Агенты влияния
Сразу после начала специальной операции Вооруженных сил Российской Федерации на территории Украины администраторам популярных групп социальных сетей, известным личностям и редакторам сайтов стали поступать предложения о продаже групп или заказе рекламы информационных сообщений в пользу Украины, украинских националистов и нацистов.
Иногда назывались весьма крупные суммы – до 30,000 рублей за размещение одной новости. Поступали такие предложения и в адрес администраторов старообрядческих сообществ. Вместе с тем, среди россиян нашлись и добровольные «помощники» бандеровской идеологии, раскрасившие свои страницы в жовто-блакитные цвета. Первые несколько дней такие «помощники» заламывали руки и верещали на разные миротворческие темы. Однако уже вскоре они «расчехились» и начали грозить разнообразными карами россиянам, российским военнослужащим и вообще нашей стране. Нелепо это выглядит – призывать вводить «адские санкции» против населения страны, в которой они живут. К хору жовто-блакитных аватаров быстро присоединились некоторые деятели культуры, науки и искусства, которые стали подписывать и рассылать открытые письма «против войны». Странно, однако, что такого же антивоенного энтузиазма не наблюдалось у наших сердобольных и благостных деятелей культуры и науки ни во время войны Украины с Донбассом, ни во время нападений Азербайджана на Нагорный Карабах, ни во время вторжения США в Ирак. Некоторые правозащитные деятели и послы мира остались слепоглухонемы даже во время бомбардировок Сербии войсками НАТО. Для многих из них многотысячные жертвы всех этих военных конфликтов оказались незамеченными. Внештатный советник руководителя Офиса президента Украины Алексей Арестович в одном из своих интервью так прокомментировал поведение этих людей: «Они фактически завербованы нами, пропитаны нашей идеологией уже давно».
Структуры информационной войны по этому направлению строились давно. Директор АНО «Центр стратегических оценок и прогнозов» Сергей Гриняев заявил, что с момента обострения кризиса на Украине чётко прослеживается вполне грамотная и эффективная организация информационной работы как внутри страны, так и во вне.
«Безусловно, собственными силами Киев реализовать такую политику был не в состоянии, и здесь совершенно чётко прослеживается помощь западных союзников Киева», — отметил эксперт. — «Еще задолго до активной фазы событий, за полгода, а может быть, и раньше, в информационном пространстве Украины стали появляться разного рода информационные сайты и интернет-агентства. До острой фазы событий они вели вполне пристойную информационную работу, однако с обострением обстановки эти сайты буквально в одночасье превратились в инструменты пропаганды».
По некоторым данным, в информационной войне против России участвуют более 150 международных пиар-агентств. Координатором является агентство PR Network, специалисты которого разрабатывают большое количество «заготовок» контента для ведения информвойны. Это самая разная информация: от комментариев простых «ботов» в социальных сетях до изготовления дорогостоящих фейков с использованием спецэффектов и компьютерной графики. Не остаются в стороне и профессиональные СМИ и глобальные медиахолдинги, которые разносят подобную информацию среди миллиардов зрителей и слушателей. На ведение этой кампании тратятся десятки миллионов долларов.
А что в России?
К большому сожалению, Российская Федерация практически не готовилась к глобальной информационной войне. Конечно, был создан огромный медиахолдинг Russia Today, в который помимо головного англоязычного информационного телеканала RT International, входили локальные телеканалы в США, Великобритании, России, Испании, Франции, Германии, арабоязычный телеканал и документальный канал RT Documentary. Компания Russia Today вела довольно успешную пропагандистскую деятельность, однако же страдала массой недостатков и прежде всего информационной негибкостью и гигантоманией. Руководство RT, например, перестаралось в поддержке ковиддиссидентов и антипрививочников в Западной Европе, вызвав гневную реакцию местных органов власти. Эти же материалы RT перепечатывались и в России, подрывая усилия наших медиков в борьбе с пандемией Covid-19. Однако главной проблемой RT стала гигантомания. Немыслимые средства, вложенные в этот медиахолдинг, не оправдали себя. В час икс его вещание было отключено в большинстве стран. Этот как раз тот случай, когда ни в коем случае не надо было класть яйца в одну корзину. Вместо огромного RT можно было создать множество сообществ, сайтов, издательств, которые десятилетиями могли проводить политику «мягкой силы» в самых разных странах и социальных стратах. Причем это не обязательно было бы чистой пропагандой. Это могло быть позитивным культурным влиянием на разные сферы человеческого бытия.
Еще в 2014 году в интервью одному из старообрядческих сайтов военный аналитик Борис Рожин отметил:
«Хилые попытки поддерживать политические пророссийские партии и движения были недостаточны как по финансовым, так и по организационным соображениям. Значительная часть выделяемых средств разворовывалась еще в Москве; часть из того, что поступало на Украину, расхватывалось ушлыми «друзьями Москвы» или же «пророссийскими политиками», заинтересованными только в получении денег, в результате чего до настоящих пророссийских активистов доходили сущие крохи. В итоге даже если, условно говоря, в Москве могли выделить на работу по укреплению дружбы России и Украины 500 000 долларов, то до конкретных получателей могло дойти 30-50 тыс., на которые потом собирался митинг на 100-200 человек с примитивной агитацией для отчета, что работа как бы проведена. Такое преступное очковтирательство, вкупе с масштабным воровством, дополнялось отсутствием единой организации пророссийских сил. В результате ни в 2004 году, ни в 2014 году Россия не имела пророссийских сил на Украине, на которые могла бы опереться».
С 2014 года прошло более 7 лет, а в этом отношении пока так ничего и не сделано. Конечно, звезды российской культуры и спорта разъезжали все эти годы по заграницам, однако никакого особого культурного внедрения в гражданскую среду Европы, а тем более Украины не происходило.
Возьмем, например, старообрядчество, которое помимо прочего является одной из самых распространенных русских диаспор как на Украине, так и во всем мире от Европы до Австралии, от Северной до Южной Америки. После визита президента в 2017 году на Рогожское казалось, наступила новая эра. Было обещано создание благотворительных фондов, межстарообрядческих организаций, издательств и так далее. Однако какой-то значимой финансовой, административной и консультативной поддержки оказано не было. Например, общая сумма, выделенная на все старообрядческие гуманитарные проекты, куда меньше стоимости сомнительных культурных затеек неоднозначных режиссеров типа Кирилла Серебренникова. На один только проект «Платформа» из федерального бюджета было выделено 216 миллионов рублей. Не будем оценивать художественные качества постановок Кирилла Серебренникова, но что в сухом остатке, кроме уголовного дела по вопросам хищения этих средств в "Гоголь-центре?" Как повели себя в трудную для страны минуту Серебренников и прочие получатели государственных грантов из светского бомонда? Режиссер Серебренников мгновенно улетел на самолете в Париж, чтобы выложить фото в футболке с надписью «Я выключаю телевизор». Чулпан Хаматова уже работает в Рижском театре и не думает возвращаться на Родину. Да, у людей могут быть разные взгляды на текущие события, но ни Серебренникову, ни Хаматовой не грозили какие-либо преследования или нищета. Люди сделали свой искренний выбор в пользу другой страны, потому что «проголосовали сердцем», ибо уже давно были агентами влияния, о которых так красочно рассказал вышеупомянутый А. Арестович.
Так может быть не надо было тратить эти 216 миллионов на творения Серебренникова вроде спектакля «Голая пионерка», а вложить в народную дипломатию, в сетевое распространение русской культуры («онлайн» и «от человека к человеку), в поддержку русских культурных проектов, как за рубежом, так и у нас в стране.
За время, прошедшее с 2014 года, можно было, наконец, создать общестарообрядческий сайт, поддержать старообрядческих блогеров и публицистов, создать реальные, а не мнимые межстарообрядческие организации, поддержать культурные проекты в разных странах (а не бесконечно рекламировать несколько семей переселенцев, прибывших из Боливии на Дальний Восток), оказать консультационную и административную поддержку старообрядческим согласиям и общинам по всему миру.
И это стало бы одной из опор так называемого «Русского мира», который за эти годы так и не перешел из стадии политтехнологической придумки в фактическую реальность.
О. Печникова