8 марта 2014 года я присоединилась к экскурсии, которую организовал музей им. Андрея Рублева. Экскурсия называлась «История Рогожского кладбища. Иконное собрание Покровского собора и храма Рожества Христова».
Экскурсантов было около тридцати человек. Это слушатели лектория «Старообрядческая иконопись. Художественные особенности и центры иконописания», в основном, не старообрядцы.
Экскурсия состояла из двух частей:
1. Старообрядческая иконография.
2. История Рогожского кладбища.
Очень грамотно и профессионально рассказала об иконах старого письма реставратор Д.Д. Мальцева. Её объяснения очень понравились слушателям. Экскурсанты посетили музей старообрядческих икон (оказывается, у нас есть такой) и выставку икон в храме Рожества Христова.
Об истории Рогожского поселка и о храме во имя Покрова Пресвятыя Богородицы рассказал экскурсантам другой экскурсовод, представитель Старообрядческой Митрополии. Тут возникли вопросы и недоразумения. Ведущим экскурсию почему-то был сделан акцент не на архитектуру и историю храма, а на единоверие.
У входа в храм Рожества Христова было объявлено, что решением РПЦ МП от 1971 года были сняты клятвы с людей, придерживающихся старой веры, и отменены все ограничения. Пришлось возразить, что эти решения касались только единоверцев. Почему так много разговоров об единоверии? Что, мы уже не старообрядцы, а единоверцы? Не было объяснено, что единоверие старообрядчеством не является. Неплохо было бы также пояснить, почему кафедральный храм старообрядцев больше напоминает большой дом, а не шедевры храмовой архитектуры дораскольного периода. Посетители узнали, что в храме есть иконы, написанные святым Андреем Рублевым (или мастерами его школы). К сожалению, разглядеть эти шедевры было невозможно, так как дальше порога экскурсантов не пустили. Это недоработка экскурсионной службы Митрополии.
Некоторые экскурсанты очень хотели увидеть палатку Платова. Они её (точнее её копию) увидели в храме. Но экскурсоводом было замечено, что сам Платов старообрядцем не был, т.к. бороду не носил и был графом. В царской России старообрядцы иметь графский титул не могли. Тогда причём здесь палатка в старообрядческом храме? Если Платов не старообрядец, то почему его портрет висит в старообрядческом храме? Пояснения, что граф возглавлял полки казаков-старообрядцев, не последовало. К какой вере относился Платов вопрос спорный. Опытный экскурсовод хорошо знает, что спорные вопросы перед аудиторией лучше не поднимать.
Спорным был вопрос и о патриархе Никоне. Следовало ли много распространяться о предсказании его великого будущего? В народе бытует много сказаний и легенд об этом. Это ли главное в его жизни? Главное – реформы православия, приведшие к изменению веры, которые он внедрял насилием. Их не приняли люди, считавшие, что только старая вера правильная. Почему старая вера правильная, а может быть «новины» Никона истинны? Так могли подумать слушатели. Не забывайте, что экскурсанты, в массе своей, были светскими. Триста с лишним лет против староверов велась информационная война, которая осуществлялась по всем правилам этой войны: выдумывалось то, чего не было и скрывалось то, что было на самом деле (например, физические репрессии). До сих пор эта информационная война продолжается. Поэтому сказать правду о старообрядчестве – долг экскурсовода. Люди должны знать правду! И именно это должно быть руководящей идеей экскурсии.
И, наконец, «добита» была оставшаяся часть посетителей такой репликой: «У старообрядцев есть особый «ген» устойчивости в вере». Экскурсанты потупили глаза: у них нет этого «гена». Да и многие из них наверняка из школьной программы знают, что в геноме человека такого «гена» нет. Уже было отмечено, что спорные вопросы на экскурсиях лучше не поднимать, а это мудрование о генах в самом старообрядческом сообществе принимается не всеми. Этот мифический «ген» кто-то нашел только у «потомственных», что делает их более значимыми в церкви по сравнению с новопришедшими.
У нас в далекой знойной Африке есть приход. Прихожане там все негры. У них, естественно, нет «гена» старообрядчества. Много веков работорговцы не считали их за полноценных людей. А теперь, выходит, что и в церкви нельзя их считать полноценными. Хорошо, что Африка далеко и прихожане этого прихода русский язык не знают.
Из истории старообрядческой церкви известно, что до присоединения к ней греческого митрополита Амвросия, она пополнялась «беглыми» попами, ушедшими из господствующей церкви. Уж точно никаких старообрядческих «генов» у них не было. И также, хорошо известно, что старообрядцы, наделенные этим мифическим «геном» по рождению, нередко переходили к никонианам. И такое движение туда и обратно наблюдалось в течение всего послераскольного периода вплоть до революции. Большинство верующих в единоверческих храмах были бывшие старообрядцы.
Разговоры о том, что потомственные старообрядцы имеют «ген», предопределяющий их особое положение среди верующих, очень опасны. Они совсем недалеки от кальвинистских (протестантских) идей о предопределении, что является ересью. Поэтому, в экскурсиях организованных Старообрядческой Митрополией, абсолютно недопустимы, тем более от лица Старообрядческой Церкви, разглагольствования об этом.
Затянувшаяся экскурсия подошла к концу. Много ли узнали посетители лектория о нашей вере, церкви и обычаях староверов? Не очень. Поняли ли экскурсанты, почему старообрядцы стояли насмерть за православную истинную веру? Невежественный фанатизм это или что-то другое? Почему староверы не признают нововерие равноспасительным? Чёткие ответы на эти вопросы на экскурсии не прозвучали.
Позволю высказать свою точку зрения, не навязывая её никому. Экскурсии на тему о старообрядчестве должны проводить опытные люди, владеющие экскурсионной методикой. Содержание экскурсии должно быть строго оговорено, проверено и регламентировано экскурсионной службой Митрополии. Никаких личных мнений и высказываний, тем более по спорным вопросам, быть не должно.
Экскурсовод-старообрядец это не агитатор, не миссионер, но развенчать созданный образ старообрядца, как врага государства и веры отцов, нужно обязательно.
Сказать правду – вот основная задача экскурсовода. Если экскурсанты в это поверят и унесут положительные впечатления, значит, экскурсовод справился с работой. Экскурсии на Рогожский поселок – «визитная карточка» старообрядчества. Она даётся для того, чтобы получивший её захотел ещё раз вернуться туда, где она была ему вручена.
Простите Христа ради.
Л.А. Шишкина