Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Старообрядцы и специальная военная операция на Украине (часть 3)
Дата:  20/04/2022 —  Тема:  Личное мнение

Просьба об автокефалии украинской архиепископии РПСЦ

«Суббота для человека, а не человек для субботы». Мк. 2:27.

Обращение с просьбой автокефалии

04 апреля 2022 года в социальных сетях появился документ без подписи, озаглавленный «Обращение духовенства Киевской и всея Украины епархии Русской Православной старообрядческой Церкви» (скачать PDF).

Обращен он к «Предстоятелю Русской Православной старообрядческой Церкви Высокопреосвященнейшему Корнилию, митрополиту Московскому и всея Руси, нашему же господину и владыке, Первоиерарху Древлеправославной старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии Высокопреосвященнейшему Леонтию, архиепископу Белокриницкому и Бухарестскому и всех древлеправославных христиан митрополиту, а так же преосвященнейшим архиепископам, преосвященным епископам, архимандритам и игуменам, честным отцам, братиям и сестрам во Христе Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви во всей её полноте, Соборном Единстве и нераздельности»[1].

Обращение очень большое, на пяти страницах мелкого шрифта. Его содержание можно разделить на две части.

Первая часть явно подготовлена какими-то спецслужбами Украины для пропаганды среди старообрядцев России.

В начале текста живописуются ужасы войны. «В кровопролитных боях гибнут мирные люди, дети, военнослужащие – в том числе и старообрядцы. Населённые пункты, в которых стоят наши храмы, живут чада Святой Церкви, подвергаются артиллерийским обстрелам, в некоторых из них уже нет продовольствия, воды. Нет продуктов и места, где приготовить трапезу для Божественной Литургии. Причиной тому послужила военная агрессия Российской Федерации в адрес Украины».

При этом умалчивается, что нынешние власти Украины и подстрекающий их Запад сделали всё возможное для возникновения военного конфликта. Поставки Западом на Украину оружия делают боевые действия кровопролитными и  затяжным, а применяемая украинскими военными тактика использования мирного населения в качестве живого щита приводит к большим жертвам и разрушениям.

Составители «Обращения» совершенно справедливо утверждают, что «истинная Церковь Христова не может быть привязана исключительно к русскому этносу». Однако старообрядцы России никогда так не утверждали, а последние годы с радостью принимали в Церковь большие общины христиан из далёких стран Африки и Азии.

Однако все эти новообращённые христиане, сохраняя свои национальные особенности, с любовью и благодарностью относились к России и русскому народу, сохранившему неповреждённое православие. Так же, как и русские в первые века своей истории, кстати, в те времена общей с нынешней Украиной, с уважением относились к Византии, Второму Риму, стране, от которой приняли православие и к её духовному опыту.

В тексте «Обращения» настораживает то, что ценности «русского мира» жестко противопоставляются «ценностям украинской нации». Сторонники «русского мира» автоматически считаются противниками «территориальной целостности государства», «не признающими принадлежность территорий украинской государственности», по-видимому Крыма и Донбасса, что на современной Украине считается тяжким преступлением. За этим, по мнению составителей «Обращения», следует «вполне адекватная реакция общественности», то есть, по-видимому, силовые акции устрашения со стороны украинских националистов, а так же «меры пресечения силовыми органами власти».

Чтобы избежать «адекватной реакции», составители текста «Обращения» уверяют, что «сегодня в Украине чада Святой Церкви в большинстве своем не имеют российских корней, не русскоязычные и не имеют русской этнической принадлежности». Прямо в соответствии с расовой теорией Гитлера, этакие «истинные арийцы».

Но и не вполне истинные украинцы, то есть те старообрядцы на Украине, которые всё-таки являются этническими русскими, «прямыми потомками гонимых переселенцев-беженцев из Российской империи, родились и уже воспитались в суверенном государстве Украина». Поэтому в их благонадёжности нет основания сомневаться, они вместе с «не имеющими русской этнической принадлежности самоотверженно защищают суверенитет и территориальную целостность Украины».

Далее приводятся не имеющие ничего общего с действительностью штампы украинской военной пропаганды о «ракетных обстрелах мирных городов, мародерство и насилие от воинов Российской Федерации» в соответствии с основанной на фейках, ложных сообщениях картиной событий, которую создают украинские и западные СМИ и которой, возможно, верят некоторые старообрядцы Украины.

Составители «Обращения» заявляют, что к современной Украине «понятие «нацизм» неприменимо, поскольку «не ведётся сейчас и ранее старообрядцами Украины пропаганда превосходства украинской нации над русской». Старообрядцами не ведётся, а украинским государством и националистами через СМИ, школу и культуру ещё как ведётся. «Не было на территории Украины запрета властей проповеди или христианского общения на русском языке в старообрядческих церквах, общинах и семьях». В церквах и семьях не было, а в государственных учреждениях, учебных заведениях, книгоиздательстве и СМИ запреты были.

Однако из дальнейшего текста следует, что нацизм на Украине всё-таки есть. Сообщается, что «29.03.2022 г. в Верховную Раду Украины внесён законопроект», который, в случае его принятия, приведёт к законодательному запрету властями Украины Русской Православной старообрядческой Церкви, управляющие структуры которой находятся в стране-агрессоре». Законопроект имеет в виду в первую очередь не сравнительно малочисленных старообрядцев, а приходы РПЦ МП на Украине, хотя старообрядцев это тоже, безусловно, коснётся.

Надо сказать, что подчинённость Москве со стороны как РПЦ МП, так и РПСЦ в современных условиях носит символический характер. На деле и новообрядческая, и старообрядческая церковь на Украине существуют независимо от России. Реальной власти и возможности как-то влиять даже в церковном, а тем более в политическом отношении у церковных «управляющих структур страны-агрессора» нет.

Однако, в соответствии с этим законопроектом, если украинская архиепископия РПСЦ не разорвёт подчиненность церковным структурам «страны-агрессора», то это приведёт к «последующему опечатыванию старообрядческих храмов, изъятию государством церковного имущества и потери возможности нести свет Святой Церкви душам христиан, проживающим на территории Украины».

Если запрет религиозных конфессий на территории страны по одному подозрению в возможной нелояльности не является нацизмом, то что это?

Чтобы избежать такого возможного развития событий, составители «Обращения» фактически предлагают провозгласить для украинской архиепископии РПСЦ автокефалию. На период её оформления предлагается временное переподчинение украинских старообрядцев Белокриницкой митрополии.

«Согласно практике Святой Церкви, автокефалия может быть дарована церкви только Вселенским собором.

Мы понимаем, что в силу общеизвестных обстоятельств физически сейчас невозможно организовать собрание Общего собора Святой Церкви.

Кроме общего собора Церкви, законным учреждением автокефалии делает воля кириархальной церкви (матери-церкви)».

В связи с этим составители «Обращения» «слезно и смиренно» обращаются к Предстоятелю РПСЦ м. Корнилию (Титову) и духовенству РПСЦ: «У нас нет времени ожидать следующего Собора Русской Православной старообрядческой Церкви. Молим Бога о размягчении Ваших сердец» и «даровании автокефалии в связи с гражданскими и политическими обстоятельствами.

Канонические и технические детали осуществления необходимых ныне Святой Церкви процессов могут быть обсуждены отдельно на уровне служителей епархиальных управлений архиереев.

Мы понимаем, что в силу общеизвестных обстоятельств физически сейчас невозможно организовать собрание Общего собора Святой Церкви. Однако мы видим вполне возможным в такой вынужденной ситуации проведение такого собора по нашему вопросу с помощью технических средств связи, при вашем мудром на то суждении и понимании необходимости безотлагательного решения этого вопроса. Мы готовы взять на себя всю техническую подготовку и наладку для проведения собора таким способом».

Что-то подсказывает, что организацию такого онлайн-собора готова обеспечивать не только архиепископия РПСЦ на Украине, но и какие-то спецслужбы этой страны.

«При общей воле Святой Церкви на то, учитывая абсолютную невозможность физических визитов архиереев и священнослужителей Московской митрополии на территорию Украины, предполагаем, в случае Общего суждения Святой Церкви по этому вопросу, просить Белокриницкую митрополию в первое время, в течение определённого срока, осуществить посильную поддержку (в том числе и архиерейским окормлением) во время формирования соответствующих церковных структур в Украине».

Если основа общественно-политической части обращения, вероятно, готовилась какими-то украинскими спецслужбами, то церковно-каноническая часть, судя по всему, составлена кем-то из клириков РПСЦ на Украине. Кем именно, неизвестно, так как под опубликованным текстом нет подписей.

Остается открытым вопрос, имеет ли отношение к его тексту сам первосвятитель старообрядцев на Украине архиепископ Никодим (Ковалев).

Так же есть сведения, что многие приходы на Украине узнали об этом «Обращении» только после его публикации в интернете.

Однако, несмотря на все эти обстоятельства, «Обращение» указывает на реальную и очень острую проблему безопасности христиан-старообрядцев на Украине в условиях войны и тотальной русофобии. За ним стоит человеческая боль. Это в прямом смысле слова крик души.

«Так же просим вас как можно в более краткие сроки дать нам ваши предварительные ответы, которые мы могли бы зачитать в храмах нашей страждущей пастве. А так же ваши предложения о координации наших общих действий в связи со сложившейся ситуацией»[2].

 

В Киеве арестован иконописец Виталий Наумов

О ситуации, в которой оказались на Украине христиане старообрядцы, в какой-то степени свидетельствует история старообрядца-иконописца Виталия Наумова.

 

Он родился в России, в городе Набережные Челны. В конце 1990-х годов при его активном участии в городе Набережные Челны был создан старообрядческий приход.

В начале 2000-х годов Виталий Наумов посетил с экскурсией Киев. «Он сразу очаровал меня своей зеленью, атмосферой, стариной, витавшей в воздухе. И, недолго думая, я решил переехать в него на проживание».

Виталий начал работать художником-дизайнером и стал прихожанином храма РПСЦ в Киеве, где и венчался с киевлянкой Юлией. Так же Виталий занимался иконописью, и, в частности, «написал икону на подарок владыке Никодиму, Киевскому и всея Украины, по случаю его возведения во Архиепископы».

К сожалению, за время проживания Виталия в Киеве вся Украина всё больше и больше погружалась в бездну бандеровского нацизма. Поскольку Виталий оставался гражданином России, то его партнёр по бизнесу «отжал» долю Виталия, причём угрожал ему физической расправой, грозился «объявить «сепаратистом»»[3].

Для Виталия это были звоночки, предупреждения, что ему надо покидать красивый город Киев подобру-поздорову и возвращаться на Родину, в Россию. Ему и писали об этом и даже давали дельные советы: «Исходя из нынешних реалий вряд ли получится реализовать задуманное в/на Украине. Может проработать вариант переезда в Великий Новгород? И старина, и неорусский стиль, и о.Александр, и туристы-покупатели, да и Питер рядом. Да и потребности старообрядческих приходов в России растут»[4].

Однако он этого не сделал, и события стали развиваться по худшему сценарию.

8 апреля 2022 года в социальных сетях появилось сообщение: «Известный старообрядческий дизайнер и основатель «Ремесленно-художественной мастерской» Виталий Наумов оказался в крайне сложной жизненной ситуации.

Наумов Виталий Анатольевич 10.05.1980. 21 марта 2022 года арестован на 60 суток и в данный момент находится в Лукьяновском СИЗО г. Киева.

Виталий гражданин Российской Федерации, более 10 лет проживал вместе с женой в Киеве. С начала боевых действий находился в своей киевской квартире в надежде покинуть город. 20 марта поехал на железнодорожный вокзал, чтобы уехать из Киева. Он собирался сесть на поезд до Львова, чтобы оттуда отправиться в Польшу, а дальше к маме в Татарстан. На одном из блокпостов был задержан теробороной для проверки документов. Наличие паспорта РФ вызвало подозрение в том, что он является российским диверсантом. В последующем во время обыска в квартире была "обнаружена" граната, сейчас ему предъявляют обвинения в "незаконном хранении оружия и боеприпасов"»[5].

Согласно неофициальным сведениям, Виталия дважды вызывали в Службу безопасности Украины (СБУ). В первый раз его спросили: «Как он относится к украинскому государству?». Он ответил, что хорошо, иначе бы здесь не оставался. Тогда его отпустили.

Потом Виталия вызвали во второй раз и предложили вступить в так называемую Русскую освободительную армию (РОА), вооруженные формирования, продолжающие традиции власовцев и комплектуемые украинскими властями из граждан России для участия в боевых действиях против России. Виталий отказался, и его отправили в тюрьму по сфабрикованному обвинению.

В своё время Виталий заявлял, что у него в родном городе Набережные Челны «нет корней, нет исторических связей, я не могу ассоциировать себя с этим городом»[6]. Короче говоря, «прощай, немытая Россия», «Украина це Европа». Но, в конечном счёте, в очаровавшем его Киеве он оказался в застенках. Так стоило ли так относиться к своей Родине?

Очевидно, что Виталий, художник и человек, как говорится, «не от мира сего», явно не мог быть никаким диверсантом. Интересно, а владыка архиепископ Никодим, которому Виталий в своё время подарил икону, как-то пытался ходатайствовать за него перед украинскими властями?

 

Священников и мирян обвиняют в шпионаже

Представление о том, какая церковно-общественная ситуация сложилась сейчас на Украине, можно получить из статей публициста Кирилла Фролова. Пишет он о новообрядческой церкви, РПЦ МП на Украине, но что-то подобное в любую минуту может произойти и с приходами РПСЦ.

«За время проведения спецоперации на Украине «вооруженными людьми», в действительности, боевиками униатами и раскольниками, было захвачено 27 храмов канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Церкви не просто захватывают для склонения прихожан к «ПЦУ», их откровенно грабят.

Ивано-Франковская епархия фактически уничтожена, УПЦ МП законодательно запрещена в ряде районов Львовской области.

По информации православных одесситов, в Одесской епархии арестовано 4 священников, они обвинены в «шпионаже в пользу России» (как могут шпионить священники понятно только укронацистам).

СБУ захватила Свято-Троицкий монастырь в Сумах и арестовала его игумена Симеона (Гагатика), вновь по обвинению в шпионаже, хотя подлинная причина – как и положено, о. Симеон продолжил поминовение Святейшего Патриарха Кирилла.

10 марта в СБУ ворвалась в дома к известным православным писателям, защитникам канонического Православия Дмитрию Скворцову и Александру Каревину, которых с этой минуты следует считать исповедниками, страдающими за Православие.

Вслед за Скворцовым и Каревиным, сотрудники СБУ ворвались в дом и к апологету УПЦ МП драматургу, писателю Яну Таксюру. Он был арестован и сейчас находится в СИЗО. 70-летний писатель арестован исключительно за исповедание православной веры, поскольку не делал никаких политических заявлений.

В УПЦ заявили о похищении настоятеля Троицкого Дуконского монастыря в Карпатах»[7].

 

Украинская архиепископия РПСЦ уже получила автокефалию

В «Обращении» духовенства Киевской и всея Украины архиепископии содержится просьба о предоставлении автокефалии, независимости от Митрополии в Москве.

На самом деле Украинская архиепископия РПСЦ фактически уже получила независимость в 2017-2018 гг. На это ещё 14 ноября 2018 года обратил внимание Алексей Юрьевич Рябцев, в прошлом известный деятель и канонист РПСЦ, к сожалению, в 2011 году отпавший от Церкви.

Вот его размышления на эту тему, которые в связи с важностью вопроса приводим полностью.

«В Белокриницкой иерархии создана новая митрополия — "Киевская и всея Украины". Сделано это было максимально скрытым способом. Так, что никто ничего не понял. Что уже говорит о неких неблаговидных целях активных деятелей этого процесса.

На соборе 2017 года было принято решение:

«5. О присвоении Киевской кафедре статуса архиепископии

5.1. Утвердить за Киевской и всея Украины кафедрой статус архиепископии.

5.2. Совершить возведение преосвященного епископа Никодима, Киевского и всея Украины, в достоинство архиепископа в кафедральном храме города Киева в срок на усмотрение митрополита Корнилия».

Дело в том, что "архиепископ" ("начальствующий епископ") - это многозначное понятие.

Во-первых, это предстоятель поместной церкви (как имеющий дополнительный титул патриарха, так и нет). Все главы поместных церквей - это архиепископы.

Во-вторых, это главы церковных областей (митрополий). Все митрополиты одновременно и архиепископы.

В третьих, это епископы, подчиняющиеся патриархам напрямую, минуя своего митрополита. Обычно это крупный чиновник при патриархе.

Есть еще (в основном, никонианская) практика давать титул архиепископа как награду. Практика эта совершенно не каноничная. Но и никониане стараются архиепископов митрополитам не подчинять.

Основано всё это на традиционном строении церкви. Вселенская церковь делится на поместные церкви. Поместные церкви делятся на церковные области (митрополии). А митрополии делятся на рядовые епархии.

Поэтому, если какая-то епархия вдруг ни с того ни с сего получает статус архиепископии, надо смотреть за сопутствующими разъяснениями.

Такие разъяснения были даны на соборе 2018 года. В докладе митрополита Корнилия было сказано:

"29 апреля с.г. в храме Успения Пресвятой Богородицы г. Киева преосвященный Никодим (Ковалёв), епископ Киевский и всея Украины, был возведен в сан архиепископа. Этот торжественный акт стал возможен благодаря решению Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви, проходившего в Москве 17–19 октября 2017 года.

На торжественную службу в столицу Украины прибыли епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений (Михеев) и епископ Томский и Енисейский Григорий (Коробейников). Старейший из них — владыка Евмений возглавил совершение чина возведения в архиепископы.

Церковные правила позволяют создание новых церковно-канонических областей, согласно государственным границам. В восстановленных епархиях Украины — в Винницкой, Одесской, Измаильской и других областях — новопоставленным епископам, находящимся под омофором архиепископа Никодима, будет дана возможность оперативно решать назревшие проблемы, быть на связи с областным руководством, разбирать частные вопросы в приходах и, главное, более активно осуществлять работу по возрождению духовной жизни приходов и старообрядчества Украины в целом."

То есть было разъяснено, что Киевская архиепископия - это церковная область. То есть митрополия.

Теперь поместная Русская церковь состоит не из двух, а из трех самостоятельных митрополий.

Всё! Занавес!»[8]

Необходимость в таком решении была вызвана растущей напряженностью в российско-украинских отношениях, которая делала невозможной прямые контакты между духовенством РПСЦ в России и на Украине. Однако, как справедливо подметил А.Ю. Рябцев, это фактическое предоставление автокефалии было сделано «скрытым способом», как бы не доведено до конца. Вероятно, это произошло из-за того, что многие участники Собора, являясь людьми пожилыми, в силу инерции сознания не в полной мере осознавали все изменения, вызванные провозглашением независимости Украины, по-прежнему считая её чем-то вроде республики в составе СССР.

Во-первых, об автокефалии украинской архиепископии РПСЦ не было объявлено официально на Соборах. Если бы это вовремя сделали, то не было бы никакой необходимости писать «Обращение», повторно возвращаться к этому вопросу.

Во-вторых, самой украинской архиепископией после её создания не были учреждены новые епархии на Украине и не поставлены на них епископы. Возможно, тогда это не было сделано из-за отсутствия подходящих кандидатов в архиереи.

Вероятно, именно поэтому в «Обращении» содержится просьба к Белокриницкой Митрополии «в первое время, в течение определённого срока, осуществлять посильную поддержку (в том числе и архиерейским окормлением) во время формирования соответствующих структур в Украине». По-видимому, речь идёт именно о создании новых епархий на Украине и о поставлении для них епископов. По церковным правилам, епископская хиротония должна совершаться не менее чем двумя епископами. Кто-то из архиереев должен сослужить архиепископу Никодиму.

В то же время в нынешней ситуации, как справедливо отметили составители «Обращения», «абсолютно невозможны физические визиты архиереев и священнослужителей Московской митрополии на территорию Украины». Поэтому обращение к Браиловской Митрополии представляется совершенно оправданным.

Однако в нынешних условиях чрезвычайного положения и военных действий никакие Соборы и епископские хиротонии на Украине невозможны, так же, как и, по соображениям безопасности, личный приезд из Румынии митрополита Леонтия.

По-видимому, возможна только публичная декларация о прекращении канонического подчинения Московской митрополии, прекращение поминания митрополита Корнилия и начало поминания в качестве первосвятителя Митрополита Леонтия. Вероятно, сейчас именно этого и требуют украинские власти.

 

Ответ епископа Викентия (Новожилова)

По-видимому, первосвятитель РПСЦ митрополит Корнилий (Титов) послал «Обращение» украинской архиепископии некоторым авторитетным епископам РПСЦ для того, чтобы составить свой ответ с учётом их мнения.

 

Первым 4 апреля 2022 года, в то же день, когда появилось «Обращение» в соцсетях, ответил епископ Ярославский и Костромской Викентий.

В письме на имя митрополита Корнилия он пишет: «Изучив прошение Украинской Архиепископии, поступившее в мой адрес, сообщаю следующее, что Автокефалия Украинской Архиепископии в настоящее время нецелесообразна, в связи:

— с различными мнениями старообрядцев во всё мире о происходящем военном конфликте (восприятие автокефалии, как раскола Церкви);

— с отсутствием чётких государственных границ;

— отсутствием епископата в подчинении;

— невозможностью созыва всестарообрядческого собора;

— вероятными трудностями внутри Украинской Архиепископии, как автокефалии (усиление давления властей, отсутствие должной поддержки извне)».

В то же время в случае, если события начнут развиваться по худшему сценарию, епископ Викентий предлагает: «В целях сохранения святыни, находящейся в нашей Церкви на территории, религиозные общины, монастыри Украины могут изменить своё подчинение в течении 14 дней со дня вступления в силу законопроектов, в соответствии с Законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях».

В связи с этим, считаю целесообразным предложить Украинской архиепископии временно перейти под юрисдикцию Митрополии Белокриницкой, до стабилизации ситуации на Украине».

Так же епископ Викентий предложил украинской архиепископии РПСЦ «войти с ходатайством в МИД Российской Федерации о включении в переговорный процесс вопроса о невмешательстве властных структур в деятельности Церкви на Украине».

Впрочем, возможно, ходатайство России послужило бы не улучшению, а только ухудшению ситуации, вызвало бы подозрительное отношение у нынешних властей Украины к РПСЦ.

 

Ответ епископа Григория (Коробейникова)

8 апреля 2022 года был составлен ответ епископом Томско-Енисейским Григорием. Он сообщил, что по вопросу автокефалии архиепископии РПСЦ на Украине ознакомился с мнением христиан трех епархий, находящихся в его окормлении – Томско-Енисейской, Иркутско-Забайкальской и Дальневосточной. «Считаю, что подобные обращения надо рассматривать только соборно и с комментариями от канонической комиссии».

Из ответа епископа Григория следует, что «автокефалию Украинской Архиепископии не поддерживает ни один из вверенных мне приходов. Более того, не понятно, каким образом собирались мнения по вынесению такого исторического решения в условиях военных действий! Почему выложенный документ без личных подписей священства? Собирались ли собрания общин, чтобы обсудить это решение? Как велось обсуждение этого вопроса среди приходов?

Так же мне не понятно, как можно выносить такое решение, когда продолжаются боевые действия, когда люди с обеих сторон подвергаются насилию и могут принять решения под воздействием печальных событий, которые случились с ними или с их близкими.

Так же мне не ясно, почему в обращении церковного органа в лице Украинской Архиепископии некоторые из причин запроса об Автокефалии окрашены политическими красками. К тому же украинская рада не принимала ещё никаких законопроектов на счёт притеснений Украинской Архиепископии.

Исходя из вышеизложенного, считаю вопрос о статусе Украинской Архиепископии оставить неизменным, а решения начать принимать соборно и только после реальной угрозы церковному устройству, когда изменения в законодательстве приведут к возможности гонений Украинской Архиепископии».

 

Мнение епископа Зосимы (Еремеева)

По сообщению сайта «Русская вера», «Архиепископ Донской и Кавказский Зосима (Еремеев) предложил Украинской Архиепископии просто сменить юрисдикцию. То есть выйти из подчинения Русской Православной Старообрядческой Церкви и перейти под омофор в подчинение Белокриницкой Митрополии без учреждения автокефалии. Так в прошлом делал и сам архиеп. Зосима, когда перешел под омофор Белокриницкого митрополита и учредил т. н. Русскую епархию»[9].

То есть, по мнению епископа Зосимы, украинской архиепископии в чрезвычайных условиях допустимо принять решение без формальных процедур.

 

Ответ митрополита Корнилия (Титова)

10 апреля 2022 г. первосвятитель Московской Митрополии РПСЦ митрополит Корнилий дал письменный ответ на «Обращение». В нём, в частности, говорилось, что «на ваше обращение об автокефалии мы не можем дать ответ в ближайшее время, так как этот вопрос должен решаться на общем с Белокриницкой Митрополией Освященном Соборе в присутствии архиереев, священства и представителей общин. Вместе с тем, согласно 38 правилу VI Вселенского Собора решение об автокефалии может быть рассмотрено только при определении четких границ государств.

Решение по такому важному вопросу должно приниматься в мирное время после обстоятельного всестороннего рассмотрения».

 

Ответ митрополита Леонтия (Изота)

12 апреля 2022 года первосвятитель Браиловской старообрядческой Митрополии владыка Леонтий так же дал ответ на «Обращение». Отметив, что «мы сочувствуем Вашим страданиям и всего украинского народа», по существу просьбы митрополит Леонтий ответил так: «надо сохранять Церковные правила, и этот вопрос должен решаться на совместном общем Освященном Соборе и только в мирные времена.

Понимая сложную Вашу ситуацию и всех наших братьев на Украине, и вашу письменную и устную просьбу, подойти временно под омофор Белокриницкой митрополии, это возможно только по решению Епископата братской Московской Митрополии».

В своём письме митрополит Леонтий упоминает не только письменное «Обращение», но и какое-то устное прошение на эту же тему от архиепископа Никодима, полученное, вероятно, по телефону или видеосвязи.

 

Итоги обсуждения

По букве вроде бы архиереи ответили на прошение правильно, в соответствии с канонами, но трудно отделаться от чувства, что по духу что-то в этих ответах не так. Находясь в безопасном далёко, они ведут себя так, как будто в мирное время на Совете Митрополии обсуждают один из рутинных вопросов. Такое впечатление, что при этом они совсем не чувствуют человеческую боль и трагизм ситуации. Так и хочется сказать по этому поводу – «бездушный формализм». Кстати, это проявлялось и раньше, например, при рассмотрении обращений христиан, отделившихся от РПСЦ после Собора 2007 г.

Вообще надо сказать, что, к сожалению, епископат РПСЦ оказывается недостаточно способен к своевременной реакции на те серьёзные вызовы, которые ставит перед всеми нами время потрясений, в которое мы вступили.

Сначала это проявилось во время коронавирусной пандемии, а теперь и при начале военных действий на Украине. Мир и Церковь оказались в чрезвычайных обстоятельствах, а наши епископы ведут себя так, как будто всё по-прежнему идет «по накатанной».

Адекватной была реакция епископа Викентия и епископа Зосимы. Они сочли возможным при появлении опасности для приходов РПСЦ на Украине временно перейти под юрисдикцию Митрополии Белокриницкой (Браиловской).

Епископ Григорий в случае реальной угрозы церковному устройству предлагает принимать какие-то решения соборно, что в нынешней ситуации вряд ли будет возможно.

И митрополит Корнилий, и митрополит Леонтий вообще предлагают отложить рассмотрение этого вопроса на будущее, когда наступит мирное время «и определятся чёткие границы государств».

Как совершенно верно заметил автор сайта «Русская вера», «не имеет большого значения наличие или отсутствие точных границ у того или иного государства. Они могут меняться со временем, иногда очень радикально, однако статус архиерейских кафедр при этом не меняется. Увеличится ли территория Украины или уменьшится, для автокефального статуса старообрядческой Церкви это не имеет большого значения, ее власть будет распространяться на фактическую территорию этой церковной области.

Быть может в мирное и спокойное время такие решения достойны рассмотрения на Всестарообрядческом Соборе. Но сейчас такой возможности нет, а ситуация не терпит. Не стоит забывать, что даже в благоденственное время Московская и Белокриницкая митрополии смогли провести только один такой Собор, хотя в 1996 году было принято решение проводить такие Соборы раз в пять лет. Однако с тех пор общий Собор ни разу не созывался, хотя такие попытки делались в 2006 и 2009 годах. Очевидно, что сегодняшние слова о созыве Собора не более чем попытка «заболтать» решение вопроса. В созыв такого Собора почти никто не верит»[10].

И это при том, что православным христианам-старообрядцам на Украине угрожает реальная опасность, так как «в стране идут боевые действия, царит шпиономания, поиск изменников, врагов и предателей. Под подозрением находятся религиозные объединения, чьи духовные центры находятся за границей и особенно в России»[11].

Если старообрядцев обвинят в том, что они агенты «государства-агрессора», то есть России, то могут быть закрыты храмы, арестованы активные представители духовенства и мирян, которым грозит тюремное заключение, пытки и смерть. Причём для этого совсем не обязательно, чтобы на Украине был принят новый закон о религиозных организациях. Достаточно, чтобы у представителей СБУ, местной территориальной обороны или национальных батальонов появились какие-то подозрения в неблагонадежности.

В этих условиях в первую очередь надо думать о безопасности людей. Церковные правила, конечно, нужны, но не стоит забывать слов Спасителя: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). По большому счёту, в чрезвычайных условиях военных действий не так уж важно, какого старообрядческого архиерея будут поминать в храмах РПСЦ на Украине - митрополита Корнилия, митрополита Леонтия или одного архиепископа Никодима. Любой вариант хорош, если он поможет спасти храмы от закрытия, а христиан от репрессий. Истинному исповеданию православной веры и молитвенному единству это не помешает.

Статус архиепископии Киевской и всея Украины, который уже получен, вполне достаточен для принятия архиепископом Никодимом и нашими христианами на Украине любого решения, которое будет необходимо в нынешней ситуации, в том числе и временного провозглашения автокефалии в чрезвычайных условиях.

А после окончания боевых действий и наступления мира все вопросы можно будет решить в соответствии с церковными правилами.

«Да, это будет вынужденное, вызванное внешним обстоятельствами решение. Но никто не мешает через какое-то время, после урегулирования ситуации, провести этот самый Всестарообрядческий (христиан Белокриницкой иерархии) Собор и осуществить рецепцию автокефалии. Рассмотреть ее границы, полномочия, статус. Провести тонкую настройку. И в крайнем случае, при действительной нецелесообразности, отменить»[12].

В завершение хочется привести мнение по этому поводу председателя Всемирного Союза староверов Леонида Севастьянова, с которым, в данном случае, можно полностью согласиться. «Безусловно, решение о провозглашении или не провозглашении автокефалии должно оставаться за архиепископом Никодимом и старообрядческим духовенством Украины. Они находятся в эпицентре событий, им виднее, как надо действовать. Надо понимать, что старообрядчество все эти века выживало благодаря своей изобретательности и гибкости. Если бы все следовали исключительно формальным правилам, например послушанию епископам, то старообрядчество давно бы погибло. Староверие всегда оставалось ассоциацией общин, каждая из которых могла принимать решение, сообразуясь с обстоятельствами и ситуацией. История староверия показывает, что вертикаль церковной власти хороша лишь в периоды мирные и спокойные. Как только начинаются гонения и невзгоды, выживание зависит только от местной и даже личной инициативы конкретных староверов. Известно, например, что в начале XIX века духовенство тормозило вопрос восстановления трехчинной иерархии, а в конце XIX века саботировало легализацию старообрядчества и даже распечатание алтарей Рогожского кладбища в духе „как бы чего не вышло“. Только благодаря инициативе мирян эти вопросы в конечном итоге были решены. Поэтому будем ждать решения духовенства и мирян Киевской Архиепископии и признаем его, каким бы оно ни было»[13].

Влас Логинов

 

Продолжение следует

 


 



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1265