Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Необычные гости в Сретенской обители
Дата:  05/01/2018 —  Тема:  РПСЦ новости
Сретенскую духовную семинарию и Сретенский монастырь с группой студентов Духовного училища посетил старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий...
20 декабря 2017 г. Сретенскую духовную семинарию и Сретенский монастырь с группой студентов Духовного училища посетил старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Целью посещения было знакомство с процессом обучения и его методикой в этой духовной школе РПЦ МП (входит в пятерку самых престижных). Сопровождал необычных гостей насельник обители иеромонах Силуан и преподаватель церковной истории профессор А.К. Светозарский.

Детально были осмотрены оба монастырских собора – в честь Сретения Владимирской иконы Богородицы и в честь Воскресения Христова и Новомучеников. Во Владимирском соборе (70-е годы 17 века) особое внимание привлекли настенные фрески и икона Преображения (15 век). Отрадно было увидеть роспись в каноническом стиле в новом монастырском соборе в честь Воскресения Христова и Новомучеников и, особенно, - прекрасный баптистерий в нижнем храме собора.

Около года Владимирским собором владели обновленцы. Когда в 1923 году его вернули православным, собор был освящен великим чином. Настоятелем обители был ближайший сподвижник Патриарха Тихона архиепископ Иларион (Троицкий). В 1999 г. он был причислен к лику святых, мощи его почивают в новом соборе. В декабре 1925 года в монастыре принял иноческий постриг будущий Патриарх Пимен. После закрытия обители в ней находилось общежитие офицеров НКВД. На территории проходили расстрелы. В 1991 году Патриархии был передан Владимирский собор. Первые три года после передачи собора в нем проводило службы братство о. Георгия Кочеткова. С 1994 года действует монастырь (в настоящее время в нем проживает более 40 насельников). Читается Неусыпаемая Псалтырь (в чтении принимают участие и студенты семинарии). Периодически проходят ночные службы. Действует Центр по изучению Туринской плащаницы. Весьма известен сайт Православие.ру. Восстановлены пять деревенских храмов. В Рязанской области функционирует колхоз «Воскресение», получивший не так давно премию имени Столыпина, как лучшее сельхозпредприятие в России.


В монастырской трапезной состоялась беседа с ректором семинарии, наместником монастыря епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым). Интересно, что среди преподавателей семинарии – известный представитель федосеевского согласия М.О. Шахов – он проводит здесь занятия по юридическим вопросам. После того как состоялся обмен подарками, епископ Тихон особо отметил церковный календарь РПСЦ, содержащий ценные богослужебные указания. Состоялся разговор по широкому спектру вопросов. Отмечу некоторые моменты.

О Патриархе Никоне. Сначала владыка, под влиянием известного церковного историка протоиерея Льва Лебедева, испытывал определенный пиетет перед его личностью, хотел даже сделать постановку о нем. По мере же изучения реформы, проведенной им, убедился в ее неоднозначном характере (в качестве примеров были приведены тексты Херувимской песни и покаянной молитвы прп. Ефрема Сирина).

Мне Бог на душу положил произнести слово в защиту епископа Павла Коломенского. За несколько дней до встречи мы стали поминать его на службах в нашем храме. Я много думал об этом исповеднике. Хотелось углубить след от предстоящей встречи. Я сказал примерно следующее: «Патриарх Никон поступил волюнтаристски, его реформа стартовала с выхода "Памяти", предписывающей переход с двуперстия на троеперстие и отмену земных поклонов на молитве прп. Ефрема Сирина. Единолично он не имел права так поступать, т.к. за двуперстием стоял авторитет Стоглавого Собора, который в свою очередь опирался на аналогичное соборное постановление Древневизантийской Церкви. Епископ Павел, как об этом свидетельствует в своих записях архидиакон Павел Алеппский, открыто выступил в защиту старых книг и против отмены земных поклонов на молитве прп. Ефрема Сирина. "Мы не согласны принять новую веру", - решительно заявил исповедник. Спор закончился тем, что Никон сорвал с Павла мантию и собственноручно избил его. Епископа сослали в Палеостровский монастырь, где он находился в довольно тяжелых условиях. В 1656 году его перевели под более строгий надзор в Новгородский Хутынский монастырь. Здесь владыка стал юродствовать. В конце концов, он был сожжен в срубе в Великий четверток в 1658 году». Епископ Тихон с горечью отреагировал на мой рассказ: «Это была невинная жертва!»

Отметил я важность для РПЦ МП, по примеру Русской Зарубежной Церкви, выразить сожаление, принести покаяние за гонения на ревнителей древнего благочестия. Еще предложил открыть в церковном календаре Московского Патриархата рубрику «Из древнерусского богослужебного наследия» и для начала опубликовать в ней тексты утренних и вечерних молитв по старопечатному тексту. Обратил внимание на некоторый разнобой в росписи нового монастырского собора, когда один и тот же святой изображается то с двуперстным благословением, то именословным. Предложил владыке Тихону, «по примеру митрополита Илариона», совершить Литургию по старому обряду, обещая снабдить его необходимыми пособиями. В день престольного праздника собора (7 февраля) епископ Тихон благословил совершить в нем молебен по старому обряду.

«Все разумные православные христиане в Московском Патриархате абсолютно с Вами согласны – убеждать их не надо. В дореформенных текстах нередко более ясный смысл. Раскол был трагедией», - отметил владыка Тихон.

Запомнились еще следующие моменты из рассказа владыки: «Необходимость строительства собора была вызвана ростом количества прихожан – до 40% их уже не вмещалось внутри собора и люди были вынуждены стоять на улице. До 60 % наших прихожан – мужчины, очень много молодежи. Причащали из девяти Чаш. Хотелось построить светлый храм в знак победы Христа». В новом соборе вмещается до 2-х тысяч человек. Предусмотрено все, для того чтобы в особых случаях проводить службы на монастырском дворе. При этом в качестве алтаря будет использоваться притвор.

Прозвучали слова о безусловном значении погружательного способа крещения. «Вначале мы были вынуждены совершать крещения через обливание, затем стали отправлять людей на Пюхтицкое подворье, где появился баптистерий». «Лучше иметь одного восприемника при крещении, как предписано канонами. Бывает, что кум и кума захотят впоследствии вступить в брак - возникает острая коллизия. Крестим мы протестантов и тех, о ком неизвестно, крещены ли они. Что касается крещеных обливанием – я считаю, что в этом вопросе механика не первостепенна. Если всех перекрещивать, то поднимется огромная волна. Как мне рассказывал о. Иоанн (Крестьянкин), после войны было до двухсот крещений в день – священники не выходили из храма до глубокой ночи».

Рассказал владыка о княгине Анне Ярославне (11 век), которая была чуть ли не единственным грамотным человеком в Париже, регулярно молящейся. Французские короли присягали на Евангелии, принадлежащем княгине Анне. Это Евангелие они называли «Ангельской книгой», т.к. не было понятно, на каком языке она написана. Думали, что на ангельском и что никто не сможет ее прочитать. Когда же Петр I побывал в Париже и ему об этом сказали, то он сразу стал читать Евангелие, сказав при этом: «Это наше, славянское Евангелие». Копию этого Евангелия В.В. Путин подарил президенту Франции Макрону, когда приезжал в Париж в связи с юбилеем установления дипломатических отношений между нашими странами. При этом Владимир Владимирович бегло прочитал несколько Евангельских строк.

По поводу книги «Несвятые святые»: «Я изготовитель "костылей" для тех, кто нуждается в особом подходе, кому необходимо помочь отнестись к нам с доверием».

Приятно удивила благоустроенность библиотеки, учебных классов и жилых помещений семинарии. Каждый из классов оформлен особо - есть классы «писателей», «Святой Земли» и т.д. «Мы стремились к тому, чтобы студенты жили и трудились в красивом художественном пространстве. За все время не было ни одного акта вандализма, ни одной царапины на партах».

Гости были под большим впечатлением от увиденного и услышанного, благодарили за теплый прием.

03.01.2018

Игумен Кирилл (Сахаров),
настоятель храма свт. Николы на Берсеневке,
член Союза писателей России

По материалам сайта «Русская народная линия»
https://goo.gl/N9PPKo

фото с официального сайта РПСЦ
https://goo.gl/HFQ1Py



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1238