Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Собор 2021 г. как зеркало застарелых проблем РПСЦ (часть 7)
Дата:  14/02/2022 —  Тема:  Личное мнение

Повторная попытка лишить сана о. Вадима Коровина

Вопрос о. Вадима Коровина вновь был поднят на второй день Собора.

«В самом начале заседания было объявлено, что Архиерейский суд, состоявшийся накануне вечером, снял вопрос о хиротонии отца Вадима Коровина.

Однако позже в течение всего дня и епископы, и священство еще не раз поднимали эту тему, в том числе в контексте вопросов о Древлеправославной Архиепископии»[1].

По сведениям очевидцев, когда о. Геннадий Чунин и другие священники спрашивали, почему было принято такое решение, м. Корнилий ответил, что это мы вам не скажем, и не позволим на Соборе вести допрос.

Это оставило открытым вопрос о причинах признания «сана о. Вадима, который у многих в РПСЦ вызывал (и продолжает вызывать) сомнения (он был рукоположен запрещенным в служении архиереем Грузинской Древлеправославной Церкви, также отколовшейся от РДЦ)»[2].

После этого группа священников вновь поставила вопрос об извержении из сана о. Вадима Коровина, но уже не за сомнительную хиротонию,  а за совокупность вин», как это уже было с о. Елисеем Елисеевым в 2007 году.

«Вины», то есть обвинения были следующие:

— создание без ведома правящего архиерея ставропигиального прихода в прямом подчинении м. Корнилия;

 


Комментарий: По-видимому, создание ставропигиального прихода было попыткой выхода из конфликтной ситуации, возникшей между о. Вадимом Коровиным и епископом Андреем.

Однако это решение создало опасный прецедент, затрагивающий интересы влиятельных священнических кланов, поэтому оно на Соборе было жёстко отвергнуто.


 

— «большие и фиксированные денежные поборы (20,000 р.)» при совершении церковных треб;

 


Комментарий: В РПСЦ не принято устанавливать расценки за совершение священником треб.

В то же время приходилось слышать, что о. Вадим Коровин был по-своему знаменит тем, что, в то время, когда он был настоятелем храма РПСЦ в Саратове, требовал с людей за совершение церковных таинств до 50,000 р. Для многих людей эта сумма была совершенно неподъёмной, и они были вынуждены обращаться либо к другим старообрядческим священникам, либо даже к никонианским священникам. Это отталкивало людей от него, и от Церкви.

Возможно, это было вызвано тем, что у многодетного священника «14 апреля 2013 г. практически полностью сгорел дом и все имущество»[3], и ему надо было строиться и содержать семью.

Неизвестно, была ли финансовая помощь многодетному священнику в такой сложной ситуации от епархии или Митрополии.

В настоящее время, судя по публикациям в СМИ, финансовое положение о. Вадима Коровина остаётся сложным. В начале этого года о. Вадим сказал в интервью: «Сейчас я служу в селе Сосновая Маза под Хвалынском, недалеко от Черемшана. Село вокруг постепенно вымирает, молодежь здесь не задерживается, поскольку работу найти трудно. Большую часть прихожан храма уже схоронил, ибо все пожилые. Но молимся, не унываем. Преподобный Сергий в лесу один молился, а нас всё-таки побольше. Мы ведь Богу службу приносим, а не перед людьми красуемся… На жизнь пытаюсь зарабатывать с Божией помощью своим трудом, поскольку храм убыточный, надо и семью содержать, и церковь. Пишу и реставрирую иконы, разную работу по договорам исполняю»[4].


 

— за «неуважение к Собору», которое проявилось в том, что во время разбирательства его дела о. Вадим очень расстроился и поэтому покинул помещение, в котором происходил Собор, чуть ли не хлопнув дверью, правда, спустя какое-то время вернулся и принёс извинения.

По некоторым сведениям, звучали обвинения, что о. Вадим Коровин  «возглавляет старообрядческую мафию, которая борется с поповскими кланами».

 


Комментарий: В этом как бы мимоходом озвученном и, на первый взгляд, нелепом обвинении содержится ключ к пониманию всей загадочной ситуации, которая возникла в связи с о. Вадимом Коровиным. «Старообрядческой мафией» названы несколько священников, которые были солидарны с о. Вадимом Коровиным и не принадлежали к потомственным священническим кланам.

У него возник конфликт с епархиальным владыкой епископом Андреем (Кладиевым) и влиятельным священническим кланом Чуниных, о. Евгением Чуниным (г. Ржев Тверской обл.) и о. Геннадием Чуниным (г. Санкт-Петербург).

Но вообще-то, то, что называют словом «мафия», возникает именно на основе родственно-клановых отношений. Влияние связанных родственными узами священнических группировок в РПСЦ очень велико, и оно не всегда бывает положительным, порождая такие явления, как «кумовство», «непотизм»[5], двойные стандарты.

В чём сущность конфликта? Не зная этого, трудно понять смысл соборных обсуждений этого вопроса.

Официальных и достоверных сведений нет, да и устные сообщения носят неполный и противоречивый характер. Вероятно, как это обычно бывает в таких случаях, в чём-то правы и в чём-то неправы обе стороны.

Если свести все известные сведения воедино, то вырисовывается следующая последовательность событий.

После присоединения к РПСЦ о. Вадим Коровин в течение 15 лет служил в Успенском храме Саратова.

«О. Вадим в 2019 году поддержал кандидатуру священноинока Андрея (Кладиева) для рукоположения в архиереи на Самарскую и Саратовскую кафедру и оказал немалую помощь в его вступлении на кафедру и служении»[6].

Однако вскоре между ним и епископом Андреем начался какой-то конфликт, подробности которого неизвестны.

Из Постановлений Совета Митрополии 16 июня 2020 г. можно понять, что к этому времени о. Вадим Коровин становится клириком Санкт-Петербургской и Тверской епархии, совершая при этом временное служение «в селе Сосновая Маза Самарской и Саратовской епархии» и, имея право «посещения им в г. Саратове его болящих духовных чад на срок до ближайшего епархиального совещания Самарской и Саратовской епархии».

Епископу Андрею рекомендовано «провести епархиальное совещание Самарской и Саратовской епархии с участием протоиерея Геннадия Четвергова и протоиерея Евгения Чунина»[7].

Привлечение авторитетных клириков из других епархий к участию в епархиальном совещании говорит о наличии какой-то конфликтной ситуации. Более того, можно предположить, что о. Евгений Чунин, влиятельный священник из Санкт-Петербургской и Тверской епархии, в этом конфликте стал на сторону епископа Андрея в этом конфликте.

Возникает вопрос: подключение о. Евгения Чунина к конфликту в Самарской и Саратовской епархии способствовало умиротворению ситуации или наоборот, привело к усилению противостояния?

На Совете Митрополии 15-16 сентября 2020 г. заслушивался вопрос «о положении дел в Самарской и Саратовской епархии». Было решено «призвать протоиерея Вадима Коровина исполнить решение Митрополита о назначении протоиерея Вадима клириком Санкт-Петербургской и Тверской епархии»[8].

В постановлениях епархиального съезда Санкт-Петербургской  и Тверской епархии, состоявшегося 7 декабря 2020 г., принято решение: «Освободить протоиерея Вадима Коровина от окормления христиан г. Пскова».

После этого о. Вадим стал опять клириком Самарской и Саратовской епархии, получив постоянное назначение в храм села Сосновая Маза под Хвалынском.

Потом какой-то конфликт произошёл уже в относящемся к Санкт-Петербургской и Тверской епархии приходе Клинцы Брянской области, связанный с его настоятелем о. Михаилом Смирновым.

Совет Митрополии 24-25 февраля 2021 г. призвал «к миру настоятеля и прихожан в г. Клинцы», а иерея «Михаила Смирнова устранить имеющиеся недостатки в церковной жизни».

Незадолго до Совета Митрополии состоялось собрание прихода в Клинцах, в котором принимали участие о. Вадим Коровин и его друг и единомышленник, о. Михаил Родин из прихода Балаково Саратовской области. Они оба были клириками другой, Самарской и Саратовской епархии, но уверяли, что получили благословение на участие в собрании от м. Корнилия.

По-видимому, м. Корнилий впоследствии не подтвердил свое благословение на участие о. Вадима Коровина и о. Михаила Родина в собрании общины г. Клинцы.

Совет Митрополии вынес решение: «Указать протоиерею Вадиму Коровину и иерею Михаилу Родину на недопустимость вмешательства в церковные дела других приходов без благословения епархиального архиерея»[9].


 

«Неожиданным вопросом Собора стало появление ставропигиального прихода Рожества Пресвятой Богородицы в с. Сосновой Мазе под омофором предстоятеля РПсЦ митрополита Корнилия. Там сейчас служит о. Вадим Коровин, но сам приход находится на территории Самарской и Саратовской епархий»[10].

Епископ Андрей и группа священников обвинила о. Вадима в том, что он создал на территории Саратовской епархии ставропигиальный приход, не поставив в известность своего правящего епископа Андрея. Это стало самым серьёзным с церковно-канонической точки зрения обвинением о. Вадима Коровина.

«Собор разбирал “персональное дело” протоиерея Вадима Коровина, связанное с конфликтом о. Вадима со своим правящим архиереем — епископом Самарским и Саратовским Андреем.

В результате конфликта митрополит Корнилий совершил немыслимый для старообрядчества шаг: придал приходу Коровина статус “ставропигиального” и изъял его из юрисдикции местного правящего архиерея»[11].

По некоторым сведениям, митрополит Корнилий сказал, что это сделано по его благословению, на что священники возразили, что он не имел на это право. М. Корнилий ответил, что думал, что как первосвятитель имеет на это право.

Ему возразили некоторые священники, что он мог бы это сделать только в случае, если все другие епископы ушли на покой.

«Делегаты собора высказали недоумение относительно сложившейся ситуации и охарактеризовали ее как вмешательство в дела чужой епархии.

Соборяне строго возбранили создавать ставропигиальные приходы в будущем, а о. Вадиму настоятельно рекомендовали покаяться и вернуться под омофор еп. Андрея Самарского и Саратовского.

Впрочем, это соборное суждение не получило отражения в опубликованных деяниях Освященного Собора»[12].

«Поговорив об этом, Собор, впрочем, не смог принять никакого решения»[13].

Собор не поддержал предложение извергнуть о. Вадима из сана, так как вина за первый проступок  - создание ставропигиального прихода в большей степени лежит на м. Корнилии, а два других – большая фиксированная плата, которые он брал за совершение треб, и «неуважение к Собору»  не попадают под действие церковных правил.

 


Комментарий: По существу, м. Корнилий, вмешавшись в дела другой епархии, совершил тот же проступок, за который епископ Патермуфий лишился сана. Но при этом никаких прещений м. Корнилию не было.

Обращает на себя следующее обстоятельство. Впервые за много лет священники ставят м. Корнилия «на место», причём в достаточно жесткой форме. По-видимому, безоговорочная поддержка м. Корнилия со стороны влиятельных поповских кланов кончилась, он перестал быть фигурой, устраивающей всех.

Среди священников и прихожан РПСЦ ходят слухи, что идёт какая-то тайная борьба за власть, м. Корнилия хотят сместить с его должности. Назывались даже возможные кандидатуры его преемников.

Подобные мнения высказывались в публикациях СМИ. «Сейчас митрополиту Корнилию 74 года — всего год его отделяет от того возраста, когда, например, епископы РПЦ обязаны подать прошение об увольнении на покой.

В качестве альтернативного кандидата на пост предстоятеля мои собеседники на Рогожском чаще всего называли архиепископа Донского и Кавказского Зосиму (Еремеева), выпускника Московской духовной семинарии, с раннего детства получившего вполне традиционное старообрядческое воспитание в «липованской» семье в Молдове и всю жизнь служившего в церкви[14]. <…>

Иногда звучит кандидатура влиятельного в РПСЦ протоиерея Евгения Чунина, служащего во Ржеве (Тверская обл.) и готового принять иночество (в православии и, в частности, у староверов епископат состоит только из монахов)[15]. <…>

Впрочем, на нынешний собор вопрос о смене предстоятеля, скорее всего, вынести не успеют»[16].

Почему м. Корнилий встал на защиту о. Вадима Коровина?

М. Корнилий, судя по всему, понимает, что атака на о. Вадима Коровина в конечном счёте направлена и против него лично, посредством устранения из церковной жизни тех священников, на которых м. Корнилий сейчас может положиться.

О. Вадим Коровин как канонист выступал в защиту м. Корнилия на Соборе РПСЦ 2007 г., прочитав в качестве церковного канона спорное предположение византийских толкователей, что епископская хиротония заглаживает все грехи. Поэтому он может быть полезен в будущем, если атаки на митрополита будут продолжены.

Как сказал один присутствовавший на Соборе опытный священник, «пока м. Корнилий у власти, о. Вадиму Коровину ничего не грозит».

Говоря о последних двух обвинениях, то есть «большие денежные поборы» и «неуважение к Собору» надо отметить, что, к сожалению, в последние годы в РПСЦ сложилась практика, когда вопрос об извержении из сана или отлучении от Церкви нередко ставят не за церковно-канонические нарушения, а по предвзятости, за то, что кто-то «нам не нравится», не особо задумываясь, попадает эта ситуация под действие церковных правил или нет.

Стоит напомнить, что на Соборе 2007 года о. Елисей Елисеев был извержен из сана «за оскорбление Собора». Оказывается, этот поступок не попадает под действие церковных правил?

Возможно, стремление лишить о. Вадима Коровина сана было вызвано  его участием в разработке на основе церковных правил Положения о Церковном суде, ограничивающим произвол[17].

Можно предположить, что вопрос о непризнании хиротонии о. Вадима Коровина, а впоследствии предложение извергнуть его из сана «за совокупность вин» был поднят влиятельными священниками Санкт-Петербургской и Тверской епархии о. Евгением и о. Геннадием Чуниными. Вероятно, они хотели окончательно избавиться от проблем, связанных с беспокойным о. Вадимом. Неужели нельзя разрешать церковные конфликты как-то по-иному, без «войны на уничтожение»?

Справедливости ради следует отметить, что об о. Вадиме Коровине приходилось слышать противоположные мнения.

Так, ещё во время его пребывания в РДЦ, а впоследствии в «грузинском расколе» о нём сложилось мнение, как об «одном из активнейших мирян РДЦ», который, при этом вносил «много смуты»[18]. И впоследствии писали, что он способствовал «разжиганию даже не раздора между христианами, а настоящей войны»[19].

Конечно, это свидетельство «внешних», к которому надо относиться критически. Но и от многих христиан РПСЦ приходилось слышать, что о. Вадим Коровин - «скользкий человек», как бывший врач-психиатр является профессиональным манипулятором людьми, может со ссылками на церковные правила убедительно обосновать взаимоисключающие утверждения и т. д.

Неоспоримым является факт, что и в РПСЦ вокруг него возникают какие-то конфликтные ситуации.

Вероятно, длительное пребывание в «беглопоповских» раздорах и сомнительная хиротония наложила какой-то отпечаток на его духовный облик.

Однако есть и другая сторона медали. Даже те, кто критически относится к каким-то поступкам о. Вадима Коровина, вынуждены признать ту огромную церковную деятельность, которую он вёл и ведёт.

Надо отметить, что о. Вадим Коровин сам по себе интересный человек. В молодости, происходя из обычной советской неверующей семьи, путём самостоятельных духовных поисков пришёл к вере, а впоследствии, в 1992 г. и в старообрядчество. Окончил медицинский ВУЗ, успешно работал врачом-наркологом, но в соответствии с данным Богу обетом после чудесного исцеления матери от рака, оставил гражданскую работу, «забрал трудовую книжку и устроился на работу в храм, потеряв в зарплате в 10 раз, но с радостью предал себя Божьему делу»[20].

За  время служения в РПСЦ о. Вадим Коровин работал в нескольких постоянно действующих комиссиях, в том числе и канонической комиссии, принимал участие в рассмотрении дел о разводах.

О. Вадим «преподает каноническое право студентам Московского старообрядческого духовного училища, читает лекции на курсах молодых священников»[21] и является одним из немногих людей в нашей Церкви, хорошо знающих церковные каноны и правила.

За период с 2010 по 2019 год о. Вадим Коровин совместно с о. Михаилом Родиным издал 13 выпусков известного и популярного в РПСЦ журнала «Вифлеем-дом хлеба».

О. Вадим с 1994 г. занимается иконописью и реставрацией икон, обучившись этому у специалистов по палехской живописи.

О. Вадим – современный гимнограф и агиограф, являясь знатоком церковно-славянского языка, он является автором служб и канонов многим святым.  Им «написано более 20 канонов и служб новопрославленным святым (святителю Арсению Уральскому, преподобным Павлу и Алимпию Белокриницким, Андрею Рублёву и Даниилу Черному, Серапиону Черемшанскому, Иову Льговскому и другим), создано более 200 тропарей, кондаков и икосов древлеправославным святым. Несколько житий святых написано на церковнославянском языке. Написано почти сто очерков о жизни старообрядческих святых. В качестве официального издания РПСЦ» выпущена «новая книга «Род сей не прейдет. Святые XVII-XX веков», в которую вошло более 80 житий святых, живших после церковного Раскола 17 века»[22].

При создании скульптором Олегом Молчановым памятника священномученнику и исповеднику протопопу Аввакуму в 2019 г. «для консультации по вопросам особенностей облачения Аввакума в мастерскую приезжал историк и богослов о. Вадим Коровин из Самары»[23].

«Когда над монастырским старообрядческим комплексом на Черемшане под Хвалынском нависла угроза сноса (в 2016 г.), о. Вадим вместе с о. Михаилом Родиным вступили в борьбу за его сохранение». Их стараниями удалось сохранить от уничтожения сохранившиеся строения старообрядческого Черемшанского монастыря и добиться возвращения его нашей Церкви и возобновления в нём иноческой жизни.

«Отец Вадим издал книгу о Черемшане «Тайна черемшанской тишины», продолжает большую исследовательскую работу, изучая историю старообрядчества в Саратовской губернии и Хвалынском уезде»[24].

«О. Вадим в 2019 году поддержал кандидатуру священноинока Андрея (Кладиева) для рукоположения в архиереи на Самарскую и Саратовскую кафедру и оказал немалую помощь в его вступлении на кафедру и служении»[25].

Совместно с о. Михаилом Родиным о. Вадим Коровин ведут передачу «Обо всём» на Ютуб-канале «Глагол-ТВ», «в которых проповедует истины христианской веры, рассказывает о канонах Церкви, о смысле богослужебных текстов»[26].

И поэтому совершенно справедливо статьи об о. Вадиме Коровине озаглавлены: «Пастырь и труженик»[27], «Блогер, канонист, знаток Писания и отец 13 детей»[28]. Последнее обстоятельство – тоже штрих к портрету о. Вадима Коровина.

В своем докладе на Соборе 2021 г. м. Корнилий дважды в качестве положительного примера упоминал об о. Вадиме Коровине – как о многодетном отце и как об авторе книги о старообрядческих святых.

Митрополит Корнилий встал на защиту о. Вадима потому, что видел - обвинения против него в первую очередь вызваны церковно-политическими соображениями.

Кроме того, владыка понимал, что людей, способных к историческим изысканиям, к литературной деятельности, знатоков церковных канонов у нас в Церкви единицы, и ими нельзя разбрасываться. Вообще, складывалась скандальная ситуация, когда автора официально изданной Церковью книги о старообрядческих святых на Соборе пытались извергнуть из сана.

Надо так же сказать об единомышленнике и друге о. Вадима Коровина, об о. Михаиле Родине. Приходилось слышать, что существовали планы после признания недействительным сана о. Вадима объявить недействительным священный сан о. Михаила, на том основании, что его в своё время крестил о. Вадим Коровин.

О. Михаил Родин является настоятелем храма РПСЦ в городе Балаково Саратовской области, где до революции существовала большая старообрядческая община и был построен по проекту архитектора Федора Шехтеля знаменитый на всю Россию величественный старообрядческий храм из белого камня, освященный в 1914 г. В 1989 г. полуразрушенное здание храма было передано РПЦ.

В это время «старообрядческой общины в Балакове уже не было, - объясняет о. Михаил. - Многих уничтожили, кто-то отпал от Церкви, кто-то уехал. Когда я присоединился к старообрядчеству, здесь было всего пять бабушек-старообрядок, две из которых были лежачими».

Возрождающуюся общину старообрядцев РПСЦ в Балаково возглавил Михаил Родин – выпускник Саратовского университета, кандидат наук, преподаватель английского языка в двух Вузах.

До крещения в старообрядчестве он какое-то время был в харизматической секте неопятидесятников. Вероятно, его привело туда неприятие духовности и практики РПЦ.

Надо сказать, что и из опыта пребывания в протестантизме можно почерпнуть немало полезного – например, знание Библии, опыт общинной жизни, просветительской и благотворительной деятельности и т. д.

««Старую веру» бывший протестант, по его признанию, вычитал из книг: «Это православие по священным канонам, без обрядоверия, снижения моральных требований, без «старцев», жёсткое и рациональное»»[29]

В старообрядческой среде вызывало недоумение, что спустя небольшое время с момента появления Михаила Родина в РПСЦ он «становится председателем балаковской старообрядческой общины и впоследствии скоро становится попом»[30].

Впрочем, всё объясняется достаточно просто. «Михаил Родин, как самый молодой и активный, стал сначала председателем общины, а потом был избран священником - просто больше никто не мог и не хотел»[31].

«На протяжении нескольких лет о. Михаил занимается возрождением балаковской старообрядческой общины и строительством храма во имя прп. Серапиона Черемшанского в г. Балаково»[32].

«В заметке «Необычный блогер-священник старообрядец», написанной в  2012 г., говорится: «отец Михаил оказался очень интересным открытым и разносторонним человеком. Является кандидатом наук, председателем Балаковской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви, преподает английский язык в двух вузах, строит церковь. Отец четверых детей, совместно с настоятелем саратовского храма издает журнал»[33].

В статье с говорящим названием «Поп-пролетарий. Священник-старообрядец пытается переделать мир» от 2015 г. приводятся интересные подробности о жизни и священническом служении о. Михаила Родина. «Домик священника чуть ли не доверху завален книгами. Комнатки, где помещаются он, жена и четверо их детей, настолько малы, что кровати занимают почти половину.

Дочь-инвалид - комочек боли с умными глазами и светлой улыбкой - родилась в семье Родиных через два года после перехода Михаила с женой в старообрядчество. «Да, это испытание для веры, но тем крепче она будет» - считает о. Михаил Родин.

«Участок для храма общине выделили в самом криминальном районе города, который называют «Клопы». «Здесь каждый второй, по словам местного участкового, «тянул срок», - рассказывает о. Михаил. - Очень много наркоманов и ВИЧ-инфицированных». Местные жители приняли строительство храма в штыки, митинговали.

«Я вот теперь тоже пролетарий», - говорит о. Михаил. «За время работы на строительстве храма освоил профессию сварщика, научился класть кирпичи, плотничать...»»[34].

Стоит сказать, что священники из «потомственных» кланов своих детей служить на подобные места обычно не направляют.

«В настоящее время о. Михаил возглавляет Просветительский отдел Московской Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви, является участником нескольких просветительских проектов, поддержанных Фондом президентских грантов.

В Московском старообрядческом духовном училище преподает Ветхий Завет и апологетику.

Его авторству принадлежит ряд статей, передач, фильмов, видеобесед и видеолекций, перевод старообрядческого молитвослова на английский язык.

Отец Михаил является редактором перевода старообрядческого молитвослова на язык урду.

С 2017 г. возглавляет старообрядческую миссию в Пакистане, неоднократно посещал пакистанские старообрядческие общины»[35].

Надо сказать, что миссия РПСЦ в Пакистане является своего рода «визитной карточкой», очевидным достижением нашей Церкви. Но связана это деятельность, во всяком случае на нынешнем этапе, с конкретным человеком – о. Михаилом Родиным.

Приходилось слышать мнения, что о. Михаил – человек какого-то «неправославного духа». Впрочем, никаких фактов, дающих основание говорить о его неправославности, пока неизвестно.

На ситуацию можно взглянуть по-иному. Если допустить, что Богу было угодно, чтобы христиане из Пакистана, многие из которых раньше были протестантами, присоединились к нашей Церкви, то именно о. Михаил Родин своей предыдущей жизнью подготовлен к этой миссии.

Он - профессиональный преподаватель английского языка, имеющий опыт личного обращения в древлеправославие из протестантизма, опыт создания прихода и строительства храма «с нуля» в недоброжелательном окружении. Поэтому о. Михаилу Родину проще найти общий язык с христианами из Пакистана в прямом и переносном смыслах.

То, что некоторыми воспринимается как раздражающая «непохожесть» о. Михаила, на самом деле промыслительно попущено Богом. «Судьбы Твоя – бездна многа» (Пс. 35:7).

Надо сказать, таких людей, как о. Вадим Коровин и о. Михаил Родин, которым «что-то надо», способных к литературной и просветительской деятельности в нашей Церкви не так-то много, и каждый по-своему незаменим. Их недопустимо «искоренять» всего лишь из соображений сиюминутной внутрицерковной борьбы.

Надо видеть не только недостатки людей, но и их достоинства, становиться выше своих личных симпатий и антипатий, руководствуясь интересами Церкви.


 

Влас Логинов

 

Часть 1   Часть 2   Часть 3  Часть 4  Часть 5  Часть 6  Часть 7

 

Продолжение следует...

 

Фотографии

01 — О. Вадим Коровин. Фото с сайта «Старообрядческая мысль».

02 — «14 апреля 2013 года сгорел дом и всё имущество многодетной семьи старообрядческого православного священника, Вадима Коровина в селе Сосновая Маза Хвалынского района Саратовской области. В семье 12 детей». Фото «Блог Михаила Матвеева».

03 — 19 августа 2021 года. Престольный праздник Преображения Господня в общине г. Клинцы Брянской обл. Настоятель Преображенского храма в Клинцах о. Михаил Смирнов и о. Михаил Родин (г. Балаково).

04 — На крыльце Успенского собора на Черемшане. 2019 г. Фото с сайта «Старообрядческая мысль»

05 — На фото о. Вадима с семьёй не попало еще два его сына. Фото с сайта «Старообрядческая мысль»

06 — Иереи Вадим Коровин (г. Саратов) и Михаил Родин (г. Балаково). Фото с сайта «Наша вера».

07 — О. Михаил Родин. Начало работ по строительству храма РПСЦ в Балаково. Видеосюжет.

08 — Строящийся деревянный старообрядческий храм прп. Серапиона Черемшанского, в котором служит о. Михаил Родин. Фото с интернет-страницы «Храм преп. Серапиона Черемшанского. Балаково. Балаковская община РПСЦ».

09 — Воскресная школа храма РПСЦ в Балаково. Фото с официального сайта РПСЦ.

10 — Община РПСЦ в Пакистане, в городе Саргоде. Крестный ход возглавляют иерей Кирил Шахзад, окормляющий общины Пакистана, и настоятель храма во имя прп. Серапиона Черемшанского в Балакове иерей Михаил Родин. Фото с официального сайта РПСЦ.

11 — Прихожане РПСЦ в Пакистане. Фото с официального сайта РПСЦ.

 



[14] «В 1993 г. он стал старообрядческим епископом Кишиневским и всея Молдовы, а спустя еще 10 лет из-за конфликта с тогдашним Московским митрополитом Алимпием перешел в юрисдикцию Браильской митрополии, что привело к разрыву общения двух старообрядческих митрополий. После смерти Алимпия вернулся в Московскую митрополию РПСЦ и вскоре был назначен епископом Донским и Кавказским. По мнению старообрядческого публициста Сергея Вургафта, «Зосима менее, чем все другие архиереи, будет склонен к продолжению политики открытости» и сближения с РПЦ. В то же время он склонен к налаживанию контактов с другими консервативными направлениями старообрядчества — в первую очередь с РДЦ (с ее нынешнем предстоятелем он вместе учился в семинарии «по старообрядческой квоте»)». Александр Солдатов. «Или крестик снимите, или во власть идите». «Новая газета».

[23] В.П. Бурова «Памятник священномученнику и исповеднику протопопу Аввакуму». Журнал «Церковь» 1 выпуск 2021 г. стр. 71.

 

 



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1252