Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Юрий Лоскутов: «Кризис старообрядческого Интернета»
Дата:  17/10/2014 —  Тема:  Личное мнение
Вышел седьмой номер "Сибирского старообрядца" с моей новой публикацией "Кризис старообрядческого Интернета".

Прошло уже более года со времени подготовки статьи «Добро пожаловать в мир информационных войн!», посвященной старообрядческому сектору Интернета и опубликованной в шестом номере «Сибирского старообрядца». В той статье были приведены интернет-адреса многих староверческих сайтов, существующих и поныне, поэтому повторяться я особо не буду – настоящая публикация дополняет предыдущую, но не заменяет ее.
Что изменилось в старообрядческом Интернете за указанное время? Наступил кризис. Старообрядческий сектор Интернета постепенно увядает. Однако на первый взгляд это может быть и не очень заметно. Так, кризис не затронул деятельность православных старообрядцев в социальных сетях. Там сегодня процветает весьма интересная инициатива барнаульского предпринимателя и храмоздателя Александра Холмогорова – две группы «Алтай. Здоровье. Староверы» (https://www.facebook.com/groups/pravilovere/ и https://vk.com/pravilovere), где ежедневно появляется информация по истории древлеправославия, здоровому образу жизни, методам народной медицины. Кроме того, там публикуются фотографии величественной алтайской природы, а также замечательные произведения поэтов-старообрядцев.

Представляют интерес новые группы: «Журнал "Вестник старообрядческого Подолья"» (https://vk.com/club75655863) и «Журнал "Старообрядческая молодость"» (https://vk.com/starmolodost), где содержатся электронные архивы этих журналов, издающихся украинскими староверами по благословению архиепископа Савватия. А количество участников давно существующей группы «Старообрядчество» (https://vk.com/staroobr) перевалило за четыре тысячи, что является очень хорошим показателем ее успеха.

Удалось избежать кризиса и старообрядческому сегменту «Живого Журнала». (Список блоггеров – членов РПсЦ приведен здесь: http://yuri-loskutov.livejournal.com/192714.html). По-прежнему активны коллективный анонимный блог Олдбеливер'с (http://oldbelievers.wordpress.com/) и ставший менее анонимным (что можно только приветствовать) портал «Современное древлеправославие» (http://staroobrad.ru/). Сайт Молодежного отдела РПсЦ сейчас располагается по новому адресу (http://starove.ru/) и регулярно радует нас свежими материалами. Официальный ресурс РПсЦ (http://rpsc.ru/) улучшил свой дизайн и успешно продолжает публиковать всё то, что полагается размещать официальному церковному сайту.

Но на этом наш церковный интернет-позитив, по сути, и заканчивается.

Многие древлеправославные ресурсы стали заметно реже публиковать новую информацию, а некоторые прекратили обновляться вообще или просто исчезли. Причем адекватной замены этим потерям так и не возникло.

Произошла интеллектуальная деградация старообрядческих форумов. Они полностью утратили присущую им ранее просветительскую функцию, на них больше не возникают полноценные «мозговые штурмы». Когда-то с помощью старообрядческих форумов люди приходили в нашу Церковь, а сегодня на подобных ресурсах нет почти ничего, кроме обывательского пустословия.

Многолетний лидер старообрядческого Интернета – портал «Самарское староверие» (http://samstar.ucoz.ru/) утерял свой статус наиболее информативного старообрядческого ресурса. Сейчас его активность «еле теплится». Видимо, личный энтузиазм хозяйки этого сайта Ирины Будкиной стал иссякать – через некоторое время после ее ухода из РПсЦ к «неопасхалистам»...

Особого рассмотрения заслуживает пропагандистский сайт «Русская вера» (http://ruvera.ru/), который из вполне заурядного ресурса (даже не упомянутого в моей предыдущей статье) всего за год «раскрутился» так, что оттеснил «Самарское староверие» и стал в старообрядческом Интернете самым обширным источником материалов, в том числе и наших церковных новостей. Название указанного сайта обозначает странную, мифическую сущность – некую «русскую веру», которой никогда не было, нет и не может быть. Ведь сайт «Русская вера» освещает жизнь сразу нескольких старообрядческих согласий, традиционно считающих друг друга еретиками, и потому какой-либо единой религиозной веры не имеющих. «Русская вера» вообще специализируется на пропаганде различных исторических мифов (в основном – либерального толка), среди которых особо выделяется «новая хронология» Фоменко и Носовского. В августе 2012 г. (т.е. уже после анафематствования фоменковщины Освященным Собором РПсЦ) на «Русской вере» появился специальный раздел (http://ruvera.ru/researche), пропагандирующий «новую хронологию» и существующий там до сих пор, вопреки неоднократным протестам древлеправославных христиан, не принадлежащих к команде «Русской веры». Члены РПсЦ из редакции этого сайта попустительствуют фоменковщине совершенно сознательно, но, несмотря на это, с «Русской верой» активно сотрудничают многие миряне и клирики нашей Церкви, что объясняется значительной степенью мировоззренческого беспорядка, к сожалению, присутствующей сегодня в РПсЦ. Сайт «Русская вера» – это духовная «фомка», которой взламывают нашу Церковь. И небезуспешно. Если РПсЦ в лице ряда своих попов и мирян спокойно «проглатывает» фоменковщину, несмотря на соборную анафему, то нас можно с легкостью «прогнуть» по любому вероисповедному вопросу – даже вопреки нашим Соборам. А что «Русская вера» предложит нам завтра? Неопасхализм? Унию с никонианами? Отказ от Христа? Скоро наша неразборчивость, вероятно, дойдет до того, что мы будем присылать наши церковные новости на портал к каким-нибудь сатанистам – лишь бы публиковали. Вот так нас и заводят на информационном аркане в еретическое стойло ...

Не следует забывать, что в современном мире информация – это одна из основных составляющих власти. Для того, чтобы РПсЦ не потеряла власть над самой собой, наша церковная информация должна быть под нашим собственным контролем. А под чьим же контролем находится «Русская вера»? Редакция этого сайта заявляет, что он существует «на пожертвования и по инициативе небезразличных людей», но имена этих людей не разглашаются. Впрочем, по некоторым косвенным признакам можно предположить, что финансирование «Русской веры» осуществляется кругами, близкими к РПЦ МП и Ватикану. Таким образом, те члены РПсЦ, которые сотрудничают с «Русской верой», активно впряглись в чужое ярмо. Если раньше у нас были «софринскими» лишь подсвечники да паникадила, то теперь мы уже получили «софринскую» информационную сферу? Мы – интеллектуальные инвалиды, не могущие себя информационно обслужить? Прилично ли Вселенской Церкви уступать свое информационное поле каким-то еретичествующим мифотворцам? Кто же будет фактически определять жизнь РПсЦ – ее члены на Освященных Соборах или некие анонимные «небезразличные люди»?

Благодаря «Русской вере», мы сегодня находимся в уникальной ситуации: псевдостарообрядческий сайт стал лидером старообрядческого Интернета – и это выступает еще одной стороной кризиса последнего.

Виртуальный образ нашей Церкви постепенно тускнеет и становится всё более далеким от ее реального образа. Для того, чтобы преодолеть эту тенденцию, Русской Православной старообрядческой Церкви стоило бы укрепить свою информационную самостоятельность и активизировать православную проповедь в Сети.

15 октября 2014
yuri_loskutov

http://goo.gl/hh9SEf


https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1098