Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Уходя — уходи, или история о том, как епископ Зосима (Еремеев) покидал Молдавскую епархию
Дата:  20/01/2022 —  Тема:  Личное мнение

Епископ Зосима (Еремеев)Епископ Зосима (в миру Зотик Иосифович Еремеев) родился в 1947 году в Молдавии в большой потомственной семье старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию. С детства посещал храм, освоил церковное чтение и пение. После окончания школы работал электриком, получил среднетехническое образование. В 1973 году поступил в Московскую духовную семинарию РПЦ, которую окончил в 1977 г. В то время это была единственная возможность для старообрядца получить духовное образование.

Обратной стороной этого стала необходимость для него несколько лет отработать в епархиальном управлении Кишинёвской епархии РПЦ и в хоре новообрядческого кафедрального собора.

«За время обучения Зотик воочию увидел еретичность новообрядческой церкви в её учении и практической деятельности и глубже утвердился в истинности древлеправославия»[1].

В 1983 году Зотик Еремеев вернулся к служению в старообрядческой Церкви, став уставщиком в селе Губино Орехово-Зуевского района Московской области. «В 1991 году его рукоположили священником РПСЦ, а в 1992 г. Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви избрал отца Зотика Еремеева во епископа Кишиневского и всея Молдавии». О. Зотик по взаимному согласию со своей супругой Тамарой решили принять иночество. «О. Зотик стал священноиноком Зосимой, а бывшая супруга — инокиней Таисией (позднее она стала игуменией монастыря в с. Белая Криница, Украина).

В мае 1993 г. священноинока Зосиму митрополит Алимпий (Гусев) в сослужении с епископом Силуяном  (Килиным) и епископом Иоанном  (Витушкиным) рукоположил во епископа Кишиневского и всея Молдавии»[2].

В Молдавской епархии РПСЦ служение епископа Зосимы продолжалось десять лет. «Став управляющим Кишиневской епархией в 1993 г., епископ Зосима всецело и активно включился в пастырскую деятельность, направленную на укрепление древнего православного благочестия и соблюдения церковного Предания в старообрядческих общинах Молдавии. <…> Благодаря его неустанному попечению и поддержке в приходах Кишиневской епархии сделано много полезного»[3]. Усилиями еп. Зосимы были отремонтированы многие храмы епархии, налажено уставное богослужение, открыт женский монастырь в Куничах, летняя духовная школа для детей при нём, издавались церковные календари и духовно-просветительская литература.

Храмовый праздник в с. Кунича 31 августа 1997 г.Однако не всё было гладко. Липованские села старообрядцев-поповцев в Молдавии и Одесской области – это очень сложный мир. Люди три века живут на одном месте, в чём-то сохранили древнерусские традиции, как хорошие, так и не очень. Вера во многом понимается как соблюдение внешних бытовых обычаев и церковного обряда. Все между собой породнены, почти невозможно заключать браки в положенных степенях родства. Нужна мудрость, много терпения и времени, чтобы изменить что-то к лучшему.

Храмовый праздник в с. Кунича 31 августа 1997 г.К сожалению, нередко епископ Зосима действовал хотя и по правилам, но слишком прямолинейно, проявлял не снисходительность и «икономию», а строгую «акривию» и склонность решать проблемы административно-командными методами. Множились обиды, конфликты, взаимное непонимание.

В Московскую митрополию РПСЦ неоднократно поступали жалобы на действия епископа Зосимы от его прихожан. Сторонники епископа Зосимы уверяли, что это «противники православного благочестия, люди, желающие жить по обычаям мира, а не по правилам Церкви составляли непрестанные петиции в Москву»[4]. Однако в дальнейшем выяснилось, что и на еп. Зосиме лежит часть вины за эти конфликты.

Никакой реакции священноначалия РПСЦ на эти жалобы не было до тех пор, пока в конце 2003 г. здоровье первосвятителя РПСЦ м. Алимпия (Гусева) резко ухудшилось, и началась борьба за верховную власть в Церкви. В преемники  метил его родной брат о. Леонид Гусев, настоятель Покровского собора на Рогожском кладбище и управляющий делами Митрополии. Он хотел срочно, до возможной скорой кончины м. Алимпия, получить епископский сан и сохранить верховную власть в Церкви внутри одной семьи, подобно тому, как это происходит в РДЦ, где первоиерархами уже более полувека становятся представители семьи Калининых.

Епископы Андриан (Четвергов), Амвросий (Герцог) и Зосима (Еремеев)  РПСЦ «поставили этой неканоничной затее преграду»[5].

О. Леонид Гусев, впоследствии священноинок ЛиверийДля устранения самого влиятельного из них и возможного кандидата на пост первосвятителя - епископа Кишинёвского и всея Молдовы Зосимы (Еремеева), о. Леонид Гусев направил комиссию от Митрополии в старообрядческие приходы Молдавии, но, конечно, не для торжества справедливости, а для того, чтобы собрать на епископа Зосиму «компромат».

Комиссии не пришлось что-то специально «копать», она сразу выявила застарелую конфликтную ситуацию в Молдавской епархии. Часть прихожан поддерживала владыку Зосиму, но многие были на него обижены, обвиняя его в самоуправстве и жестоком отношении к верующим.

Временно исполняющий обязанности епископа Кишинёвского и всея Молдовы епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян. Второй слева о. Геннадий Чунин (Санкт-Петербург).По словам члена комиссии о. Геннадия Чунина из Санкт-Петербурга, епископ Зосима «под невнятными предлогами не шёл к умирающему, а после его смерти отказывался отпеть погребение, мотивируя это тем, что умер человек без покаяния. По его вине некрещёным умер ребёнок, которого епископ Зосима затем запретил хоронить на кладбище. Родители малыша таким отношением владыки были просто убиты. Без всяких объяснений мог вдруг запретить в одном из сёл венчать молодых»[6]. При этом люди не могли обратиться за требами в другие приходы, так как епископ Зосима запрещал священникам совершать их не для своих прихожан.

Кишинёв, Покровская Мазаракиевская церковь, кафедральный храм РПСЦ в Молдове. 1996 г.Вероятно, в своих действиях владыка Зосима руководствовался «каноническим максимализмом». Возможно, запрет на крещение ребёнка и венчание пар был вызван нарушением правил о степенях родства, в тех условиях трудновыполнимых. Однако такие действия архиерея не способствовало улучшению церковной жизни, а только множили обиды.

По сведениям издаваемой в Молдавии газеты, «за десять лет нахождения в Молдове епископ Зосима рукоположил лишь двух священников, при том, что в республике их всего четверо на 14 приходов, двоим из них – за 80, одному – под 80»[7].

По словам местных прихожан, почему-то у владыки Зосимы все кандидаты в священники оказывались недостойными.

Митрополит Алимпий (Гусев)«Из 14 членов церковного совета Кишинёвской общины четверо, занимающие основные руководящие должности, оказались родными братьями владыки, назначенными им лично, без необходимых по общинному уставу выборов. Один из них преградил комиссии путь, закрыв перед ней ворота главного старообрядческого храма страны – Кишинёвской Мазаракиевской церкви»[8].

 

После возвращения комиссии в Москву это событие стало поводом для прещений на епископа Зосиму. О. Леонид Гусев уговорил тяжело больного митрополита Алимпия безо всякого церковного суда подписать 23 октября 2003 г. единоличный Указ о запрещении епископа Зосимы в служении: «Презрев свой долг послушания и смирения, епископ Зосима воздвиг препятствия в работе комиссии, сопровождая свои неканонические действия оскорбительными для меня и членов комиссии высказываниями, чем причинил мне сильнейшую обиду.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь 55 правилом Св. Апостолов,

1. Привлекаю епископа Зосиму к церковному суду.

2. До суда запрещаю епископа Зосиму от всякого священнодействия и отстраняю от управления Кишинёвской и всея Молдовы епархии.

3. Временно исполняющим обязанности епископа Кишинёвского и всея Молдовы назначаю епископа Новосибирского и всея Сибири Силуяна»[9].

Для понимания дальнейших событий надо разделять конфликтную ситуацию в Молдавской епархии, наличие которой подтвердилось впоследствии, во время правления м. Андриана (Четвергова), и этот Указ м. Алимпия (Гусева), который вскоре после этого Собор РПСЦ, прошедший 9-11 февраля 2004 г. отменил «как противоречащий канонам Церкви»[10].

Епископ Зосима это единоличное запрещение без суда не признал, объявив его неканоническим. Он временно перешёл в подчинение Браиловской митрополии с несколькими священниками Дальневосточной епархии РПСЦ, поддержавшими так же не несправедливо, единоличным указом митрополита Алимпия от 11 октября 2003 г. запрещённого в служении иерея Елисея Елисеева и отлучённого от Церкви мирянина Александра Ванчева[11].

Их принял в свою юрисдикцию Великий Освященный Собор в Браиле 27 октября 2007 г. Была создана временная Российская епархия Белокриницкой митрополии во главе с епископом Зосимой.

После этого в Молдавской епархии одновременно стали править два епископа – Зосима и Силуян. Прихожане разделились, но это разделение было вызвано исключительно разным отношением к личности епископа Зосимы.

Митрополит Андриан (Четвергов)31 декабря 2003 года умер м. Алимпий (Гусев). На состоявшемся 9-11 февраля 2004 года Освященном Соборе РПСЦ новым митрополитом был избран Андриан (Четвергов), а надежды о. Леонида Гусева сохранить свою власть не оправдались.

Поскольку исчезла причина, вызвавшая раздор, то Собор отменил Указы м. Алимпия, подписанные им под давлением о. Леонида Гусева незадолго до смерти, в том числе и Указ 23 октября 2003 г. о единоличном запрещении епископа Зосимы «как противоречащий канонам Церкви».

10 февраля 2004 г. Собор рассмотрел положение в епархии Кишинёвской и всея Молдавии. Епископ Зосима был освобождён от исполнения обязанностей правящего архиерея Кишинёвской и всея Молдавии епархии «в связи с его переходом в каноническое подчинение Белокриницкой Митрополии».

Епископ Силуян так же был освобождён от временного исполнения обязанностей правящего архиерея Кишинёвской епархии.

Временное исполнение обязанностей правящего архиерея Кишинёвской епархии было поручено епископу Киевскому и всея Украины Саватию (Козко).

Так же было принято решение: «До рассмотрения вопроса о возвращении епископа Зосимы в каноническое подчинение Московской Митрополии призвать епископа Зосиму освободить епархиальное управление, передать епархиальные документы и печать временно исполняющему обязанности правящего архиерея Кишиневской епархии епископу Саватию и не чинить препятствий в устройстве епархиальной жизни Кишиневской епархии»[12].

11 февраля 2004 г. епископ Зосима, а так же четыре священника с Дальнего Востока, вместе с ним перешедшие  в подчинение Браиловской митрополии, подали на Собор прошение о возвращение в юрисдикцию Московской митрополии РПСЦ. Было принято решение принять их всех обратно «после представления ими отпускных грамот от митрополита Белокриницкого Леонтия». Этим фактически признавалась допустимость в той ситуации временного перехода нескольких клириков под омофор митрополита Леонтия.

При этом Собор постановил: «Оставить в силе решение Освященного Собора от 10 февраля 2004 г. «О положении в епархии Кишиневской и всея Молдавии». Суждение о месте временного служения епископа Зосимы предоставить митрополиту Андриану».

То есть, Собор решил не возвращать владыку Зосиму в Молдавскую епархию, чтобы прекратить связанные с ним конфликты среди прихожан.

Положение в Кишинёвской епархии рассматривалось на Совете Митрополии 26-28 апреля 2004 г. Группа сторонников епископа Зосимы подала ходатайство в его поддержку, очевидно, с просьбой вернуть епископа Зосиму в Молдавскую епархию. Оно было принято к сведению, однако епископу Зосиме было предписано в конце мая 2004 г. прибыть на место своего временного пребывания и служения - приход г. Гомеля. Окончательное суждение о месте служения епископа Зосимы должен был вынести очередной Освященный Собор.

С 19 по 25 мая 2004 г. митрополит Андриан совершил архипастырскую поездку в Кишинёвскую епархию РПСЦ. Как было отмечено в «Вестнике Митрополии», «эта поездка явилась прямым продолжением усилий по умиротворению ситуации в Кишинёвской епархии, которые предпринял ранее и Освященный собор, состоявшийся 9-11 февраля 2004 г. в Москве. Именно соборное решение заложило фундамент будущей стабилизации, отрешив от управления Кишинёвской и всея Молдовы епархии епископа Зосиму»[13].

Посещение митрополитом Андрианом Кишинёвской епархии началось «с посещения многолюдного старообрядческого села Покровки, которое оказалось наиболее вовлечённым в конфликт»[14]. Кроме Покровки митрополит посетил приходы сел Старая Добруджа и Кунича, городов Тирасполя, Бельцы, Бендер, Кишинёва. Поездка выявила большую конфликтную напряжённость в приходах, возникшую за годы правления епископа Зосимы. Всюду после церковной службы м. Андриан в проповедях призывал прихожан к примирению и прощению обид, проводил собрания, на которых обсуждалась сложившаяся ситуация и пути выхода из неё.

Так, в Покровке «на собрании иной раз верх брали эмоции. <…> Выступило до 20 прихожан, и почти все они были достаточно единодушны в своих мнениях. Было очевидно, что приход глубоко огорчён и возмущён примерами немилостивых поступков отдельных пастырей, а так же их холодным отношением к человеческому горю и страданиям»[15].

По-видимому, после этой поездки м. Андриан понял, что речи быть не может о возвращении архиерея Зосимы в Кишинёвскую епархию.

На Совете Митрополии 4-6 августа опять рассматривалась ситуация в Молдавской епархии. Было подтверждено предыдущее решение Совета Митрополии о временном пребывании епископа Зосимы в Гомеле. При этом выяснилось, что до сих пор он в Гомель из Молдавской епархии не выехал, о чём владыка Зосима вынужден был давать объяснение и обещание всё-таки туда переехать[16].

На Освященном Соборе РПСЦ 19-22 октября 2004 г. для замещения вакантной епископской кафедры Кишинёвской и всея Молдовы епархии был выдвинут кандидатом во архиереи священник Евгений Михеев, настоятель храма г. Вереи Московской области[17].

Епископ Зосима (Еремеев) был избран правящим архиереем Донской и Кавказской епархии[18].

В архипастырском послании к христианам Кишинёвской и всея Молдовы епархии РПСЦ митрополит Андриан сообщал об этих соборных решениях, призвал к миру и молитве «о здравии иерея Евгения, чтобы в ближайшем будущем встретить его как своего архипастыря, грядущего, чтобы объединить всех вас и примирить под своим омофором»[19].

17 ноября 2004 г. в Москве в Покровском соборе был совершён иноческий постриг иерея Евгения Михеева с наречением ему иноческого имени Евмений.

«После пострижения священноинок Евмений, следуя древнерусскому монастырскому уставу, 40 дней пребывал в затворе»[20].

В то же время 19 декабря 2004 г. епископ Зосима (Еремеев) вступил на Донскую и Кавказскую кафедру, отслужив в качестве правящего архиерея литургию в Покровском кафедральном храме г. Ростов-на-Дону, провёл епархиальное совещание и совершил ознакомительную поездку по приходам своей новой епархии.

Епископ Евмений (Михеев)«2 января 2005 г. в Покровском кафедральном соборе Москвы митрополит Андриан в сослужении с епископа Силуяна и епископа Германа <…> рукоположил священноинока Евмения (Михеева) в сан епископа на Кишинёвскую и всея Молдавии епархию»[21].

5 февраля 2005 г. епископ Евмений прибыл в свою епархию. На вокзале Кишинёва его встретила делегация прихожан, он направился в кафедральный храм Покрова Богородицы в Кишинёве и принял участие в богослужении. На следующий день, в воскресение, «при огромном стечении молящихся» епископ Евмений вступил на кафедру, возглавил богослужение и после него обратился с приветствием к прихожанам.

Вскоре после этого епископ Евмений посетил и совершил богослужения в других приходах епархии – в г. Бельцы, селах Старая Добруджа, Покровка, Куничи, а так же провёл в Кишинёве епархиальное совещание, «на которое прибыло всё духовенство епархии и председатели большинства общин»[22].

На Совете Митрополии 24-25 февраля 2005 г. епископ Евмений сделал сообщение о положении дел в Молдавской епархии.

Однако при этом выяснилось, что епископ Зосима продолжал приезжать в Молдавию. Архиерейский Собор РПСЦ, состоявшийся 25 февраля 2005 г., рассматривал вопрос «О пребывании Преосвященного Зосимы, епископа Донского и Кавказского, в Кишинёвской и всея Молдавии епархии».

Было определено:

«1. Всяческие священнодействия в Кишинёвской и всея Молдавии епархии епископу Зосиме Донскому и Кавказскому ограничить сроком до Пасхи 2005 года.

2. Воспретить еп. Зосиме пребывание в женском Куничском монастыре во имя иконы Божия матери Казанския согласно правилу 48 VI Вселенского Собора.

3. Обязать еп. Зосиму до 1 мая 2005 г. (н. ст.) произвести передачу епархиального имущества (движимого и недвижимого) и документов епископу Кишинёвскому и всея Молдавии Евмению»[23].

48 правило VI Вселенского собора, на которое ссылается Архиерейский Собор, гласит, что постригшаяся в монахини жена епископа должна пребывать в монастыре далеко от места его пребывания.

Женский монастырь в с. Кунича 1997 г.Бывшая жена епископа Зосимы, инокиня Таисия (Еремеева), была первой настоятельницей женского монастыря в с. Куничи, но впоследствии переехала в женский монастырь с. Белая Криница на Украине, где, вероятно, пребывает и сейчас. Из Определения Архиерейского Собора следует, что в начале 2005 г. епископ Зосима мог видеть её в монастыре с. Кунича.

Решение Архиерейского Собора осталось без последствий, так как на Совете Митрополии 17-18 мая 2005 г. опять поднимался вопрос «о положении в Кишинёвской и всея Молдавии епархии». Из решений этого Совета Митрополии следует, что еп. Зосима продолжал пребывать в женском Куничском монастыре и совершать священнодействия в Молдавской епархии.

Из того, что опять повторялась ссылка на 48 правило VI Вселенского собора, можно понять, что епископ Зосима по-прежнему виделся в Куничском монастыре со своей женой.

По поводу этой ситуации владыка Зосима давал на Совете Митрополии объяснение. По-видимому, своё пребывание в Куничском монастыре епископ Зосима обосновывал необходимостью духовно окормлять инокинь, так как Совет Митрополии постановил: епископу Евмению «безотлагательно обеспечить должное духовное окормление монастыря во имя Казанской иконы Божией Матери»[24].

С приходом в 2004 году еп. Евмения (Михеева) в Молдавской епархии воцарился долгожданный мир. Этому способствовало то, что, еп. Евмений до принятия  епископского сана был священником с огромным опытом, так как ему в начале 90-х годов XX века приходилось обслуживать Москву и старообрядческие храмы всего Подмосковья.

За время своего правления епископ Евмений, как говорят, поставил на старообрядческие приходы Молдавии около десяти священников, большинство из которых у епископа Зосимы были «недостойными», а у епископа Евмения стали достойными. Кроме того, несколько «недостойных» для владыки Зосимы кандидатов получили хиротонию у епископа Савватия на Украинскую епархию РПСЦ.

В дальнейшем в решениях Соборов и Советов Митрополии какие-то конфликтные ситуации в Молдавии, связанные с епископом Зосимой, не упоминаются.

Он возглавлял Донскую и Кавказскую епархию РПСЦ, а в 2016 г. был возведён в сан архиепископа.

Выступление Петра Донцова на Международной старообрядческой конференции в Москве 23-24 июня 2016 г.О том, что архиепископ Зосима продолжал иметь какое-то отношение к женскому монастырю в Куниче, стало известно из доклада П.А. Донцова на посвященной старообрядчеству конференции в Москве в 2016 г. В докладе упоминается, что «женский монастырь в селе Кунича – это особая тема. Это фактически частная собственность одного правящего архиерея другой старообрядческой епархии РПСЦ»[25].

15 декабря 2021 г. тот же Петр Донцов в «Фейсбуке» написал, что, «к сожалению, и в современном старообрядчестве, находятся люди, которые провоцируют всевозможные скандалы, ссоры и даже попытки раскола в отдельных общинах, епархиях или митрополии»[26].

В подтверждение был приведён видеоролик передачи молдавского телеканала TV6 от 13 декабря 2021 г., в котором рассказывается о конфликте, разделившем жителей большого старообрядческого села Кунича в Молдавии.

Из передачи следует, что архиепископ Донской и Кавказский Зосима месяцами пребывает в другой, Молдавской епархии,  в женском монастыре села Куничи, оставляя на это время свою паству без окормления.   Может быть, он является духовником монастыря.

Еп. Евмений (Михеев), и всея Молдавии, 26 декабря 2021 г. рукоположил во священники диакона Виссариона МакароваПри этом архиепископ Зосима каким-то образом мешал выдвижению прихожанами с. Куничи в качестве кандидата в священники местного уроженца Виссариона Макарова, хотя приход в селе полтора года не имел постоянного священника.

Более того, по мнению некоторых местных жителей, «пока епископ Зосима находится в Куничах, люди не придут к общему знаменателю», то есть будет поддерживаться конфликт.

Вероятно, для того, чтобы быстрее выйти из этой неприятной ситуации, еп. Евмений 15 декабря 2021 г. рукоположил Виссариона Макарова в дьяконы, а 26 декабря 2021 г. в священники[27].

Еп. Евмений (Михеев), и всея Молдавии, 26 декабря 2021 г. рукоположил во священники диакона Виссариона МакароваСам владыка Евмений отреагировал на пребывание архиепископа Зосимы в Куничском женском монастыре очень сдержано, возможно, не желая раздувать конфликт в приходе.

По-человечески вполне можно понять желание 75-летнего архиепископа Зосимы посещать Молдавию – свою родину и место первого епископского служения, желание поддерживать духовные связи с инокинями восстановленного его трудами женского монастыря в Куничах. В общении пожилого архиерея с пожилыми же инокинями, скорее всего, тоже нет ничего погрешительного, тем более что его бывшая супруга, насколько известно, проживает в другом месте, в монастыре села Белая Криница на Украине.

Однако эти визиты не носят частный характер. В случае духовного окормления инокинь это уже священнодействие в чужой епархии.

Кроме того, появление владыки Зосимы в Молдавской епархии почему-то опять становится причиной разделений и конфликтов.

В связи с этим возникают вопросы.

В 2005 году Архиерейский Собор и Совет Митрополии категорически воспретил еп. Зосиме пребывание в женском монастыре с. Куничи и всяческие священнодействия в Молдавской епархии. Когда после этого владыка Зосима стал ездить в Молдавскую епархию и жить в женском монастыре? Было ли дано ему какое-то благословение на духовное окормление монастыря в с. Кунича? Если было, то частота приездов и время пребывания в монастыре как-то оговаривалась?

Препятствовал ли архиепископ Зосима выдвижению прихожанами с. Кунича Молдавской епархии кандидата в священники? Если препятствовал, то является ли это вмешательством в дела другой епархии? Первый ли это случай или подобное случалось раньше?

По неофициальным сведениям, на Соборе РПСЦ 2021 г. епископ Патермуфий (Артемихин) подвергся прещениям за вмешательство в дела другой епархии, причём, по-видимому, если он и совершил что-то в чужой епархии, то по «простоте и невежеству».

Про архиепископа Зосиму, получившего богословское образование, этого сказать нельзя.

Вопрос не в том, чтобы наказать владыку Зосиму, а в справедливости. Хотелось бы, чтобы для всех в нашей Церкви действовали одни правила, чтобы не было такой ситуации, когда одним всё можно, а другие, «кого не жалко», при этом превращались в «мальчиков для битья».

Влас Логинов

 


Фотографии

Фото.1. Епископ Зосима (Еремеев). Фото из интернета. https://bit.ly/3fEcUkC

Фото.2.,3. Храмовый праздник в с. Кунича 31 августа 1997 г. Фото из личного архива.

Фото.4. О. Леонид Гусев, впоследствии священноинок Ливерий. Фото "Вестник Митрополии" № 3, 2005 г., стр. 22.

Фото.5. Временно исполняющий обязанности епископа Кишинёвского и всея Молдовы епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян. Второй слева о. Геннадий Чунин (Санкт-Петербург). Фото из молдавской газеты "Русское слово" № 21 (65) ноябрь 2003 г. стр. 3.

Фото.7. Митрополит Алимпий (Гусев). Фото "Вестник Митрополии" № 5 март 2001 стр. 1.

Фото.8. Митрополит Андриан (Четвергов). Фото "Вестник митрополии" № 1 (4) 2004 г. стр. 1.

Фото.9. Епископ Евмений (Михеев) после хиротонии 2 января 2005 г. Фото "Вестник митрополии" № 1, 2005 г., стр. 9.

Фото.10. Женский монастырь в с. Кунича 31 августа 1997 г. Фото из личного архива.

Фото.11. Выступление Петра Донцова на Международной старообрядческой конференции в Москве 23-24 июня 2016 г. Фото "Вестник Митрополии" №2, 2016 г., стр. 24.

Фото.12.,13. Преосвященный Евмений (Михеев), епископ Кишиневский и всея Молдавии, 26 декабря 2021 г. рукоположил во священники ко храму сему уроженца села, недавно возведенного в сан диакона Виссариона Макарова. Фото предоставлено общиной храма во имя св. Флора и Лавра села Кунича (Молдавия) и опубликовано на сайте «Старообрядцы». https://bit.ly/33tseOF

 



[6] Татьяна Борисова. «Блуждающий епископ». В статье интервью о. Геннадия Чунина. Газета «Русское слово» № 21 (65), ноябрь 2003 г., стр. 3.

[7] Татьяна Борисова. «Блуждающий епископ». Газета «Русское слово» № 21 (65), ноябрь 2003 г., стр. 3.

[8] Татьяна Борисова. «Блуждающий епископ». Газета «Русское слово» № 21 (65), ноябрь 2003 г., стр. 3.

[9] Текст указа опубликован в статье Татьяны Борисовой «Блуждающий епископ». Газета «Русское слово» № 21 (65), ноябрь 2003 г., стр. 3.

[13] Календарь визитов первосвятителя. Пребывание в Кишинёвской епархии. «Вестник Митрополии» № 2, 2004 г. стр. 12.

[14] Календарь визитов первосвятителя. Пребывание в Кишинёвской епархии. «Вестник Митрополии» № 2, 2004 г. стр. 12.

[15] Календарь визитов первосвятителя. Пребывание в Кишинёвской епархии. «Вестник Митрополии» № 2, 2004 г. стр. 13.

[16] Решения Совета Митрополии РПСЦ, состоявшегося в граде Москве 4-6 августа 2004 года н. ст. «Вестник Митрополии» № 3, 2004 г. стр. 3.

п. 3. О ситуации в Молдавской епархии.

[19] Милостью Божиею митрополита Андриана Московского и всея Руси Архипастырское послание христианам Кишинёвской и всея Молдовы епархии. «Вестник Митрополии» № 4, 2004 г. стр. 18.

[20] Рукоположения и пострижения. «Вестник Митрополии» № 1, 2005 г. стр. 9.

[21] Рукоположения и пострижения. «Вестник Митрополии» № 1, 2005 г. стр. 9.

[22]Новости епархий. «Вестник Митрополии» № 1, 2005 г. стр. 21.

[23]Определения Архиерейского собора РПСЦ, состоявшегося 25 февраля 2005 г. (н. ст.) в граде Москве. «Вестник митрополии» № 1, 2005 г. стр. 6.

«О пребывании Преосвященного Зосимы, епископа Донского и Кавказского в Кишинёвской и всея Молдавии епархии».

[24]Решения Совета Митрополии РПСЦ 17-18 мая 2005 г. в граде Москве. «Вестник митрополии» № 3, 2005 г. стр. 7.

П. 5. О положении в Кишинёвской и всея Молдавии епархии.

[25] Петр Артемьевич Донцов (РПСЦ). «Проблемы совместной издательской деятельности в аспекте сохранения русского языка и православных традиций». В сборнике «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». Материалы международной конференции. Москва, 23-24 июня 2016 г. М. 2016, стр. 134.



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1250