28 декабря 2013 года по новому стилю на форуме «новопасхалистов» «Мой Христос тако не учил» появилась тема «С наступающим Рожеством Христовым!»
«Поздравляем всю братию с наступающим Рожеством Христовым!
Желаем душевного спасения, здравия, разума и мира всем людям доброй воли!»
Алексей Рябцев
«До первой звезды ждём-с и купно присоединяемся к поздравлению».
Сергiй
«Спаси Христос! Присоединяемся к поздравлению и взаимно желаем душевного спасения, здравия, разума, мира и многая лета!»
Konstantino
Как известно, праздник Рожества Христова в православной Церкви празднуется 7 января по новому стилю (25 декабря по юлианскому календарю). «Новопасхалисты» начали праздновать Рожество на девять дней раньше православных.
Впоследствии они уточнили:
«Прошедшее Рожество – 30 декабря 2012 г Григорианского календар., следующие – 29 декабря 2013 г. Гр. и 28 декабря 2014 г. Гр.»
После этого стало понятно, что «новопасхалисты» изобрели не только новую пасхалию, но и новый календарь, стали «новокалендаристами».
Выдумав новые и доселе неведомые службы суточного круга, они приступили к «творческому переосмыслению» всего круга годовых богослужений.
Вот что можно понять об устройстве этого новоизобретённого календаря после знакомства с материалами, опубликованными на их сайтах.
«Новопасхалисты» отказались от юлианского календаря, лежащего в основе православного церковного календаря. Свой новый календарь они называют «календарём христовоскресников», а год по своему новому календарю называют «седмичным годом».
Основные принципы, по их словам, следующие:
«Для религиозной (а впоследствии – и для повседневной) жизни используется календарь, где счет ведется не в днях, а в седмицах. Этот год будем далее называть «седмичным годом» (а когда привыкнем, то просто «годом»). «Седмичный» - в смысле «седмочисленный».
Мы изначально поставили задачу создать календарь, в котором даты всегда будут выпадать на одни и те же дни недели. Ведь год можно считать в любых промежутках времени.
В Григорианском и Юлианском календарях годы исчисляются в сутках. Поскольку в тропическом году 365,2422 суток, то в этих календарях годы состоят то из 365, то из 366 дней, чтобы в среднем получилось что-то близкое к 365,2422.
В Еврейском календаре год исчисляется в лунных месяцах. Поскольку в тропическом году 12,3683 лунных месяцев, то в этом календаре годы состоят то из 12, то из 13 месяцев, чтобы в среднем получить 12,3683.
Во всех этих календарях конкретные числа месяцев каждый год выпадают на разные дни недели.
В нашем календаре год исчисляется в седмицах (неделях). Поскольку в тропическом году 52,1775 недель, то наш год состоит то из 52, то из 53 недель, чтобы в среднем получилось 52,1775.
Обычный седмичный год состоит из 52-х седмиц (364 дня).
Високосный седмичный год – из 53-х (371 день).
Солнечный год состоит из 365 дней в простом году и 366 в високосном.
Високосный год, как и раньше, – каждый четвертый.
Поскольку наш год исчисляется в неделях, все его даты всегда выпадают на одни и те же дни недели. Не надо каждый год печатать новые календари.
Далее по тексту обычное Воскресение (1-й день седмицы) будет именоваться славянским словом «неделя» для отличия от особого дня года – праздника Светлого Христова Воскресения. Современное русское слово «неделя» будет заменяться славянским словом «седмица». При этом само собой разумеется, что все 1-е дни седмиц останутся Воскресными днями в богослужебном смысле.
Алгоритм нашего календаря к тому же намного точнее всех вышеприведенных. Среднее значение нашего календарного года в три раза точнее Григорианского (не говоря уж о Еврейском и Юлианском).
В истинном Тропическом году 365,2422 суток. В среднем Юлианском году 365,25 суток. В среднем Григорианском году 365,2425 суток. В нашем календаре в среднем году 365,2421 суток. Ошибка в одни сутки при использовании Юлианского календаря накапливается за 128 лет. Ошибка в одни сутки при использовании Григорианского календаря накапливается за 3300 лет. При использовании предлагаемого календаря ошибка в одни сутки накопится за примерно 10000 лет».
Невозможно создать календарь, полностью соответствующий астрономическим показателям. Причина этого в том, что основные астрономические величины, по которым люди измеряют время: год, месяц и сутки соотносятся между собой не через целые, а через дробные числа. В то же время календарь для удобства пользования на больших отрезках времени должен быть равномерным. Поэтому абсолютно в любом календаре через какое-то время начинает накапливаться разница между календарными и астрономическими величинами – годом, месяцем и сутками. Избежать этого невозможно в принципе. Но это не мешает практическому использованию календарей. Так, юлианский календарь, несмотря на то, что за время, прошедшее после его принятия Церковью, он отстает от астрономических показателей на 13 суток, успешно используется в астрономии и навигации путем использования необходимых поправок.
Тем более не мешает это церковному использованию календаря. Отставание дат церковных праздников от астрономии никак не вредит ни благочестию, ни спасению.
Нет никакой необходимости для расчёта церковных праздников вводить какой-то новый календарь. Новопасхалисты сделали это исключительно из намерения полностью и во всех отношениях порвать с православной традицией.
«В этом календаре продолжает использоваться условный счет «от Сотворения Мира», но начало года переносится на Рожество (с нынешнего 1-го сентября на последующее Рожество).
Седмичный год начинается с Рожества Христова. Рожество – это первая неделя после окончания Зимнего Солнцестояния. То есть первая неделя после последнего дня солнечного года (365-го в простом солнечном году и 366-го – в високосном).
Новый солнечный год начинается с первого дня – 27 декабря Гр.
Конец солнечного года – день окончания Зимнего Солнцестояния. Само Зимнее Солнцестояние длится достаточно долго (больше недели). В это время продолжительность дня практически не меняется (изменение продолжительности дня составляет примерно одну минуту за несколько дней). Момент астрономического солнцестояния (когда Солнце проходит через наиболее удаленную от небесного экватора точку эклиптики) приходится на 21-22 декабря по Григорианскому календарю. До 2100 г. последним днем Зимнего Солнцестояния можно условно считать 26 декабря по Григорианскому календарю (после 2100 г. – 27 декабря); или 13 декабря по Юлианскому календарю до 2192 г. (после 2192 г. – 12 декабря)».
А.Рябцев при создании своего «седмичного календаря» привязал его даты к реальным астрономическим величинам, проделав то же, что до него сделали творцы григорианского календаря и впоследствии церковные «новостильники».
«Индикты, Круги Солнцу и Луне рассчитываются по прежнему способу; смена их значений происходит с наступлением нового солнечного года.
Сутки начинаются с вечера (потому что Евхаристию положено совершать вечером). Тогда же начинается любое празднование (то есть суббота (и вся седмица) заканчивается в 18 часов).
Счет часов ведется как обычно».
Введение новых календарей во все времена и у всех народов свидетельствовало о начале новой исторической эры. «Новопасхалисты» так же без лишней скромности уверены, что их календарь вводится сначала «для религиозной (а впоследствии – и для повседневной) жизни». Во избежание путаницы они дают привязку к наиболее распространённым в мире календарям.
«Начало действия нашего календаря – 18 часов пополуночи, 6 часов пополудни, вечером накануне:
– 27-го декабря 2012 года гражданского летоисчисления по Григорианскому календарю;
- 14 декабря лета 7521 от Сотворения Мира по Юлианскому календарю РПЦ и РПСЦ;
- 56288-го модифицированного Юлианского дня;
- 14 тевета 5773 года по еврейскому календарю;
- 13 сафара 1434 года Хиджры по исламскому лунному календарю;
- 7 дея 1391 года по Иранскому календарю.
Это первый день 7521 солнечного года, четверг, год обычный – 365 дней, 17-й Круг Солнцу, 16-й Круг Луне, 6-й Индикт».
О праздновании церковных праздников по новому календарю «христовоскресников»
«Новопасхалистами» вводится новое учение, что христианские праздники должные быть только в воскресные дни:
«Основной принцип календаря: все праздники празднуются в Воскресные дни (в «День Господень»; в «1-й день седмицы»; в «неделя»). В День Христова Воскресения, сей первый День седмицы, великий и славный, мир был возрожден к новой жизни, в центре которой Бог. Бог не мертвых, но живых.
Все праздники установлены в дни Недельные, что полностью согласуется с заповедью:
«Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой день покоя, который посвяти Господу Богу твоему». Таким образом, заповедь повелевает не только един день Недельный (не делания, покоя), но и шесть дней рабочих. Следовательно, устроение праздников посреди седмицы не очень хорошо согласуется с Божией заповедью.
Проповедь апостола Павла и древние молитвы богослужений, дошедшие до наших дней, так же являют нам свидетельства исключительной значимости именно этого дня для первых христианских общин.
Кроме того, пока еще сохраняется возможность в этом случае не зависеть от государства.
Сутки начинаются с вечера (потому что Евхаристию положено совершать вечером). Тогда же начинается любое празднование (то есть суббота (и вся седмица) заканчивается в 18 часов).
Празднование Светлого Христова Воскресения имеет особенность: «Христос Воскресе!» должно быть произнесено после полуночи.
Только праздник Установления Евхаристии празднуется вечером накануне пятницы; потому что это единственный праздник, лично установленный Спасителем. Все остальные праздники – человеческие установления.
Ниже мы рассматриваем и обосновываем предлагаемое устроение календаря и исторические мотивы появления некоторых праздников.
Мы знаем о семи праздниках заповеданных в Апостольских Постановлениях:
- Рожество Христово
- Воскресение Христово
- Неделя о Фоме
- Вознесение Христово
- Схождение Святаго Духа на апостолов
- День недельный
- Богоявление».
В этом вопросе, как и во многих других, «новопасхалисты» противоречат сами себе.
С одной стороны, они отвергают принятые православной Церковью праздники, установленные после написания так называемых «Апостольских постановлений», памятника, восходящего к апостольским временам, но содержащего и более поздние, в том числе и еретические вставки, о чем свидетельствует 2-е правило Трульского Собора.
С другой стороны, они вводят новые, и, добавим, до сих пор совершенно неведомые, не упоминаемые в «Апостольских постановлениях» праздники, такие, как «Господня Вечеря (Установления Евхаристии)», «Освобождение от всех Ветхих Заветов иудейских и языческих (Свобождение ветхых пут)», «Неделя о браце в Кане Галилейстей», «Неделя о морстем хождении», «Неделя о умножении хлебов», «Попрание страха смертна», «Апостолам и Клименту».
Отрицая право православной Церкви после «Апостольских постановлений» устанавливать новые церковные праздники, «новопасхалисты» считают это возможным для себя.
Стоит отметить, что среди церковных праздников, упомянутых в календаре «христовоскресников», за исключением Благовещения, отсутствуют праздники, посвященные Богородице.
Праздники, привязанные к Пасхе
Богоявление (Крещение) у «новопасхалистов» является подвижным праздником, привязанным к Пасхе, в то время как у православных это праздник «в числе», всегда празднуется 6 января по старому стилю, 19 января по новому стилю.
«Богоявление – 9-я неделя при счете в обратную сторону, считая Светлое Христово Воскресение 1-й неделей.
Чтобы получить день Богоявления, надо от дня Воскресения отнять 56 дней .
Самое раннее Богоявление по седмичному году – 12 февраля. Самое позднее – 19 марта».
Обосновывают они это тем, что, согласно Евангелию от Марка, после крещения от Иоанна на Иордане Христос ушел в пустыню и начал пост.
«Таким образом, если соблюдать четыредесятницу перед постом страстной седмицы - Воскресение и Богоявление жёстко связаны через пост, а Богоявление можно отсчитывать от Воскресения.
Иначе, евангельская связь Четыредесятницы и Богоявления утрачивается.
В предлагаемом же варианте, от Богоявления до недели Фоминой и Вознесения, устанавливается единый Богоявленский цикл».
Великий пост (четыредесятница).
Из материалов «новопасхалистов» следует, что
«После окончания праздника Богоявления (то есть с вечера накануне понедельника) начинается 40-дневный пост. Он совершается в память 40-дневного поста Спасителя (начавшегося сразу после Богоявления), а так же в знак нашей скорби о предании и распятии Спасителя.
Пост оканчивается после ночного богослужения 1-го дня Светлой седмицы. Пост продолжается на протяжении 8-и седмиц».
Различие в продолжительности Великого поста между православными, у которых он продолжается шесть недель, а со Страстной седмицей – семь, и «новопасхалистами», у которых пост восемь недель, вероятно, объясняется тем, что, по мнению «новопасхалистов», между преданием Спасителя и его распятием прошло две недели. Страстная седмица у «новопасхалистов» превращается в две страстных седмицы.
Вербное Воскресение
По этой же причине у них время между Вербным Воскресением и Установлением Евхаристии (Великим четвертком) на неделю больше, чем у православных:
«Вербное Воскресение – Вход Господень в Иеросалим - 4-я неделя при счете в обратную сторону, считая Светлое Христово Воскресение 1-й неделей».
Господня Вечеря
«Господня Вечеря (Установления Евхаристии) – вечер накануне пятницы перед 3-й неделей от Светлого Христова Воскресения (считая Воскресение 1-й неделей).
В праздник Установления Евхаристии пост оставляется с утра четверга до пятничной полночи. Праздник должен обязательно закончиться до полуночи.
Чтобы получить день Установления Евхаристии, надо от дня Воскресения отнять 16 дней (используя таблицу №2).
Самое раннее Установление Евхаристии по седмичному году – 24 марта. Самое позднее – 28 апреля».
Светлое Христово Воскресение
Отказавшись от «неправильного» метода расчета Пасхи, принятого православными, А.Рябцев последовательно предложил три не совпадающие между собой «правильных» метода расчета Пасхи. Насколько можно понять, пока в силе остаётся последний, третий метод, в котором Страстная Седмица увеличивается до двух недель:
«При полном согласовании источников о хронологии Евангельских событий (канонические Евангелия и Евангелие от Никодима) получается следующее:
1) Иудейская пасха тогда началась с вечера накануне пятницы (следовательно, первое после равноденствия астрономическое полнолуние наступило либо незадолго до этого вечера, либо в течение пятницы);
2) Захват Спасителя стражей Синедриона произошел в ночь той же пятницы.
3) Предание Спасителя властям произошло рано утром в ту же пятницу;
4) Начало официального судебного следствия – полдень той же пятницы;
5) Распятие произошло в пятницу через две недели во время, близкое к астрономическому новолунию, согласно свидетельству «Евангелия от Никодима» (следовательно, реальное астрономическое новолуние могло произойти в период с вечера накануне пятницы до воскресной полночи, поскольку промежуток между астрономическими полнолунием и новолунием колеблется от 14 до 15,5 суток).
6) Воскресение Спасителя произошло после полуночи (но до рассвета) в первый день седмицы (на следующий день после субботы) и на третий день от Распятия.
При такой хронологии и астрономической ситуации Воскресение Спасителя несомненно сопровождалось появлением нового месяца на вечернем небе (неоменией) вечером после Воскресения. Этот новый растущий месяц является символическим олицетворением Нового Завета. Символическим олицетворением отвергнутого Ветхого Завета является уменьшающаяся после предания Спасителя полная Луна («на ущербе»), полностью исчезнувшая в день Распятия.
Для соблюдения вышеизложенной символики и хронологии следует:
- пропустить первое полнолуние после Весеннего Равноденствия (то есть пропустить Ветхозаветную пасху);
- дождаться астрономического новолуния;
- в первую после этого новолуния полночь недели (1-го дня седмицы) отпраздновать Светлое Христово Воскресение.
Самое раннее Светлое Христово Воскресение по седмичному году – 9 апреля; самое позднее – 14 мая.
Связь с Григорианским календарем:
Самое раннее – 4 апреля Гр.. Самое позднее – 10 мая Гр.».
Вознесение
«Вознесение – 6-я неделя от Светлого Христова Воскресения, считая Светлое Христово Воскресение 1-й неделей.
Самое раннее Вознесение по седмичному году – 14 мая. Самое позднее – 18 июня».
Праздники, привязанные к конкретным датам
«Праздники, привязанные к конкретным датам, празднуются на той седмице, на которую выпадет соответствующая дата. Например, Сретение – это 40-й день от Рожества. Он выпадает на 6-ю седмицу года. Соответственно, 6-я седмица – Сретенская, и праздновать надо в первый день этой седмицы – День Господень (Воскресение, неделю) через 35 дней после Рожества. Напоминаем, что год мы считаем в седмицах, а не в днях».
Рожество Христово
«Седмичный год начинается с Рожества Христова. Рожество – это первая неделя после окончания Зимнего Солнцестояния. То есть первая неделя после последнего дня солнечного года (365-го в простом солнечном году и 366-го – в високосном).
Символика Рожества Христова – окончилось Зимнее Солнцестояние (световой день начал увеличиваться); День начинает борьбу с Ночью, Свет со Тьмой; Солнце-Христос рождается!
Приурочивание празднования Рожества к первому воскресению по началу прибывания Солнечного дня и окончанию зимнего солнцестояния - вполне оправдано. Праздник становится незначительно подвижным, но поновляет свою символику следования за Христом - Солнцем Правды.
Рожество Христово и Новый год («Календы Январские»; «Kalendis Januariis»; «Kal. Jan.») – 1-я неделя года, 1 января седмичного года.
Дата Рожества может выпадать с 1 по 7 день солнечного года.
Связь с Григорианским календарем:
Рожество - первая неделя после 26 декабря Гр..
Самое раннее Рожество - 27 декабря Гр.. Самое позднее – 2 января Гр.».
Константин Супличенко задал А.Рябцеву вполне обоснованный вопрос:
«Но день зимнего солнцестояния 21-22 декабря (2013 год: 21 декабря 17ч. 11м. по Гринвичу (21 декабря 21ч. 11м. Москва) по информации из инета). Почему у вас 26 декабря?»
Ответ А.Рябцева был следующий:
«Дело в том, что зимнее солнцестояние - это длительный промежуток. Почти неделю день отличается от ночи на секунды. Потому оно и называется "солнцестояние". Солнце "стоит" несколько дней на одной высоте над горизонтом (в полдень). Потом процесс отличия дня от ночи начинает нарастать. И достигает наибольшей скорости в день равноденствия. Потом снова начинает замедляться. И снова "останавливается" в дни летнего солнцестояния.
Поэтому мы начинаем отмечать Рожество только тогда, когда начинается заметное увеличение дня (до 26.12 оно незаметно)».
Действительное время рождения Христа было неизвестно уже во времена ранних христиан.
В православном церковном календаре Рожество Христово празднуется 25 декабря по юлианскому календарю (старому стилю), что в наше время соответствует 7 января по григорианскому календарю (новому стилю). Эта дата была принята Церковью потому, что через несколько дней после зимнего солнцестояния, самого короткого дня в году, который тогда приходился на 21 декабря, 25 декабря римлянами праздновался языческий праздник «Рождения Непобедимого Солнца». Так как расчетный год по юлианскому календарю немного больше года астрономического, за прошедшее со времени установления праздника Рожества время астрономическое зимнее солнцестояние сдвинулось на 13 суток и приходится на 21 декабря по григорианскому календарю и 8 декабря по юлианскому.
А.Рябцев просто привязал самую раннюю дату Рожества по своему календарю к дате астрономического зимнего солнцестояния 21 декабря.
При этом, если праздник «Рождения Непобедимого Солнца» наступал на четвертый день после зимнего солнцестояния, то Рябцев назначил самое раннее Рожество на шестой день после солнцестояния, проявив характерное для «новопасхалистов» стремление всегда поступать по-своему.
Сретение
«Сретение – 6-я неделя года, 5 февраля седмичного года.
Связь с Григорианским календарем:
Самое раннее Сретение – 31 января Гр.. Самое позднее – 6 февраля Гр.».
Свобождение ветхых пут
«Освобождение от всех Ветхих Заветов иудейских и языческих – неделя, ближайшая к Весеннему Равноденствию, 26 марта седмичного года.
Символика – День превысил Ночь. Спаситель начал освобождать людей от пут ветхих законов (срывание колосьев в субботу, исцеления в субботу и т.д.)».
Этот праздник является выражением маркионитских убеждений «новопасхалистов», их идеологии противопоставления Ветхого и Нового Завета, отвержения Ветхого Завета.
Сошествие Святаго Духа
«Сошествие Святаго Духа (Наитие Параклита) – 26- я неделя года. 25 июня седмичного года. Совпадает с Летним Солнцестоянием.
Символика – Христово учение и откровение достигло своей полноты. День и Свет достигли наивысшего значения. Уверовавшие получают Дары Святаго Духа.
Связь с Григорианским календарем:
Самое раннее Сошествие – 20 июня Гр.. Самое позднее – 26 июня Гр.».
По-видимому, это соответствует православному празднику Пятидесятницы. Но в Православной Церкви этот праздник является подвижным, зависит от Пасхи. А у «новопасхалистов» он получил привязку к конкретным датам.
В то же время праздник Богоявления (Крещения) у православных празднуется в одно и то же число, а у «новопасхалистов» получил привязку к Пасхе.
Логика вполне понятна «Правь как-нибудь, лишь бы не по-старому».
Благовещение
«Благовещение – 39-я неделя при счете в обратную сторону, считая Рожество 1-й неделей (это будет 15-я или 16-я неделя года). Потому что нормальная человеческая беременность длится 9 лунных синодических месяцев или 38 недель (266 дней).
Благовещение может быть 9 апреля седмичного года (если в году 52 седмицы) или 16 апреля седмичного года (если в году 53 седмицы).
Связь с Григорианским календарем:
Самое раннее Благовещение – 5 апреля Гр.. Самое позднее – 11 апреля Гр.».
Так же, как и у православных, у «новопасхалистов» промежуток времени между Благовещением и Рожеством составляет девять месяцев. Но, поскольку у них иная дата (даты) Рожества Христова, то и Благовещение приходится на другие числа.
Как рассчитывать новый календарь?
По мнению А.Ю.Рябцева, «до того, как в РПСЦ появился ваш покорный слуга, там никто Пасху рассчитывать не умел. И ничего - жили как-то. Пользовались давным-давно рассчитанной таблицей (на много лет вперед), а для гарантии - у никониан списывали».
«Новопасхалисты» уверяли, что введение новой «исправленной» пасхалии, а впоследствии, как выяснилось, и нового календаря приведёт к ясности в календарном вопросе, а необходимые вычисления станут доступными для всех сознательных «христовоскресников».
В действительности всё оказалось не так. И Константину Супличенко пришлось обращаться к Рябцеву с вопросом:
«А я вот не совсем понял, как например расчитать календарь на 2014 или 15 год. Информации настолько много, что не пойму с какого конца начать. Да и не мешало бы выложить понятие «Метонова цикла». Все это нужно если пишешь для людей, ну а если для себя лично, то можно и прекратить разъяснение в связи с тем, что кому надо тот все знает».
Последовал ответ А.Рябцева:
«Константин! Свою инструкцию я, конечно, еще доработаю (стилистически и т.д.), но для специалиста она уже сейчас вполне доступна. Я пока не написал инструкцию, понятную для неспециалистов. Пообщаюсь с вами, выясню, что не доходит, и напишу популярнее. Простой человек по астрономическим таблицам, программам НАСА и т.д. лазить не будет. Поэтому для него надо что-то попроще. Вот я и составил таблицу №3, которая позволяет используя только целые числа получать дату Христова Воскресения на ближайшие 50 лет. Однако опыт освоения этой таблицы (тобой в частности) показывает, что это всё равно сложновато для повседневного использования. Обычный человек всё равно будет использовать готовый календарь, уже кем-то составленный. Поэтому предлагаю не заморачиваться. Будет составлен календарь на одном листе на 50 лет вперед. Там будет расписание дат и дней недели (они у нас никогда не меняются) и неподвижных праздников. Помимо этого будет таблица с расписанием подвижных дат (Светлого Воскресения Христова, постов и т.д). А также поправка по отношению к Григорианскому календарю на каждый год. Попросим Никиту красиво оформить».
Оказывается, пользоваться календарём «христовоскресников» сложнее, чем обычным православным календарём и пасхалией. Православным, во всяком случае, не приходится пользоваться астрономическими таблицами и программами НАСА.
«Новопасхалисты» исповедуют крещение в одно погружение
О том, сколько должно быть при крещении погружений, одно, как у баптистов, или три, как у православных, из писаний «новопасхалистов» вначале понять было невозможно. Вероятно, они сами с этим вопросом не сразу определились. Однако уже в апреле 2013 года Сергей Аветян понимает «едино крещение» как «едино погружение»:
«Как известно, во фразе "Исповедую ЕДИНО крещение во оставление грехов" в греческом тексте стоит слово "баптисма", т.е. погружение.
О том же пишет и Павел: "Один Бог, одна вера, одно погружение".
Откуда же взялась практика троекратного погружения, и необходимость её истолкования "единым тайнодействием" в троекратном погружении?
На примере введения нового термина "крещение" и его смыслового разделения со словом "погружение" (отчасти это правильно, т.к. не любое погружение является крещением, но в греческом тексте стоит именно "погружение", т.е. не таинство, а действие) мы видим как легко произвести подмену понятий и назвать одно погружение единым, но ТРОЕКРАТНЫМ, и т.п. Хотя "одно" - не может значить ничего иного, кроме как "однократное". Слово же "единое", в смысле объединённого, но многосоставного, имеет совсем другой смысл».
С этим согласен Роман Ермаков:
«Упование христианина, - вера во Единаго Бога (монотеи́зм букв. «единобожие» — от греч. μονος — один, θεος — Бог), соответственно, искренний взгляд последовательного монотеиста Павла и выражен в Послании к Ефесянам: «Одно тело и один дух, как и вы были призваны в одной надежде призыва вашего; один Господь, одна вера, одно погружение». Греческое "баптизо" означает "погружаю".
Об этом же и говорит Христианский Символ Веры в редакции Второго Вселенского Собора: Исповедую едино погружение (греч. ἕν βάπτισμα) во оставление грехов...».
Такое понимание крещения прямо воспрещается 50 Правилом св. Апостол: «Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть Мою крестите, но: шедше научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа».
Из своего мнения о едином погружении «новопасхалисты» выводят две очень серьезных ереси, носящих догматический характер: отрицание Святой Троицы и первородного греха.
«Новопасхалисты» отвергают Троицу, проповедуют антитринитарные взгляды
По мнению С.Аветяна, из православной крещальной формулы «Крещается раб Божии имярек во имя Отца, Аминь. И Сына, Аминь. И Святаго Духа ныне и присно и во веки веком, Аминь» следует, что такое крещение совершается не во имя Единого Бога, а в «во имена», вводит многобожие:
«Получается, что Едино имя это не имя "Отца и Сына и Святаго Духа" (т.к. никто не называет единое имя, разрывая его на части и вставляя промежуточные слова), а едино имя Отца, едино имя Сына и едино имя Святаго Духа, т.е. уже не "во имя, а "во имена". А крещальная формула при этом неизбежно превратится в такой вид: "Во имя Отца и во имя Сына, и во имя Святаго Духа", однако в Евангелии такой формулы нет, как нет и указания, что нужно не одно погружение а три совершать, а называть их одним».
По существу, здесь С.Аветяном проповедуются антитринитарные взгляды, еретическое учение, отвергающее святую Троицу как якобы «трибожие».
«Интересный разговор на эту тему состоялся у двух беспоповских наставников. Причём один из наставников говорит: «Во имя Святой Троицы совершается крещение».
Но Господь и апостолы нигде не употребляют слова "Троица" (тем паче с большой буквы, как имя собственное) и не повелевают крестить в такое имя, а лишь во имя Исуса Христа, либо во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Налицо введение третьего имени, которое не упоминается в Евангелии и Апостоле.
Кроме того, не нужно забывать, что даже в крещальной формуле "Во ИМЯ Отца и Сына и Святаго Духа" речь идёт об одном имени, а не о трёх. Разрывать же единое имя на три погружения это всё равно, что произносить его по слогам.
Более того, строго говоря, Отец и Сын и Святой Дух - это не имя собственное. Единственное Божественное имя, которое мы знаем - это имя Исуса Христа Сына Божия, через которого мы можем узнать Отца (насколько вообще возможно ограниченому познать безграничное) и по вере в которого обрести Духа Святаго.
Строго говоря, КРЕЩЕНИЕ это погружение по вере в Исуса Христа и приобщение к Его Телу (распятому, погребенному и воскресшему), а следовательно и Имени. Мы становимся христианами, а не отцаисынаисвятагодуханами».
«Новопасхалисты» отвергают первородный грех
Роман Ермаков на основании голословного утверждения, что новорождённые младенцы непорочны, не имеют никакого греха, отвергает как необходимость крещения младенцев, так и церковное учение о первородном грехе:
«Порочны ли младенцы? Большинство ответит, - «что за чушь, конечно нет». Однако современный чин Крещения предписывает:
«Мирная Ектения» перед купелью: «О еже быти ему, воде сей бани паки бытия, оставлению грехов и одежди нетления, Господу помолимся»...
Молитва «на освящение воды»: «И даждь ей благодать избавления благословение Иорданово: сотвори ея нетления источник, освящения дар, согрешением разрешение... покажи воду сию, воду покоя, воду избавления, воду освящения, очищение скверны плоти и духа, ослабу узам, оставление согрешений...»
По совершении троекратного погружения младенца <...> звучит первый стих 31-го псалма: «Блажени им же отпустишася беззакония и им же прикрышася греси», который по Ектении и миропомазании прочитывается уже полностью.
По обхождении купели, во 2-й молитве, вновь упоминается оставление «вольных и не вольных согрешений» младенцу.
По отпусте, читается наставление восприемнику, которое окончательно закрепляет сквозную для всей службы мысль: «Вонми брате, яже ти глаголю: яко да его же восприял еси от святыя купели, очищена божественным порождением от всех прежних согрешений...»
На какие же грехи непорочного младенца так настойчиво обращает наше внимание богословский посыл чинопоследования?
Ответ, как говорится, «лежит на поверхности». «Первородный грех» по-прежнему на нас, во всей своей полноте предопределенности, т.е. еще до рождения! Ведь младенцу оставляются «все прежние согрешения».
И вот тут-то и возникает ряд серьезных вопросов.
Первый из них касается тех, чьи родители христиане. Это все тот же древний и до сих пор «еретический» вопрос, который звучит примерно так: каким образом дети крещенных родителей могут быть носителями «адамова греха»? Ведь передать из рода в род можно лишь то, что имеешь сам. А от «первородного греха» должно освобождать Крещение наших предков, совершенное «во оставление грехов».
Кроме того, христиане верят, что человеческая душа происходит от Бога, а не в результате наследственной передачи от родителей к детям.
В этом случае, вменение «плотского греха» прародителей потомкам сомнительно, не говоря уж о Божией справедливости в творении».
Приводимое Р.Ермаковым высказывание, что младенцы «конечно, непорочны», и что сама мысль об этом является «чушью», носит земной, душевный, обывательский характер и противоречит Священному Писанию и учению Церкви. По существу, «новопасхалисты» возрождают пелагианскую ересь, осуждённую Церковью на Карфагенском Соборе 416 года. Это осуждение было подтверждено 4-м правилом Третьего Вселенского Собора, извергающим из священного чина сторонников «Келестиева мудрования». Келестий или Целестий был учеником еретика Пелагия, отвергающего первородный грех и ярым пропагандистом его идей.
Приводим интересную подборку цитат на эту тему, подготовленную сайтом «Вера православная»: «Всеобщую наследственность первородного греха подтверждает многими и различными образами Святое Откровение Ветхого и Нового Завета. Так, оно учит, что падший, зараженный грехом Адам рождал детей «по образу своему» (Быт.5, 3), т.е. по обезображенному, поврежденному, растленному грехом образу своему. Праведный Иов указывает на прародительский грех как на источник всеобщей человеческой греховности, когда говорит: «Кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земли» (Иов.14,4-5; ср.: 15,14; Ис.63,6; Сир.17,30; Прем.12,10; Сир.41,:8). Пророк Давыд, хотя и рожден от благочестивых родителей, жалуется: «Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс.50,7), чем указывает на зараженность грехом человеческого естества вообще и на ее передачу посредством зачатия и рождения. Все люди как потомки падшего Адама подвержены греху, поэтому Святое Откровение говорит: «Несть человек, иже не согрешит» (3Цар.8, 46; 2Пар.6, 36); «Несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит» (Еккл.7, 20); «Кто похвалится чисто имети сердце? или кто дерзнет рещи чиста себе быти от грехов?» (Притч.20, 9; ср.: Сир.7, 5). Сколько бы ни искали безгрешного человека - человека, который не был бы заражен греховностью и подвержен греху, - ветхозаветное Откровение утверждает, что такого человека нет: «Все уклонишася. вкупе непотребни быша; несть творяй благое, несть до единаго» (Пс.52, 4: ср.: Пс.13, 3; 129, 3; 142, 2; Иов.9, 2; 4, 17; 25, 4; Быт.6, 5; 8, 21); «Всяк человек ложь» (Пс.115, 2) - в том смысле, что в каждом потомке Адама через зараженность грехом действует отец греха и лжи - дьявол, лгущий на Бога и на богозданную тварь.
Новозаветное Откровение основывается на истине: все люди грешные, - все, кроме Господа Исуса Христа. Происходя путем рождения от растленного грехом Адама как единого родоначальника (Деян.17, 26), все люди под грехом, «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3, 9,23; ср.: 7, 14), все по зараженному грехом естеству своему являются «чадами гнева» (Еф.2, 3). Поэтому, кто имеет, знает и чувствует новозаветную истину о греховности всех людей без исключения, тот не может сказать, что кто-либо из людей без греха: «Аще речем, яко греха не имам, себе прельщаем, и истины несть в нас» (1Ин.1, 8; ср.: Ин.8, 7,9).
В Своей беседе с Никодимом Спаситель объявляет, что для вхождения в Царство Божие каждому человеку необходимо возродиться водою и Духом Святым, поскольку каждый человек рожден с первородным грехом, ибо «рожденное от плоти плоть есть» (Ин.3, 6). Здесь слово «плоть» (греч. «саркс») обозначает ту греховность естества Адама, с которой каждый человек рождается на свет».
В борьбе с Пелагием, отрицавшим действительность и наследственность первородного греха, Церковь более чем на двадцати соборах осудила это учение и тем показала, что истина Святого Откровения о всеобщей наследственности первородного греха глубоко укоренена в ее святом, соборном, вселенском чувстве и сознании.
Это учение о первородном грехе содержится в творениях Святых отцов II, III и IV веков. Его излагает св. Иоанн Дамаскин в своем «Точном изложении Православной Веры»: «В естестве человеческом пребывает смрад и чувство греха».
Св. Афанасий Великий пишет, что поскольку все люди являются наследниками растленной грехом природы Адамовой, то все зачинаются и рождаются во грехе, ибо по естественному закону рождаемое тождественно рождающему; от поврежденного страстями рождается страстный, от грешника – грешник.
Св. Макарий Великий говорит: «С момента нарушения заповеди Божией сатана и ангелы его воссели в сердце и в теле человеческом, как на своем собственном престоле». «От преступления Адама тьма легла на всю тварь и на все естество человеческое, и поэтому люди, покрытые этой тьмой, проводят жизнь в ночи, в страшных местах».
С перенесением прародительской греховности на всех потомков Адама путем рождения, на всех на них в то же время переносятся и все её последствия: обезображенность образа Божия, помрачение разума, испорченность воли, оскверненность сердца, болезни, страдания и смерть. Все люди, будучи потомками Адама, наследуют от Адама богообразность души, но богообразность, помраченную и обезображенную греховностью.
Общую веру древнехристианской Церкви в существование первородного греха видно из древнего обычая Церкви крестить младенцев.
Крещение детей, при котором восприемник от имени детей отрицается сатаны, свидетельствует о том, что дети находятся под первородным грехом, ибо они рождены с растленным грехом естеством, в котором действует сатана (блаж. Августин).
По поводу крещения детей во оставление грехов отцы Карфагенского Собора (418 г.) в 124-м правиле говорят: «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тому да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: «Единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша» (Рим.5, 12), - подобает разумети не инако, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содеявати не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхаго рождения» .
В этом правиле особо подчеркивается, что младенцы, хотя и не имеют личных грехов, крестятся во отпущение грехов, передающихся по роду в падшем человечестве.
По словам апостола Павла: «Единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша» (Рим. 5, 12). Однако это же и даёт людям надежду на спасение во Исусе Христе: «Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Исуса Христа, преизбыточествуют для многих» (Рим. 5, 15).
Некоторые итоги
Несомненно, «новопасхалисты» одержимы стремлением к полному и принципиальному разрыву с православной традицией.
При этом их новоизобретенное вероисповедание превращается в какую-то коллекцию осуждённых Церковью ересей, являясь пугающим, апокалиптическим примером новых религиозных движений, характерных для нашего последнего времени.
А.В. Шишкин