Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Синод о старообрядцах
Дата:  04/06/2014 —  Тема:  Новообрядчество
Журнал заседания Священного Синода от 30 мая 2014 года (Журнал №39)

Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного разделения XVII века.
Справка:

Руководствуясь стремлением к преодолению пагубных последствий церковного разделения XVII века и учитывая итоги изучения обстоятельств его возникновения, Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года принял деяние «Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их». Собор постановил признать «яко не бывшими» клятвенные запреты, ранее наложенные Соборами 1656 и 1666-1667 годов, утвердил равночестность старых и новых церковных обрядов и засвидетельствовал, что «спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения».

Закономерным продолжением этого соборного деяния явилось исполненное христианской любви и желания способствовать развитию процесса воссоединения «Обращение ко всем держащимся старых обрядов православноверующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом», принятое Поместным Собором Русской Православной Церкви 1988 года, а также постановление Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года «О взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви».

В целях достижения единообразия церковной практики возникает необходимость уточнения норм, действующих в случаях присоединения старообрядцев к Русской Православной Церкви.

Проект соответствующего документа был подготовлен комиссией Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, а затем доработан редакционной комиссией Межсоборного Присутствия.

Для общецерковного обсуждения проект документа был опубликован 11 сентября 2013 года. Текст был также направлен во все епархии Русской Православной Церкви на отзыв. Замечания по содержанию документа, в том числе и представленные Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, были рассмотрены на заседании редакционной комиссии Межсоборного Присутствия под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

По благословению Его Святейшества содержащиеся в проекте документа предложения с учетом поступивших отзывов переданы на рассмотрение Священного Синода.


Постановили:

1. Учитывая встречающиеся расхождения в современной пастырской практике, подтвердить определение Святейшего Синода за № 1116 от 25 мая 1888 года, согласно которому крещенные в старообрядческих согласиях вступают в единство с Русской Православной Церковью посредством совершения над ними Таинства Миропомазания.

2. Поручить Синодальной богослужебной комиссии совместно с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством отредактировать чины воссоединения с Церковью последователей старообрядческих согласий с учетом постановления Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года и последующих соборных актов, после чего представить тексты чинопоследований на утверждение Священному Синоду.

3. Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею.

4. В случае присоединения к Русской Православной Церкви старообрядца, принесшего ранее монашеские обеты, он, по его желанию, признается состоящим в монашестве.

5. Рекомендовать при изучении истории старообрядчества и единоверия в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви руководствоваться духом христианской любви и стремлением к преодолению существующих разделений.

Официальный сайт Московского патриарха 

http://goo.gl/3iGUAN


Комментарий дьякона Андрея Кураева:

Решение о старообрядцах показывает, что Синод русских староверов считает для себя более чужими, чем католиков. Староверов велено принимать "вторым чином", через миропомазание, в то время как католиков принимают в РПЦ "третьим чином", то есть просто через покаяние и (если священник) "в сущем сане". Напомню,что каноническое право различает раскол и ересь. Именно из раскола православных принимают "третьим чином", в то время как из ереси через перекрещивание или же миропомазание.

http://goo.gl/v3znqq


Обсуждение на сайте дьякона Андрея Кураева:

О старообрядцах мирянах-беспоповцах говорится, подтверждая уже существующую практику принятия через Миропомазание. Также и про монашествующих. Про поповцев ни слова.
Frgeorgio


Мне не удалось найти слово "беспоповцы" в определении Синода. А где его увидели Вы?
diak_kuraev


Возможно ли объединение т.н. староверов и нововеров? Очень интересно мнение о. Андрея. Может он об этом говорил, писал?
Litwr


Логика ясная. У староверов не сохранилось иерархии, строго говоря (архиереи-то с ними не уходили, и восстанавливали они себя иерархию неканонично совершенно), а у католиков - сохранилась. Староверы - как бы "невоцерковленные православные", а РКЦ - община с сохраненной иерархией, уклонившаяся в ересь. То есть староверов надо присоединить к Церкви, а католики должны покаяться.
mashenka_sench


Насчет староверов может быть связано с тем, что католики считают МП братьями, а староверы нет?
Alpinist


"Решение о старообрядцах показывает, что Синод русских староверов считает для себя более чужими, чем католиков."
Клятвы давно на старые обряды сняты. Есть единоверие. То есть вроде отношение к старообрядцам, признавшим РПЦ, положительное. С 1800 года. Правда РПЦ до сих пор не может вернуть в Петербурге Никольскую церковь на ул. Марата. То есть в Петербурге так и нет ни одного единоверческого храма.
Blocade


Старообрядцы (поповцы) являют собой опаснейший прецедент неканонической иерархии, для современной МП особенно угрожающий (в связи с Украиной особенно) - тут прозрачный намёк всем будущим и потенциальным Лютерам и Аввакумам.
Vladimir Tikhejev


По поводу старообрядцев вполне логично, их иерархия самозваная, старообрядческая иерархия положила начало от одного епископа, и то не служащего, - это факт. 
Игорь Подопригорин


Это кто вам сказал? Никон, когда сжег Аввакума?
Concluder


Причиной бед может быть только отречение от Христа, а никак не от обрядов. И Бог через святых 18, 19 и 20 веков об этом ясно свидетельствует.
Игорь Подопригорин


Я конечно могу быть не прав, но я всегда принимал католиков через миропомазание.
fater_go


Лучше через крещение с тройным погружением, так вернее.
Concluder


Для меня лично католики ближе, чем староверы. Не знаю, может мне так не везло, но сколько я с ними ни общалась в сети, они какие-то все с заскоками. К тому же относятся к православным намного хуже, чем католики.
Arabella


Католики-еретики!! Безпоповцы – скорее - тоже.
Снегов Николай


Старообрядцы-беспоповцы относятся к нам намного хуже. Нас они готовы принимать только через крещение. И они вообще считают, что после раскола в "господствующей церкви" ни одного благочестивого человека не было. И, кстати, излагая свою версию развития христианства, они между делом сообщают, что после раскола они попытались найти какую-нибудь Церковь в Европе, чтобы к ней присоединиться, ну там Сербскую, Румынскую,.. но ни одной достаточно благочестивой не нашли... Так что если и представители этих Церквей захотят к ним присоединиться, то и их придется крестить... Это я слышала от поморского старовера (беспоповца брачного согласия) в Преображенском старообрядческом монастыре в Москве в начале апреля этого года. Может быть, такие вот староверческие идеи и повлияли на решение синода? Все-таки католики не столь высоко превозносятся - кажется...
Ninabalakireva


Дело не в том, кто больше друг дружке улыбается, а в том- кто во что верует...
Вот основные отличия християнской Веры от никонианской.

Вот други - классический лубок 17-18 века. Слева изображены видимые дониконовския правила, а справа после изменений. Сейчас, конечно, никонианская церковь что-то вернула назад, к примеру "восьмиконечный" православный Крест был вообще запрещен и использовался лишь латинянский крыж.

Причины церковного раскола очень глубоки и неоднозначны, но все же постараюсь подобрать основные принципиальные отличия. Не торопитесь делать вывод, что многие изменения- пустяшны и как многие никониане сейчас толкуют- мол у нас вообще нет догматических различий... но изменив букву в слове, меняется и само слово. Заменив слово в предложении, меняется и смысл и т.д.

1. Двуперстие на Троеперстие.
2. Двойная аллилуйя на тройная аллилуйя.
3. Служение на семи просфорах; служение на пяти просфорах.
4. Изменен Символ Веры: с Несть конца,убрали  "Духа Истинного", убрали -«а».
5. Погружательное крещение; обливательное и даже окропительное.
6. Изменение написание имя Господа с Исус, на Иисус.
7. Запрет на Трисоставный Крест.
8. В новой традиции стали вести отсчет от Рожества Христова, а не от сотворения мира, при этом саму дату Рожества сдвинули на 8 лет назад, а новолетие стали вести с 1 генваря.
9. Отмена запрета на нехристиянские обычаи (брадобритие, еретические обычаи, еретические одежды).
10. Отмена запрет приема пожертвований на Церковь от еретиков, отлученных (ранее только на дрова).
11. Смена соборности на синодальное управление (управление императором).
12. Смена хождения по солнцу (посолонь), на против солнца.
13. Смена найма священников на приход общиной, на распределение и назначение их епископом.
14. Модернизация богослужебных чинов.
15. Исправление богослужебных книг.
16. Отмена земных поклонов.
17. Отход от каноничной иконописи к европейской живописи.
18. Смена церковного пения наречью (знаменное), на партесное (многоголосие).
19. Слияние духовной и светской власти.
20. Использование староверами- только юлианского календаря, новообрядцы- и юлианский, и григорианский.
21. Староверы - полное отрицание экуменизма. Новообрядцы приемлют совместные богослужения с инославными.
22. Староверы всех согласий считают КЦ - еретиками 1 чина, на ровне с другими нехристями. РПЦ же признает благодатность католического крещения и других таинств, признает латынскую иерархию.
23. Строгая подготовка к причастию, примерно 4-е раза в год и только у своего духовника. У новообрядцев - причастие возможно на каждой литургии и у любого священника, в любом приходе.
24. Проклятие - Церковного предания, то есть саму себя!

Конечно же, то что ввел Никон, не стояло на месте. Петр I - убрал патриаршество и впрыснул протестантизма, Павел I- масонства, Советы - обновленчество и сергианство, сейчас сами всё видите - попы в Ед. России и в депутатах... но чтоб все это беззаконие оправдать, придумывались байки для народа. Вот три из них.

На первом месте - митрополит Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало; 1651, местечко Макаров, Киевский полк — 28 октября 1709, Ростов) — российский церковный деятель, святитель, епископ Русской Церкви; духовный писатель, оратор (по мактериалам Википедии).

Он простер свои хулы и насмешки даже на св. Крест и на святое Божие имя. Рассуждая о св. Кресте, на котором был распят Христос Господь, митрополит Дмитрий пишет: "вопрошаю: аще римляне Христа распяша; то на чем и на коем Кресте распяша Его?.. В Россию в брынскии скиты по осмиконечный Крест (в него же раскольщики аки в Бога веруют) не посылаша, еще бо тогда Россия была в идолобесии, незнающи Христа, ни креста, и брынские леса были без нынешних скитов. Ниже восхотели бы распинатели римляне ждати дотоль, донеле же бы из русских стран, от брынских скитов осмиконечный был крест в Иерусалим принесен" (Розыск, лист 169). "Тако подлинным розыском разсмотрихом... и обретохом сие: яко на четвероконечном римском, а не осмиконечном брынском Христос распят бысть" (Розыск, лист 179. Таким образом, в устах Дмитрия Ростовскаго, святой животворящий Крест Господень звучит брынским, раскольническим. И далее, разсуждая об имени Христа Спасителя Исус, тот же митрополит Дмитрий пишет следующее: "раскольщики в две токмо силлабы глаголюще Исус, не исповедуют Спасителя и Исцелителя душ наших. И вправду в них ин Исус. Не истиннаго бо Иисуса Спасителя и Исцелителя исповедуют, но некоего Исуса равноухаго... Ин бо обретеся в них Исус, глаголемый равноухий" (Розыск, лист 18 об.). Грубо говоря, Туптало - четко разграничил, что верим мы в разных богов.

«ПОНЕЖЕ ИНО ЗНАМЕНУЕТ Iисус, ИНО же Iсус, якоже прежде рехом, толкуется с еврейскаго языка Спаситель, с греечскаго же Исцелитель. Iсус ЖЕ ЧТО ЗНАМЕНУТЕ ВНЕМЛИТЕ: по гречески Iсос, по нашему глаголется равный: оус, же глаголется ухо. Та два речения егда в едино место сложиши, будет Iсоус, еже глаголется равноухий. НО НЕ БУДИ НАМ ТАКО НАРИЦАТИ СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО. Сего ради лучше есть писати Iисъ, неже Iсъ, да и глаголем В ТРИ силлабы, ЗНАМЕНУЮЩЫЯ Спаса и Исцелителя нашего Христа, а НЕ В ДВЕ силлабы, ЗНАМЕНУЮЩЫЯ РАВНОУХАГО… В российском же языке раскольщики, В ДВЕ ТОКМО силлабы глаголюще Iсус, НЕ ИСПОВЕДУЮТ Спасителя и Исцелителя душ наших. И В ПРАВДУ В НИХ ИН Iсус: НЕ ИСТИННАГО БО Iисуса, Спасителя и Исцелителя, исповедуют, Но НЕКОЕГО Iсуса РАВНОУХАГО… ИН БО ОБРЕТАЕТСЯ В НИХ Iсус, глаголемый РАВНОУХИЙ» [Дмитрий Ростовский. Розыск, часть 1, гл. 15, лист 24, изд. 1877 г.].

2. При Николае I,староверие набирало силу и был придумано задним числом, что во время отечественной войны, староверы помогали Наполеону. Тогдашние Кукрыниксы, вот едок ето изобразили. Как бы безпоповцы-феодосеевцы на Преображенке встречают Бонапарта.))) И ведь невдомек художнику, что у безпоповцев нет попов, да еще в никонианском "ведерке" на голове. Да и на коленях стоять у староверов запрещено, лишь земные поклоны.

3. А вот наш любимый персонаж анекдотов- Сусанин. Перед поляками - показывает свою Веру, демонстрируя - щепоть.)))

Дело то было в 1612 году, до пса-Никона еще 40 лет.
 
Конечно же, это капля в море лжи и проклятий на Святых своей же Церкви. Если будут замечания или дополнения - пожалуйста пишите, добавлю.
http://goo.gl/iXnIvM
mu_pankratov


Всё-таки белокриницких священников принимать в сущем сане нельзя из-за того, что там ряд епископских хиротоний (начиная с митрополита Амвросия) был совершён единолично, то есть затруднительно говорить о сохранении апостолького преемства.
Sauserful


А можно пояснить отличия третьего от второго чинов? Разве чин принятия римо-католиков не подразумевает миропомазание после покаяния? С другой стороны разве староверцев не принимают только через миропомазание без покаяния, ведь решения 1971 г. действительны? Тогда в чем большее отчуждение старообрядцев?
slar_69


Старообрядцы (поповцы) вообще принимают из МП только через крещение.
ierei_alexandr


Нужна Русской Православной Церкви системная оппозиция?

Прискорбно, что Синод русских староверов считает для себя более чужими, чем католиков. Возможно, старообрядцев по-прежнему считают “пятой колонной”. Как известно, непримиримые оппозиционеры не возникают на пустом месте и без всякой на то причины. Раскол - это следствие внутрисистемной слабости, которую не устранить силами внешних административных ресурсов. Моральное и нравственное здоровье любой организации - это результат внутренних оздоровительных процессов, действующих постоянно на системной основе.

Русской Православной Церкви нужны внутренние организационно оформленные силы, выступающие против политики (или ее отдельных аспектов), проводимой руководством РПЦ МП. Как последователи ортодоксального православия до церковной реформы патриарха Никона 1653 года, представители религиозно-общественного движения староверов могли бы играть важную роль своего рода системной оппозиции церковному руководству РПЦ МП. Как и в государственной политике, системная оппозиция нужна для оздоровления внутрицерковного климата и препятствования развитию коррупции, в том числе, связанной с общим падением нравов в среде священнослужителей.

Речь, конечно, идет не о том, чтобы дать староверам возможность проводить какие-то реформы в церкви. Современной РПЦ не хватает механизма моральных и нравственных сдержек и противовесов. Именно поэтому в церковной иерархии имею место злоупотребления и перемещения с понижением архиепископов, пользующихся доброй монашеской репутацией. Отсутствие системы моральных сдержек и противовесов приводит к нивелированию принципа соборности и превращает христианскую церковь в подобие тоталитарной секты. Не слишком ли это большая цена за поддержание стерильности внутрицерковного политического процесса? 

Политика, направленная на сближение церковного руководства РПЦ МП с руководством РКЦ в ущерб более тесным, конструктивным отношениям с иными последователями ортодоксального православия в России напоминает в свою очередь компрадорскую политику получившей доступ к власти крупной корпорации, которая выступает в качестве посредника между иностранным капиталом и отечественным рынком, причем в ущерб последнему.
serge_malov


http://goo.gl/GRBPye


https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1071