День первый (часть 1, начало)
Это материал составлен на основании публикаций о Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви (далее — РПСЦ) 2021 г., размещённых на различных интернет-сайтах, в социальных сетях, а так же на основании устных сообщений очевидцев.
Сведения, доступные из разных источников, носят разрозненный и неполный характер, поэтому в этой статье возможны некоторые неточности или нарушения последовательности событий. Но, в целом, на основании доступных материалов представление о ходе Собора и о рассмотренных на нём вопросах можно составить достаточно верное.
Первый вопрос, который волновал всех накануне Собора – это состоится ли он вообще. В связи с четвертой волной коронавирусной инфекции и невиданной ранее заболеваемостью были отменены назначенные ранее на 28 октября этого года Собор братской Белокриницкой старообрядческой митрополии РПСЦ в г. Браила (Румыния), а так же Архиерейский собор РПЦ в Москве, намечавшийся с 15 по 18 ноября. Так же были отменены праздничные мероприятия к 75-летнему юбилею патриарха Кирилла (Гундяева).
Распространённые в начале эпидемии в РПСЦ бравада и настроения ковид-отрицательства начали проходить после неоднократных случаев вспышек эпидемии на приходах, которые, однако, старались скрывать. Были случаи заболевания COVID-19 и среди духовенства. Всего до Собора 2021 г. от коронавирусной инфекции умерло около пяти священников РПСЦ, причём большинство из них - во второй половине этого года.
Комментарий: На момент написания статьи, в ноябре 2021 г., по неофициальным сведениям, число умерших от коронавируса священников РПСЦ было около семи, и этот скорбный список будет только расти. Число умерших от этой болезни прихожан вообще никто не считает.
Только после этого духовенство РПСЦ начало осознавать опасность ситуации.
Совместное пребывание в зале Церковных соборов множества людей, приехавших из разных регионов и даже других стран, создавало очевидную возможность заражения среди участников Собора. Этот вопрос оживленно обсуждался в социальных сетях священниками РПСЦ. Стоили ли вопросы, вынесенные на рассмотрение Собора, чтобы так рисковать? Нельзя ли было обменяться мнениями по ним как-то по-другому, дистанционно, с использованием современных средств связи?
Однако первоиерарх РПСЦ м. Корнилий в своём интервью накануне Собора сделал вид, что ничего особенного не происходит: «если говорить о пандемии коронавируса, то <…> это естественный процесс — Господь его попускает. <…> беды, болезни всегда были, поэтому нам лишь надо молиться»[1], а не предпринимать какие-то особые противоэпидемические меры. Кроме того, м. Корнилий постарался преуменьшить смертность среди священников РПСЦ, заявив, что «смерть только двух из четырех священников связана с этой новой болезнью, и то косвенно», хотя в действительности это не так[2].
На Совете митрополии РПСЦ, который прошёл 15–16 сентября 2021 года, были утверждены следующие вопросы на Собор[3]:
«1.1.1. Рассмотрение обращения высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия об иерархии Древлеправославной Архиепископии (далее — ДА)».
Комментарий: Отношение к иерархии Русской Древлеправославной Церкви (далее — РДЦ) и двум другим отделившимся от неё «раздорническим» иерархиям было одной из основных тем Собора 2021 г. С этим был связан основной вопрос об объединении с Древлеправославной Архиепископией (ДА), а так же важный вопрос о признании хиротонии о. Вадима Коровина.
ДА — сравнительно немногочисленная религиозная группа (1 епископ, 11 приходов, 11 священников и дьяконов), отделившаяся в 1999-2000 гг. от другого, более крупного поповского старообрядческого согласия — РДЦ в 1999 г.
Иерархия ДА восходит к отделившемуся в то время от РДЦ еп. Румынскому Евмению и рукоположенному им еп. Аполлинарию (Дубинину).
Диалогу РПСЦ с ДА предшествовала попытка начать сближение с РДЦ — вторым церковным объединением старообрядцев, приемлющих священство.
С 2012 по 2015 годы между РПСЦ и РДЦ проходил богословский диалог в форме взаимных вопросов и ответов, но он не привёл ни к каким результатам и был приостановлен. Руководство РПСЦ и лично м. Корнилий (Титов) поняли, что у нынешних вождей РДЦ отсутствует стремление к сближению.
Поэтому, когда намерение соединиться с РПСЦ по каким-то своим соображениям проявило руководство ДА, м. Корнилий охотно это поддержал по принципу «лучше синица в руках, чем журавль в небе».
Надо сказать, что, судя по всему, м. Корнилий не осознавал серьёзности канонических проблем, связанных с присоединением «беглопоповских» иерархий. Он считал, что разделение является раздором и вызвано «враждою», а для объединения нужна лишь «христианская любовь», которой нет у тех, кто пытался обратить внимание на действительно существующие канонические проблемы.
Подписание Мирного акта 18 октября 2017 г.
Воссоединение РПСЦ с ДА произошло 18 октября 2017 г. во время Собора РПСЦ в Москве на Рогожском.
Это решение было принято поспешно, без серьёзного рассмотрения канонического достоинства иерархии ДА, без согласования со второй митрополией христиан, приемлющих белокриницкую иерархию – Браиловской митрополией в Румынии.
Сначала на Соборе 2017 г. «с кратким сообщением выступил председатель Комиссии по диалогу с Древлеправославной Архиепископией преосвященный епископ Киевский и всея Украины Никодим»[4].
Также «по этому вопросу выступил член комиссии по диалогу с Древлеправославной Архиепископией о. Вадим Коровин»[5].
Из опубликованных вскоре после Собора РПСЦ 2017 г. материалов о его выступлении невозможно понять, чем подтверждается законность иерархии ДА.
«Заключение Комиссии РПСЦ по диалогу с ДА о преемственности архиерейских хиротоний ДА» было опубликовано только в сентябре 2019 г. на неофициальном сайте «Русская вера». По-видимому, основным автором «Заключения» являлся о. Вадим Коровин, который получил хиротонию в религиозном сообществе, отделившемся от РДЦ, и поэтому был лицом заинтересованным.
Из «Заключения» можно понять, что каноничность иерархии РДЦ, возникшей после присоединения к не имеющему епископов сообществу «беглопоповцев» в 1923 г. архиепископа Николы (Позднева), а в 1929 г. епископа Стефана (Расторгуева), в целом, Комиссией РПСЦ под сомнение не ставилось.
Иерархия ДА восходит к одному из раздоров РДЦ 1999-2000 г., который возник в очень сложной и запутанной ситуации. Поэтому большая часть «Заключения» Комиссии РПСЦ посвящено доказательству правомочности действий «раздорников» и действительности их хиротоний.
По мнению Комиссии РПСЦ, молитвенное и евхаристическое общение между РПСЦ и ДА было восстановлено только потому, что со стороны ДА было «устранено главное препятствие для такого общения — прежде бывшее непризнание беглопоповцами апостольского преемства хиротоний архиереев, ведущих начало от святителя Амбросия Белокриницкого»[6].
После этого Комиссия РПСЦ приравняла религиозное сообщество ДА к возникшему во второй половине XIX в. внутри белокриницкой иерархии раздору «неокружников». На это впоследствии справедливо возразил участник Собора РПСЦ 2021 г. Д. Урушев: «Была сделана попытка выдать ДА за неокружников. Но неокружников и окружников объединяла общая Белокриницкая иерархия и общая история. А что объединяет нас и ДА? У нас нет и не было ничего общего»[7].
Не все участники Собора были с этим согласны. «Некоторые сомневались в апостольском преемстве иерархии Русской Древлеправославной Церкви и предложили отложить принятие решения до лучшего исследования этого вопроса.
Другие предлагали осуществить воссоединение через чиноприем, поскольку ранее чада РДЦ, и в частности Древлеправославной Архиепископии, считались членами раздорнического сообщества»[8].
По воспоминаниям некоторых участников Собора, были предложения не принимать решения до выяснения мнения по этому вопросу Браиловской митрополии. На это м. Корнилий ответил: «Мы самостоятельная Церковь и не должны свои решения с кем-то согласовывать».
После этого большинство «выступающих на Соборе высказали мнение, что исторический шанс на воссоединение не должен быть упущен, иначе этого не поймут ни ныне живущие христиане, ни тем более наши потомки»[9].
То есть решение было принято не из церковно-канонических, а из эмоциональных соображений.
Кроме того, в последние годы соборное большинство обычно голосует по принципу: «как владыке угодно».
Более того, в п. 5 «Мирной грамоты» о воссоединении между РПСЦ и ДА под угрозой церковного суда запрещено повторно возвращаться к вопросу о законности иерархии ДА[10].
«Также делегаты Собора поддержали предложение Архиепископии о временном сохранении ее самостоятельности в духовно-административных вопросах»[11].
Комментарий:
«Соборяне поддержали идею автономии Древлеправославной Архиепископии»[12] — сомнительное решение, противоречащее церковным канонам («да не будет двух епископов во граде»[13], то есть на одной канонической территории).
В истории Церкви были единичные случаи, когда при уврачевании раздоров допускалось временное существование на одной территории двух епископов и параллельных церковных структур до полного их слияния в будущем. Однако такое решение может стать «миной замедленного действия».
15–16 сентября 2021 г. «Совет митрополии РПСЦ рассматривал очередной «ультиматум» Белокриницкой митрополии, связанный на этот раз со вступлением РПСЦ в каноническое общение с <…> Древлеправославной архиепископией, иерархия которой имеет очень спорное происхождение»[14].
Комментарий:
Независимо от того, как относиться к иерархии ДА, можно сказать, что Собор РПСЦ 2017 г. в Москве допустил несомненную ошибку, не согласовав своё решение с братской Браиловской митрополией. Для неё вопрос отношения с РДЦ и отошедших от них иерархий является очень болезненным, так как приходы РДЦ есть и в Румынии, и их вожди настроены враждебно по отношению к белокриницкой иерархии.
Поэтому неудивительно, что Браиловская старообрядческая митрополия на своём Соборе 3 октября 2017 г. отвергла возможность объединения с ДА и поставила под сомнение дальнейшее общение с Московской митрополией РПСЦ[15].
Собор Белокриницкой митрополии
25 октября 2018 года, г. БрэилаСобор Браиловской митрополии 25 октября 2018 г. призвал «братскую Московскую митрополию ради сохранения чистоты православия Белокриницкой иерархии рассмотреть и опровергнуть Мирную Грамоту совместного служения между Московской Митрополией РПСЦ и «Древлеправославной Архиепископией»[16].
Собор Браиловской митрополии не признал иерархию РДЦ в самой основе. По их мнению, основатель этой иерархии «бывший епископ Балашовский Николай Позднев являлся изверженным из сана еще до перехода в старообрядчество»[17]. Поэтому «старообрядческое собрание беглопоповцев приняло в 1923 г. запрещенного в служении архиерея, обновленческого «архиепископа», при сем усугубляя до извержения его церковное наказание и потом распространяя незаконность над всей его новой «иерархией» со всеми ее будущими последователями»[18].
Это решение Браиловской митрополии и вынудило Московскую митрополию на осеннем Совете Митрополии 15–16 сентября 2021 г. повторно создать комиссию по диалогу с ДА и вынести вопрос о ДА на Собор в Москве в 2021 г.
«1.1.2. О кандидатах в священные степени.1.1.3. Отчет архиереев о совершенных хиротониях».
Комментарий: Этот вопрос постоянно обсуждается на Соборах в связи с нехваткой духовенства на приходах и епархиях РПСЦ. Еще на предыдущих Соборах, до начала эпидемии COVID-19, священников умирало больше, чем совершалось хиротоний. За прошедшие два года положение дел стало ещё хуже.
«1.1.4. О внесении изменений в устав Церкви и образцовый устав общины».«1.1.5. Об электронных документах».
Комментарий: Этот вопрос неоднократно в последние годы рассматривался на Соборах РПСЦ, став уже традиционным, но какие-то определённые решения по нему не принимались.
«1.1.6. О составе Канонической комиссии.1.1.7. О составе Календарной комиссии.1.1.8. О границах Санкт-Петербургской и Тверской епархии».
Комментарий: Текущие административные и кадровые вопросы, за некоторыми из которых стоит скрытая от посторонних глаз и неведомая для непосвященных борьба различных групп духовенства.
За несколько дней до Собора «Всемирным союзом староверов» был опубликован документ «Наказы делегатам Освященного Собора РПСЦ», который, несомненно, заслуживает внимания.
В нём предлагается рассмотреть на Соборе следующие вопросы:
«Прежде всего должны быть устранены ограничительные меры, установленные на соборах последних лет.
Например, нужно восстановить число мирян, участвовавших в соборах в качестве делегатов от больших общин, таких как Рогожская (5 человек) или Нижегородская (2 человека).
Сопоставимое количество мирян должно представлять и другие общины, которые в последние годы стали большими, такими как община Ростова-на-Дону. <…>
Должно быть отменено возрастное ограничение в 25 лет. <…>
Безусловно, должно быть подтверждено право на участие в Соборах женщин. <…>
Любой делегат собора, клирик или мирянин должен иметь право поставить на Соборе любой вопрос, а соборяне уже должны решить вносить ли его в повестку дня или нет.
Но некоторые вопросы должны вноситься на обсуждение собора без всякого голосования. Такие вопросы могут подаваться на собор не только Московской Митрополией, но архиерейским собором и даже епархиями, которые сейчас лишены этого права. <…>
В незамедлительном порядке должны быть приняты Положения о проведении Освященных соборов и епархиальных съездов. Соборные решения РПСЦ призывали к этому с конца 90-х годов, однако до сих пор стались невоплощенными. <…>
По некоторым оценкам, это может стать причиной делегитимизации соборных деяний, поскольку нет точного понимания, как на самом деле происходят выборы делегатов на Собор.
Неизвестно, как составляются соборные решения в отсутствии избранной же Собором Протокольной комиссии. Среди участников Соборов ходят слухи, что издаваемые решения отличаются от тех, за которые реально поднимались делегатские мандаты.
Важно также, чтобы в соборах принимали участие психически здоровые люди. <…>
И последняя, не менее главная задача, — это установление каноничного, легитимного, юридически обоснованного церковного суда. <…>
Все эти вышеперечисленные вопросы должны быть обсуждены и, наконец, решены на грядущем и ближайших Соборах РПСЦ».
В комментариях к этой публикации было отмечено: «Редкий случай когда ВСС выдает достойный и системный документ!
Вот только будут ли делегаты выполнять этот наказ или займутся опять спорами среди попов и прочей бытовой чепухой?»[19]
К сожалению, все эти вопросы и предложения были оставлены без ответа.
Вечером накануне начала Собора некоторые священники кулуарно обсуждали ситуацию, связанную с освещением в СМИ странного и подозрительного исчезновения в Рязани 25 июля 2021 г. молодой женщины Елены Сергеевны Логуновой (до замужества Кошелевой), свекровь которой являлась председателем прихода РПСЦ в городе Рязани[20]. «Возбуждено уголовное дело по статье «Убийство». Также среди версий — похищение <…>»[21].
Исчезновение в Рязани Елены Логуновой
История исчезновения в Рязани Елены Логуновой освещалась во многих публикациях СМИ с массовыми тиражами: в газетах «Комсомольская правда», «Московский Комсомолец», «Аргументы и факты», рязанских новостных интернет-ресурсах. Этому была посвящено телевизионное ток-шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир» 21 сентября 2021 г. с большой зрительской аудиторией.
О том, что семья, в которой жила пропавшая Елена Логунова, имеет отношение к староверию, в СМИ упоминалось неоднократно, например, в заголовке статьи в газете «МК-Рязань»: «Мать мужа пропавшей Логуновой является главой старообрядцев Рязани». В этой в этой статье уточняется, что Логунова Любовь Николаевна «возглавляет местную религиозную организацию «Православная старообрядческая община во имя успения Пресвятыя Богородицы города Рязани»[22].
Надо понимать, что одно такое событие, получившее широкое освящение в СМИ, может свести на нет большие усилия по созданию положительного образа старообрядчества.
Предлагалось обсудить это происшествие на Соборе и подготовить официальное опровержение тех публикаций в СМИ, в которых утверждается, что в этом событии есть какой-то религиозный фактор и оно якобы связано с «традициями староверов».
В конечном счёте вопрос об исчезновении Елены Логуновой и его освящении в СМИ так и не был предложен для обсуждения на Соборе, всё ограничилось кулуарными разговорами.
Влас Логинов
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4
Продолжение следует...
1. Сайт «Старообрядцы» 18 октября 2021 г.
2. Сайт «Старообрядцы» 18 октября 2021 г.
7. Д. Урушев «Впечатления участник Освященного Собора». Сайт «Старообрядцы»
13. Правило 8 Первого Вселенского Собора, Никейского
14. Александр Солдатов «Или крестик снимите, или во власть идите». Новая газета
19. Сайт «Русская вера» «Наказы делегатам Освященного собора РПСЦ»
20. Подтверждение этому есть на сайте RegReestr.com
21. Информационное агентство «Медиа Рязань» 21.09.2021