Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Молебен в симферопольском храме – первом российском храме РПСЦ в Крыму
Дата:  13/07/2015 —  Тема:  Личное мнение
В последние дни появилось несколько сообщений о новом старообрядческом храме в Крыму. Так сайт «Русская Вера» сообщает: «28 июня 2015 года произошло весьма значительное событие — прошел первый молебен в старообрядческом храме г. Симферополя. В совершении молебна приняли участие настоятель храма о. Роман Маслов и о. Леонид Воликов (г. Харьков)»1.
Официальный сайт РПСЦ подтверждает эту информацию: «9 июля с.г. преосвященнейший митрополит Корнилий посетил общину г. Симферополя (Республика Крым). Приезд владыки был посвящен радостному и знаменательному для местной общины событию: после многих лет совместной молитвы в тесной квартире Симферопольская община обрела храмовое здание в хорошем состоянии… 9 июля в празднование явления образа Тихвинской Богородицы в храме собрались христиане Симферополя и других мест Крыма. Митрополит Корнилий в сослужении настоятеля общины иерея Романа Маслова, иерея Леонида Воликова и протодиакона Виктора Савельева совершил водоосвящение в честь Введения Пресвятыя Богородицы и Ее Тихвинской иконы.»2.

Еще раньше этих ресурсов о появлении нового старообрядческого храма в сети Фейсбук сообщил глава Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова Леонид Севастьянов. Он написал: «Пока везде возня идет, в Симферополе мы купили храм, который большевики у нас забрали в 17 году. Храм будет отдан староверам…Храм находится в центре Симферополя. До этого староверы Крыма десятилетиями молились на частных квартирах в катакомбных условиях»



Эти сообщения в целом раскрывают историю появления храма. До революции это здание принадлежало синодальной Церкви, после 1917 года было экспроприировано, а после 1991 года (как рассказывают)  принадлежало одной из украинских церквей «альтернативного православия». В последние годы здание принадлежало обществу слепых. Официальный сайт РПСЦ уточняет: «Благодаря усилиям объединения Русская черноморская компания «Крымские морепродукты», возглавляемого Романом Стаблбайном и Дионисием Севастьяновым, обществу слепых было предоставлено новое просторное помещение в центре города. Здание храма было построено в конце XIX в., освящено в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы и имело придел свт. Николы».

Таким образом, становится очевидным, что храм приобретен усилиями предпринимателя  Романа Стаблбайна и членами известной старообрядческой семьи Севастьяновых. Не последнюю роль, судя по всему в этом деле сыграл и глава Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова Леонид Севастьянов.

Отличительным особенностями этой истории является два интересных факта. Во-первых, храм находится в частной собственности. Во-вторых, организаторы этого мероприятия  настояли, чтоб церковь находилась именно в российском церковном подчинении (поэтому на молебен приехал московский митрополит Корнилий, а не киевский архиепископ Савватий).  Не исключено, что эти факты связаны между собой. На прошлом Освященном Соборе РПСЦ, как известно, подавляющее число делегатов собора и особенно духовенство проголосовало против перевода приходов и храмов Крыма в российское подчинение. Священники утверждали, что не стоит ради Крыма рисковать остальными украинскими приходами, к тому же не известно,  чем все закончится и кто в конечном итоге победит.

Поэтому передача симферопольского храма из частной собственность в собственность РПСЦ выглядит рискованной. Нет гарантии, что храм тут же не передадут в украинское подчинение ради узкоклерикальных интересов. Тем более любая реальная  поддержка старообрядческих общин Крыма со стороны местных властей возможно лишь только при условии  признания ими российского подчинения.   

В любом случае, появление нового старообрядческого храма российского подчинения в таком статусном городе Крыма как Симферополь является важным и положительным фактом церковной и гражданской политики. Приобретение храма предпринимателем нисколько не противоречит старообрядческой истории. До революции 1905 года большинство старообрядческих храмов принадлежало не централизованной организации, а частным лицам и общинам. Благотворители не только содержали храмы, но и помогали духовенству, в том числе скрывая его от преследований властей, что невозможно уже было делать после революции 1917 года, когда духовенство осталось один на один с репрессивным аппаратом государства.
 
По странному совпадению, одновременно с первыми молебнами в симферопольском храме в сети появились предложения со стороны некоторых старообрядцев вынести на Освященный собор вопрос о поведении Леонида Севастьянова и наказать его. Так активный неофит Георгий Мауль в социальной сети «В Контакте» уже в который раз призывает, наконец, поднять  вопрос о Леониде Севастьянове:



В качестве главного обвинения Леониду Севастьянову чаще всего приводится факт его целования с римским Папой. Однако это обвинение не имеет перспективы. Во-первых, Леонид давно является прихожанином Московской Патриархии и совершенно не скрывает этого. Во-вторых, факты целования с ересиархом уже рассматривались на Соборе 2007 года, когда были опубликованы фотографии целования митрополита РПСЦ Корнилия (Титова) и патриарха РПЦ Алексия (Редигера). Постановления Собора по этому поводу гласят: «Освященный Собор не нашел в деяниях митрополита действий, подлежащих каноническим прещениям».

А. Абдулов

1. http://goo.gl/Do3M5U
2. http://goo.gl/IFlQl1


https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1162