Раскол! Как часто это явление было в истории человечества. Не миновал он и церковь. Так раскололась в начале II тысячелетия единая христианская церковь на православную и католическую. В XVII веке единая Русская Православная Церковь распалась на православную старообрядческую и «православную» никонианскую.
Раскол в церкви может начаться с незначительного события. Св. апостол Павел быстро уловил угрозу раскола в коринфской церкви и нужным советом пресёк его: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Исуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы были соединены в одном духе и в единех мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «Я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?» Далее он увещевает: «…и не знатное мира и уничиженное и ничего незначащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом…» (Кор.1:10-13; 28-29). Слова великого учителя актуальны и для нас.
В нашей церкви появилась и стала набирать силу гордыня потомственных. Как она появилась и от кого пошла, сказать трудно, но уже известны публикации, обосновывающие это мнение. Эта гордыня разделила верующих старообрядцев на потомственных и новокрещённых. Потомственные утверждают, что ереси возникают именно среди новокрещённых, у потомственных якобы есть иммунитет против ересей.
Появилось новое измышление – «ген» старообрядчества. Он был обнаружен у потомственных.
Гены – понятие биологическое, они передаются по наследству из поколения в поколение и вновь не возникают. Они определяют белковую структуру нашего тела. Тела! И никакого религиозного и духовного убеждения не определяют. Если автор этой теории имеет в виду стойкость в вере так называемых «потомственных» старообрядцев, то про всех них этого сказать нельзя. Среди них было немало отступников от православной веры. Вспомните Питирима Нижегородского, бывшего старообрядца, продавшегося никонианской церкви; брат владыки Иоанна (Картушина) Калинник стал миссионером-единоверцем, как и Павел Прусский. Да и бывший наставник Гребенщиковской общины о.Иоанн Миролюбов, священник никонианской церкви, хорошо нам известен. Все они были потомственными старообрядцами. Допустим, что автор этой теории имел в виду ту консервативность генов, которая передаётся из поколения в поколение в неизменном виде. Допустим, что это так. Но не забывайте, что до раскола XVII века все русские были старообрядцами (в современном понимании этого слова) и у всех русских должен был сохраниться этот консервативный «ген», даже у атеистов и у людей, которые приняли никонианство. Вот их потомки, т.е. новокрещённые, по зову этого «гена» вернулись в истинную церковь, как блудный сын вернулся к отцу. Как его встретил отец? (Под Отцом верующие всегда подразумевали Бога). С радостью и любовью. И совсем не обрадовался возврату блудного сына его старший брат. Но отец же сказал ему: «а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:20-32). Не напоминает ли вам блудный сын новокрещённых, а старший брат – потомственных?
От гордыни потомственности остерегал нас ещё вселенский учитель Иоанн Златоуст: «Итак, никто пусть не гордится предками; но размышляя о прародителях Господа, пусть отложит всякое тщеславие, и хвалится своими заслугами, а лучше и ими не хвалится» (Иоанн Златоуст. Толкование на святаго Матфея евангелиста. Книга I. – М.,1993. – С.31).
Почему некоторые новокрещённые покидают церковь? Потому что отчуждённый недоверчивый взгляд потомственных отталкивает новеньких, а если в храм заглянет робкий любопытный, его могут грубо выгнать взашей.
Надо прекратить раскалывать верующих нашей церкви на какие-либо группировки, иначе она перестанет быть единой святой соборной апостольской, такой, какой заповедовал нам её Исус Христос.
Простите Христа ради.
Пелагея