Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Митрополит Корнилий на отпевании писателя Валентина Распутина
Дата:  09/04/2015 —  Тема:  Общественно-политический взгляд
О жизни и смерти Валентина Распутина

14 марта 2015 года в Москве на 77 году после тяжелой продолжительной болезни скончался известный русский писатель Валентин Распутин.

Валентин Григорьевич Распутин был представителем так называемой деревенской прозы, публицистом, общественным деятелем, удостоенным многих государственных наград и литературных премий.
См. ниже: «Отклики староверов на визит митрополита Корнилия»

Его наиболее известные произведения "Деньги для Марии", "Последний срок", "Уроки французского", "Живи и помни", "Прощание с Матёрой», "Пожар" были написаны в 1967 – 1985 годах, последняя книга «Дочь Ивана, мать Ивана» издана в 2004 году.

В своих литературных произведениях В.Распутин поднимал серьёзные нравственные и исторические проблемы, вызванные индустриализацией России, разрушением старой русской деревни, переселением сельских жителей в города, изменением векового уклада жизни и нравственных ценностей.

Надо сказать, что поднятые В.Распутиным вопросы до сих пор не утратили своей актуальности.

В.Распутин было не только писателем, но и публицистом, им было  написано большое количество статей на актуальные темы.

Валентин Распутин был видным представителем так называемой «русской партии», неофициального общественно-политического движения в защиту русского народа, объединившего в конце 70-х, начале 80-х годов XX века писателей, художников, учёных.

Публицист Егор Холмогоров так сформулировал историческое значение Валентина Распутина и других писателей-деревенщиков: «В форме литературного процесса началась в 1960–1970-е и продолжается до сего дня национально-освободительная борьба русского народа против всевозможных метастазов «ленинской национальной политики», превратившей русский народ, его территорию, его хозяйство, его культуру в резервуар для питания враждебных русским государств.

Писателям-деревенщикам выпала куда большая честь, чем просто переоткрыть русскую культуру. Они своим словом остановили фактический геноцид русского этноса. <…> Благодаря им с какого-то момента «партия и правительство» начали обращать внимание на Нечерноземье. Хотя от вложений особого проку не было, по крайней мере, притормозилось разрушение русской среды.»1.

В 1989—1990 годах Валентин Распутин — народный депутат СССР, в 1990—1991 — член Президентского совета СССР при М. С. Горбачёве.

Валентин Распутин принимал активное участие в борьбе против проекта поворота сибирских рек в Среднюю Азию, против начавшейся в эпоху перестройки пропаганды наживы, безнравственности, русофобии.

В последние годы жизни В.Распутин отошёл от общественной деятельности, не встречался  с читателями, вёл замкнутый образ жизни. Это было отчасти связанно с трагической гибелью в 2006 году в авиакатастрофе его дочери Марии, музыканта-органиста, и со смертью в 2012 году жены писателя, Светланы Ивановны Распутиной.

В своих последних высказываниях на общественно-политические темы  В.Распутин поддерживал коммунистов, выступал против разоблачителей культа личности Сталина, в поддержку уголовного наказания Pussy Riot и за присоединение Крыма к России2.

Писатель Александр Проханов высказал интересные мысли о причинах мировоззренческого кризиса Валентина Распутина в последние годы: «Все, кто говорят сегодня о творчестве ушедшего от нас Валентина Григорьевича Распутина, мне кажется, молчат о том, что составляло одновременно и стержень, и главную трагедию его судьбы.<…>
Распутин в своем творчестве очень остро и страстно поставил русский вопрос как проблему русского народа, измученного своим государством. Народа, который израсходовал себя в строительстве этого государства, — в том числе и, особенно, за советский период, когда проходили коллективизация с индустриализацией, потом была грандиозная по потерям и разрушениям Великая Отечественная война, потом послевоенное восстановление страны и строительство "мировой системы социализма".<…>

Его дуализм, его внутренняя диалектика были связаны с тем, что, с одной стороны, он описывал изнуренный, изрубленный, измученный государством народ, понимая — с другой стороны — что без этого государства этому народу не быть. <…> Его погубят, его растворят, его завоюют, его вышвырнут за пределы коренной России, его уменьшат в десять раз.<…>

Распутин не был антисоветчиком, он не был антигосударственником-нигилистом.<…> По существу, явление Распутина — это явление литературного восстания русского народа с требованием не отмены царства как такового, а с требованием "доброго царя".

Но оно привело к приходу в государственную власть лютых антигосударственников, по отношению к русскому народу в тысячу раз более жестоких, чем советские генсеки и министры. И вот для этих, оказавшихся у власти персонажей, русские сразу же стали врагами, подлежащими унижению и уничтожению: мол, "русский фашизм хуже немецкого".<…>

Эта двойственность определяла внутреннюю трагедию, которая жила в Распутине до его последних дней. Эта двойственность до сих пор не имеет решения. Поставленный Распутиным вопрос завещан последующим поколениям русских писателей, философов, духовидцев.<…>

На мой взгляд, многолетнее "молчание" Распутина объяснялось тем, что поставленный им вопрос не нашел позитивного решения. И он ощущал свою долю ответственности за то, что происходило с нашей страной за последнюю четверть века и что продолжает происходить с ней и сегодня»3.


Валентин Распутин и РПЦ

Валентин Распутин, как и многие другие русские писатели-почвенники, воспитанные в советское время, были далеки от церкви. В то же время его произведения во многом проникнуты тем христианским духом, который продолжал жить в лучших представителях русского народа даже после его внешнего отхода от церкви.

По воспоминаниям поэтессы и прозаика Олеси Николаевой, в писательской среде «говорили, что привести Распутина к церкви – задача не из легких»4.

При этом В.Распутин, как и многие русские писатели-«деревенщики», считал, что Русская Православная Церковь является духовно-нравственной опорой русского народа. Он писал: «У русского человека не остается больше другой опоры, возле которой он мог бы укрепиться духом и очиститься от скверны, кроме Православия. Все остальное у него отняли или он промотал. Не дай Бог сдать это последнее»5.

Однако с возрастом, после трагической гибели дочери и смерти жены, по-видимому, у писателя появилась потребность в личном общении с Богом. Во время съемки документального фильма «Во глубине Сибири» Валентин Распутин сидит в своём кабинете на фоне икон. Как вспоминает Олеся Николаева, «однажды, по чьей-то просьбе, я ему позвонила и пригласила на встречу писателей с главой Издательского Отдела митрополитом Климентом. Но он отказался, потому что именно в этот день к нему приезжал его духовник, чтобы совершить таинство соборования. Мне было радостно это услышать»6.

«Валентин Григорьевич Распутин являлся членом Патриаршего совета по культуре, участвовал в работе Всемирного русского народного собора, Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, в 2010 году стал лауреатом премии Международного фонда единства православных народов за выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов, за утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества»7.


Валентин Распутин и старообрядчество
 
В своей публицистике, размышляя о судьбах русского народа, Валентин Распутин обращался и к теме старообрядчества. Выдержки его высказываний о церковном расколе и старообрядцах из книги «Смысл давнего прошлого», изданной в Иркутске в 1993 году, размещены  на официальном сайте Митрополии РПСЦ.

В своём отношении к старообрядчеству Валентин Распутин не оригинален. Восхищаясь старообрядчеством как этнографической группой, сохраняющей традиционные русские обычаи, нравы и устои, он писал: «Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то, в первую очередь, что на добрых три столетия оно продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах, песне, характере, устоях и лице. Эта служба быть может не меньше, чем защита отечества на поле брани». В то же время он не видел в старообрядчестве  религиозной  правды, писал, что «не стоит идеализировать раскол»8.

Стоит сказать и о том, что дочь писателя, Мария, во время учебы в консерватории защищала дипломную работу на тему: «Проблема изучения и прочтения знаменной нотации в трудах отечественных и зарубежных исследователей: опыт систематизации»9, то есть профессионально изучала древнерусский знаменный распев. Однако никакого интереса к старообрядчеству у неё не появилось. Она была усердной прихожанкой московского Сретенского монастыря РПЦ, певчей народного хора, там исповедовалась и причащалась.

То есть, хотя Валентин Распутин и его дочь приблизились к древлеправославию и древнерусской церковной традиции, однако ими не заинтересовались.


Прощание с Валентином Распутиным в храме Христа Спасителя

17 марта 2015 года гроб с телом Валентина Распутина был выставлен для прощания в московском храме Христа Спасителя, главном соборе РПЦ.

Почему именно здесь? Ведь Валентин Распутин, хотя лично в последние годы жизни и начал вести церковную жизнь, всё-таки большую часть жизни был советским и светским писателем. Логично было бы выставить гроб с его телом для прощания, например, в здании Союза писателей, в деятельности которого В.Распутин принимал самое активное участие, а потом уж отпеть в храме.

Да и участие в отпевании самого патриарха Кирилла приводит к мысли, что, при всём его уважении к усопшему писателю, с которым патриарх был лично знаком, здесь имели место и соображения церковной политики.

Можно предположить, что Московская Патриархия таким погребением хотела продемонстрировать свою связь с русским национальным, патриотическим движением, символом которого являлся В.Распутин. Необходимость в такой демонстрации ощущалась особенно остро после того разочарования, которое вызвала у властей и народа России невнятная позиция патриарха Кирилла в украинском кризисе.


С писателем прощались сравнительно немного людей

Обращало на себя внимание то обстоятельство, что людей, приходивших попрощаться с Валентином Распутиным, было сравнительно немного, у гроба можно было стать свободно. Люди шли весь день, однако их было гораздо меньше, чем на траурном митинге после убийства либерального политика Бориса Немцова.

Это произошло потому, что в течение двадцати последних лет русские писатели-патриоты, которые ещё в начале перестройки были несомненными властителями дум, лишались доступа к СМИ, сознательно оттеснялись на обочину общественной жизни стремящимися к идейной монополии либералами.

Сегодня о Валентине Распутине помнят в первую очередь его первые благодарные читатели, то есть представители старшего поколения.


Прощание с писателем Президента России

17 марта 2015 года с усопшим писателем попрощался Президент России Владимир Путин.

По сообщению ТАСС, «в знак почтения и скорби глава государства возложил цветы к гробу писателя, постоял рядом некоторое время. Глава государства выразил соболезнования и кратко пообщался с родственниками писателя. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, Путин искренне переживает смерть писателя, поскольку был хорошо с ним знаком. "Президент является поклонником творческого таланта Валентина Распутина и будет всегда помнить глубокие продолжительные беседы с ним", — отметил Песков.

Два года назад, вручая писателю государственную премию за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности, Путин подчеркнул, что "романы и повести Валентина Григорьевича Распутина — настоящее откровение о характере русского народа". "В своем творчестве он всегда поднимается до мировоззренческих вершин, возвращает истинный смысл таким понятиям, как Родина, память, совесть, милосердие, патриотизм", — сказал Путин. Он добавил, что судьбы героев Распутина поражают»10.

Обращает внимание на себя то обстоятельство, что Президент прощался с преставившимся писателем в частном порядке и не присутствовал на церковном отпевании, состоявшемся на следующий день.

Существует предположение, что это вызвано теми разногласиями, которые, возможно, выявились в ходе украинского кризиса между Патриархом и Президентом.

Вполне возможно так же, что никакой подоплеки тут не было, а Президент не смог присутствовать на отпевании писателя просто в связи с занятостью.

Во всяком случае, прощание Президента с Валентином Распутиным в частном порядке полностью соответствует конституционному принципу отделения церкви от государства.


Отпевание Валентина Распутина в Храме Христа Спасителя

Как сообщила пресс-служба Московской Патриархии, «18 марта 2015 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил отпевание писателя Валентина Григорьевича Распутина, скончавшегося 14 марта.

Перед началом чина отпевания Святейший Патриарх Кирилл произнес слово, посвященное памяти В.Г. Распутина.

За богослужением Его Святейшеству сослужили: митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Синодального миссионерского отдела; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; духовенство г. Москвы.

В храме присутствовали министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский, губернатор Иркутской области С.В. Ерощенко, советник Президента РФ по культуре В.И. Толстой, помощник Президента РФ И.Е. Левитин, руководитель Департамента культуры г. Москвы А.В. Кибовский, председатель Союза писателей России, заместитель главы Всемирного русского народного собора В.Н. Ганичев, президент Международного фонда единства православных народов В.А. Алексеев, члены Патриаршего совета по культуре, Союза писателей России, представители творческой интеллигенции, родственники В.Г. Распутина.

Песнопения чина отпевания исполнил хор Храма Христа Спасителя под управлением В.П. Ануфриева.

Заупокойное богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз»»11.


Проповедь патриарха Кирилла на отпевании

Перед началом чина отпевания патриарх Кирилл произнес слово, посвященное памяти Валентина Распутина.

Несомненно, эта проповедь в первую очередь была обращена не к тем, кто присутствовал в храме на отпевании, а ко внешнему миру, поскольку наиболее важные моменты выступления патриарха Кирилла демонстрировались по телевидению. Возможно поэтому она была больше похожа на выступление на гражданских панихидах, произносимые по случаю смерти писателей их собратьями по литературе, чем на церковную проповедь в храме.

В своём выступлении патриарх назвал преставившегося Валентина Распутина «великим писателем земли Русской», долго рассуждал о том, на основании чего можно называть писателя великим, говорил о пользе чтения хорошей художественной литературы. «Художественная литература становится великой тогда, когда она поднимает человеческий дух, когда она приближает человека к высшим ценностям, когда она вводит личность в соприкосновение с этими ценностями. <…> Еще одно слово имеет тот же самый корень, что и культура: культ, богослужение, в широком смысле — религиозная жизнь. У религии то же целеполагание — возвышать человеческую душу, поднимать ее над землей, открывать перед духовным взором человека перспективу вечности, помогать ему обрести такую стратегию жизни, которая уходит в вечность, преодолевая всяческие препятствия, произрастающие от нашего повседневного бытия. В этом смысле между подлинной религией и подлинной культурой не может быть никаких противоречий, потому что их объединяет одно и то же целеполагание — возвышение человеческой личности. А конфликты начинаются тогда, когда либо религия становится псевдорелигией и силой, работающей не на возвышение человеческой личности, а на обслуживание чьих-то политических, идеологических и прочих человеческих интересов, либо когда культура перестает работать над возделыванием человеческой личности и разрушает ее. И как ужасно, что иногда люди не понимают того, что происходит на стыке антикультуры и религии или подлинной культуры и антирелигии.

<…>Валентин Григорьевич Распутин стал великим при жизни, потому что все его творчество пронизано этим стремлением помочь человеку обрести иное видение, поднять его над повседневностью.<…>

Да упокоит Господь душу новопреставленного раба Своего Валентина в небесных Своих обителях, и да сотворит вечную молитвенную о нем память в наших сердцах»12.

Хотя с этими мыслями можно согласиться, проповедь патриарха Кирилла во время погребения писателя Валентина Распутина оставляет впечатление какой-то недосказанности и смешения понятий. Погребение – лучший повод напомнить неверующим и нецерковным людям о посмертной участи человека, о невозможности спасения вне Церкви, однако об этом ничего не сказано. В речи патриарха, по-существу, «великая художественная литература, возвышающая дух человека» приравнивается к «подлинной религии, религиозной жизни». Да, действительно, лучшие книги великих русских писателей могут стать  и действительно для многих людей становились ступеньками к православной вере и церковной жизни. Хорошим примером этого стала жизнь самого Валентина Распутина.

Однако в проповеди патриарха приход самого писателя к вере не упоминается.

Вызывает недоумение то, что в ней не проведено чёткого различия между художественной литературой и Церковью, вне которой нет спасения. Без Церкви, церковной жизни, церковных таинств даже самая хорошая художественная литература не спасает.

Желая быть понятным для нецерковной аудитории, патриарх Кирилл не стал акцентировать на этом внимание, и в результате его проповедь может быть понята так, что религиозная жизнь – это разновидность культуры, и достаточно одной культуры для того, чтобы «возвышать человеческую душу».


Митрополит Корнилий на отпевании Валентина Распутина в Храме Христа Спасителя

Информационное агентство «РИА Новости» и интернет-портал «Россия и соотечественники» сообщили, что на отпевании Валентина Распутина в храме Христа Спасителя «присутствовал предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий»13.

На сайте Московской Патриархии среди официально приглашенных лиц митрополит Корнилий не упомянут, то есть он приехал, скорее всего, по собственной инициативе.

На официальном сайте РПСЦ  так же нет никакого упоминания о присутствии митрополита Корнилия на отпевании писателя В.Распутина в храме Христа Спасителя, что подтверждает предположение о неофициальном характере визита.

В интернете удалось найти две фотографии, на которых запечатлёно это событие.

Первая – на сайте Московской Патриархии, в подборке фотографий на тему «Отпевание писателя В.Г. Распутина»14. На ней митрополит Корнилий изображен на фоне присутствующих на отпевании граждан новообрядческого исповедания, одной рукой опирается на посох, в другой руке держит букет алых роз. Как обычно во время визитов на внешние общественные мероприятия, на нашем первосвятителе нет белого клобука, только монашеская шапка с крестом. К слову, на доступных в интернете фото видно, что первоиерарх РДЦ патриарх Александр на подобных мероприятиях бывает в белом клобуке.

На фото видно, что митрополит Корнилий стоит рядом с видным деятелем РПЦ архимандритом Тихоном (Шевкуновым), сзади виден Владимир Крупин, последний из живых писателей-деревенщиков, «никонианин», то есть убеждённый сторонник РПЦ.

Второе фото выставлено на «Независимом старообрядческом форуме»15. На нём м.Корнилий подходит к гробу В.Распутина, держа в руке тот же букет алых раз. Правой рукой он крестится, очевидно, перед тем, как поцеловать, в соответствии с чином погребения, венчик на лбу усопшего или крест в его руках. На заднем плане молодой человек в кафтане читает положенную на аналой богослужебную книгу, то есть в это время совершается заупокойное новообрядческое моление.


Гнетущее впечатление от этой новости

Первое непосредственное впечатление от этой новости очень тяжелое, угнетающее. Подобное впечатление оставляет библейская история о продаже Исавом своего первородства Иакову за чечевичную похлебку (Быт. 25:29-34).

Первоиерарх нашей Церкви, которая хранит неповреждённое православие, участвует в еретическом богослужении или, в лучшем случае, присутствует на нём ради дружества с никонианами и нецерковными чиновниками и деятелями культуры. При этом он вводит в соблазн православных христиан своей Церкви, своими действиями размывая границы между истиной и заблуждением, Церковью и миром.

Те христиане, которые отделились от РПСЦ в 2007 году, считая, что она вошла в экуменическое общение с никонианами, несомненно, ещё более утвердятся в убеждении, что они были правы.

Гораздо большее число христиан, которые остались в РПСЦ, но считают, что её руководство захвачено предателями, стремящимися к объединению с РПЦ. Они тоже увидят в случившемся подтверждение своей правоты.

В любом случае мира и взаимопонимания в РПСЦ этот поступок митрополита не прибавит.

Однако, кроме старообрядцев РПСЦ, существуют старообрядцы других согласий, например последователи РДЦ, с которыми РПСЦ ведёт переговоры о сближении, и беспоповцы. Они так же внимательно следят за странными поступками и высказываниями митрополита Корнилия, которые так же вызывают у них недоумения. Стремясь к сближению с никонианами, м.Корнилий отталкивает от нашей Церкви старообрядцев других согласий, делает невозможным примирение с ними.

«Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Матф.18:7).

Думал ли об этом митрополит Корнилий, отправляясь на отпевание с участием патриарха Кирилла в храм Христа Спасителя?


Отклики староверов на этот визит

На околостарообрядческом сайте «Русская вера» появилась статья без подписи о смерти Валентина Распутина, в которой, со ссылкой на РИА «Новости», сообщается о визите м.Корнилия на отпевание В.Распутина в храме Христа Спасителя. В статье приведены интересные сведения о жизни, творчестве и гражданской позиции Валентина Распутина, сам визит м.Корнилия никак не комментируется.

Общее впечатление от материала – посещение м. Корнилием отпевания великого русского писателя и гражданина вполне оправданно. Это вполне соответствует единоверческой идеологии сайта «Русская вера», в соответствии с которой разделение старообрядчества и никонианства вызваны не религиозными,  но историко-культурными причинами, о которых, по мнению редакции сайта, вполне можно забыть при гробе великого русского писателя-патриота.

На интернет-форуме «Староверы» появились критические отклики: 



«Митр. Корнилий опять был в ХХС.

И какая сила его влечёт в еретические капища?!

Или он пастырь, который не боится Бога, сказавшего: "Если соблазнит кто одного из малых сих, верующих в Меня..." (см.: Евангелие от Марка 9:42, Евангелие от Матфея 18:6)?
Тимофеич


Неужели не поняли: проститься с талантливым русским писателем. И что в этом соблазнительного?
Ищущий


Да Корнилий найдёт миллион предлогов, что бы нанести визит сергиянцам. Оченно уж он их любит.
Simeon


Простился бы он с телом Распутина или нет, тому/телу/ фиолетово, а нам, действительно, в очередной раз соблазн сотворил.

Вот наш поп, к примеру, только за присутствие на свадьбе внучки-никониянки одной бабке бааальшую епитимию вкатил! Во ревнитель, не то что некоторые!
Людмила


Правила запрещают молиться с еретиками, совместную трапезу.

Запрета присутствовать на прощании с еретиком в церковных правилах нет!

Валентин Распутин хорошо знал историю, понимал значение древлеправославия. Кроме того, глубоко переживал за состояние российского общества. Был чутким к чужой беде человеком.

О старой вере словами Распутина посмотрите на сайте "рувера", на сайте МСДУ. Очень проникновенные слова!

Придя проститься с Валентином Георгиевичем, Владыка Корнилий подал нам пример человеколюбия!

А в случае с бабушкой на свадьбе - участие в совместной трапезе. Совсем другой случай.
Елена Антошина


Написано: 
"На его отпевании в храме Христа Спасителя (РПЦ) сегодня, 18 марта, присутствует также предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий," глаза видят и не видят, уши слышат и не слышат...

Никогда не позволялось иерархам православным присутствовать на еретических службах.

Если вы хотите сказать, что он был на еретической службе в качестве наблюдателя, то найдите святоподобие, где написано, что можно иерарху находиться в таком месте в такое время.
Наталья Старикова


Ведь, присутствовать - это не молиться. Поэтому в Правилах и нет запретов.

Поступки христиан ограничивают Правила.

В каждом веке своя обстановка. Например, в XVIII в. древлеправославные хоронили еретиков - умерших от чумы. Это пример.

Если проявить равнодушие к человеку, который сочувствовал древлеправославным христианам - это будет жестоко, проявление гордыни.
Елена Антошина


Свято подобие где? Как вели себя отцы наши, так и мы должны поступать, а что они не творили, то и мы не должны творить. "Не передвигайте пределов древних положенных отцами вашими" (Ветхий завет). Не всё описывается правилами, но всё описывается святоподобием.

Елена Антошина пишет:

цитата:

Например, в XVIII в. древлеправославные хоронили еретиков - умерших от чумы. Это пример.

Хоронили - возможно, но не отпевали, и не участвовали в их отпевании. Святоподобие с отпеванием не найдёте ни за что.

Елена Антошина пишет:

цитата:

Если проявить равнодушие к человеку, который сочувствовал древлеправославным христианам - это будет жестоко, проявление гордыни.

Это ваши личные словеса, говорить то можно многое. А вот вы святоподобие найдите, пожалуйста, и это святоподобие всё расставит на свои места. Причём тут ваши личные эмоции.
Наталья Старикова


Евангельская притча о добром самаритяныне - пример того, как еретик оказался ближним.

Как мыслил, чувствовал и переживал за российский народ Валентин Распутин, как старался поддержать российские села - так далеко не все, крещенные в древлеправославии могут.

Так и наш Владыка не отпевал и в отпевании не участвовал. Он на нем присутствовал. Был с печальными печален - как нас и учит святой блаженный Августин (Древлеправославный старообрядческий календарь за 2009 г. под ред. вл. Зосимы, стр. 60).
Елена Антошина


Всякий должен оказывать милость, чтобы не получить большее осуждение, но где сказано что натуральные самаряне спасались.

Однако, вы не можете привести святоподобие, так и сознайтесь. Вам нужно найти примеры, показывающие, что наши отцы присутствовали на еретических отпеваниях, хотя бы даже в качестве печальных наблюдателей. Это и будет являться требуемым святоподобием. А ваш пример совсем не про то.

Если вы настаиваете, что пример с самарянином - в вашу пользу, то приведите соответствующее толкование, в котором бы древний святой отец, толкуя соответствующее место в Евангелии, сделал бы вывод подобный вашему: что надо до такой степени умилосердиться о еретиках, что даже православному иерарху присутствовать на их ложном священнодействии, если и не в качестве сослужителя, то хотя бы в качестве печального наблюдателя. Если вы спросите: " А почему это именно с нас требуют доказательства?" Отвечаю: именно вы утверждаете, что присутствие православного иерарха на еретическом отпевании - святоподобно, то есть БЫВАЛО раньше и, отнюдь, не завинялось (не ставилось в вину) Церковью. Вот именно это самое БЫВАЛО вы и должны мне предоставить. А я утверждаю, что этого никогда не бывало, а то, что не бывало и показать никак не возможно.
Наталья Старикова»16


Критические высказывания Леонида Якушева

Леонид Якушев дал очень резкую оценку происходящему со ссылками на Священное Писание: «О м. Корнилии разговор особый. Дело в том, что если бы это был простой мирянин, - пол - беды, но это первое иерархическое лицо РПСЦ и это явление отражено в Писании, как "антихрист" ("человек греха и сын погибели"); "лжепророк"; "печать 666"...

Предстоятель РПСЦ опять дерзко вторгается в еретический храм в череде своих канонопреступлений, в которых, якобы, ранее "раскаивался"... Митрополит методично приучает возглавляемое им церковное сообщество принимать его возношение " ...паче всякого глаголемого Бога или чтилища... показующе себе, яко Бог есть.." 2Сол.2;4

Пророчество предупреждает не только о личной трагедии конкретного человека, но "семи тысячах имён человеческих", которые, увлеченные им - погибнут...

Это масштабная трагедия, свидетелями которой мы являемся...

Открою по "секрету": поколение "старообрядцев уже давно путает Божий дар с яичницей и пытается влиять на церковную жизнь инструментами далеко не церковными и не православными: культурологическими или общественно - политическими "движениями".

Митрополит Корнилий - в авангарде этих пагубных идей и, пользуясь положением и властью, во многом преуспел в развале православной веры и Церкви.

Но силы адовы Церковь не одолеют: старообрядческая раковая опухоль зреет, созреет и заберёт своих (как и антихрист): "если не хотите пить чистые воды Силоамля, - будете пить кровь" (Писание).

С большим удовлетворением м. Корнилий разливает направо и налево эту кровь, её хлебают не желающие знать чистые воды Силоамля - это их выбор»17.

Рассмотрим те библейские образы, которые использовал Леонид Якушев.

Произвол первосвятителя Церкви, подмена им церковного учения и правил своими измышлениями он считает делом антихристовым, в том смысле, что оно готовит путь антихристу.

Семь тысяч имён человеческих упоминается в Апокалипсисе. «И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному» (Откр.11:13). «Семь тысяч имен человеческих» это выражение полноты всего множества людей, отрекшихся от истинной веры.

Дословно приведённое Л.Якушевым высказывание «если не хотите пить чистые воды Силоамля, - будете пить кровь» в Библии не встречается, но оно соответствует смыслу многих пророчеств.

Так, под «тихими водами» источника Силоам в Иерусалиме пророк Исаия подразумевает истинную веру, за отступление от которой грозят «бурные воды», то есть бедствие, военное вторжение ассирийцев (Ис. 8:6-7).

Пророк Иезекииль под словами «пить кровь» подразумевал кровопролитие, бедствия войны (Иез.39:17-19).

Леонид Якушев высказывается слишком резко? Может быть.

Однако в деле сохранения истинной веры лучше перебдеть, чем недобдеть. Как говорится, «Бог долго терпит, да больно бьет». Лучше не играть с огнём, поскольку «ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор. 4:24, Евр. 12:29).

«Ибо время начаться суду с дома Божия» (1Пет.4:17).


Прощание в частном  порядке?

Может быть, митрополит Корнилий приехал в храм Христа Спасителя попрощаться с усопшим писателем в частном порядке?

Однако так можно было бы сказать, если бы он приехал прощаться накануне отпевания, 17 марта. Именно в этот день с писателем попрощался Президент России Владимир Путин, и это прощание, несомненно, носило частный характер.
А присутствие митрополита Корнилия на официальном мероприятии, заупокойном богослужении РПЦ 18 марта частным прощанием никак не является.


Сближение с РПЦ?

Первая мысль, которая возникает и не может не возникать при известии о визите митрополита Корнилия в храм Христа Спасителя – осуществлён ещё один шаг по сближению РПСЦ и РПЦ. Да и что можно подумать ещё, когда первоиерарх РПСЦ присутствует на отпевании писателя-никонианина патриархом-никонианином в главном кафедральном соборе РПЦ?

Идеология этого сближения изложена нынешним патриархом Кириллом ещё в 2004 году, когда он был ещё митрополитом, в докладе на Архиерейском Соборе РПЦ. Напомним, что в это время было близко к завершению объединение с Московской Патриархии с Зарубежной Церковью, и, по мнению докладчика, настало время «подумать и о других наших отделенных братьях», о старообрядцах.

Он заявил, что со старообрядцами «у нас общая вера в догматическом и жизненном выражении», разделение носит характер не церковный, а социальный, политический, культурный. Лучшим путём для сближения «является вовлечение представителей старообрядчества в осуществление национально-консолидирующих церковных и общественных проектов»18.

К слову, именно этой идеологией руководствуется околостарообрядческий сайт «Русская вера».

В то же время и первоиерарх РПСЦ митрополит Корнилий в своём интервью, размещённом на официальном сайте администрации города Орехово-Зуево в 2012 году, высказывал подобные мысли. Он заявил, что «мы сохраняем надежду на преодоление разделений между верующими во Христа», которое осуществится посредством «равноправного, свободного от предвзятости и государственного давления диалога по тщательному выявлению наших позиций, причин и последствий Раскола»19.

По-существу, позиции первоиерарха РПЦ патриарха Кирилла и первоиерарха РПСЦ митрополита Корнилия в главном совпадают. Оба считают, что новообрядцы и старообрядцы содержат одну и ту же веру, а разделение между ними является расколом.

Эти взгляды положены в основу единоверия.

В то же время старообрядцы-поповцы всегда считали, что новообрядческая, никонианская церковь отличается он нас верой, является ересью второго чина. Это было подтверждено Собором РПСЦ 2007 года.

Для «выявления наших позиций, причин и последствий Раскола» никакой диалог с РПЦ не нужен.

Отношение нашей Церкви  к никонианству давно известно и выражено, например, в сочинениях свт. Арсения Уральского, митрополита Иннокентия (Усова), Феодора Мельникова.

Отношение никонианской церкви к старообрядчеству тоже хорошо известно, на эту тему написано огромное количество книг, да и в последние годы официальные представители РПЦ, например, митрополит Илларион (Алфеев) в своих выступлениях подтверждали, что оно не изменилось.

Непонятно, почему митрополит Корнилий убеждён, что диалог будет ««равноправный, свободный от предвзятости и государственного давления»?

Во время контактов с никонианами митрополит Корнилий никогда не говорил им, что они содержат какие-то ереси и нарушения, никогда не призывал от этих ересей отказаться. Как и полагается во время экуменических встреч, говорили не о том, что нас разделяет, а о том, что объединяет.

Возникает подозрение, что под видом «диалога» осуществляются попытки постепенного изменения старообрядческого мировоззрения в духе единоверия.

Присутствие митрополита Корнилия на отпевании писателя Валентина Распутина в храме Христа Спасителя полностью соответствует тактике «вовлечения представителей старообрядчества в осуществление национально-консолидирующих церковных и общественных проектов».

Однако, поскольку м. Корнилий не упомянут среди гостей на официальном сайте РПЦ, скорее всего инициатива посещения этого мероприятия исходила от него самого.

Что стало причиной этого поступка? Стремление к «сближению» или что-то иное?


Чувство «младшего брата»?

Может быть, по отношению к Московской Патриархии у митрополита Корнилия и его ближайшего окружения появился комплекс «младшего брата»?

Эта мысль неизбежно приходит в голову, когда видишь фотографии, на которых митрополит Корнилий в обычной монашеской шапке без белого первосвятительского клобука прямо с каким-то заискиванием обнимает сначала патриарха Алексия II, а впоследствии и патриарха Кирилла. При этом новообрядческие патриархи, конечно же, в белых клобуках.

После громких общественно значимых высказываний Московской Патриархии вскоре следует подобное же заявление старообрядческой Митрополии. Например, о борьбе с пьянство и «против кощунников». А о том, о чем Московская Патриархия не заявляет, например, о вреде табакокурения, о том и наша Митрополия молчит, хотя непринятие курения – давняя старообрядческая традиция.

Эта вторичность выглядит несколько комично, вспоминается поговорка: «Где конь с копытом, там и рак с клешнёй».


«Это нужно, что бы избежать гонений»?

Для того, что бы оправдаться перед старообрядцами, начинают уверять, что «ходить на поклон» в Московскую Патриархию нужно для того, чтобы, как они уверяют, «избежать гонений». Якобы РПЦ является государственной церковью, и если не делать визиты  к Патриарху, то государственные власти могут плохо на это отреагировать.

Утверждающие так давят на сохранившуюся в поколениях память староверов о гонениях со стороны государства и государственной церкви. Однако при этом они лгут. Да, религиозная толерантность, видимым образом подтверждаемая на межконфессиональных встречах, приветствуется современными властями России. Однако те, кто не принимает в этом участие, никакому давлению не подвергаются.

В качестве примера можно привести Русскую Древлеправославную Церковь и ее первосвятителя Патриарха Александра. Из-за того, что он принял патриарший сан, Московская Патриархия закрыла перед ним свои двери, Из-за этого патриарх Александр почти не участвует в межконфессиональных встречах и мероприятиях, но при этом РДЦ живёт, развивается, открывает общины, строит и освящает храмы, не подвергаясь при этом никаким притеснениям со стороны властей.


Церковный «горбачевизм»?

Временами поведение митрополита Корнилия напоминает поведение первого и последнего Президента СССР Михаила Горбачева.

Как известно, начав «перестройку», Горбачев запустил в СССР разрушительные  процессы, с которыми не мог справиться, был крайне непопулярен у своих граждан, а в условиях провозглашенной им же самим «гласности» стал подвергаться резкой критике. В то же время Горбачёва восхваляли на Западе, им публично восхищались лидеры США и Европы.

Горбачев попал в своеобразную психологическую ловушку, ему гораздо приятнее было заниматься внешнеполитической деятельностью, чем решать проблемы внутри своей страны. А для того, чтобы заслужить похвалу от лидеров Запада, он стал сдавать стратегические интересы СССР, что привело к ещё большему обострению внутренних проблем. Итогом стал распад СССР и отстранение Горбачёва от власти.

Не является ли деятельность м.Корнилия таким своеобразным церковным «горбачевизмом»? Во всяком случае, заметно, что ему гораздо приятнее заниматься внешними контактами, встречаться с главами других конфессий на различных мероприятиях, чем решать накопившиеся за десятилетия внутрицерковные проблемы.

Хочется надеяться, что нашу Церковь не ждёт участь СССР, а митрополита Корнилия – участь Горбачева.


Проповедь старообрядчества?

Может быть, митрополит Корнилий посетил отпевание Валентина Распутина для того, чтобы «проповедовать старообрядчество»? Ведь писатель в своей публицистике неоднократно положительно отзывался о старообрядцах.

Стоит напомнить, что проповедовать нужно не «старообрядчество», а православную веру, не искаженную, как у никониан, экуменизмом, обливательным крещением и прочими нововведениями.

Не надо забывать, что Валентин Распутин не видел в староверии истинную веру, Церковь Христову, а всего лишь этнографическую группу.

Надо сказать, что у старообрядцев существует определённый комплекс – после веков гонений и клеветы, которая продолжается до наших дней, стоит кому-то сказать о старообрядцах хорошо, так они так этому рады, что забывают – и к похвалам надо уметь относится критически. Во всяком случае, соглашаться с ролью этнографической группы – значит самим добровольно отказываться от наследия мучеников за древнее благочестие, они боролись и жертвовали собой не за это.

О староверах Валентин Распутин писал вскользь, эти его высказывания привлекали внимание лишь тех, кто и так был «в теме», например, историка и знатока знаменного пения Бориса Кутузова.

С точки зрения «проповеди старообрядчества» посещение митрополитом Корнилием отпевания писателя не дало ничего, тема староверия ни на отпевании, ни в многочисленных откликах об этом событии в СМИ даже не звучала.

В этом смысле правильнее было бы написать соболезнование, подчеркивающее отношение В.Распутина к старообрядчеству и своевременно опубликовать его, однако этого сделано не было.


Проповедь через культуру?

Может быть, присутствие митрополита Корнилия на отпевании писателя В.Распутина было попыткой проповеди через культуру?

Нужно ли этим заниматься?

Ещё в начале XX века существовало многомиллионное старообрядчество, неразрывно связанное с древнерусским патриархальным бытом, традиционным жизненным укладом деревень, пригородных посадов. Светская культура, художественная литература казались в этой среде какой-то барской, интеллигентской затеей, блажью, отвлекающей от истинного благочестия. Считалось, что для спасения достаточно традиционной церковной книжности – Писания, Святых отцов, житийной литературы.

Однако в наше время, спустя сто лет, ситуация совершенно изменилось. Традиционный патриархальный уклад разрушен полностью, вся молодежь проходит через всеобщее среднее образование и в обязательном порядке изучает классическую художественную литературу. Более того, к вере и Церкви обычно приходят ищущие истину люди, ступенями к христианству для которых нередко являются произведения писателей, философов.

Современная ситуация больше напоминает не патриархальную Русь, а позднюю Римскую империю, где перед святыми отцами так же стояла проблема согласования христианства с лучшими достижениями светской культуры.

У Василия Великого есть сочинение, озаглавленное «Юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений», в котором он утверждает, что античная литература и философия иногда может быть полезна на пути к христианству и при усвоении христианства.

«Нам предлежит подвиг, важнейший всех подвигов», - пишет свт. Василий, - «подвиг, для которого все должны сделать, для приготовления к которому надобно трудиться по мере сил, беседовать и с стихотворцами, и с историками, и с ораторами, и со всяким человеком, от кого только может быть какая-либо польза к попечению о душе.<…> Посвятив себя предварительному изучению сих внешних писателей, потом уже начнем слушать священные и таинственные уроки, и как бы привыкнув смотреть на солнце в воде, обратим, наконец, взоры к самому свету».

Однако при этом свт. Василий предупреждает, что к светской античной культуре надо относиться с осторожностью, в ней есть и опасные, вредные для души образы и идеи. «Со всяким охранением надобно оберегать душу, чтобы, находя удовольствие в словах, незаметно не принять чего-нибудь худого, как иные с медом глотают ядовитые вещества»20.

Подобные мысли высказывает в наши дни митрополит Корнилий: «Я любил читать, и в нашем доме было много книг, связанных с религией, а также собрания сочинений русских писателей, то знакомство с ними давало уму и душе богатый материал для постижения духовности и нравственности русской культуры и, как следствие, основ христианской веры»21. «Мой духовный путь начался в обычной семье старообрядцев и во многом был определен крещением в Старообрядческой церкви. Мой путь к вере в какой-то мере был связан с чтением русской литературы, и вслед за Гоголем я бы мог сказать, что литература для меня была ступенью ко Христу<…>

Под "традиционным христианством" я обычно понимаю именно христианство святых отцов. Например, Василий Великий советовал христианам читать некоторых классиков дохристианской эпохи. Что же касается светской литературы, то она не вредна для христианина тогда, когда не несет с собой антихристианских идей или разврата. Многие произведения классической русской литературы можно, пользуясь выражением церковного писателя Евсевия, назвать "приуготованием к Евангелию". Это еще не проповедь Евангелия, но приготовление к восприятию такой проповеди.

Среди русских писателей мне особо хотелось бы выделить Н.Гоголя, Н.Лескова, Ф.Достоевского и А.Чехова. А русская поэзия! Можно рекомендовать для воспитания многие стихи А.Пушкина, Ф.Тютчева и Н.Некрасова. Из более современных поэтов можно вспомнить А.Ахматову, Н.Клюева, Н.Заболоцкого и Н.Рубцова, из писателей - Ф.Абрамова, Ю.Трифонова, В.Астафьева, В.Распутина и вышеупомянутого А.Солженицына...

Так что в русской литературе эта проповедь любви, веры, чистоты духа, неколебимой нравственной народной основы очень слышна. Важно только, чтобы литература приводила читателей к Евангелию, к святым отцам.

В отношении нравственного выбора из того, что нам предлагает современная культура, христианину необходимо придерживаться принципа - не навреди своей душе, памятуя о том, что прежде всего мы должны искать Царствия Божия, а все остальное, по словам Спасителя, приложится»22.

В целом подход митрополита Корнилия к этой проблеме правильный, он пытается решать очень важную задачу - использовать для проповеди истинного православия светскую культуру: художественную литературу, живопись, кино.
Однако не стоит забывать, что не всегда благие намерения приводят к хорошему результату.

Многие из выступлений м. Корнилия на эту тему оказывались очень спорными, если не сказать соблазнительными.

Например, митрополит Корнилий 18  мая 2012 года в слове на вручение ему Академией российской словесности Пушкинской медали доказывал, «что Пушкин несомненно был христианин. <…> Искусство поэзии Пушкина, как любое настоящее искусство, вызывает у нас желание стать лучше, устремляться горе, ввысь к небесному, просветляет ум и сердце, наполняет его упованием на Бога<…>. Сегодня старообрядчество иногда упрекают в том, что оно будто бы застыло в XVII веке, замкнулось в себе и не имеет отношения к современной жизни и культуре России.

Однако, на мой взгляд, Пушкин, Достоевский и многие русские писатели и поэты принадлежат старообрядчеству настолько же, насколько и всему русскому народу, и даже более, так как старообрядцы в чистоте и цельности сохранили как православную веру и Церковь, так и русские обычаи, нравы, национальные черты и «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», как о нем писал И. С. Тургенев»23.

В пространном слове м.Корнилия немало справедливых мыслей, однако много и соблазнительного – смешение староверия и никонианства, духовного, свойственного христианству,  и душевного, относящегося к светскому искусству.

А вот взгляд с другой стороны на проблему «Пушкин и старообрядцы» Д.Урушева, христианина РПСЦ, сотрудника музея поэта: «Александр Сергеевич жил в то время, когда было принято пренебрежительно смотреть на староверов. В официальных документах их называли «раскольниками», а старообрядчество – «расколом», «ханжеством» и «суеверием». Для образованного на западный манер дворянства староверы были «невежами» и «пустосвятами», возомнившими о себе невесть что.<…>

«Раскольников» классик упоминает преимущественно в связи с историческими темами, которыми он занимался, – Петром I и Емельяном Пугачевым.<…>

В недописанной «Истории Петра» Александр Сергеевич рассказывает о Стрелецком бунте 1682 года – знаменитой Хованщине. Старообрядцы приняли в мятеже самое деятельное участие. И Пушкин пишет: «Царевна поручила Стрелецкий приказ боярам князьям Хованским, Ивану Андреевичу и сыну его Феодору, любящим стрельцов и тайным раскольникам Аввакумовской и Никитской ереси».

«Аввакумовская ересь» – единственное упоминание классиком протопопа Аввакума. «Никитская ересь» обязана своим наименованием священнику Никите Добрынину из Суздаля»24.

Конечно, всё зависит от того, с какой стороны посмотреть, однако публичное выступление первоиерарха РПСЦ не должно давать поводов для соблазнов и не содержать двусмысленностей.

5 декабря 2012 года в Москве на II Форуме православных женщин митрополит Корнилий во время доклада начал читать звучащие неуместно и двусмысленно в устах архиерея стихи поэта-декадента Константина Бальмонта на тему «женщина – музыка, женщина – свет».

Как справедливо сказано в отклике на это выступление, «первое, что бросается в глаза – это стихи, подобранные для выступления перед женской аудиторией, в которых говорится о чисто мирских, душевных добродетелях. Они были бы уместны, например, если бы в советские времена какой-нибудь нецерковный лектор или артист прочитал их на торжественном собрании, посвященном, например, 8 марта.

Но если даже мирянин-христианин прочитает эти стихи перед аудиторией, считающей себя православной, то это вызовет, по меньшей мере, удивление. Митрополит за поэтом повторяет слова, что «женщина-свет», в то время как Христос нам недвусмысленно говорит о том, кто является подлинным светом миру: «Я свет миру» (Иоан.9:5).

Константин Бальмонт не только имел множество поклонниц-фанаток, но, по свидетельству некоторых современников, практиковал эротическую магию.

В поэзии Бальмонта присутствовали «демонические» идеи и настроения, постепенно овладевавшие им и в реальной жизни.

Для духовного лица подобные стихи вовсе неуместны, особенно для монаха и епископа, и аудитория почувствовала это, что было выражено в словах о «неожиданном(!) выступлении старообрядского митрополита».

Надо сказать, что даже никонианские архиереи, хотя в быту могут жить очень пространно, но во время своих публичных выступлений всё-таки стараются соответствовать традиционным представлениям о том, что для архиерея прилично, а что нет. Во всяком случае, двусмысленные стихи поэтов «серебряного» века они с амвона или с трибуны не читают»25.

Существуют многочисленные попытки новообрядческих авторов осмысления с позиции православия творчества знаменитых русских классиков Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Булгакова. На эту тему издано множество книг и статей. Над этим размышлял и старообрядческий епископ Михаил (Семенов).

Однако все такие сочинения носят характер личного мнения и их авторы ни в коем случае не претендуют на то, что бы говорить от лица Церкви.

Но это неизбежно происходит, если подобный доклад читает первоиерарх Церкви на официальном мероприятии.

Возвращаясь к присутствию митрополита Корнилия на отпевании великого писателя Валентина Распутина, то оно, даже если и задумывалось, как «проповедь через культуру», совершенно неизбежно воспринимается как видимое знаковое подтверждение того, что м.Корнилий от лица РПСЦ признаёт истинность, православность РПЦ, считает усопшего писателя православным.

По-другому истолковать это событие невозможно, даже если сам м.Корнилий будет заявлять, что ничего такого он не имел в виду.


«Кто мы такие, что бы осуждать владыку»

Такие слова в наши дни нередко приходится слышать тем, кто считает некоторые поступки и высказывания митрополита Корнилия соблазнительными и неполезными для Церкви.

Однако речь не идёт о личных грехах и слабостях митрополита как человека, о которых можно сказать: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим.14:4). Хотя и личные грехи архиерея не являются только его личным делом.

Людей смущают именно публичные действия и высказывания митрополита Корнилия, в наше и без того лукавое время размывающие границы между православием и ересью, между Церковью и миром.

Такое «неосуждение» по умолчанию подразумевает святость и богодухновенность любых слов и дел архиерея в силу только одного наличия у него священного сана и, по-существу, напоминает ложный католический догмат о безгрешности папы римского.

Однако если у римо-католиков за этим догматом стоит настоящая, хотя и заблуждающаяся вера, то в среде наших старообрядцев причиной «неосуждения» является духовная лень, потребительское отношение к церковной жизни, нежелание вникать в её проблемы, нежелание брать на себя какую-то ответственность за сохранение православной веры.

Св. Иоанн Златоуст в толковании на слова «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1) пишет, что нужно отличать греховное осуждение от совершенно необходимого рассуждения, без которого «все пришло бы в расстройство и в Церкви, и в гражданских обществах и в семьях. Если господин не будет судить своего слугу, а госпожа служанку, отец сына, и друг своего друга, то зло будет распространяться все более и более. И что я говорю: друг друга? Даже если врагов не будем судить, то никогда не будем в состоянии разрушить вражду, но все придет в совершенный беспорядок»26.


Чем вызвано упорное участие в никонианских церковно-общественных мероприятиях

В 2012 году редакция сайта «Современное древлеправославие» опубликовала комментарий по поводу чтения митрополитом Корнилием стихов Бальмонта. Приведем некоторые оценки из того комментария трехгодичной давности.

«За последнее время мы стали свидетелями множества изумляющих высказываний м. Корнилия. Он говорит на официальных мероприятиях от имени Русской Православной Старообрядческой Церкви, хотя высказывает не традиционное учение нашей Церкви, а всего лишь своё, зачастую спорное, личное мнение.

Такими своими выступлениями м. Корнилий разрушает начинающий складываться у общественности положительный образ старообрядчества как истовой, правильной веры, противостоящий духу века сего и как альтернативы обмирщенной, казённой, экуменической РПЦ МП. Выходит, что он «алчущим и жаждущим правды» (Матф.5:6) даёт «вместо хлеба - камень, вместо рыбы – змею» (Лук.11:11).

Причина этого в том, что в силу обстоятельств, из-за отсутствия в РПСЦ кандидатов в епископы, произошел стремительный переход только начинающего жить церковной жизнью мирянина Константина Титова до первоиерарха РПСЦ митрополита Корнилия. Переход, настолько стремительный, что, складывается впечатление, он не успел осознать изменение в своём положении и часто в сане митрополита продолжает вести себя по-прежнему как мирянин Константин Титов.

В этой ситуации удивляет невмешательство других епископов, опытных протоиереев РПСЦ. Они должны прийти на помощь нашему первосвятителя и нашему собрату во Христе, не оставлять его наедине с непосильными для него проблемами. В противном случае вина за ошибки м. Корнилия ляжет и на них.

Хочется отметить ещё одно обстоятельство. Протодьякон Виктор Савельев на Соборе РПСЦ 2012 года заявил, что за прошлый год у м. Корнилия не было ни одной межконфессиональной встречи, имея в виду только персональные встречи м. Корнилия с инославными религиозными деятелями. На самом деле любые мероприятия, в которых духовенство РПСЦ участвует совместно с представителями иных конфессий, являются по факту межконфессиональными встречами. А в таких мероприятиях м. Корнилий участвует чуть ли не ежемесячно.<…>

Чем вызвано такое упорное участие в никонианских церковно-общественных мероприятиях, хотя никакой пользы от них для старообрядчества не видно, а соблазн для верующих огромный? Этим уже спровоцированы расколы в нашей Церкви и, не исключено, что в случае продолжения курса на сближение с РПЦ МП, новые группы верующих будут отделяться от официальных структур РПСЦ.<…>

С точки зрения интересов старообрядчества никакой необходимости участия первосвятителя РПСЦ в многочисленных никонианских церковно-общественных мероприятиях нет.

Но если предположить, что Председатель ОВЦС митрополит Кирилл (Гундяев) в своём докладе озвучил реально существующий в Московской Патриархии проект поглощения старообрядчества, то участие руководства старообрядческой Митрополии в мероприятиях РПЦ МП воспринимается как добросовестная отработка своей части этого проекта.

Время покажет, насколько это предположение справедливо»27.

Пока добавить к этому нечего.

Фото:

Официальный сайт Московского Патриархата
http://goo.gl/YLBJAh

http://goo.gl/PMA3PN
 

http://goo.gl/0EaN1C
 

http://goo.gl/dcvKBJ

http://goo.gl/4ADUh1


  1. http://goo.gl/4ADUh1
  2. http://goo.gl/dcvKBJ
  3. Газета «Завтра» Выпуск №12 (1113)
    http://goo.gl/N5uInq
  4. http://goo.gl/DklbeH
  5. http://goo.gl/gbzoC6
  6. http://goo.gl/gmchuP
  7. http://goo.gl/2QfKsk
  8. Из кн. Распутин В.Г. Смысл давнего прошлого. // Россия: дни и времена (Публицистика). Иркутск, 1993. Опубликовано на сайте Московской Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви — http://goo.gl/qYutwy
  9. http://goo.gl/B6O9mN
  10. http://goo.gl/6OYVdP
  11. http://goo.gl/W8mj7h
  12. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси — http://goo.gl/RwC3Gt
  13. http://goo.gl/0DJiiPhttp://goo.gl/mRcT1I
  14. http://goo.gl/K0bcaf
  15. http://goo.gl/sLv9hE
  16. http://goo.gl/ue5k5N
  17. http://goo.gl/jSSJDN
  18. http://goo.gl/kiYFgr
  19. http://goo.gl/zjpbwm
  20. http://goo.gl/6BSY7h
  21. http://goo.gl/F6tKHy
  22. http://goo.gl/zHPEzy
  23. http://goo.gl/aupyJY
  24. http://goo.gl/TLwB2z
  25. http://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&amp;file=article&amp;sid=921
  26. http://goo.gl/7q7Bxw
  27. http://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&amp;file=article&amp;sid=921



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1155