Лишь с Ватиканом у РФ дипломатическая улица с односторонним движением: счет едва ли уже ни 10:0 в пользу Ватикана. В общем, с протокольной точки зрения явная нестыковка.

Что тут оправдываться? Ясно, что главным героем встреч главы РФ с главой Ватикана является РПЦ МП, то есть глаголемый православно-католический диалог с неизбежным на выходе признанием "примата кафедры св. Петра", пусть и в наиболее деликатной и незаметной для массового православного зрителя форме. Из проговорок митрополита Илариона и из биографии патриарха Кирилла можно понять, что для них лично эта тема особой проблемы не представляет, но они ведь теперь "государствообразующая" Церковь, поэтому в решении вопроса должен поучаствовать лично также государствообразующий Путин. Кстати, в своих интервью западным (и особенно польским) СМИ президент-патриот-антизападник всегда однозначно поддерживал сближение с католической церковью и прямо говорил, что 1000-летний раскол Церквей давно пора прекратить. Уверял даже польскую "Газету Выборчу", что ведет практическую работу в этом направлении, только работа эта требует такта и терпения.

Но если уж Путин взялся… Вспомним 2004 г., когда он хорошенько подтолкнул, придал, так сказать, решающий импульс иерархам РПЦЗ, не слишком расторопным в деле собственной капитуляции перед РПЦ МП. Конечно, вопрос православно-католических отношений сложнее и деликатнее, тут речь вовсе не идет о капитуляции перед Московской патриархией, скорее – наоборот. Но если Путин едет в Ватикан с серьезными намерениями и с неким мандатом от патриарха Кирилла, то наверняка перед глазами у него возникает "триумфальный успех" дела "преодоления раскола", уже однажды им осуществленного, но мало оцененного человечеством. Он царствует уже 14 лет, но его историко-политическая "карма" не слишком лучезарна – самое время подумать о таком символическом поступке, который эту "карму" очистит, запечатлев Путина в истории рядом с чем-то хорошим, чего не удалось достичь никому из его предшественников… Иначе войдешь ведь в историю этаким тираном-душителем.

В этом интерес Путина. А в чем интерес "Папы-социалиста" из Общества Иисуса? – Об этом порассуждаем в следующий раз.

Валерий Степанов,
для "Портала-Credo.Ru"
21 ноября 2013

http://goo.gl/2pcnK0


https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1029