Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
100 лет назад... Бей москалей, спасай Буковину
Дата:  16/09/2014 —  Тема:  Личное мнение
Рассказ старообрядческого митрополита Белокриницкого Макария (Лобова) о пребывании в австрийском плену. Беседа с корреспондентом газеты «Биржевые ведомости, 1915 год.

Белокриницкий митрополит Макарий о своих мытарствах в Буковине

Вчера в 9 час. утра прибыл в Петроград старообрядческий митрополит Макарий. Владыка в начале поста вынужден был уехать из Буковины вследствие жестокого гонения на него и преследований со стороны австрийских властей.
По выезде из Буковины владыка 3 дня пробыл в Киеве, а затем около четырех недель жил в Москве. Петроград митрополит Макарий решил посетить благодаря настойчивым просьбам здешних старообрядцев, пожелавших видеть владыку.

Митрополит остановился у местного старообрядческого епископа владыки Геронтия на Громовском кладбище.

Чувствует митрополит в настоящее время себя плохо, его здоровье значительно ослабело после перенесенных потрясений и страданий, нравственных и физических. Он осунулся, похудел, лицо у него измученное, глаза скорбные.
Когда я приехал на Громовское кладбище, владыка спал, утомившись после дороги. Епископ Геронтий мне сказал, что владыка, прибыв с вокзала, осмотрел храм и, поговорив очень недолго, отправился почивать, чувствует себя нездоровым, слабым и уставшим. Но во время нашей беседы владыка проснулся и вышел ко мне.

О своих мытарствах в Буковине он рассказал следующее.

Село, в котором он жил, Белая Криница, два раза переходило из рук в руки. Когда русские продвинулись к реке Середе, протекающей в семи верстах от Криницы, под гром наших орудий австрийцы стали производить обыски у старообрядцев, живущих в Белой Кринице и соседних селах. Обыск был также сделан и у митрополита Макария.

5 октября (1914 года. – В.Б.) его арестовали и под усиленным конвоем направили в город Радоуц.

Митрополит приехал туда к вечеру. На ночь его поместили в австрийские казармы. Ему велели ложиться спать на полу на грязной соломе, рядом с ним улеглись два вахмистра, а у окна был поставлен часовой.

Наутро владыку повели на допрос к коменданту города. Митрополита обвиняли в том, что он якобы скрывал на монастырской колокольне русских, преимущественно казаков, и в подстрекательстве старообрядцев против австрийцев.

Комендант обошелся с митрополитом весьма грубо, кричал на него, топал ногами и грозил непрестанно:

– Сейчас вас расстреляю!.. Старообрядцев всех вырежу!... Белую Криницу да и другие старообрядческие села сожгу!..

После допроса владыку, опять-таки под усиленным конвоем, привезли в какой-то пустой, сырой, холодный дом и заперли в нетопленой комнате, поставив у дверей стражу. Здесь продержали его трое суток, причем владыка питался только черствым хлебом, переданным ему одним старообрядцем.

На четвертый день владыке объявили:

– Будет второй допрос… Собирайтесь немедленно…

Солдаты его грубо вывели на улицу, велели сесть на простую телегу, привезли на казарменный двор и оставили под открытым небом на телеге на несколько часов. Эти часы владыке особенно памятны.

Его окружила толпа австрийцев, солдат и всякой голытьбы, среди которой находились и мужчины, и женщины, и дети. Толпа всячески издевалась над митрополитом. Владыке плевали в лицо, замахивались на него палками и кнутовищами и дико вопили:

– Иуда!.. Предатель!.. Фарисей!..

После вторичного допроса комендант заявил:

– Ну, теперь мы москалей побили, а потому даю вам свободу…

Митрополит Макарий был отпущен, но в покое его не оставили. В монастыре постоянно производились обыски австрийцами. Солдаты врывались в монастырь толпой с дикими криками:

– Где москали?.. Подайте нам москалей!..

Москалей искали всюду: и в покоях у владыки, и в келиях, и в монастырских церквах, и на колокольне.

Монахов толкали, владыке говорили грубости и, потрясая оружием, вопили:

– Где москали? Где москали?

Австрийские власти митрополита Макария подозревали не только в укрывательстве русских. На него взводили еще целый ряд всяческих обвинений, часто удивительно нелепых. Например, говорили, что он по ночам сигнализирует русским фонарем с колокольни…

Перед вторичным отступлением русских из Буковины черновицкий губернатор Евреинов посоветовал митрополиту Макарию оставить Буковину и предложил ехать в Россию вместе с ним.

Владыка принял этот совет и уехал.

В Петрограде он пробудет несколько дней, а отсюда отправляется обратно в Москву, где предполагает остаться до конца войны.

– Впрочем, быть может, уеду и раньше, – сказал он в заключение. – Когда австрийцев подальше загонят.

В. Унковский

Биржевые ведомости. Вечерний вып. 1915. №14727 от 14 марта. С. 4.

http://goo.gl/6FNwPr


Комментарий на форуме «Староверы»:

Все забыли о лагерях смерти "Талергоф" и "Терезин" где мучили тысячи галичан, которые не хотели становится "украинцами" - "нации" созданной австрийцами и поляками что бы противопоставить их русским. Геноцид русского населения на Галичине и в Буковине, как раз был в самом пике во времена владыки Макария.
Русич

http://goo.gl/9cHSDf


https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1084