Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Не партия, а общественное движение
Дата:  15/02/2015 —  Тема:  Личное мнение
Мнение участника

Круглый стол был собран в районном военно-морском патриотическом клубе, который организовали два брата, бывших ранее военными моряками, потомственные старообрядцы-поповцы из города Вилково Одесской области.
 
Инициатором встречи выступил председатель Совета РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия», заместитель председателя Общественной палаты Бурятии Сергея Петрова (РПСЦ).
Он предложил создать старообрядческую политическую партию, которая бы смогла, по его словам, «защищать интересы старообрядчества». Сергей Петров сообщил, что у них в регионе, в республике Бурятия, русские представлены преимущественно старообрядцами-семейскими, имеют статус национально-культурной автономии, и поэтому, если создать старообрядческую политическую партию, то она бы могла иметь хорошие перспективы на выборах у них в Бурятии.

При этом партию, которая была необходима Сергею Петрову для реализации его личных политических амбиций, должны были, по его замыслу, создавать старообрядцы, проживающие в центральной России.

Практически всех участников круглого стола отношение к этой инициативе было отрицательное.

Алексей Безгодов сделал короткий доклад, в котором напомнил об опыте избрания в начале XX века старообрядцев в Государственную Думу, когда в Думах разного созыва было несколько делегатов-сторообрядцев. Их число было невелико, всего несколько  человек, хотя в начале XX века слова о многомиллионном старообрядчестве не были риторическим преувеличением. На деле большинство избирателей-старообрядцев не голосовало за кандидатов-старообрядцев, а предпочитали голосовать за кандидатов от политических партий. Немногочисленные делегаты-старообрядцы в Думе влиять на принятие законов не могли. Действовала думская старообрядческая комиссия, однако большинство её законопроектов отклонялось Думой. В целом, по мнению А.Безгодова, дореволюционный опыт участия старообрядцев в парламентской деятельности нельзя признать удачным.

После этого участники встречи высказали мнения по поводу того, какие трудности возникнут при попытках создать старообрядческую политическую партию в современных условиях. Это и крайне малое количество активистов, которым придётся отвлекаться от религиозной деятельности тратить свои силы на безнадёжную задачу – при отсутствии средств, людей, и широкой электоральной базы в большинстве регионов заниматься партийным строительством.

При этомпридётся действовать на непривычном политическом поле, где мало шансов на успех, так как нравы мира политики очень далеки от христианских.

В результате этого в лучшем случае может появиться карликовая партия, заведомо не способная преодолеть проходной барьер в Думу, который составляет 5%.

Кроме того, есть обстоятельство, которое полностью снимает этот вопрос с повестки дня – согласно п.3 статьи 9 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" «не допускается создание политических партий по признакам <...> религиозной принадлежности».

Большинство участников встречи предложило создавать не политическую партию, а общественное старообрядческое движение на правах некоммерческого общественного объединения, которое будет представлять интересы старообрядческой общественности, то есть тех старообрядцев, которые поддержат это движение.

Задачи движения – историко-культурные, гражданские инициативы граждан старообрядческого исповедания, поэтому оно в принципе не может подменять официальные церковные структуры старообрядческих согласий, так как имеет другие задачи, другую область деятельности.

Одной из причин создания такого старообрядческого движения  стало то печальное обстоятельство, что, по словам представителей как РПСЦ - поповцев, так и ДПЦ - беспоповцев, внутри согласий наблюдается схожая картина – инициатива мирян давится на корню, официальные представители старообрядческих конфессий в своих выступлениях и контактах с властями стараются избегать проблемных вопросов и зачастую глухи к тому, что по-настоящему волнует их паству.

Каковы перспективы этого движения? Пока сказать трудно. На сегодняшний день мы имеем только декларацию о намерениях. Дальнейшее развитие событий покажет, что из этого выйдет, и выйдет ли что-нибудь вообще. Если общественное старообрядческое движение и будет существовать и развиваться, то только реализуя конкретные дела и проекты. Поживем – увидим.

Алексей Шишкин
12 февраля 2015


https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1147