Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Старообрядцы и специальная военная операция на Украине
Дата:  26/03/2022 —  Тема:  Личное мнение

«И врачуют рану дочери народа Моего легкомысленно,
говоря: "мир, мир!", а мира нет» (Иер. 8:11).

Специальная военная операция, проводящаяся Россией на Украине, стала началом новой эпохи. Не только Россия и Украина, но и весь мир оказался в новой реальности.

Осмысление таких мировых потрясений отдельными людьми и целыми народами всегда сопровождается столкновением мнений и эмоциональными перегибами. Даже те, кто находится далеко от зоны боевых действий, зачастую оказываются по разную сторону линии фронта и участвуют в информационных боях.

Такого рода разногласия не миновали и старообрядчество.

 

Заявления иерархов РПСЦ

Первым выразил своё отношение к ещё не начавшейся, но уже очевидно надвигающейся войне первосвятитель РПСЦ митрополит Корнилий (Титов).

В краткой проповеди, сказанной в воскресенье 20 февраля 2022 года в Москве, в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище, митрополит отметил некоторые важные моменты надвигающегося грозного испытания.

По его словам, в ближайшее время всем надо молиться «об отвращении войны», «чтобы гроза миновала». В то же время может наступить и такое испытание, так как «войны попускаются по грехам людей». По мнению м. Корнилия, причина возможной войны не «в санкциях и прибыли», надвигающееся на всех испытание имеет не материальную, а глубокую духовную причину. «Запад погряз в отступничестве и грехах. Россию там ненавидят не из-за каких-то материальных соображений, дело не в санкциях и прибыли, а в том, что Россия хранит православие». Сказано предельно кратко, и в то же время, по сути, совершенно правильно.

Очень важной представляется следующая мысль в проповеди м. Корнилия. Так как надвигающиеся бедствия имеют духовные причины, то христиане-старообрядцы «должны в первую очередь заботиться о том, чтобы сохранить истинное православие».

На случай, если война всё же, «по Божьему попущению будет, надо, как это и было принято у старообрядцев в прежние времена, оказывать беженцам помощь», помогать людям, пострадавшим от войны.

Высказывались мнения, что м. Корнилий произнёс эту проповедь по указанию российских властей, но, по свидетельству очевидцев, он, «несомненно, говорил то, что думал, это были его сокровенные мысли и убеждения»[1].

24 февраля 2022 года Россия начала на Украине специальную военную операцию. На погрязший в грехах и неправде мир излилась ещё одна чаша Божьего гнева (Откр. 16:1).

«И вот самолеты взревели в ночи,
И вот протрубили опять трубачи,
Тачанки и пушки прошли через грязь,
Проснулось геройство, и кровь пролилась»[2].

 
На следующий день, 25 февраля, в социальных сетях было распространено обращение первоиерарха РПСЦ на Украине архиепископа Киевского и всея Украины Никодима (Ковалева) к митрополиту Корнилию.

При этом надо отметить, что Киевская Архиепископия после Соборов РПСЦ 2017 и 2018 годов фактически стала самостоятельной церковной областью, автокефальной Церковью, наряду с Московской и Браиловской Митрополиями РПСЦ[3].

В своём обращении архиепископ Никодим с тревогой и скорбью отмечал, что «в Украину пришла кровопролитная война. Страдают и гибнут невинные мирные люди, женщины и дети, христиане. Уже двое суток мирные жители проводят в бомбоубежищах и подвалах. Ракеты и бомбы падают на колыбель Крещения Руси - град Киев и другие города и села». Архиепископ Никодим призвал митрополита Корнилия «незамедлительно обратиться к президенту В.Путину с призывом и решительным требованием НЕМЕЛЕННО ПРЕКРАТИТЬ ВСЕ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ и решать всё исключительно путем переговоров и в духе христианской любви. Другого пути нет!».

Архиепископ Никодим призвал митрополита Корнилия немедленно сделать «соответствующее воззвание, одновременно максимально распространив его во всех СМИ, не откладывая это ни на минуту! Промедление недопустимо, ибо каждую минуту гибнут мирные люди!»[4]

То есть архиепископ Никодим призывал митрополита Корнилия в начавшемся военном конфликте выступить на стороне Украины, участвовать в информационных акциях против России.

Обращение составлено на основании той оценки военной спецоперации России на Украине, которую даёт официальная киевская пропаганда. «Беспричинное нападение России на мирную Украину» вместо переговоров с целью доставить «страдание и гибель невинным мирным людям».

В обращении совершенно игнорируется то, что Россия безуспешно вела переговоры с нынешними властями Украины в течение многих лет, что Украина была агрессивным, милитаризованным государством, национальной идеей которого небезуспешно пытались сделать ненависть к России и всему русскому.

Так же не соответствует действительности утверждения, что задачей России были «удары по невинным мирным людям». В первые дни военной операции, когда было составлено «Обращение» архиепископа Никодима, российские вооружённые силы старались, насколько это возможно, наносить удары только по военным объектам, стараясь избежать жертв среди мирного населения.

Но эти жертвы стали неизбежными впоследствии, после того, как украинские военные совершенно сознательно прикрывались мирным населением, используя его в качестве живого щита.

Философ и блогер из Перми Юрий Лоскутов выразил мнение многих христиан РПСЦ из России по поводу этого «Обращения»: «Киевский старообрядческий архиепископ Никодим умоляет митрополита Московского и всея Руси Корнилия призвать Путина остановить процесс денацификации. Типа, страшно им, когда их бомбят.

Разумеется, никаких обращений против геноцида жителей Донбасса от архиепископа Никодима ранее не было.

А теперь "а нас-то за что?". За всё хорошее. Немного посидеть под обстрелами, влезть в шкуру старообрядцев ДНР и ЛНР, для старообрядцев бывшей Украины полезно - это имеет для них большое христианско-педагогическое значение»[5].

Очевидно, что это «Обращение» составлено по прямому требованию украинских властей, которые попытались по всем возможным каналам, в том числе и через религиозных деятелей, оказать давление на руководство России с целью прекратить военную спецоперацию. Так же очевидно, что в реалиях современной бандеровской Украины архиепископ Никодим не мог отказаться поставить свою подпись под этим, вероятно не им составленным воззванием.

Надо отметить, что архиепископ Никодим пользуется большим и заслуженным авторитетом в нашей Церкви, как среди христиан Украины, так и России. В довоенное время, когда Украина стремительно погружалась в бездну неонацизма, задачи, стоящие перед архиепископом Никодимом вполне описывалась словами Евангелия: «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Он вёл себя очень достойно, в соответствии с евангельским высказыванием «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:12), смог совместить гражданскую лояльность старообрядцев Украины властям свой страны и в то же время избегать государственного национализма.

Последний раз архиепископ Никодим был в Москве во время Освященного Собора РПСЦ 22-23 октября 2019 года. После этого он участвовал в работе Соборов и Советов Митрополии только дистанционно, онлайн.

Конечно, в первую очередь, это происходило из-за коронавирусных ограничений, но, по-видимому, немалую роль играло и то обстоятельство, что украинские власти в условиях напряженных отношений между Россией и Украиной считали такие визиты нежелательными.

Нельзя не отметить и то, что в «Обращении» архиепископа Никодима от 25 февраля 2022 года есть своя правда. Действительно, на Украине от кровопролитной войны страдают и мирные люди.

То, как происходящие события воспринимают многие на Украине выразила некая Анастасия Ильина, по-видимому, старообрядка РПСЦ: «Мы мирно жили до 24 февраля. Ходили на работу, растили детей. 24 февраля фашистская Россия напала на мирную Украину, фашисты вы русские».

Ей вполне справедливо возразил Антон Чекушин из Подмосковья: «Анастасия, мирную Украину, где мирные жители Донбасса восемь лет сидели по подвалам вместе с детьми.

Где в центре Киева средь бела дня убили прекрасного писателя и патриота Украины Олеся Бузину. Убили и не понесли наказания.

Где в Одессе заживо сожгли пятьдесят своих сограждан, опять безнаказанно.

В России никогда не кричали "хохляку на гиляку" и "кто не скачет, тот хохол".

В Москве никогда не проходили факельные шествия неонацистов и не избивали бабушек в День Победы за траурную ленточку.

В России Власова считают преступником.

А в вашей мирной стране проходят шествия ветеранов дивизии СС Галичина.

14000 убитых на Донбассе, где половина мирные жители.

Украина за последние восемь лет превратилась, пожалуй, в самое мирное государство мира».

Однако это та горькая правда, которую многие граждане Украины не желали и не желают видеть. Анастасия возражает: «Антон, стреляли 8 лет и не развалили ничего. А теперь наши дети в подвалах ползают. Спасибо, русский мир мы не забудем. Я умею слышать и отличать залпы градов от зениток, умею слышать рев самолетов. Благодаря «русскому миру» мы много чего слышим».

Антон не выдерживает: «Анастасия, вы там с головой нормально?... Армия укронацистов 8 лет бомбила Донбасс и ничего не разрушила... Да вы бредите! Когда дети в подвалах Донецка ползали, а ваш Порошенко откровенно заявлял, что они и будут сидеть в подвалах, Вас это не сильно беспокоило? Так чего вы сейчас плачете? Раньше надо было плакать. Это тот самый случай из украинского анекдота: "а нас за шо? "

Пока нацбаты грабят, убивают и насилуют украинцев где-то далеко от вас, ваша хата с краю, а как приходит ответочка, то настрой меняется. Так вот. Бачили очи шо куповали восемь лет? Теперь ешьте. Пилюля бывает горька, но больному она во благо».

Похожую мысль высказала и Екатерина Пучкова: «Анастасия, вы не ответили на вопрос, на который, как правило, никто из вас ответить внятно не может. То ли потому что стыдно, то ли потому что до вас только дошло и вы поняли. А вопрос прост: 8 лет бомбили ваши войска Донбасс.

Внимание, вопрос: понравилось?»[6]

Дело, конечно, не в сведении счётов, не в том, что в отместку за страдания мирных жителей Донбасса должны начать страдать мирные жители Харькова или Киева.

А может быть дело в том, что настал час суда Божьего над бандеровской Украиной? Может быть, наступил конец Божьему долготерпению?

Из Библии известно, что Господь неоднократно использовал войны для наказания и вразумления стран и народов.

Разве не заслужила такого наказания Украина, страна, сделавшая неонацизм и ненависть к России и всему русскому официальной идеологией?

Где украинские националисты считают допустимым фабриковать множество заведомо ложных сообщений, так называемых фейков. Поэтому к ним вполне приложимы слова Христа: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала<…>, ибо он лжец и отец лжи» (Ин:8:44-45).

Где призывают вешать русских не за какие-то преступления, а только за то, что они русские («москаляку на гиляку»), где запрещён родной язык половины населения страны?

Где в день сожжения пророссийских активистов в Одессе бандеровцы глумливо ходят с поджаренными шашлыками на шампурах?

Где 9 мая срывают георгиевские ленточки с ветеранов Великой Отечественной войны?

Где в застенках СБУ и нацбатов с запредельным, патологическим садизмом пытали прорусских активистов, а сейчас, во время военных действий, пытают попавших в плен русских солдат?

А как отнестись к следующему заявлению? «В прямом эфире телеканала «Украина 24» руководитель проекта «Мобильный госпиталь» Геннадий Друзенко сообщил, что дал указание своим врачам кастрировать российских военнослужащих, попавших в плен с ранениями «потому что это тараканы, а не люди»»[7].

Иногда складывается впечатление, что именно такими запредельно злобными, жестокими и лживыми, как неонацисты-бандеровцы, будут слуги антихриста во время завершения земной истории.

Из сказанного очевидно, что причина военных бедствий на Украине не в России и Путине, а в вопиющих к небу преступлениях укронацистов, вызвавших гнев Божий, и сопротивляться этому – это значит «идти против рожна» (Деян. 9:5).

Сказанное вовсе не означает, что русский народ не прегрешил перед Богом. Начавшаяся военная операция, санкции и экономическая блокада будут и для России и её граждан, да, в общем-то, и для всего мира серьёзным испытанием и наказанием, людям потребуется многое изменить в своей жизни.

Так же оценил 25 февраля 2022 года начавшиеся события митрополит Корнилий (Титов) в своём воззвании к древлеправославным христианам России и Украины.

По его мнению, происходящее - это «очередное испытание», которое «постигло наши государства по грехам нашим». Митрополит Корнилий выразил «сожаление о пострадавших» и отметил, что переживает «за сохранение жизни всех тех, кто молится в храмах нашей Церкви на Украине».

Митрополит Корнилий призвал «прихожан наших храмов в России и на Украине сохранять спокойствие и не вдаваться в панику. Призываю в эти нелёгкие дни пребывать в молитвенном бдении и быть внимательными. «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби», — говорит Господь наш Исус Христос. Кротость и любовь к ближнему — вот что должно отличать христиан. Как пишет апостол Иаков: «Молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16)».

Так же в условиях военной истерии и нагнетания ненависти м. Корнилий призвал «исключить всякие обвинения в адрес русского и украинского народов. Необходимо помнить, что мы один народ и вышли из единой купели Владимирова крещения. Не умножайте вражду, относитесь к мыслящим по-иному с евангельской кротостью и любовью, все люди имеют образ и подобие Божие. Как учит апостол Павел: «Старайтесь иметь мир со всеми» (Евр. 12, 14)».

Военные действия неизбежно будут связаны с горем и лишениями, поэтому христиане должны оказать «помощь ближнему, нуждающемуся в ней».

А так же митрополит Корнилий призвал, «чтобы во всех приходах усилилась молитва об «умягчении злых сердец»»[8].

6 марта 2022 года митрополит Корнилий (Титов) в интервью агентству «Интерфакс-религия» ещё раз высказался по поводу военной спецоперации на Украине. В частности, он сказал: «Богопротивное нацистское мировоззрение привело к геноциду, к физическому истреблению русских на Донбассе, в Луганске, на Украине. Жертвами массового террора стали мирные люди - старики, женщины и дети.

Власти Украины могли остановить это безумие, ведь, как сказано апостолом, не напрасно начальник носит меч, однако националистическое беззаконие продолжается в течение вот уже восьми лет, организуемое «толерантным» Западом, попирающим нормы христианской морали».

Отвечая на призывы к руководству России прекратить боевые действия, в том числе, вероятно, и от архиепископа Никодима (Ковалева), митрополит Корнилий сказал: «Прекратите! Одумайтесь! Эти слова относятся, прежде всего, к тем, кто использует простой народ в качестве живого щита в городах Украины. Прекратите убивать ни в чем не повинных людей за то, что они хранят родной язык и культуру. Одумайтесь! Сложите оружие. Никогда не поздно покаяться. Нет того греха, который бы не простил Бог. Этот призыв особо актуален в связи с наступлением Великого поста».

Митрополит Корнилий призвал вверить «себя в руки Бога, Который всё творит во спасение человека, будем сегодня сохранять спокойствие и упование на благой промысел Творца, Который говорит в Евангелии: «Егда же услышите брани и нестроения, не убойтеся: подобает бо сим быти» (Луки 21, 9).

На прямой вопрос: «Разделяете ли вы мнение, что операция стала вынужденной и что у России не осталось другого пути для защиты своих интересов и прав русскоязычных жителей Украины и республик Донбасса?» митрополит Корнилий так же прямо ответил: «Да, разделяю»[9].

Так же стоит напомнить, что митрополит Корнилий (Титов) за совершение богослужений в старообрядческих храмах российского Крыма внесён в базу данных созданного украинскими неонацистами сайта «Миротворец», где содержится вся информация, необходимая для расправ с теми, кто не приемлет бандеровскую Украину.

В соцсетях встречается и критика позиции, занятой митрополитом Корнилием. Так, анонимный автор скандального и мелкотравчатого телеграм-канала с броским названием «Протопоп Аввакум» заявил: «История сама расставила все на свои места показав кто есть кто. Теперь мало кто из староверов сомневается в неправославности взглядов Корнилия (Титова). 

Пишут, староверы Украины и Румынии перестали поминать на службе Корнилия Титова по причине отступления последнего от Евангельского учения и предательства Христа»[10].

Автор этих слов не понимает, что позиция иерарха по общественным вопросам не может свидетельствовать ни о «неправославности взглядов», ни об «отступлении от Евангельского учения и предательства Христа».

И почему раньше, в течение предыдущих восьми лет, из-за молчания по поводу ведущейся властями Украины войны на Донбассе в этом не обвиняли архиепископа Никодима?

Если же в некоторых старообрядческих приходах Украины и Румынии перестали поминать митрополита Корнилия, то в условиях военного времени это вполне объяснимо.

Так, в новообрядческой церкви на территории Украины «СБУ захватила Свято – Троицкий монастырь в Сумах и арестовала его игумена Симеона (Гагатика) по обвинению в шпионаже, подлинная причина – о. Симеон продолжил поминовение Святейшего Патриарха Кирилла»[11].

Юрий Лоскутов (РПСЦ) 16 марта 2022 года с иронией написал: «Ходят слухи о том, что истерящие украинские старообрядцы перестали поминать митрополита Московского и всея Руси Корнилия, впав тем самым в неканоничный раздор. Я не знаю, так это или нет, но сильно волноваться Церкви Христовой не стоит - украинские старообрядцы в любом случае будут поминать владыку Корнилия. Более того, они в рамках денацификации будут восстанавливать мемориалы Великой Отечественной и ставить на место памятники Ленину, а Киевская старообрядческая архиепископия выпустит разъяснение о том, что это не идолопоклонство, а патриотический политический жест. Ибо российские танки с буквой Z на борту - это самый верный и надёжный канонический аргумент»[12].

7 марта 2022 года в соцсетях появилось письмо митрополита Леонтия (Изота), старообрядческого первосвятителя в Румынии, адресованное архиепископу Никодиму (Ковалеву). Начавшиеся на Украине военные действия он назвал «безумной и ужасной войной», которая «спровоцировала всеобщее смятение», стала «страшным несчастьем, вызывающим огромное беспокойство». Митрополит Леонтий выразил архиепископу Никодиму «искреннее сочувствие, солидарность против всех форм войны» и заверил, что «мы будем молиться, чтобы эта братская война окончилась. Мы разделяем ваше горе и скорбь об ушедших и хотим уверить вас в нашей поддержке».

Впрочем, в этом заявлении так же обходится молчанием то обстоятельство, что война на Украине началась не сейчас, а идёт уже восемь лет. Это соответствует официальной оценке событий, принятой в странах Евросоюза и НАТО, к которым относится Румыния.

В то же время заявление носит сдержанный характер, в нём отсутствуют какие-либо обвинения в адрес властей России и Московской Митрополии РПСЦ.

Надо отметить, что кроме слов сочувствия митрополит Леонтий предложил конкретную помощь старообрядцем Украины. «Если чада нашей Церкви будут нуждаться в помощи, просим написать, и мы постараемся помочь с жильём, одеждой, едой. Можем организовать проживание недалеко от наших храмов или в наших деревнях. Если понадобятся лекарства или другие формы помощи в Украине готовы организовать фуру и отправить гуманитарную помощь»[13].

Что можно сказать по поводу этих выступлений всех трех первоиерархов, возглавляющих поместные церкви в составе РПСЦ?

Прискорбно, но Московская Митрополия и Киевская Архиепископия фактически оказались по разные стороны линии фронта в начавшемся военном конфликте. Браиловская Митрополия находится в Румынии, стране, открыто не участвующей в боевых действиях, но всячески поддерживающей нынешние власти Украины и осуждающей военную операцию России.

При этом все три первоиерарха РПСЦ, оказавшиеся в сложных исторических условиях, повели себя достойно, не стали призывать к вражде между христианами одной Церкви. Все, в том числе и митрополит Корнилий, высказываются за скорейшее прекращение военного конфликта, призывают к молитвенной и деятельной помощи пострадавшим от этих событий.

 

Отношение беспоповцев к военному конфликту на Украине

Первым откликнулся на начавшиеся военные действия на Украине Председатель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви В.В. Шамарин. В своем «Обращении» он заявил: «В наши дни, в настоящее время разворачивается человеческая трагедия и гуманитарная катастрофа. Долго тлеющий конфликт на Донбассе разгорелся в большую войну».

При этом В.В. Шамарин оценил эти события в духе крайнего пацифизма: «Война ужасна и уродлива, противна самой сущности христианина и христианского учения. Попирается заповедь Божия – не убий. Тем горше, когда это происходит в семье славянских народов, среди братьев и по крови, и по духовному, культурно-историческому наследию.

Исходя из этих позиций, Церковь Христова осуждает войну, как способ решения конфликтов, помня, что она несет смерть, страдания простых людей, стариков, детей, неприязнь между народами, сохраняющуюся столетиями».

В.В. Шамарин отметил, что «на землях, где ведутся военные действия, проживают наши единоверные братия, есть они и среди участников сражений с обеих сторон.

В эти тяжёлые и страшные дни все староверы должны и в храмах, и дома усиленно молиться о мире, о вразумлении свыше тех, от кого этот мир зависит. Необходимо оказывать всестороннюю помощь тем, кто оказался в трудной ситуации или потерял свой дом или близких».

В завершение В.В. Шамарин пожелал «милости Божией в надежде, чтобы эта междоусобица XXI века, проглотившая уже тысячи молодых жизней, наконец-то затихла.

Желаем мудрости и благоразумия руководству Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Украины и его Председателю Николе Викторовичу Бабичеву»[14].

Многое в этом «Обращении» сказано правильно и справедливо.

Но при этом утверждение, что «Церковь Христова осуждает войну, как способ решения конфликтов» не соответствует действительности. Православная Церковь всегда поддерживала войны справедливые, о чём говорят примеры св. Александра Невского, прп. Сергия Радонежского.

Фактически «Обращение» В.В. Шамарина свидетельствует о его осуждении не войны вообще, а именно нынешней специальной военной операции, начатой властями России 24 февраля 2022 года.

После прочтения «Обращения» В.В. Шамарина возникает вопрос - почему некоторые известные деятели Поморской Церкви России фактически проявили солидарность с теми, кто выступает в этом конфликте против России?

Возможно, дело в их идейной и финансовой зависимости от поморцев стран Прибалтики, которые, в свою очередь, получают в качестве национально-религиозного меньшинства немалые денежные средства от Евросоюза. 

3 марта 2022 года видным деятелем поморского согласия Алексеем Безгодовым под заголовком «Срочно!!!» было размещено в соцсетях обращенное к староверам-поморцам Украины объявление об эвакуации в Польшу.

«Дорогие братья и сестры, староверы-поморцы Украины.

В ближайшее время будет организована помощь в выезде староверов в республику Польша. Всем кто желает и имеет возможность, необходимо сообщить о себе по указанным телефонам и добраться до старообрядческого храма в Житомире. Из Житомира будут организованы автобусы до польской границы.

После прохождения границы будет автобус до Сувалок».

Далее следуют сведения о том, что надо брать с собой и как будет организована отправка в Польшу. Приведены телефоны координаторов, вероятно, староверов-беспоповцев из Польши. Координатором на Украине назван Никола Викторович Бабичев из Житомира, Председатель Центрального Совета Поморской Церкви Украины.

Составители объявления обещают, что «польское правительство окажет финансовую помощь (будет назначено пособие). В Сувалках после оформления вас разместят в наших общинах и в домах у староверов.

Так же в случае необходимости помогут с трудоустройством»[15].

Факт его публикации вызывает противоречевые чувства.

С одной стороны, в нём по умолчанию считается, что Вооруженные силы России – это какая-то дикая орда, представляющая столь большую опасность для мирного населения, что единственным выходом является срочная эвакуация при её приближении.

С другой стороны, опыт показал, что тактика ведения боев украинскими войсками неизбежно приводит к опасности для мирных людей и гуманитарной катастрофе, хотя российские вооруженные силы и делают всё возможное, чтобы не пострадало гражданское население.

Хочется думать, что Алексей Безгодов опубликовал его, желая сохранить жизни старообрядцев-поморцев на Украине.

21 марта 2022 года христианин РПСЦ Юрий Лоскутов, философ и блогер написал: «Конец старообрядчества. Я уже давно пишу о том, что старообрядцы есть (чада РПсЦ и еретики разных чинов), а старообрядчества нет. Точнее, "старообрядчество" в постсоветский период существовало в качестве симулякра, предназначенного исключительно для выбивания грантов.

А теперь и этот симулякр лопнул как мыльный пузырь. Почему? Потому, что это пресловутое «старообрядчество» держалось в основном на связке между белокриницкими грантососами и грантососами поморскими, а поморцам в РФ теперь никто грантов не даст.

Не знаю, получил ли гражданин Шамарин административный штраф за своё «Церковь Христова осуждает войну, как способ решения конфликтов (в историческом православии это не так), но идейная зависимость российских поморцев от поморцев из стран НАТО теперь стала очевидной»[16].

При этом существовала уверенность, что и в наши дни рядовые старообрядцы-поморцы, несомненно, являются патриотами России, так же, как это было и раньше, а Шамарин озвучивает лишь свою собственную позицию.

То, что это так, подтверждается опубликованное 15 марта 2022 года «Обращение поморских общин России». В нём говорится, что «начало специальной военной операции на Донбассе, о которой 24 февраля объявил Президент России, со всей ясностью обозначило одну, но очень важную вещь - мир разделился на две части. На тех, кто выступает за традиционные ценности и тех, кто хочет эти ценности разрушить. <…>

Начало нового столетия ознаменовалось гонениями на русский народ, на его язык, традиции на территории современной Украины. <…> Зло, исходящее из отрицания христианских ценностей западной цивилизацией, поставило нынешних правителей Украинского государства на грань тотальной войны, ведущей к ядерной катастрофе и возможной гибели человечества.

Основная задача - уничтожить самосознание братского народа на Украине. Постепенно они меняли социальные установки, базовые ценности, подменяли христианские понятия добра и зла.

В какой-то момент, восемь лет назад здоровой части украинского общества хватило сил ответить нет на эти усилия. И тогда их начали уничтожать. <….>

Мы терпели, мы пытались разговаривать с ними с позиции исторической памяти и обычной логики. Нас не услышали, пришло время защищать Отечество.

В связи с вышесказанным поморские общины России выражают полную поддержку Президенту России, нашим Воинам, защищающим наш мир. Это общее испытание нас на твердость духа и крепость веры.

Обращение поддержали: Московская поморская старообрядческая община, Сыктывкарская старообрядческая поморская община, Нарьян-Марская старообрядческая поморская община, Псковская старообрядческая поморская община, Белгородская старообрядческая поморская община, Усть-Цилемская старообрядческая поморская община»[17].

21 марта 2022 года Антон Мельников подтвердил: «Большинство поморских общин высказались в поддержку Президента РФ, у нас нет единоначалия. Общины вполне себе самостоятельные, не все успели прислать свои обращения, не везде оформлены юрлица...»[18]

Юрий Лоскутов согласился: «Справедливости ради, не все поморцы капитулировали перед НАТО. Однако Шамарин и его сторонники позиционируют свою позицию как официальную <…>. Больше никаких совместных с РПсЦ «Всемирных старообрядческих форумов» – забудьте»[19].

Все это свидетельствует о том, что среди старообрядцев-поморцев, так же, как и во всём обществе, начавшаяся специальная военная операция России на Украине вызвала столкновение противоположных мнений.

Война, как и любое серьёзное испытание, показывает истинный облик людей. 

Влас Логинов

 

Продолжение следует

 


 

 



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1258