А. Мишкин: «О месте и предназначении Церкви»
Газета «Костромской старообрядец» № 1(17) январь-февраль 2000 года.
Благодатию Божию Церковь наша укрепляется и благоденствует после многолетней скорби. Много написано о наших достижениях в церковной жизни и о славных страницах в истории прежних поколений. Всё это радует, но нельзя забывать и других тем и вопросов требующих разрешения.
После стольких лет гонений сильно оскудело не только число верующих, но и всякое знание о Боге, и святых Его заповедях, правил через святых данных нам во спасение, особенно это, касается тех, кто недавно пришёл к вере, не имеющих наследственного Богопознания и навыков христианской жизни. Между тем, многие наши иереи, сетуют на редкие посещения верующими церкви, непонимания согрешений или негодуют по поводу невостребованности «живой воды», что просила самарянка, и в то же время ни в храме, ни в других пристойный местах почти не слышно проповеди Слова. Апостолы днём и ночью проповедовали много лет Слово Божие, хотя в то время умы людей постоянно искали божественного, и узнав о Истинном Боге, язычники даже, сотнями и тысячами душ обращались на путь спасения. Теперь же тонкая лесть воинствующего безбожия огрубила сердца безчувствием, и только Бог знает, сколько нужно трудиться на такой истощённой ниве, приявшим с рукоположением и повелением: «...проповедуйте Евангелие всей твари».
К сожалению, многие не совсем понимают, кто мы такие и откуда пришло название «старообрядцы». Так нас называют еретики в знак нашего стояния в святоотеческих преданиях, в нерушимости исповедания и обрядов. В сложившейся после Вселенских соборов Истинной Церкви не может быть старого или нового обряда, по причине неизменности правил, которыми руководствуется Церковь в своём устройстве, и самого Евангелия, сказал Апостол: «Но если бы даже и мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам да будет анафема».
В истории Церкви было много попыток пересмотра правил писанных и не писанных, как прибавлением нововведений, так и умалением бывшего, но все эти мудрования отвергались и предавались проклятию, как и всякая неплодная ветвь вырубается на придание огню, так и ересь не принося плода духовного обрекает душу на тление. В последнее время много разговоров о «новообрядцах» или вернее никонианах, возможности сближения с ними. Особенно модно сравнивать нашу с их верой, возведя при этом наше достоинство до небес, как истинной церкви и низводя никониан — не понимающих, что это мы так кичимся! Простому человеку из новообрядцев почти не знакомы церковные отличия, и, объяснить их, с точки зрения каноничности, не подготовленному человеку всё равно, что преподавать высшую математику в начальной школе — может интересно, но бесполезно. К сожалению, сказанное Апостолом Иаковом: «... покажи мне веру твою без дел твоих» — во многом нас обличает ибо: «...вера без дел мертва» Как догадаться, что мы действительно истинное стадо Христово, то есть исполнители святых Его заповедей, если не всегда отличаемся кротостью нравов, ленностно относимся к молитве. Самое распространённое, наверное, оправдание такой жизнью - все так живут и не зачем выделяться. Преподобный Ефрем Сирин болезнуя о нас пишет, что когда душа, по смерти тела, увидит страшное место своего мучения и востенает: - «Как я попала сюда? Ведь я жила, как все»,— тогда влекущие её грозные ангелы скажут: - «Вот смотри, здесь всё, с кем ты жила, ты как раз в своём месте». Прежде христиане во многом были ненавидимы язычниками за то, что сам внешний облик и поведение христианское обличали их неистовость. Конечно, времена действительно меняются и всё же мы должны больше сравнивать себя со святыми отцами, коих и весь мир недостоин, а не с новообрядцами. Это, несомненно, поможет познать себя и своё место.
Всевозможные мнения можно слышать и в отношении беспоповцев подпадающих под клятву Спасителя: «Слушая и вас (то есть священников), мене слушает, а отметающиеся (отвергающие) вас, мене отметается». Беспоповство, нововведение, ибо никогда старая, а лучше сказать Истинная Церковь не держала беспоповских обрядов.
Даже, оставаясь во время гонений и ересей почти без священства, Церковь не породила правил позволяющих обходиться без иереев, наоборот появились правила позволяющие принимать достойных священников от еретических церквей, через покаяние с проклятием ереси. Ещё св. муч. протопоп Аввакум писал к отвергающим священников: «гордость в вас воюет». Так в далёкие те смутные времена свидетельствовал святый веруя Евангелию и святоотеческим преданиям, чего также отверглись беспоповцы не веруя в святые словеса, но извращая всё в воспалённом уме. Несомненно необходимо делать различия между «новообрядцами» и беспоповцами по большой в них разнице, ибо если в первой церкви прихожан в основном не мучает вопрос о истинности вероисповедания и вообще богословские вопросы, а просто удовлетворяют светско-религиозное отправление культа, то из беспоповства, будь мы настойчивее и последовательнее, многие могли бы встать на путь спасения.
Заботясь о духовном здоровье своих чад Церковь Христова, даже в самые суровые времена, немедля соборно обличала неподобные верования. Почему бы и теперь не поступить по примеру святых, указав главные вины новых ересей, хотя бы повторив постановления вселенских соборов, относящиеся к обличению ересей. Да и более того — разве не долг Церкви исправлять пути Господни искривлённые еретиками, и смесившимися с ними. Это послужило бы поднятию авторитета Церкви, упразднению многих своевольных толкований, и дел (таких, как например, совместные духовные концерты, что можно назвать, хотя и не прямым совещанием в молитве с еретиками, да ещё и в скверных местах), а главное делу спасения драгоценных душ человеческих, ведь ересь не шалость, а врата адовы. Рече Господь: «проклят всяк творящий дело Божие с небрежением».
Также самого безотлагательного соборного решения, думается, требует вопрос о сотворённом недавно деянии, эпиграфом к рассказу, о котором можно взять слова преподобного Ефрема Сирина, призывавшего остерегаться ересей, и от общения с еретиками. « Москва. В гостинице Даниловского монастыря с 23 по 25 ноября состоялась Международная межконфессиональная конференция под девизом «Исус Христос вчера и днесь, той же и вовеки (Евр.13.8) Христианство на пороге третьего тысячелетия». Участниками конференции были представители традиционных христианских конфессий на территории. СНГ и стран Балтии, в качестве гостей присутствовали представители не христианских конфессии, а также различных европейских и международных религиозных организации...» (газета «Старообрядец» г. Нижний Новгород, декабрь 1999 г.) в сообщении сказано об участии в конференции и ... представителей РПСЦ, первенствовал разумеется «Патриарх Московский и Всея Руси Алексии II». Сообщение заканчивается единодушным заявлением участников: «Мы выражаем надежду на то, что новое тысячелетие не станет постхристианской эпохой, но будет ознаменовано новой весной христианства. В этой надежде нас укрепляет Сам Спаситель Мира Исус Христос, который «вчера и днесь, той же и вовеки». Думается, братия, для всех ясно, кого достойно такое заявление... Но удивительно долготерпение Господне на нас, что даже слов человеческих не хватит описать его...
Возьмём несколько больше текста, из послания св. апостола Павла к евреям, чем в девизе конференции: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Исус Христос вчера и сегодня и во веки тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь» - нас же увлекает экуменизм, но зачем и откуда он взялся?
По составу участников и организаторов, целям и сути конференции можно назвать ее учредителем Российского филиала Мирового совета церквей. Приведём некоторые выдержки из статьи «Экуменизм - путь к растлению и сатанизму», опубликованную движением «За нравственное возрождение Отечества» (это новообрядческое движение объединяет духовенство и мирян). Итак, статейные выдержки: «Сомнительность, так называемого экуменистического движения с точки зрения Православного учения была хорошо известна с самого начала его зарождения. Участие в нём православных под предлогом «диалога» в «духе любви» оказалось несостоятельным. Экуменизм в его интерпретации Мировым советом церквей вылился в сверхересь, подразумевающую возможность игнорирования Истины как таковой ради сближения православных с инославными и даже нехристианами на «общечеловеческих моральных ценностях». Экуменизм, будучи ересью сам по себе, в лице мирового совета церквей принимает всё более зловещие формы по мере того, как так называемые «общечеловеческие ценности», не основанные на Тверди Христианства, быстро теряют не только внешние христианские черты, но и действительно человеческие становясь всё более и более демоническим. То мнение, что ради ублажения власть имущих должно было участвовать в экуменистическом сборище, только добавляет греха. У каждого своя мера тяжести греха, соответствующая духовному его возрасту, но лучше соизмерять всё с правилами, по устроению Божию, оставленными нам Святыми отцами в книге «Кормчей» для освящения пути спасительного в жизнь и обличения пути пагубного в смерть…
Соберёмся же братия, как подобает христианам и не человеческим страхом и че-ловекоугодием, но, исполнившись страха Божия приведём всё в должный порядок. Ни Никон, ни Ленин, ни какой новоиспечённый гонитель, ни сам дьявол не могут, без попущения Господа, и перстом двинуть против Древлеправославной Церкви, и только беззакония наши развязывают их. Нельзя оставить вопрос об экуменизме. Христианам заповедано отметатися уклоняющихся от царского пути. Почему не хотим думать о причинах бедствий? Или только когда речь идёт об излиянии Гнева Божия на иудеев, мы горазды, рассуждать о его причинах?
Более чем жизненно необходимо определяться нам с проклятием ересей, особенно экуменизма и просветить верных Словом Божиим во спасение.
А. МИШКИН
прихожанин старообрядческой церкви,
г. Владимир.