От редакции. Этот спорный, но в то же время заслуживающий внимания материал был опубликован на форуме дьякона Андрея Кураева и на форуме христиан Русской Древлеправославной Церкви.
По упоминаемым автором биографическим данным и по стилю изложения можно предположить, что автором его является бывший прихожанин храма Николы на Берсеневке, бывший студент Старообрядческого духовного училища Иван Карагодин.
Что бы правильно оценить эту публикацию, необходимо вспомнить следующую историю.
В августе 2011 года наш сайт опубликовал материалы начатой Иваном Карагодиным интернет-дискуссии по поводу общины Николы на Берсеневке и деятельности её настоятеля игумена Кирилла Сахарова.
Хотя, по признанию прихожан о. Кирилла, Иваном Карагодиным были подняты действительно существующие в жизни их общины проблемы, однако в целом его публикация оценивалась как односторонняя и слишком «очернительская», он словно не видел в жизни их общины ничего, кроме плохого.
Вот высказывания членов берсеневской общины: «Очень, очень печально, что Карагодин Иван так себя ведет! Отвратительно! Да поможет ему Господь вылечиться!!!<…> Думаю, что Карагодин Иван болящий (очень сильно) молодой человек и болезнь его обострилась».
Член общины церкви св. Николы на Берсеневке Антоний Тимашев писал: «Хочу выразить своё возмущение непорядочностью Ивана: по настоятельной просьбе приняли его на проживание, а он вылил и продолжает лить грязь на тех, которые оказали ему благодеяние. Жил на правах члена семьи, в которой культивировалась доверительность и злоупотребил этим по полной программе. Не удивлюсь, если нечто подобное этот человек будет публично говорить о студентах и преподавателях Старообрядческого Училища и т.д.».
Действительно, прошло несколько лет, и Иван Карагодин ушёл из РПСЦ, стал «внеконфессиональным христианином» и начал высказывать и в адрес Старообрядческого Училища, и РПСЦ в целом критику в том же духе, в котором раньше высказывался в адрес берсеневской общины.
Почему же тогда мы публикуем этот материал?
Потому, что её автор Иван Анатольевич, хотя и сгущает краски, однако пишет о действительно существующих в нашей Церкви проблемах. Да, не всё так плохо, как он пишет. Однако общий стиль церковной жизни не радует. И поэтому надо не обижаться на озлобленного и разочаровавшегося человека, а постараться увидеть в его словах горькую правду.
Мир стоит на пороге грандиозных потрясений, подобных страшным катаклизмам XX века. И христианам стоит попристальнее присмотреться к себе. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Матф.3:10), «Ибо время начаться суду с дома Божия» (1Пет.4:17).
Вступление
В жизни каждого человека наступают моменты предельной откровенности, когда он понимает всю ложность того пути, которым шел все это время (автор).
Часть 1. РПСЦ (Русская Православная Старообрядческая Церковь, австрийское белокриницкое согласие).
Мое знакомство с этим самым крупным старообрядческим согласием началось с их духовного центра на Рогожском в Москве, где служит митрополит Корнилий и находится митрополия и административный центр.
Первое впечатление было очень положительное, приняли хотя и настороженно, но довольно тепло. Впоследствии я не мог и предвидеть, чем мне обернется пребывание в этой псевдо- христианской ветви.
Я прошел обучение в их духовном училище на Рогожском, 2 курса учился на хорошие оценки, был убежденным старообрядцем, но уже с первых месяцев пребывания в этой ветви стал я замечать некоторые несоответствия их учения и обычаев с учением вселенской ортодоксальной христианской церкви, что не могло не вызвать некоего внутреннего все нарастающего противоречия и депрессии.
Ясно стало лишь одно, что эта организация полностью переродилась изнутри, сохранив лишь внешнюю церковную оболочку, изнутри полностью разложилась, утеряв первозданный дух жизни, что и приводит ее неминуемо к вырождению.
Нелишне упомянуть те причины, которые заставили меня начать анализировать происходящее в этой псевдо- христианской ветви: это и полное забвение евангельского начала в жизни священства и их пасомых, что выражается в простом требоисполнении, нежелании вести духовную деятельность, просвещение в общине, сведение исповеди к формальщине без того, чтобы прочувствовать всю душу человека, пережить его боль и сострадать ему, искренне и нелицемерно любить его как самого себя - вот чего полностью нет в РПСЦ; епитимии более носят характер наказания, но не врачевания уязвленной души. Непомерные епитимии рождают уныние и расслабленность духовную, полное понимание невозможности своего спасения без исполнения монашеских форм епитимии, что приводит к постоянному отлучению от Таинства Причастия и забвения самого смысла воскресного молитвенного собрания. Люди теряют необходимость ходить в храм Божий, если не приобщаются к главному Таинству, дающему жизнь вечную и силы бороться со грехом. Наблюдается также и нежелание использовать в богослужении разные знаменные певческие традиции, различные старинные напевы, которые отличаются от современной практики РПСЦ, например: наонное хомовое пение, греческое и болгарское пение (за редким исключением), пение иссонное, бывшее вершиной древнерусского пения, более того, даже партес в его исполнении стиля 17-го века не является недопустимым и вполне возможен при богослужении как образец еще одной традиции храмового пения (например: трехголосие или гармонизация знаменного пения). В древней неразделенной христианской церкви бытовали различные чинопоследования, различные уставы, различные практики совершения богослужения, в том числе и разные стили исполнения пения - и это не считалось чем-то зазорным! Это было подлинное понимание вселенскости христианства, допускающего различные церковные традиции в рамках единой церкви, исповедующей неискаженное истинное святоотеческое христианское вероучение.
Нелишне отметить укоренившуюся ересь филетизма, заключающую в себе учение о национальности христианства и полностью отвергающее возможность сохранения спасительного святоотеческого христианского вероучения в других народах. Эта ересь начинала свое действие еще в период после падения Византии, отразившись в концепции Москва-Третий Рим. Но в то время, эта концепция истолковывалась в святоотеческом понимании, что на определенное время, спасительное вероучение сохранила наиболее полно только Русская Православная Церковь, хотя не факт, т.к. уния (соединение с римо - католиками) была почти сразу отвергнута самой греческой церковью.
Для РПСЦ, равно как и для некоторых старообрядческих согласий эта концепция (Москва-Третий Рим) приобрела уже характер еретического учения о сохранении православного вероучения не Церковью - но одним конкретным русским народом, причем на генетическом уровне. Если человек родился в коренной старообрядческой семье - то он имеет более шансов на возвышение в своей среде чем человек, пришедший по искреннему убеждению в это исповедание.
Не понаслышке знаю, что к вновь пришедшим относятся с презрением и всяческим принижением их. Имеется даже соборный запрет на участие в соборных заседаниях лицам, проведшим менее 5 лет в этой юрисдикции РПСЦ. Всячески подчеркивается первенство коренных старообрядцев и их преимущество перед некоренными (а как же ап. Павел? Его наверное сразу же записали бы в неофиты ( пришельцы)). Это ли подлинное истинное христианство?!
Пресловутая общинность все более теряет свое значение под четким указанием высшего и низшего духовенства, которое прямо приучает своих пасомых к полной покорности перед любым начальством и безропотному послушанию. Не поощряется с той же целью изучение Св.Евангелия и других духоносных писаний, включая Кормчую (Правила Вселенских Соборов), на постановлениях которой стоит все истинное христианство;
Очевидны и другие искажения христианской жизни и деятельности РПСЦ, выражающиеся в грубом попрании Кормчей, как-то: недавнее поставление педофила (причем имеются его признания в алтаре храма при священниках и духовном отце, что он пытался изнасиловать новокрещенного мальчика) и укрывателя убийцы малолетних детей - Викентия (Валентина) Новожилова во епископы на Ярославско- Костромскую кафедру, обращения духовенства к гадалкам за услугами их сатанинской деятельности (духовный отец митрополита Корнилия, иерей Леонтий Пименов «лечится» регулярно у бабки Павлиньи, потомственной гадалки, которую односельчане чураются как прокаженной), не признавая это грехом, а даже и награждая (например Гуслицкую гадалку Павлинью наградил иконой за целительные труды - сам митр. Корнилий), участие в еретическом (антихристианском) экуменическом (Всемирный Совет Церквей) движении, что уже осуждено Постановлениями Вселенских Соборов и святыми отцами.
Своих ревнителей древлего православия осуждают, запрещают, отлучают, изгоняют заочно, без указания вины, сразу навешивая ярлыки сектантов и раскольников, прибегая к помощи силовых структур. Это ли истинное христианство, над которым теперь в открытую смеются внешние, прежде с уважением относящиеся к нему?!
Помимо этого можно добавить и то, что довольно лживо и лукаво современное старообрядчество, проповедуя на словах верность древнехристианской вере и благочестию и стойкость в этом, но на деле - имущие образ благочестия, силы же его отвергшиеся!
И в самом деле… как же понять то, что своим последователям старообрядчества заповедуется ПОЛНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ от мира сего и властей, и господствующей РПЦ МП (Русской Православной Церкви Московского Патриархата) - в реальности же духовенство старообрядческое братается, молится, дружит и участвует во всех мероприятиях властей, и господствующей РПЦ МП
Как же это понимать??? Зачем тогда такая двойственность и лицемерие??? Зачем разделять православных верующих между собой и пропагандировать ненависть, звериную ненависть к святым Русской Православной Церкви и их учению, обычаям, если сами поступают ХУЖЕ их!
К примеру взять ситуацию с Московским Духовным Училищем РПСЦ: процветает "дедовщина", пьянство, дебоши среди учащихся, а также нередко и до блуда доходит дело.
Говорю в первую очередь об общежитии пресловутого заведения, где в окна спокойно лезут запоздалые, пьяные студенты; где по ночам могут засиживаться у "девиц" на втором этаже; где спокойно портят казенное имущество просто так, дури ради, только и знай, что меняй дверные замки и крепче береги свои вещи. О многом можно написать, только слов не хватит, одни эмоции, когда видишь полное моральное разложение "кузницы кадров", из которой должно идти грамотное, верующее пополнение в христианские общины.
В настоящий момент выходят выпускниками этого «духовного» училища - моральные уроды и растлители веры, в лучшем случае лицемеры, косящие под древлее благочестие.
На приходах полнее можно получить необходимые навыки церковного служения, но сохранить веру в душе, чем, глядя на систематическое аморальное поведение окружающих, самому не обезвериться от лицемерия и фарисейства, царящего в бездуховном центре РПСЦ.
За такую публикацию на старообрядческом форуме анонимно - был я выброшен на улицу в Москве без средств на обратный билет. С последнего курса причем убрали, когда я уже окончил основные 2 курса обучения и готовился защищать диплом. Всех несогласных студентов (еще 2 чел) убрали вместе со мной.
У православных (не старообрядцев) ко мне по христиански относились, когда ноги стали отказывать - то монастырь целый месяц лечил меня в клинике в Москве, постоянно навещали с большими сумками продуктов, 10 000 р. подарили на дорогу. Назад звали, когда я поправился, и до сих пор относятся ко мне как к родному. Хотя я всегда высказывал несогласие с той или иной точкой зрения их священства. Они ж вроде тоже считаются "сектантами" (в глазах старообрядцев)... вот и думайте каковы плоды Духа у старообрядцев. По уровню стоят ниже плинтуса современных православных и протестантов. А дел веры, добрых дел вообще нет и более того, нет желания их творить, как то проявлять милосердие и помощь ближним.
Могу привести и такой пример.
Исследуя жизнь и нравы духовенства РПСЦ, я пришел к выводу, что это - простые мужики в рясах, грубые и невежественные люди, заботящиеся только о своих корыстных интересах, как например отец N…., который и в Пензе, и в Саратове, и в Уральске - везде оставил длинный след из ворованных с храмов икон, которые сам же и вывозил на продажу. В Калаче на Дону тоже не осталось ценных старинных икон, все растащил. Сколько раз его уличали в этом - митрополит Корнилий покрывает его. Летом я создавал тему, что он крестит с грубыми нарушениями и во время богослужения разговаривает в алтаре у Престола по телефону, причем довольно громко - реакция не замедлила себя ждать: на меня обрушились потоки грязи и клеветы со стороны местных старообрядцев, которые считают, что батюшка прав во всем.
Без оглашения, имея возможность самому поехать на реку крестить - он посылает своего сына понаблюдать с берега за САМОПОГРУЖЕНИЕМ в реку крещающегося. Я потом звонил в Москву преподавателю по Уставу - он подтвердил, что это - НЕ КРЕЩЕНИЕ и человека надо крестить вновь по полному чину. К слову сказать… и протестанты евангелисты крестят полным погружением, пастор заходит в воду с крещаемым и самолично совершает погружение того в реку.
Так что действительно, горе от отсутствия ума и нежелания его приобретать. Современная доктрина старообрядчества утверждает, что спасение во Христе можно обрести не качеством, не настроем молящегося, но КОЛИЧЕСТВОМ. Чем больше молитв- тем ближе человек к Богу, по их мнению, что совершенно абсурдно. Почему-то люди после длительных молений выходят более обозленными, чем были до молитвы. Уставшие и обозленные, но обличающие православных за то, что они подобно им не истязают себя МОНАШЕСКИМИ УСТАВАМИ, которые распространили в нарушение Евангелия на обычные мирские храмы, не монастырские. Я знаю как минимум 4 устава богослужения, для каждого храма был индивидуальный устав, для мирских людей - облегченное моление, короткое (часа 2 вечером)…
Христос нигде не утверждал какой бы то ни было молитвенный обычай критерием истинности и спасительности Церкви. Тем более монашеский обычай. Везде подчеркивается, что главное иметь искреннюю веру и должный молитвенный настрой. Можно и мало произносить молитв и своими словами, но при этом со смирением и любовью с Богом и ближними от своего сердца приносить те малые, но несравненно более высокие и чистые молитвы, чем длительная тарабарщина на непонятном языке, которую стараются быстрее отслужить в старообрядческих храмах.
Подводя итог об австрийском старообрядческом согласии я напишу последнее. Здесь человек не найдет Христа, не найдет милосердия, сострадания и сопереживания за ближних, здесь человек потеряет свою душу и ввергнет ее в пучину страстей, главная из которых - непомерная гордыня о своей мнимой праведности и избранности. Как сказал авва Исаия: Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостней всех - гордость сердца (82, 19).
Часть 2-я. РДЦ
За краткий период моего пребывания в Русской Древлеправославной Церкви произошло не так много событий, как в РПСЦ по причине ее совершенной закрытости от внешнего мира и малочисленности.
Например, решил съездить к владыке Савину, обсудить ряд вопросов как делегат от нашей казачьей общины. Ехать от Сызрани, где я в гостях, не так и близко – 3 часа. Меня в епископии вначале не хотели принять, владыка вроде уехал. Даже чаю не предложили. Потом все же нехотя впустили, я вкратце написал владыке суть своей поездки, оставил передать ему бумагу. Там было 3 старухи, больных на всю голову, и инокиня. За всё время, что я там находился, даже не напоили чаем. Весь день, что я провел в поездках, пробыл голодным. Телефон владыки дать наотрез отказались, дескать всякие будут звонить. Это я то всякий??? В такую даль только зря проездил. Куда поехал епископ – тоже отказались сообщить, прям тайна великая. Епископ всегда должен быть на связи, чай не просто так к нему едут в такую даль! Крайне разочарованный я уехал назад в Сызрань. Никогда больше не поеду в Самару к епископу, чтобы еще так встретили... Неприятно, просто неприятно. Могли бы и телефон дать. Белокриницкое духовенство и то более открытое для людей, и их епископат в том числе. И путников, даже иноверцев точно накормят, знаю по личному опыту...
Я приехал, был день ясный и знойный. В храм попросил открыть мне помолиться, свечу поставить – мне отказали наотрез. В самом начале получасовой беседы я изложил им кто я, откуда, с какой целью приехал и кто мой духовный отец, и знаете, что за вопрос мне задали, когда я собрался уходить? Старообрядец я или нет? Мне смеяться или плакать – не знаю. Полчаса распинался перед ними – и без толку. Мой спутник, белокриницкий христианин,но мирской тоже заметил это.
В РДЦ есть нечто, что заставляет задуматься об истинности этой церковной организации и ее праведности.
Сама история основания РДЦ крайне запутанна и противоречива, но уже одно то, что вот уже на протяжении нескольких десятилетий высшая власть в этой церковной старообрядческой ветви сосредоточена в одном клане, в одной семье КАЛИНИНЫХ, даже патриарха (архиепископа) «избирают» только из этой семьи и без его согласия ничего не делается - говорит о глубоком духовном повреждении в этой организации, епископат которой длительное время не признавал ВЕСЬ церковный народ беглопоповской старообрядческой ветви и обличал самозванство новоявленного «калининского» епископата.
См. Рябцев А. Ю. «О так называемой «Русской Древлеправославной Церкви» (К вопросу о законности иерархии, происходящей от семьи Калининых)». Доклад Освященному Собору РПСЦ
Есть еще один немаловажный фактор: а как быть с Уставом религиозной общины, на основании которого она регистрируется в органах юстиции? Когда я собрал людей, собрал их данные для регистрации, оставалось только посмотреть им всем Устав общины, то я полгода от иерея Александра Филиппских, племянника патриарха РДЦ Александра (Калинина Авдея Диомидовича) не мог добиться этого Устава. Епископ Нижневолжский Савин подтвердил, что Устав должен дать нам иерей Александр. Я лично по телефону с час проговорил с епископом, обговорил все вопросы.
Совершенно напрасно на меня осенью написал на форуме
http://goo.gl/l2mcu8 иерей Александр, что я требовал только свою версию Устава, причем на повышенном тоне.
Я просто просил показать людям Устав общины, на основании которого регистрируется община. Если Устав общины - то община и должна его знать досконально.
Устав общины белокриницкой Церкви РПСЦ- полная калька с Устава общины РПЦ МП 1988г., когда была принята новая редакция этого Устава, а именно пункт об имуществе общины. Если раньше община была собственником своего имущества, что, впрочем-то, логично - то в новой редакции уже епархия (причем только лишь Центр в Москве) является собственником имущества членов общины... то бишь того помещения, что люди восстановили или выстроили на свои пожертвования для молитвы, всего того, что люди принесли для благоукрашения молитвенного помещения, икон, ну и земли соответственно.
У австрийцев РПСЦ я лично видел в Уставе общины эти изменения, когда мне председательница по моей личной просьбе дала мне копию Устава, на основании которого сумел я указать членам общины на нарушения попа N…. с Калача на Дону и сменить священника для общины.
Устав я просил от иерея Александра для того, чтобы те люди, которые согласились быть общиной РДЦ сами, своими глазами убедились, что в Уставе нет того подводного камня в виде прав собственника имущества общины, что не Центральное религиозное руководство будет собственником их имущества - но они сами с нуля создав храм, смогут быть и юридически собственниками своего общинного имущества.
Я не хочу думать плохо про РДЦ, но эти увиливания от выдачи Устава сказались негативно на доверии людей к любой теперь уже церкви. Я людям доложил о всем этом, община распалась и больше не доверяет ни одному официальному дозволенному исповеданию.
Как председатель, я находился на завершающей стадии собирания общины РДЦ, полгода просил Устав от благочинного иерея Александра Филиппских, в ответ получал невнятные отговорки и очередной отказ. Люди стали нервничать, задавать мне неудобные вопросы. Вышестоящему начальству по иерархии не пойдешь жаловаться на подобное поведение иерея, так как он - племянник патриарха РДЦ и благочинный по всему Кавказу и Дону (на год-два всего старше меня - и уже благочинный. За какие такие заслуги???). Тут даже епископ Савин ничего не сможет сделать при марионеточном епископате и клановости священства. Не подумайте, что я в укор это пишу, просто мы с людьми убедились, что лучше нам быть внеконфессиональными христианами, чем покорными овцами, которые слепо заглядывают в рот батюшки и жадно ловят каждое его слово.
Эпилог
Подводя итог этого краткого очерка о своих наблюдениях только 3-х летнего периода моего пребывания в старообрядчестве хочется отметить, что я нисколько не жалею о времени, проведенном там. Лучший способ познать что-либо - это пройти через это, что и испытал я на своем примере. Я не жалею об оставленном там своем здоровье - это тоже часть моей жизни на пути познания истины. Мне многое дало знакомство с этим миром, стал лучше понимать жизнь. Конечно, подлинного понимания христианства здесь нет и в помине, лишь слепое следование традициям, возводя их уже в степень догмата, но и это дает мне неоценимый опыт на моем пути.
В старообрядчестве - богоотступников могут поставить в священники, епископы, митрополиты - и все будет спокойно, ибо это поощряется государством через спецслужбы. Любая потенциальная независимость-это потенциальная угроза режиму, чего и боятся люди, устроившие теперешний антинародный режим, режим геноцида по отношению к собственному народу!
Вот чего боятся все официальные духовные лидеры, боятся репрессий, боятся лишения привычного комфорта, если не пойдут на поводу у различных политических режимов, даже и антихристианских, забыв слова Христа не подклоняться в одно ярмо с неверными и не участвовать в делах тьмы!
27 июня 2012 г.
05 сентября 2013 г.
Иван Анатольевич