Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Старообрядцы и специальная военная операция на Украине (часть 2)
Дата:  15/04/2022 —  Тема:  Личное мнение

Верующие молятся и собирают помощь пострадавшим

Вести из общин РПСЦ с 24 февраля по 31 марта 2022 г.

О том, как реагировали на начало военных действий на Украине простые верующие-старообрядцы по разные стороны линии фронта можно, в какой-то степени, узнать из публикаций на сайте «Старообрядцы», а так же из социальных сетей.

Разумеется, эти сведения носят неполный и разрозненный характер, но, тем не менее, они дают возможность получить какое-то представление о событиях и ощутить живое дыхание эпохи.

В первый день военных действий, 24 февраля 2022 г., Telegram-канал «Старовер Урала» сообщил, что ещё 18 февраля 2022 г., до начала военных действий, которые ощутимо надвигались, в день празднования иконы Богородицы «Взыскание погибших» группа староверов экстренно начали читать сорок канонов этой иконе.

«В одной из песен канона говорится: «Вознеси рог державе нашей, и низложи иноплеменных шатания, Богородительнице Пречистая, не воеваны соблюди грады Твоя, и вся страны христианские сохрани. В них же великое имя Твое и многославное величается и верно славится от всех, Владычица чистая»».

С началом боевых действий эти же верующие «начали молебен «Певаемый в брани». Сегодня эти люди выполняют важную миссию — стремятся умилостивить Бога, чтобы тот не оставил возникшую ситуацию в напряжении…»[1]

Несколько мужчин из числа уральских старообрядцев, чьи-то мужья и сыновья, проходили службу в вооруженных силах России и оказались участниками начавшихся военных действий. Родные просили за них молиться, очень переживали, так как связи с ним в первые дни не было.

Из Украины сведения о ситуации 24 февраля 2022 года были следующие.

«Пока сложно сказать, в какой мы ситуации, — рассуждает священник Константин Литвяков из города Хмельницкий в эксклюзивном интервью порталу «Старообрядцы». — Все находимся в подвешенном состоянии. Не знаем, что делать, поэтому молимся.

По словам отца Константина, общая ситуация пока только на уровне информационной напряженности. Большинство староверов, как и неверующих украинцев, не понимают, что происходит, и как им теперь жить. <…>

«Прихожане пока в растерянности, поскольку все только началось. Мы выжидаем», - рассказывает еще один иерей, Иоанн Яблочников»[2].

Первосвятитель РПСЦ на Украине архиепископ Никодим в момент начала военных действий служил в храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы города Жмеринка Винницкой области. «Председатель общины Людмила Родионовна рассказывает, что старообрядцы в Жмеринке встревожены и планируют обсудить возможность сборов на молебны. Впрочем, епархиальный архиерей молитвы уже усугубил. Прихожане говорят, что он и всегда-то много молился, а в последнее время особенно». Архиепископ Никодим  «молится за Украину, молится за мир, и просит Господа, чтобы все были живы, — добавляет председатель жмеринской общины. — Конечно, нам тревожно и немножко страшно»[3].

Через четыре дня, 28 февраля, когда боевые действия развернулись на большом пространстве и в события оказались втянутыми множество людей, в старообрядчестве, так же как и везде, произошло большое разделение. «Молебны совершали в минувшее воскресенье старообрядцы в городах России о мире между двумя странами, которые находятся в эти дни в состоянии конфликта.

При этом в соцсетях и мессенджерах сообщество староверов оказалось расколото, несмотря на призывы предстоятеля Старообрядческой Церкви к миру и молитвам друг за друга.

Словесные перепалки были и продолжаются далеко не везде этично. Наблюдая за происходящим, во многих приходах России люди не могут оставаться в стороне — братьям-староверам нужна помощь в умягчении сердец, призывы к терпимости, пониманию, смирению.

Поэтому пока одни высказывают свои позиции, другие встали на молебны, проводя их 27 февраля, после воскресного богослужения.

Наиболее активной оказалась Сибирская епархия, где молитвы о мире возносились практически в каждом храме.

В Новосибирске, к примеру, был совершен молебен «За всяко прошение», в Минусинске — «Всемилостивому Спасу», прихожане Покровско-Успенской церкви в Москве молились канон Богородице «Умягчение злых сердец», в Красноярске — молебны «Певаемый во брани», а также Богородице и святителю Николе, в Кызыле — также «Певаемый во брани»»[4].

О. Иоанн Гусев из подмосковной деревни Давыдово призвал верующих «усиливать молитвы за весь российский народ, за миролюбивых жителей Украины, о мире всего мира, о стране Российской, о воинстве нашем». При этом он добавил, что молиться надо всеми доступными способами:  «канонами, Псалтырем, поклонами, а в пути, в заботах, делах, в уме или шепотом — совершать Исусову молитву».

От себя о. Иоанн добавил, что в такое трудное время  «его успокаивает только постоянное моление»[5].

По сведениям сайта «Старообрядцы» «российские старообрядки ищут возможности связаться со своими мужьями и сыновьями, служащими по контракту. Дарье Микеевой повезло — супруг Дмитрий на днях дозвонился до нее и сказал, что с ним все в порядке. А вот уральской старообрядке лично услышать сына пока не суждено — через «третьи руки» она узнала, что с ее Владимиром все в порядке, но материнское сердце волнуется…»[6]

Не сколько старообрядцев до начала военной операции «ехали на автомобиле с российскими номерами из Молдавии через Украину в Москву. В Николаеве староверы сделали остановку у родных. Приехав сюда еще во вторник, 22 февраля, они и не предполагали, что окажутся в заложниках у ситуации на неопределенный срок: иномарку им приходится буквально прятать, а самим таиться на время спецоперации, которая Бог весть сколько продлится. Более того, российские телефоны они выключили и остались без связи — благо, до родных оказалось возможным дозвониться, а те сообщили, что с «путешественниками» все в порядке.

Так старообрядцы оказались втянуты в «горячую» политику двух стран и, как и мирное население по обе стороны от границы, не знают, чем все это кончится»[7].

В публикации 3 марта 2022 года сообщается, что «десятки древлеправославных христиан практически безостановочно в эти дни совершают сорокоусты, сменяя друг друга на «боевом посту» перед образами со свечами.

Тем временем один из читателей портала «Старообрядцы» из села Приморское Запорожской области рассказал о ситуации на Украине, где верующие люди тоже искренне молятся, как и в России. Читают каноны благоверному князю Александру, «Певаемый в брани» и «Умягчение злых сердец». А на воскресный день и в праздники также собираются на молитву в храмах. Впрочем, не везде…

— В Виннице в воскресенье служили, в селе Никольское (Кировоградской области) молились только Часы, в Килие тоже собирались на общую молились в храме, а в Киеве не служили, — делится он, уверяя, что в непростых условиях украинские общины староверов сплотились и старательно поддерживают друг с другом связи — созваниваются, делятся новостями об обстановке вокруг, плачутся о трудностях»[8].

Надо понимать, что христиане-старообрядцы Украины молятся канон «Певаемый в брани» и Александру Невскому, несомненно, за победу украинской армии. Так же, как христиане-старообрядцы в России молятся за победу своей, российской, армии.

Между Россией и Украиной и поддерживающим её коллективным Западом идёт тотальная война, и для многих христиан, оказавшихся по разную сторону линии фронта, позиция «над схваткой» оказывается невозможной.

«Обсуждение ситуации в эти дни продолжается практически на всех старообрядческих интернет-площадках. И если одни взяли твердую паузу и никак не выражают своих эмоций и не высказывают своих позиций, то другие «горячатся» словно за всех вместе. Как мы уже и сообщали, общество верующих расколото, несмотря на призывы митрополита Корнилия к единению и усилению молитв».

Поэтому «редакция портала «Старообрядцы», осознавая всю серьезность ситуации, призывает верующих обеих стран к усиленным молитвам и к умиротворению — все мы, староверы, будучи из единого корня, не должны разделяться, даже если имеем различные мнения и противоположные точки зрения на те или иные политические и геополитические вопросы»[9].

«Тем временем в Николаеве, где вынужденно застряли староверы из Москвы, ситуация напряженная. Вокруг стреляют, и можно себе представить, какое было бы к ним отношение, «если вдруг что»! Они, как и все местные жители, остановившись у родственников, стараются не привлекать к себе внимания. Продуктов в местных магазинах нет, да и выходить туда в настоящее время смертельно опасно. Поэтому питаются скромно теми запасами, которые сделаны рачительными хозяевами»[10].

В ходе боевых действий вооруженные силы Украины совершенно сознательно прикрываются мирным населением, а при отступлении используют тактику «выжженной земли», обвиняя потом в разрушениях Россию.

Следствием этого оказывается настоящая гуманитарная катастрофа для мирных жителей, остающихся без жилья, одежды и пищи, наличие огромного и всё увеличивающегося количества беженцев.

Для оказания помощи пострадавшим от войны людям в России действуют специальные гуманитарные фонды.

Участвуют в оказании помощи и верующие различных конфессий России, в том числе и РПСЦ.

Помощь староверам ДНР и ЛНР оказывает старообрядческий благотворительный фонд «Любовь», который возглавляет Анастасия Пименова.

Поселок Ольховатка Донецкой области, в котором живут старообрядцы и есть храм РПСЦ, начиная с 2014 года оказался в прифронтовой зоне, постоянно подвергался обстрелам со стороны украинских войск.

«Директор старообрядческого благотворительного фонда «Любовь» Анастасия Пименова уточнила, что помощь решено было оказать после разговора с представителем общины храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Ольховатка Донецкой народной республики.

По словам Анастасии, пожертвования все неравнодушные христиане Старообрядческой Церкви стали направлять напрямую на карту одной из активных прихожанок в Ольховатке, которая взяла на себя хлопоты по закупке продуктов и медикаментов и распределению их между нуждающимися.

— Призываем всех помочь не разово, а осуществлять посильную помощь хотя бы первые полгода — давайте поможем братии выжить, не оставим их без помощи до наступления мирного времени, — говорится в призыве Фонда к старообрядцам России»[11].

15 марта 2022 года «стали известны подробности о ситуации с российскими старообрядцами, вынужденно застрявшими в украинском Николаеве. Попытки через гуманитарный коридор выйти за пределы территории, которая уже много дней подвергается обстрелам, успехом для них не увенчались.

При этом в городе сильные позиции занимают националисты — они проводят свои рейды, как днем, так и ночью, из-за чего верующим из России приходится скрываться практически в круглосуточном режиме.

В подвале их дома сыро, пищевые запасы подошли к концу, медикаменты отсутствуют — и в таких условиях, не видя для себя никаких перспектив, люди молятся и существуют в постоянном страхе — минует ли? Удастся ли спастись?»[12]

Многие простые верующие старообрядцы с Украины, и даже составители «Обращения» архиепископа Никодима уверяют, что никакого нацизма на Украине нет. В то же время из этой бесхитростно рассказанной житейской истории следует, что на самом деле есть. Во всяком случае на территории, контролируемой российскими войсками, такая ситуация по отношению к гражданам Украины или какой-то другой страны была бы немыслима.

Так же сообщают, что «люди, уставшие от происходящего, взывают в эти дни: «Мир всем!»

В старообрядческих храмах России продолжаются молебны, верующие совершают келейные молитвы, а после служб все разговоры между прихожанами только об одном…»[13]

В то же время «Украинская Архиепископия оказывает помощь пострадавшим беженцам, координируя их направление в наиболее спокойные районы Украины и в Румынию.

В Черновицкой области можно обращаться к чтецу Борису Кривоносову, а желающие оказать благотворительную гуманитарную помощь пострадавшим могут это сделать, обратившись в своих приходах к священникам или руководителям общин, которые передадут все наиболее нуждающимся, — говорится в обращении, авторы которого выражают христианскую благодарность проявляющим милосердие и призывают к усердным и непрестанным молитвам ко Господу Богу, Пресвятой Богородице и всем святым»[14].

21 марта 2022 года первосвятитель РПСЦ митрополит Корнилий (Титов) обратился к верующим с просьбой о финансовой помощи беженцам. «Сегодня из Украины в разные страны, в том числе Россию, устремился поток беженцев.

В числе пострадавших есть и наши единоверные братья и сестры, православные христиане.

В связи с этим прошу каждого из вас оказать посильную помощь пострадавшим общинам и беженцам»[15].

Был объявлен сбор средств, на которые впоследствии будут приобретаться необходимые продукты, вещи, лекарства и отправляться пострадавшим.

30 марта 2022 года в социальных сетях появились неофициальные сведения о сложном положении, в котором оказались жители исторического старообрядческого села Вилково на Дунае.

«Неофициальные источники сообщают о ситуации в городе Вилково. Там живут староверы-липоване этнические русские. Основное занятие, это земледелие и рыболовство. Самой земли для сельхозработ в Вилково нет. Садят все необходимое на близлежащих островах.

На данный момент липованам запрещено выплывать на лодках, на острова. Военные объясняют, этот запрет, что борются с "диверсантами".

Если в ближайшее время им не удастся посадить огороды, зимой их ждёт банальный голод.

Такая же ситуация и с рыбаками. Нет рыбы, нет денег, нет еды. Наличие рыбы, это можно сказать культ для липован... Рыбу едят люди, куры, свиньи, утки, коты и даже местные собаки»[16].

31 марта 2021 года активистка Дарья из Нижегородской области в одном из старообрядческих телеграмм-каналов объявила о сборе средств на духовную поддержку пострадавших от боевых действий на Украине. Было решено отправить для них «хорошие книги православной тематики, просветительские и укрепляющие дух, молитвословы», а так же старообрядческие нательные кресты, поскольку «есть люди, не имеющие нательных крестов и желающие надеть правильный крест».

Сбор средств Дарья осуществляла на свою банковскую карту, предварительно перед этим обнулённую, «чтобы отследить все поступления до копейки. Формировать посылку ей взялся помочь священник Алексей Антюшин из села Безводное Кстовского района Нижегородской области.

Спустя два дня христианка поблагодарила всех за помощь и рассказала, что оперативно удалось собрать порядка 35 тысяч рублей. Говорит, этих средств более чем достаточно, так как в их церковной лавке на большую сумму и купить-то будет нечего»[17].

Прихожане Покровской общины старообрядческого храма в Ростове-на-Дону «собрали и доставили в центр приема собственную гуманитарную помощь — одежду и продукты для беженцев Донбасса. Примечательно, что в числе активистов оказался донской казак и уроженец города Луганска, а ныне активный прихожанин ростовского храма Анатолий Фокеевич Лошадкин со своим сыном Михаилом»[18].

Старообрядка Людмила объявила сбор «вещей для детского дома в Таганроге, где много детей сирот, в том числе дети Донбасса и Украины», «а другие неравнодушные активистки — такое только женщинам может в голову прийти! — объявили сбор… писем для солдат, ставших инвалидами, и получивших серьезный вред здоровью».

После этого призыва пришло «несколько писем, в том числе послание от ребенка и трогательный рисунок»[19].

В завершение можно сказать, что, несмотря на сложную ситуацию и неоднозначное отношение к происходящим событиям, старообрядцы по обе стороны фронта молятся о наступлении мира и стараются оказать посильную помощь и моральную поддержку пострадавшим.

Влас Логинов

 

Продолжение следует

 

Фото с сайта "Старообрядцы" 



 



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1264