День первый (часть 2, продолжение)
19 октября 2021 г. «на заседание первого дня зарегистрировалось 129 участников, в том числе 79 представителей духовенства. <…>
В этом году из-за коронавирусных ограничений и по состоянию здоровья в режиме онлайн участвовали владыка Новосибирский Силуян, Казахстанский Сава и Украинский Никодим. Как сообщает сайт «Клинцы Старообрядческие», всего через интернет к заседанию было подключено 16 человек»[1].
В начале работы первого дня Собора количество его участников было меньше, чем обычно, что дало основание некоторым комментаторам говорить, что на Соборе «возникли проблемы с кворумом: не смог прибыть ни один депутат из Украины и Казахстана, а также большинство настоятелей российских приходов. Идея проводить Освященный собор с широким представительством на пике эпидемии многим чадам РПСЦ показалась опрометчивой»[2].
Однако на второй день Собора количество его участников увеличилось. Он «открывался с 85 зарегистрированными участниками, еще 15 человек были в онлайне, позже численность выросла до 110 и 19 соборян соответственно»[3]. «Проблема кворума, вставшая было в начале Собора, разрешилась с помощью современных интернет-технологий»[4].
Всего «на Собор прибыло 129 делегатов, в том числе 79 представителей духовенства»[5].
Комментарий: По свидетельству очевидцев, некоторые участники Собора из числа священников приезжали на второй день Собора, чуть ли не на последнее заседание после обеда. Очевидно, что они приезжали лишь «для галочки», чтобы отметиться в числе участников Собора, а так же для каких-то своих дел в Москве. Но их тоже учитывали при подсчёте количества делегатов на Соборе.
«Из мирян в работе Собора приняло участие 50 человек — рекордно низкое число за последние десятилетия. Так, в 2005 году на Соборе было 137 мирян, в 2007 году — 124 мирянина, а в 2010 году — 100 мирян»[6].
«За всю историю Белокриницкой иерархии, и РПСЦ в частности, баланс между соборянами-клириками и мирянами более-менее соблюдался, даже в советские времена. Только при нынешнем предстоятеле митрополите Корнилии началась явная клерикализация соборной жизни - по примеру "старшего брата" РПЦ МП...»[7].
Комментарий: По свидетельству очевидцев, если из числа делегатов-мирян вычесть жен священников, их сыновей и зятьев, тоже, по существу, относящихся к «духовному сословию», то количество независимых депутатов-мирян будет ещё меньше.
«Среди соборян около десятка женщин»[8].
Комментарий: Лишенный сана Браиловской митрополией еп. Антипа (Схулухия) после Собора 2021 г. написал: «уже не один год на Освященных Соборах участвуют жены, что есть самое дно падения <…> РПсЦ»[9]. Однако с этим нельзя согласиться.
Как совершенно справедливо отмечено в «Наказе участникам Собора»: «Безусловно, должно быть подтверждено право на участие в Соборах женщин.
Недавно была сделана бесцеремонная попытка лишить их такого права, граничащая с ересью, что «женщина не человек», которая в свое время была распространена отлученным от РПСЦ Артемием Артемьевым.
Женщины должны иметь равный голос на Соборе, поскольку женщины были одной из опор старообрядчества, начиная с приснопамятной преподобномученицы Феодоры (боярыни Феодосии Морозовой). Это давняя и укоренившаяся традиция, когда женщины могут быть председателями общин, казначеями, уставщицами. Не даром на Руси говорили: «Раскол бабами держится»»[10].
19 октября 2021 г. «соборяне <…> встретили владыку-митрополита, совершили молебен в Покровском кафедральном соборе, зарегистрировались.
По традиции, каждую общину (за исключением крупных, где другие нормативы численности делегированных прихожан) представляют двое делегатов, чаще всего — настоятель и выбранный мирянин, но общины «победнее» нередко ограничиваются представительством на Соборе одним настоятелем»[11].
Комментарий: К сожалению, это не так. На Соборе РПСЦ 2014 года «для мирян была установлена норма представительства – по одному делегату от каждой общины»[12]. До этого крупные общины Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Новосибирска, Ржева и другие делегировали по нескольку мирян. В результате сложилась пародоксальная ситуация. Например, община Покровского собора на Рогожском, в которой прихожан столько же, сколько в иной епархии РПСЦ и на средства которой во многом содержится Митрополия, имеет такое же представительство мирян на Соборе, как и малолюдный сельский храм.
«В ходе заседания к участникам присоединился владыка Зосима, который не планировал приезжать, но в последний момент решил не пропускать важнейшего в жизни Церкви мероприятия.
Перед началом заседания были выбраны ведущие — протоиереи Никола Думнов и Геннадий Чунин»[13].
Комментарий: Оба упомянутых протоиерея были ведущими на Соборе РПСЦ 2007 г., когда при их активном участии была отлучена от Церкви группа ревнителей, поставившая вопрос об экуменических контактах руководства РПСЦ. Как «особо заслуженным» деятелям право вести Соборы им предоставлялось и в дальнейшем.
Освященный Собор проходил в зале Церковных соборов в Доме причта под председательством митрополита Московского и всея Руси Корнилия.
«В президиуме Собора находились архиепископ Донской и Кавказский Зосима, епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений, епископ Ярославско-Костромской Викентий, епископ Казанско-Вятский Евфимий, епископ Томско-Енисейский Григорий, епископ Самарский и Саратовский Андрей.
Остальные архиереи и некоторые священники участвовали в Соборе посредством американской системы глобальной видеосвязи Zoom»[14].
Комментарий: В списке архиереев, находившихся в президиуме Собора, не указан епископ Патермуфий (Артемихин). На опубликованных в интернете фотографиях Собора он шествует в зал заседания вместе с другими архиереями РПСЦ и сидит с ними в президиуме Собора.
Возможно, последующее исключение епископа Патермуфия из списка архиереев вызвано принятым по нему решением Архиерейского суда.
Я люблю вас, но живого, а не мумию.
Навели хрестоматийный глянец.
В. Маяковский. «Юбилейное»
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь.
В. Маяковский. «Во весь голос»
Первосвятитель РПСЦ м. Корнилий (Титов) в своём докладе отметил, что придётся «говорить об итогах деятельности нашей Церкви за два прошедших года», так как намеченный на 2020 г. Собор РПСЦ не состоялся «из-за сложной эпидемиологической обстановки, обострившей многие проблемы в нашем обществе и во всем мире».
Комментарий: Это высказывание приходит в противоречие с утверждением м. Корнилия в интервью 18 октября 2021 г. накануне Собора, что «коронавирус — это больше медицинский вопрос». События, «обострившие многие проблемы в нашем обществе и во всем мире» и изменившие привычный ход жизни всего человечества, не могут быть просто «медицинским вопросом».
«Этот период стал важной вехой в истории современного старообрядчества», так как в 2020 г. отмечался юбилей 400-летия рождения протопопа Аввакума.
«Этот юбилей в первую очередь отмечался нашей Церковью молебнами свщмч. Аввакуму и всем святым, пострадавшим за древлее благочестие.
Были написаны иконы святого свщмч. Аввакума и святых исповедниц преподобномученицы Феодоры, боярыни Морозовой, и ее сестры мученицы Евдокии Урусовой. Эти иконы установлены в Покровском кафедральном соборе на Рогожском.
Комментарий: Упомянутые в докладе иконы старообрядческих святых, установленные в Покровском кафедральном соборе на Рогожском, вызвали неоднозначную реакцию прихожан, так как при их написании были допущены явные ошибки[15].
Также впервые в истории нашей Церкви написана большая икона, на которой изображены около 90 святых, канонизированных нашей Церковью после церковного раскола XVII века.
И издана книга «Род сей не прейдет», где помещены жития и каноны святым РПСЦ».
Комментарий: Книга о святых РПСЦ составлена о. Вадимом Коровиным, вопрос о котором неоднократно поднимался на Соборе 2021 г. Она издана и уже поступила в продажу. Некоторые главы из этой книги доступны на официальном сайте РПСЦ в разделе «#Персоналии»[16].
Особенностью нынешних юбилейных мероприятий было то, что впервые подобные мероприятия старообрядцев получили широкую поддержку со стороны власти и лично со стороны Президента России В.В. Путина.
«Подготовка к юбилею началась за несколько лет до его начала.
Нами была разработана большая программа проведения юбилея, которая была одобрена Министерством культуры Российской Федерации.
Торжества по празднованию 400-летия протопопа Аввакума прошли в более чем пятидесяти субъектах РФ. Также юбилейные мероприятия прошли на территории Украины, Молдавии, стран Балтии и других государств, где проживают старообрядцы».
В ходе подготовки юбилейных мероприятий состоялись встречи м. Корнилия (Титова) с президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, с мэром Москвы С.С. Собяниным.
М. Корнилий принимал участие в заседаниях Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, в работе круглого стола в Государственной Думе, в заседании Комитета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации РФ, комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.
Состоялся ряд встреч м. Корнилия и других епископов РПСЦ с властями российских регионов: с представителями власти Кирова и Кировской области, с президентом Республики Татарстан, мэром Казани, с правительством Удмуртии, с губернатором Красноярского края.
Комментарий: Интерес представителей власти России к старообрядчеству вызван, помимо прочего, определённым разочарованием в «официальной Церкви», превратившейся в бюрократическую структуру, бизнес-организацию, сотрясаемую гомосексуальными и педофильскими скандалами. По-прежнему актуально звучат слова Владимира Высоцкого: «Но и в церкви всё не так, всё не так, как надо».
Очень многие в России глубине души хотят именно в старообрядчестве увидеть что-то иное, отличное от сегодняшней Московской Патриархии: настоящее православие, истовую веру, убеждённость, подвижничество.
Возможно, именно этим объясняется то внимание, которое власти уделяют староверию в последние годы.
Хотя в первые годы правления м. Корнилия в РПСЦ существовали настроения, что необходимо «сближение» с РПЦ МП, наша Церковь представляет интерес для властей и общества именно потому, что она не успела «сблизиться».
К сожалению, руководство РПСЦ вряд ли это отчетливо понимает.
По мнению м. Корнилия, «утвержденный на государственном уровне Год протопопа Аввакума, мероприятия которого проходили в 2020–2021 гг., дал старообрядцам уникальную возможность проповеди истинной православной веры, возможность обратить внимание всего мира на историю и причины раскола Церкви в XVII веке и его последствия, показать, как наши благочестивые предки сберегли, порой ценой своей жизни, веру, культуру, традиции, русскую речь и весь уклад христианской жизни, которой славилась Святая Русь.
И сегодня «огнепальный» протопоп Аввакум взывает к нам, его потомкам: «Стойте в вере Христа, Спасителя нашего, не ослабевайте душами своими».
Комментарий: Аввакумовские юбилейные торжества 2020 – 20211 годов продемонстрировали доброжелательное отношение к старообрядчеству со стороны властей всех уровней, со стороны гуманитарного и музейного научных сообществ, со стороны СМИ.
В условиях российских реалий это очень важно, это несомненный прорыв. Старообрядцы, почти всегда находившиеся в условиях гонений, понимают это лучше, чем кто-либо.
В то же время надо отметить определённые недостатки этих мероприятий.
В аввакумовских юбилейных мероприятиях участвовали, как правило, чиновники, музейщики и сами староверы, но при этом они остались незамеченными для большинства простых граждан России.
Вопросы «веры», вероисповедания на этих мероприятиях не поднимались вообще, а всё было сведено к культуре, древним традициям и жизненному укладу, что далеко не для всех кажется важным в наше сложное время. А вот вопросы правды в жизни, а тем более правды в церкви и в наши дни волнуют многих.
Мало называть себя наследниками протопопа Аввакума и восхвалять его на словах, надо и в жизни уподобляться ему.
Он бескомпромиссно обличал «никонианскую блудню», а нынешнее руководство РПСЦ проводило политику «сближения» с РПЦ.
Протопоп Аввакум смело говорил правду царю, а нынешние вожди нашей Церкви больше всего боятся не угодить властям.
Временами приходит крамольная мысль, что если бы протопоп Аввакум объявился в наши дни на Рогожской, в старообрядческой Митрополии, и обратился бы со своей проповедью применительно к современной ситуации, то его бы сочли «сумасшедшим», «смутьяном» и извергли из сана наряду со священниками Елисеем Елисеевым, Александром Черногором и Александром Мишкиным.
Прав Пушкин, писавший, что «у нас любить умеют только мертвых»[17].
После сообщения об юбилейных торжествах м. Корнилий сказал о некоторых важных событиях внутрицерковной жизни.
Так за время 2020 – 2021 годов были освящены престолы шести храмов. Из них 2 в Московской епархии (в подмосковном селе Селиваниха и в г. Туле), 1 храм в Санкт-Петербургской и Тверской епархии (под г. Ржевом), 1 в Самарской и Саратовской епархии и 1 храм в Кишинёвской и всея Молдавии Епархии (в г. Тирасполе).
Комментарий: Не стоит забывать, что это было тяжелое время эпидемии коронавируса, связанных с этим ограничениями и финансовыми трудностями. Поэтому к освящению было подготовлено меньше храмов, чем могло бы быть в другое время.
За это же время в епархиях РПСЦ были совершены 7 хиротоний, из них 6 диаконских и одна священническая.
3 дьякона были поставлены в Московской епархии для храмов Москвы, Павловского Посада Московской области и для Калуги.
1 дьякон в Ярославско-Костромской епархии для храма в Костроме.
1 дьякон был рукоположен для старообрядческой общины в Пакистане.
В Киевской и всея Украины епархии было поставлено 1дьякон и 1 священник для прихода г. Винницы.
В своем докладе м. Корнилий об этом не сказал, но из сообщений в интернете известно, что в то же время, за последние 2 года умерло 12 священников РПСЦ[18].
Спустя месяц после Собора 2021 г. умерли ещё 1 священник и 1 епископ[19].
Комментарий: Доклад м. Корнилия свидетельствует об очевидном перекосе церковной политики, когда «внешней политике» церковного руководства, различным церковно-общественным контактам и мероприятиям уделяется гораздо большее внимание, чем решению внутрицерковных вопросов. Особенно выпукло это проявилось в 2020-2021 гг., во время торжеств, посвященных протопопу Аввакуму. По этой причине и отношение многих верующих РПСЦ к этим юбилейным мероприятиям было неоднозначным.
Конечно, доброжелательное отношение властей, финансовая помощь, участие представителей Церкви в различных общественных и культурных мероприятиях – это очень важно.
Однако существует множество наших застарелых внутренних проблем, которые за нас никто не решит.
И доклад митрополита как раз подтверждал, что на фоне бесконечной череды юбилейных встреч, торжеств и мероприятий жизненно важные для Церкви деяния – освящения храмов и хиротонии совершались за прошедшие два года не часто.
Среди одного из основных вызовов, с которыми старообрядческой Церкви приходится сталкиваться в настоящее время, м. Корнилий в своём докладе назвал «яростную атаку на Церковь и ее устои, подрыв доверия к ней <…> в социальных сетях, в интернете. <…> Сегодня в комментариях в соцсетях интернета можно увидеть в адрес мирян и священнослужителей клевету и оскорбления, которые обсуждаются и порой поддерживаются даже нашим духовенством, так что и врага не надо, чтобы нас разобщать.
Нам, христианам, а особенно священству, необходимо помнить завет апостола Павла «носите тяготы друг друга», защищать друг друга и помогать друг другу, так как, по слову апостола, кто не печется о ближних, тот отказался от веры. Нам, старообрядцам, надо заботиться о самосбережении, не надо поддаваться проискам врага рода человеческого, который хочет нас разобщить и поссорить».
Комментарий: Вероятно, м. Корнилий имеет в виду несколько появившихся в 2019-2021 годах в «Новой газете» публикаций религиозного обозревателя Александра Солдатова. В них хотя и содержатся некоторые неточности, но в целом верно освящаются многочисленные проблемы и конфликты, появившиеся в жизни РПСЦ за последние годы[20].
Вероятно, среди старообрядцев нашлись те, кого не устраивало нынешнее положение дел в РПСЦ и которые решили обратиться к светским журналистам, сообщив им много разнообразных сведений.
Существует грубоватая, но справедливая народная пословица: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Многочисленные и вопиющие проблемы в РПСЦ «заметаются под ковер», не решаются, в старообрядческих СМИ пишут только о славном прошлом, о праздниках и юбилеях. В такой ситуации о критических публикациях во внешних СМИ можно сказать: «камни возопиют» (Лк. 19:40).
Но при разумном подходе можно и в этом увидеть положительный момент. Дело в том, что любое начальство, как светское, так и церковное, со временем начинает отрываться от жизни. Приближённые, помощники зачастую не сообщают всей неприятной правды, говорят только то, что начальник хочет услышать.
В таком случае критика в СМИ может в чём-то выполнить роль «обратной связи», которая очень необходима для того, чтобы вовремя исправлять допущенные ошибки.
В то же время встречающаяся иногда «клевета и оскорбления в адрес мирян и священнослужителей, которую можно увидеть в соцсетях интернета», конечно, совершенно недопустимы.
«Открытое информационное пространство дает уникальные возможности нашей Церкви для проповеди истинной веры. Но в тоже время мы видим там и негативную пропаганду в духе недавнего атеистического прошлого нашей страны, агрессивное навязывание чуждой православному сознанию лживой западной либеральной морали с ее культом насилия, половой вседозволенности, секулярной философии».
Комментарий: К сожалению, это так. Глядя на современные события, невольно вспоминаешь не только «весь мир лежит во зле» (1 Иоанна 5:19), но и «дети, последняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет» (1 Иоанна 2:18).
К сожалению, это совершенно справедливое высказывание носит общий и неконкретный характер и поэтому не может помочь христианам сориентироваться в сложных событиях нашего времени.
«Исходя из этого очевидно, что сегодня возрастает роль каждого священника, каждого неравнодушного члена нашей Церкви. Не надо спрашивать, что может сделать для тебя государство и Церковь, а спрашивай, что ты можешь сделать для страны и Церкви, для спасения народа и его духовного возрождения. Ведь Исус Христос пришел в мир не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить другим и отдать душу Свою для спасения многих (Мф. 20, 28)».
Комментарий: По существу сказано совершено правильно. Однако жизнь показывает, что на одном «голом» энтузиазме тоже далеко не уедешь. Для того, чтобы священник или каждый неравнодушный христиан мог что-то сделать, помощь государства и Церкви тоже не будет лишней.
«В нынешнее тревожное время нам необходимо, помимо усиления проповеди, увеличить благотворительную и социальную деятельность, особенно в нынешних условиях пандемии, и, для создания положительного образа Церкви, давать об этом информацию российскому обществу».
Комментарий: Благотворительную деятельность можно увеличить только в том случае, если она ведётся.
Для начала в программу Соборов должны включаться отчёты о благотворительной, социальной деятельности в епархиях и приходах наряду с сообщениями о церковно-общественных мероприятиях, освящениях храмов и совершенных хиротониях. Положительные, хотя и немногочисленные, примеры такой деятельности, ведущейся некоторыми приходами РПСЦ, есть. Предметом обсуждения должны стать как достижения, так и трудности и ошибки. Необходимо ознакомиться с опытом других конфессий.
Для ведения социальной деятельности необходимы специально подготовленные люди и денежные средства, постоянная помощь епархий и богатых приходов.
В благотворительной и социальной помощи, тем более в условиях пандемии, в первую очередь, нуждаются многие прихожане РПСЦ, среди которых немало людей малообеспеченных и находящихся в сложной жизненной ситуации. Сейчас этому, к сожалению, уделяется мало внимания.
Только после того, как будет налажена помощь «своим», можно будет распространить её и на «внешних», и «давать об этом информацию российскому обществу».
Без всего этого призывы «увеличить благотворительную деятельность» останутся общими и ни к чему не обязывающими словами.
«Священникам в своих проповедях необходимо подчеркивать роль и значение традиционной семьи, ее укрепления, увеличения рождаемости. Семья, по заветам Писания, священна, и ее разрушение карается Богом.
Слава Богу за то, что наша старообрядческая Церковь сегодня показывает пример крепкой многодетной семьи. Особо хотелось бы отметить многодетные семьи священников о. Вадима Коровина (13 детей), о. Иоанна Кайрова (12 детей), о. Валентина Бесштанникова (12 детей), о. Сергия Бобкова (10 детей), о. Алексея Лосева (10 детей), о. Александра Панкратова (7 детей), диакона Иоанна Ошина (7 детей) и многих других, чьи семьи умножают ряды нашей Церкви».
Комментарий: Очень хорошо, что в старообрядчестве есть примеры многодетных священнических семей. Однако почему не упомянуты многодетные семьи среди простых прихожан? Ведь семья священника, как правило, находится в особых условиях, батюшке зачастую помогает поднимать детей весь приход, его жена обычно не работает, к его семье особое отношение.
А к многодетным мирянам и их семьям отношение совсем другое, и они сталкиваются с большими трудностями, чем семьи священников. В миру, на работе, среди родственников они зачастую встречаются с непониманием и откровенной враждой. Да и материальное положение у многодетных семей многих мирян бывает более сложное, чем у священников, при этом на приходах им не принято помогать.
«Нужно избегать общественно-политических споров, которые порой приносят больше вреда, чем пользы. Во все времена Церковь (а особенно после раскола), защищая духовные и нравственные основы жизни общества, сохраняла политическую нейтральность, как бы надмирность, понимая, что политические баталии вносят раскол и вражду между людьми.
Конечно, Церковь не должна уклоняться от проблем общества и должна проявлять чувство ответственности за судьбу нашего народа, но при этом задача Церкви — стоять между враждующими на политических и идеологических баррикадах.
Всё то, что мы адресуем людям в интернет-пространстве, должно иметь лишь одну главную цель — спасение человеческой души.
Нам необходимо осознать, что не надо бороться с внешним злом, хотя ему не следует потакать и уступать, а нужно бороться со злом в себе, живя по заповедям Христа»[21].
Комментарий: Где грань между «неуклонением от проблем общества» и «общественно-политическими спорами», которых «надо избегать»? Политика «во властех сущих»?
Кроме того, в человеке, как в духовно-телесном существе, «зло в себе» очень часто переходит во «внешнее зло». Как при этом возможно «не потакать и не уступать внешнему злу», если с ним «не бороться»?
По-видимому, м. Корнилий хотел выразить, в целом, правильную мысль, что Церковь не должна втягиваться в сиюминутные политические споры.
Однако высказано это не очень удачно, в духе «непротивленцев», таких, как Лев Толстой и Махатма Ганди, нравственное учение которых не соответствует традициям православной Церкви.
Можно вспомнить, например, благоверного князя Александра Невского, с оружием в руках защищавшего Русь, или прп. Сергия Радонежского, благословившего князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Влас Логинов
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4
Продолжение следует...
Фотографии
Фото с официального сайта РПСЦ
Фото со страницы ВК "#ЛизаАлертРязань"
[9] Сайт «Русская вера». Епископ Антипа: «Пора собирать Общий Собор христиан Белокриницкой иерархии».
[16] Официальный сайт РПСЦ. Раздел «протоиерей Вадим Коровин | #Персоналии».
[17] А. С. Пушкин, трагедия «Борис Годунов», монолог царя Бориса (сцена «Палаты патриарха»).
[18] «За последние два года от нас ушли 12 священников разных возрастов: священноинок Вениамин Костромин, протоиерей Иоанн Думнов, протоиерей Леонтий Пименов, протоиерей Алексей Комендантов, протоиерей Дмитрий Шмаков, протоиерей Илья Косырев, иерей Анатолий Носочков, иерей Владимир Савельев, иерей Иоанн Горшенин, иерей Игорь Вершинин, иерей Александр Чуколенко, иерей Стефан Еремеев».
Из социальных сетей
[19] Протоиерей Евфимий Кузьмин (г. Измаил Одесской области) и епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян (Килин).
По сведениям официального сайта РПСЦ.