А. Мишкин: «Примирение и согласие» с еретиками невозможно
Газета «Костромской старообрядец» № 6 ( 22 ), декабрь 2000 года
В редакцию нашей газеты поступают письма, в которых содержатся просьбы дать ответы на ряд насущных вопросов, свойственных настоящей эпохе а также, прокомментировать и дать оценку ряду событий церковной жизни. Обобщая обширную читательскую почту, можно прийти к выводу, что верующему народу далеко не безразличны следующие ключевые темы: о благодатности, о взаимоотношении с другими конфессиями и о т.н. «согласии и примирении».
Две последние темы особенно актуальны и часто затрагиваются на разных уровнях, однако верующий народ зачастую не получает внятных, основанных на святоотеческом наследии комментариев. Учитывая данное, обстоятельство, редакция «КС» решила предоставить слово и возможность прокомментировать отношение Старообрядческой Церкви к вышеуказанным темам одному из авторов публикаций «КС», председателю старообрядческой общины г.Коврова Владимирской области Мишкину Александру.
Данный вопрос освещен в св. Писании, а у св.Отцов вообще разбирается до тонкостей. Что можно добавить к этим сокровищам мудрости? (В настоящее время у каждого есть беспрепятственная возможность разобраться, где Истина и Благодать, а где мрак и обман. Попробую высказать свой взгляд на затронутые вопросы. В отношении благодатности кажущихся разнополярными церквей - последователей п.Никона и беспоповской - хорошо сказал блаженной памяти епископ Арсений Уральский: «...обе не ходят средним путём правды Божией, но насколько одни влево с него уклоняются, настолько другие вправо совращаются, а потому ни те ни другие не могут достигнуть стоящего на пути правды Божией Царства Небесного». Не по чудесам научают на все времена нас отцы искать Невесту Христову, что есть истинная Церковь,а по верности её заповедям Жениха. Верую: «во едину святую соборную и апостольскую Церковь», от Бога или от человека Символ Веры? Если от Бога, то заповедал Он нам веровать во едину, Свою благодатную Церковь, а не в две или более. И тут же научает распознавать её по соблюдению правил святых семи Вселенских соборов и правил апостольских. Какая благодать там, где нет истинной веры? Какая вера там, где ложь и своеволие вместо голубиной кротости? Всё благое от Господа. Рече апостол: «Благодатию, бо есте спасены через веру, а сие не от вас, Божий дар». Спасительная благодать - дар Божий, а есть ли у еретиков податель сего бесценного сокровища? Вот как на этот вопрос отвечает блаженной памяти епископ Арсений Уральский: «...написано: «Се оставляет дом ваш пуст» (Матф.23,38). Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел ангел-хранитель от тех мест, по словам великого Василия: И такой храм стал обыкновенным домом...» (Пс.25, 5). И апостол говорит: «Кое сложение церкви Божией со идолы?» (2 Кор.6,16). Кто будет спорить с тем, что сказал Господь устами пророка? Но почему еретические церкви, именуются церквями лукавствующих? На этот вопрос св.Макарий Великий говорит, что как только кто отступает от Христа, то уже имеет с собой лукавого. А где лукавый там и «благодать» лукавого. Вышеизложенное и есть моё мнение о т.н. «благодатности» внешних церквей. Где нет веры истинной, там нет Христа и спасительной Его благодати. Послушаем апостола: «Иже бо весь закон соблюдает, со-грешит же в едином, бысть всем повинен». (Ияк.2.10). Также и в гражданской (мирской) практике именуются преступниками и собираются в места наказания не только те, кто умудрился бы нарушить все статьи уголовного кодекса, а и те кто нарушил хотя единицу. Наватиане не извращали правых догматов и не погрешили в вере (толкование на 8-е прав. 1-го Вселенского собора), но, несмотря на это, сам же святой Василий Великий в своём 47-м правиле называет ересью отвращение Наватиан от брака, и 1-й Вселенский собор также признал их еретиками.
Переходя к второму вопросу - о эпохе сближения различных верований, нужно заметить, что он достоин не моего рассмотрения, но тех, кто поставлен стеречь виноград Божий, что есть Церковь, и «клявшихся сохранить судьбы закона и правды Божией», т.е. епископов и священников. Поэтому постараюсь, по возможности кратко, изложить свои мысли. По провидению св. отцов, одна из примет «последнего» времени, о котором столь много теперь говорят, будет та, что ереси уже не будут выходить, вернее, выделяться из церкви, но начнут изнутри растлевать всё. Одна из таких ересей - экуменизм (значит-вместе), которую владыка Зосима назвал ересью ересей. Что касается внешних, то они давно объединены примерно также, как множество рабов у некоего царя. Хотя каждый раб имеет свой рост, голос, возраст и своё служение, но все слушаются голоса владыки их и ему поклоняются. Только само слово «сближение» довольно туманно для восприятия. Можно привести два примера, или плода этой ереси. Первым примером может служить распространяемая в наших храмах нижегородская газета «Старообрядец». По всем признакам, газета является голосом движения «сближения» называющих себя старообрядцами. Это издание в основном посвящено жизни беспоповских согласий, рассказывает и о их учении, заключенном в пресечении священства. Вторым примером послужит межконфессиональная московская конференция, о которой рассказывает, а вернее, оправдывает её всё та же газета в нескольких номерах,например, за июнь 2000 г.№ 17. В конференции участвовали христианские и не христианские конфессии. А также представители РПСЦ. Совещались о судьбе христианства в 3-м тысячелетии. Слово «конференция» латинское и означает совещание представителей (в данном случае, религий). Проще сказать, совет. А как называли св. пр.Аввакум и др.отцы иные христианские конфессии - просто еретиками или нечестивыми. Попытки, в указанной газете, оправдать сей совет только обличают его. Например, одно из оправданий: «Возможность хоть отчасти исполнить завет Христа: «идите в мир весь проповедите...» (Марк.16.15). Уже здесь заметна разница - «идите» вместо «шедше». Обратим особое внимание на «идите». Но даже из этого изречения видно, что посылаются (апостолы) не на совет нечестивых, а на проповедь. Тем более уж если пошли на такие мероприятия, не касались бы слова Божия - меньше греха. Представьте себе рабов всесильного и всеведущего царя, оставивших службу и ушедших к его врагам или отступникам совещаться о судьбе его царства в 3-м тысячелетии. Каков будет им суд? Слова Христа к апостолам: «Шедше научите вся языки, крестяще их, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти всё елика заповедах вам» (Матф). Из всего видно: о научении соблюдать заповеди и не ходить на совет нечестивых. Каждому человеку дана свобода воли выбирать и не пресекается до кончины - потом Суд. Потому и Антихрист, в откровении св.пр. Аввакума говорит ему: «Я нехотящих не могу обладать, но волею последующих ми, сих во области держу» - т.е. от воли человека зависит его сближение со злом. К сожалению, даже точка зрения редакции «Духовных ответов» совпадает с точкой зрения заблуждающихся по этой проблеме, правда, как написано в № 13 стр.91, «не во всём», а только, видимо, в основном. Господь Исус Христос заповедовал нам говорить «да, да» или «нет, нет». Не могу не поделиться взглядом на ещё одно оправдание конференции, тем более, я не раз его слышал от защитников «сближения». В той же статье в «старообрядце» есть слова: в «советские времена фактически в порядке приказа представителей всех религий страны собирали на различные форумы, где единодушно кого-то осуждали, против чего-то протестовали, кому-то выражали солидарность, собирали немалые пожертвования в различные фонды... Как бы этим отдавая дань...» Если вдуматься в смысл приведённых выше слов, то это более обличение, нежели оправдание. Ведь здесь ясно говорится - форумы собирались по финансовым и политическим вопросам, тем более с великим принуждением. Всё это можно выразить словами Христа: «...воздадите убо кесарева, кесареви.» Когда говорится - какое общение света со тьмой, то светом называется христианское спасительное учение, а тьмою внешние и еретические учения. То есть запрещено соединяться по вопросам веры, а не по политическим и финансовым, а как известно, на конференции обсуждались именно проблемы веры, что и отражено документально. Долг каждого христианина по возможности проповедывать достойным слово Истины, но без греха! Слова апостола Павла: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосуждён» (Тит. 3. 10,11).
Третья тема - о «согласии и миролюбии» народа поистине безгранична. Но, с Божьей помощью, постараюсь быть кратким. Итак, каждый человек волен выбирать между добром и злом. Зло, как раньше так и теперь, рядится в маску добра потому, что человек живёт надеждой, а на зло как можно надеяться? В частности, таковым является «проповедь» о всеобщем духовном согласии и миролюбии всего русского народа. Таковых «пропо-ведников» надо остерегаться, ибо восстают они против Бога. «Не мните, яко приидох воврещи мир на землю, не приидох воврещи мир, но меч» (Матф. 10,34) - этот меч означает слово веры, отсекающее верного даже от сродных, если они препятствуют богопочитанию и спасению души, ценнейшей всего видимого мироздания. Христианам надлежит иметь мир со всяким человеком, но не с ересью и её проповедниками. Даже человеколюбивый и кроткий святитель Иоанн Златоустый говорит: «Лучше война, чем мир, удаляющий нас от Бога». Думается, необходимо разобрать вышесказанное на примере всё той же конференции. Не так давно был заключён меморандум между Московской Патриархией и Поморской Церковью Латвии. Первый пункт меморандума обязует стороны «избегать впредь по отношению друг к другу и к содержащихся в обеих Церквах богослужебным обычаям и обрядам оскорбительных или недоброжелательных выражений». Хорош ли этот, к примеру, пункт? Конечно, я не собираюсь порицать РПЦ или поморцев Риги, думаю, меморандум для них просто естественный шаг, и это их дело. Но если такой меморандум заключит с внешними христианин, хорошо ли? Святые, будучи смиренномудры и незлобивы, как младенцы, много обличали ересь и проклинали её, называя самыми нелестными определениями, например: церковью лукавых и т.п. Святые это делали не по собственному неприятию ереси, но по внушению Святого Духа, для сбережения стада Христова, предупреждая о приближении «волков» духовных, выявляя их сущность, и для вразумления заблудших к покаянию. Таким образом, если христианин принимает на себя такие обязательства (духовного миролюбия со всеми), то становится единодушным с творившими отступление на соборе 1666 года.
Такое «миролюбие» не освещает грешника, но праведника повергает во тьму. Если кто тебе скажет: «Ваша и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер, ты и Бога считаешь двоеверным». Не слышим ли, что говорит Писание: един Бог, едина Вера, едино Крещение» (прп. Феодосии Печерский).
В заключение хочется сказать, что всё обретаемое в св. Писании и у св. Отцов, дано нам во спасение,от Бога тому должно следовать до скончания века. Отступление необходимо обличать, дабы не нести ответственности пред Богом равно с тем, кто его творит, и для вразумления человекам. Считать себя хуже всякого человека и всей твари. С любовью принимать всех, не оскорбляя их веры. Открывать Истину тому, кто хочет того сердцем. Нечестия и проповедников его удаляться. Постоянно молиться и укорять себя во всём.
«Исус Христос вчера и днесь той же, во веки. В научения различныя и странныя не прилагайтеся» (Евр.13. 8,9).
Председатель старообрядческой общины г.Коврова
Александр МИШКИН