Газета «Старообрядец» №17 июнь 2000 года
В газете "Старообрядец", № 15 за декабрь 1999 года было краткое сообщение о Межконфессиональной конференции, состоявшейся в Москве в гостинице Даниловского монастыря (РПЦ) под девизом "Исус Христос вчера и днесь, той же и вовеки (Евр. 13:8). Христианство на пороге третьего тысячелетия", в которой приняли участие наряду с представителями традиционных христианских конфессий посланцы от основных старообрядческих согласий.
От Русской православной старообрядческой Церкви присутствовали по благословению Главы Церкви Митрополита Алимпия протоирей Леонид Гусев и автор данной заметки.
Реакция старообрядцев на это событие довольно разнообразна: от одобрения до тревоги и осуждения.
Наиболее характерные вопросы поставлены в письме в редакцию Анны Клячсвой с Алтая.
Не является ли присутствие на этой конференции старообрядцев формой их участия в экуменической ереси?
Здесь, мне кажется, надо отличать еретическую суть экуменического движения от вообще общения с иноверными. К сожалению, иногда любое общение с инославными считается экуменическим.
В советские времена по инициативе властей часто созывались различные конференции религиозных деятелей не только христианских конфессий. Можно ли их назвать экуменическими?
Конечно, нет. Суть экуменической ереси, на мой взгляд, заключается в следующем: попытка объединения различных христианских конфессий в общую организацию на основе признания их равноценности в понятии истинности Веры, признании их разными гранями одной общей Истины христианской Веры. В действии это выражается в общей молитве — Богослужении и в беспрепятственном для всех единовременном общении (не важно в храме какой конфессии это совершается) в таинстве Евхаристии.
Естественно, старообрядцы такое общение осуждают как еретическое. Даже в лоне РПЦ возникло и продолжает набирать силу сопротивление и осуждение подобного участия в экуменическом движении. По этим признакам состоявшуюся конференцию никак нельзя назвать экуменической. А то, что на ней присутствовали и представители нехристианских религий, и от международных организаций — это из политики консолидации общества и инерция форм и обычаев предыдущего периода. Вместе с тем это и выражение уважения к Христианству со стороны других религий.
Эта конференция явилась плодом деятельности ХМКК — Христианского межконфессионального консультативного комитета, в деятельности которого принимали участие и представители старообрядческих согласий, впоследствии присутствовавшие на конференции. Чем же вызвана необходимость создания комитета? Вот фрагмент рассуждения: в советские времена фактически в порядке приказа представителей всех религий страны собирали на различные форумы, где единодушно кого-то осуждали, против чего-то протестовали, кому-то выражали солидарность, собирали немалые пожертвования в различные фонды. И никто не смел ни возразить, ни опротестовать, ни иное мнение высказать, как бы этим отдавая дань за непрепятствование в совершении своих религиозных потребностей. Но вот созывать перестали, и все разбежались по своим углам, замкнулись. Однако такие события, как принятие законов о религии, решение вопросов о церковной собственности, в широком смысле о свободе совести и т. п., показали необходимость участия религиозных организаций и их влияния на принятие подобных решений в стадии их формирования. И это результативнее будет осуществлять в форме консолидированного на добровольной основе органа. Вот такой организацией и подразумевался ХМКК при его создании. А что дальше будет нужно внимательно следить, обсуждать и на общецерковном уровне по каноническим правилам принимать решения.
Один из вопросов: есть ли какая польза от участия в подобных мероприятиях? Существует здесь, конечно, и вероятность что-то и не так сказать, не с тем поговорить и что-то не лучшим образом сделать. Но здесь, как говорит апостол зрите опасно, како ходите". Поэтому и представителями на подобных форумах должны быть не просто желающие или шибко инициативные, а те, которых благословляет и которым доверяет священноначалие Церкви.
Что можно отнести к полезному:
а) выяснилось, что многие из участников, особенно иностранные, не имеют правильного представления о старообрядчестве и не подозревали о его существовании. Наше присутствие позволяло по мере возможности исправлять эту ситуацию;
б) возможность использования трибуны подобных форумов для проповеди истинного понятия христианской Веры;
в) личное знакомство или впечатление о личности как сочувствующих, симпатизирующих старообрядчеству, так и о явных оппонентах;
г) пополнение технического опыта проведения крупных религиозных форумов;
д) возможность общения представителей разных старообрядческих согласий между собой и состоявшаяся, если можно так выразиться, "конференция в конференции" между ними, договор о продолжении общения по общеинте-ресующим вопросам уже на своих территориях;
е) пополнение знания о происходящем в религиозном мире, получение обильной информации;
ж) возможность хоть отчасти исполнить завет Христа: "Идите в мир весь, проповедите...". Обратим особое внимание на "идите", сами идите!
В заключение хотелось бы поблагодарить и редакцию газеты "Костромской старообрядец", также уделившей внимание данному вопросу. Хотя при этом больше доверяющей оценкам парижской газеты "Русская мысль" и не нашедшей возможности ни послать своего корреспондента на конференцию, ни пообщаться с непосредственными участниками ее, а сразу из судейского кресла выносить приговоры.
Тема, нам кажется, достойна продолжения. И редакция ждет очередных вопросов и высказываний различных мнений наших уважаемых читателей.
Иерей РПСЦ о. Леонтий ПИМЕНОВ