Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Ген старовера
Дата:  12/02/2014 —  Тема:  Личное мнение
Глава сибирских старообрядцев об искушениях, власти и патриархе Кирилле

«Владыка святый» — так следует обращаться к епископу Новосибирскому и всея Сибири Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) Силуяну. Сегодня 75-летний глава сибирских старообрядцев управляет двумя десятками приходов от Красноярска до Омска и Средней Азии, его паства — около десяти тысяч семей.
Старообрядцы сторонятся публичности, однако епископ Силуян живёт вовсе не в отдалённой обители, а в скромном частном доме на окраине Новосибирска, рядом со старообрядческим кафедральным собором. В интервью корреспонденту Сиб.фм он рассказал об условиях воссоединения старообрядцев с «официальной» Русской православной церковью (РПЦ), врагах православия и о том, почему мужчина без бороды не получит Божью помощь.

 Вы родились в семье староверов?

 Да, мой дедушка был священником в Алтайском крае. Они были беспоповцы, то есть не признавали института церкви и только имели так называемых наставников, их выбрали на сходе из обычных прихожан. Но однажды они вычитали, что без причастия, которое может дать только священник, нет спасения. И поехали в Москву просить себе батюшку, а в итоге самого моего деда и поставили священником. В 1922 году его «съел» тиф. Отца в веру не клонило, он жил как все — свободно. А к вере меня приучала мать.
 
 У вас был выбор, чем заниматься в жизни, или такая старообрядческая семейственность налагала ограничения?

 В молодости у меня было много желаний. Я увлекался спортом, закалялся. Окончил ремесленное училище по специальности слесаря, поработал на заводе, потом был бухгалтером. Пришло время, и я пошёл в армию — 3,5 года служил на Сахалине.

2 миллиона старообрядцев разных течений живут в России (по оценкам социологов)

Но самым главным моим желанием было понять, где в жизни правда и почему происходит так много несправедливого. У меня был доступ к литературе — тогда это было не у всех. Я прочитал «Протоколы сионских мудрецов» (сборник текстов о всемирном заговоре евреев, — прим. Сиб.фм), другие книги о жидомасонских организациях, истребляющих христианство под разными предлогами. Из этих книг я узнал, откуда ветер дует, и мне стало легче. Спустя пять лет после возвращения из армии я уже был священником.

 Были сомнения, какую церковь выбрать — «официальную» или старообрядческую?

 Нет, к тому времени я был уже подкованный. Тем более у меня староверческие гены, и искать что-то лучшее не было смысла.

 Гены действительно играют большую роль?

 Действительно, наш основной контингент — это те люди, которые росли и воспитывались в семьях старообрядцев. Новые люди, неофиты, конечно, приходят. Но такие, как правило, вначале с рвением берутся за дело, а затем им наскучивает, они начинают унывать и постепенно отпадают от церкви. Хотя корень староверов в обществе есть —люди потихоньку веруют, похаживают в храм и выполняют свои дела.

Скажем, в кафедральный собор в Новосибирске ходят около 500 семей, в крупные соборы в Томске или Барнауле — по 300 семей и так далее.

 А почему наскучивает неофитам?

 В старообрядчестве на человека налагается больше ограничений. Люди, когда с ними сталкиваются, быстро уходят. Воспитание начинается с детства, с чтения соответствующей литературы. Тогда же закладывается отношение к родителям, семье и вере. Во взрослой жизни существуют нормы христианского долга. Это, например, четыре поста в году, два дня поста каждую неделю; целая «обойма» молитв, которую нужно прочесть в течение дня, чтобы душу напитать, как тело хлебом.

 В этом смысле в «официальной» РПЦ людям, конечно, проще?

 Конечно. А человек привык быть там, где полегче, попроще и «для галочки». Это вопрос глубины веры. Жизнь изматывает человека.

 Для непосвящённого кажется, что все ваши отличия с РПЦ в каких-то несущественных, даже формальных моментах: сколькими пальцами креститься, в какую сторону ходить вокруг храма.

Только за первые десять лет реформы патриарха Никона покончили с собой через самосожжение около 20 тысяч старообрядцев

 Это только для тех, у кого низкий уровень знаний. Нынешняя РПЦ — это послераскольная церковь, которая возникла только в 17 веке после реформ патриарха Никона. А наша ведёт свою традицию со времён Византии, Святой Руси и преподобных Сергия Радонежского и Александра Невского. Мы пользуемся теми текстами и служебными обрядами, которые на Русь принесли ещё Кирилл и Мефодий. А РПЦ внесла туда много изменений и новшеств. В итоге в текстах всё перепуталось, исковеркалось. И по этим книжкам уродовались целые поколения.

 Но как тогда получилось, что сторонники вот такой «неправильной» веры оказались в большинстве, а вы — в меньшинстве?

 Потому что эту веру насильственно внедряли с помощью государственной власти. А старую веру теми же способами уничтожали. Так годами вырабатывалась «правда». Люди совсем запутались и уже не понимали, во что верить. В результате стали жить по привычке, как живёт большинство. Они считают себя православными, но на самом деле их вера ближе католичеству. Православный человек знает, что грешит, что виноват перед Богом, и всегда себя осуждает, а на Западе говорят, что Бог всё простит, главное, в него верить.

 Тем не менее вы встречаетесь с представителями РПЦ. О чём вы говорите?

 Обо всём, кроме веры. Если не соблюдаются даже самые простые традиции, с кем там обсуждать веру? Например, крещение в православии — это троекратное полное погружение в воду.

 Если в РПЦ так крестят половину людей — уже хорошо, а в основном там привыкли крестить «для галочки» — побрызгали водой и все. А это неомытый Адамов грех. Патриарх, конечно, строжится, но пока исправить что-то сложно.

 Раскол преодолеть возможно?

 Сложный вопрос. Нужны годы, всё должно перегореть.

 Все, начиная от патриарха и заканчивая простыми прихожанами, должны прийти к покаянию. Даже тебе не верится, правда?

 Покаяние патриарха Кирилла сложно представить, да.

 Вот именно. Но если не будет этого — не будет никакого возвращения в истинное православие.

 В последнее время РПЦ стала очень близка к власти. Как вы это оцениваете?

 У них свой тайный союз. Слабая, формальная вера людей выгодна всем. Если вера «для галочки», то с людьми можно делать всё, что угодно — они на всё пойдут. Ведь чем дальше человек отходит от Бога, тем больше ему требуется материальных благ. Это искушение дьявола. Вот и РПЦ фактически «сидит» на бюджете. А чтобы нам помочь на уровне региона, правительство спрашивает одобрения Тихона (новосибирский митрополит РПЦ, — прим.Сиб.фм). Тихон обычно говорит: «Обойдутся».
 
 Тем не менее с официальной властью вы тоже общаетесь?

 Куда денешься — приходится, скрепя сердце. Мы же все в одном котле находимся. Конечно, много сожалений о том, во что превратилась былая российская слава.

 На стороне РПЦ обычно ещё и аргумент чудес. Там и огонь загорается, и иконы плачут. А у вас вроде ничего такого нет?

 В старообрядческой церкви есть свои святые и мученики, наша история также богата чудесами. Другое дело, что многое приходилось скрывать, не афишировать. Например, мощи старообрядческих святых нередко уничтожались властями, но это уже отдельный разговор.

Что до тех чудес, которые вы назвали, то давайте их разберём по отдельности.

Благодатный огонь уже давно загорается тогда, когда этого захотят, — спасибо науке и технике, например, натрий горит, соприкасаясь с кислородом.
 
Ведь когда-то огонь загорался в полночь в воскресенье, а теперь в субботу в обед — так поудобнее. Это шарлатанство. Далее про иконы. Это снова трюк: вживляются капилляры, по ним течёт мира. У нас тоже были такие прохвосты: сделали, начали смущать людей.

 То есть вы в чудеса не верите?

 Чудесам можно верить, но не всем. И в такой вере нет спасения. Нужно, чтобы вера шла от сердца, а не потому, что плачет икона. Чудеса делают и шарлатаны, и тёмные силы. Надо смотреть не на них, а на книги. Тогда ты не ошибёшься, откуда чудо — от Бога или от тёмных сил.

 Количество староверов не велико. Нет ли у вас опасений, что постепенно эта традиция растеряется, сольётся с РПЦ?

 Нам вот уже 300 лет говорят, что придёт время, и всё вымрет. Но то, что закреплено благодатью, всегда продолжается. На смену родителям приходят дети, и церковь никогда не убывает. В Библии сказано: «Церковь прибудет до скончания века, и врата адовы её не одолеют».

 Среди староверов есть ортодоксы, которые особенно рьяно чтят устои?

 По идее, такими должны быть все. Но иногда человек не выдерживает жизненных обстоятельств. Взять простое — бороду. Если мужчина бреет бороду, значит, он уже отстранён от Божьей помощи.

 Я как раз сегодня побрился.

 Вот ты и похож на девочку, и обольщаешься этим, женщины таких любят. Даже если борода не растёт нормально — это не должно смущать. У меня тоже в молодости она была редкой, а я её всё равно не трогал. И много пострадал за это, даже работы лишился.

Коммунистический режим в СССР относительно благосклонно относился к старообрядцам до конца 1920-х годов

 Сто лет назад староверы были самыми успешными людьми в России, чем-то вроде российских протестантов. Вам нравится такое сравнение?

 Слишком низкая оценка. Это были по-настоящему мудрые, хозяйственные люди. Старообрядческое купечество держало 60% всех банковских счетов в стране. Сейчас в Москве почти все старинные дома — это особняки староверов: Рябушинских, Морозовых, Бугровых, Зиминых. Староверы финансировали строительство школ, богаделен и проч. Большой театр был построен в том числе на деньги Саввы Морозова.

 Почему сейчас мы не знаем таких староверов?

 Сейчас другая власть. В руководство попали дети тех, кто предавал своих родителей и разорял церкви. Родились дети, которые сделались теми, кто они есть. Так что вряд ли нам стоит ждать новых Морозовых. У руководства другие цели, а народ уже и не противится власти, разорившей Россию.

Сергей Чернышов, журналист
28 января 2014 года
«Сиб.фм.»

http://goo.gl/hrZaBJ


Комментарии:


Прекрасная беседа. В каждом слове владыки Силуяна чувствуются большая духовная сила, мудрость, твёрдость в вере и любовь к людям.
Евгений


Вполне традиционный старообрядческий взгляд.
Димитрiй


200 лет попов без генов принимали, вот намучились-то бедные ...
Федька


Интервью действительно получилось хорошее. Для нашего владыки - непредвиденный "верх". Видимо Господь на душу положил. Отмечу журналистов: молодцы! Не стремились показать староверие как этно-резервацию. Нормальные вопросы... Показали очень живой и ощутимый портрет владыки.  Как следствие: заметно, что на этой седмице в храм приходило  много сторонних людей. Не берусь утверждать, но надеюсь, что это после публикации.

Ну а с некоторыми архиерейскими высказываниями всяк в праве не согласиться. Это нормально. Кому-то смешно читать про сионских мудрецов, мне лично, не очень приятно было слышать про неофитов, которые бегут из Церкви. Тут владыка дал волю своей мысли. И я его понимаю: не скажет же он, что среди коренных староверов мерзавцев ещё больше, чем среди неофитов! Просто такая "правда" никому не нужна. 
Александр_Емельянов


Да, еще "неофитов" походя надо не забыть пнуть - мол постов не выдерживают, у нас-де строго, вроде в никонианстве посты не такие же, кто там постился, тот не из-за того сбегает, а почему бы честно не сказать, что неофиты, уйдя из никонианства, попадают в то же самое, только в профиль, поэтому и сбегают?
Марина


Встреча епископа Силуяна (РПСЦ) с митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном (РПЦ)
 
Видео находится тут: http://goo.gl/oetPFe

Но вот что говорит Богоглаголивый Дионисий Ареопагит (так его ублажил VII Вселенский Собор) в своём труде «Иерархия» … «Поэтому-то и совершается взаимное лобзание священнослужебных лиц, означая священное общение подобообразных умов и их взаимное любвеобильное сорадование, поддерживающее в целом составе священного чина богоподобнейшую красоту». Вот это должно быть традицией.

То же и апостол Иоанн Богослов говорит: «… не приемлите такового в дом и радоватися ему не глаголите». А речь там идёт как раз о встречах с теми людьми, которые вне Церкви. И на это ссылаются многие святые. Например – Василий Великий и Феодор Студит.

А все варианты целования с иноверными - это новшество. А новшество, идущее вразрез со словами отцов, - это грех, а за грех, по крайней мере, полагается каяться. А иногда и епитимья полагается. Грех Силуяна совершён публично, значит и покаяние должно быть публичным.
Наталья Старикова

Форум «Староверы»
http://goo.gl/0AFFp8


От редакции: Если просмотреть по приведённой ссылке видеоролик, то станет ясно, что в интервью красноярскому телеканалу епископ Силуян совершенно по-другому говорит о взаимодействии старообрядчества и РПЦ.

Из интервью: «В Красноярск приехал иерарх Русской Православной старообрядческой церкви епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян. Его принял митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. Владыки обсудили возможность взаимодействия Русской Православной и старообрядческой Церкви. На конференции "Семья Сибири" епископ Силуян расскажет о взаимопонимании между адептами двух ветвей одной религии. По словам епископа Силуяна, "все мы под Богом, все с ограничениями, с недостатками, совершенных нет и не будет, поэтому требуется излучать добро какое-то друг другу. Во времена лихолетья надо объединяться и совместно всё преодолевать"<...>».

http://goo.gl/oetPFe


https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1055