Международный старообрядческий форум давно отошел от формата общестарообрядческой дискуссионной площадки и превратился в присутственное место. По этому случаю представители Московской Митрополии РПСЦ предложили переименовать его в Ассамблею. Сегодня об этих трансформациях размышляет старообрядческий публицист Андрей Езеров.
В 2015 году Вы приняли участие в первом заседание инициативной группы по созданию межстарообрядческого общественной площадки и движению. Какие задачи ставились тогда?
Заседание инициативной группы, 2015 год.
На этом заседании инициативной группы, где собрались основные общественные активисты-старообрядцы из разных согласий, шла речь о необходимости создания площадки для встреч и взаимодействия. Там предполагалось обсуждение тем и вопросов, связанных так или иначе со общестарообрядческой проблематикой. Понятно, что старообрядцы разных согласий общались и до этого. Но это общение либо слишком неформальное, так сказать, “за рюмкой чая”, либо слишком формальное – в кабинетах чиновников, либо случайное – встретились, например, в антикварной лавке или в кулуарах конференции в Костроме.
По мнению собравшихся в 2015 году должна была появиться представительная площадка для обсуждения разных тем и задач. Изначально, и это было оговорено всеми участниками нашей инициативной группы, эта площадка должна была объединять прежде всего мирян. Подключение клириков к данному проекту было лишь опциональным, в качестве частных лиц и не более. У клириков, кстати, есть и свои площадки для встреч – Освященные и архиерейские Соборы, Советы митрополии, епархиальные съезды и так далее.
Как так вышло, что это движение, инициированное мирянами, представителями разных старообрядческих согласий возглавило руководство Московской митрополии РПсЦ?
М. Б. Пашинин и М. О. Шахов
Произошла, так сказать, кадровая ошибка. Представители старообрядческих согласий М. Б. Пашинин и М. О. Шахов, которые взялись за реализацию решений инициативной группы, превратили начинание в голый официоз, причем самого дурного толка. В проект были введены официальные представители согласий, точнее даже не представители, а руководители. Которые и стали управлять этим общественным начинанием. Причиной такого резкого и неожиданного разворота стал, видимо, финансовый вопрос.
У кого-то может сложиться впечатление, что общественная инициатива превратилась в своего рода бизнес, извлечение денег для некоторой группы лиц путем получения всяких грантов и траншей от разных фондов, а общественная активность превратилась в своего рода имитацию, при помощи которой можно получать выгоду, в том числе и материальную.
Естественно, от деятельности этого движения стали отсекаться представители настоящей широкой старообрядческой общественности.
Появился даже «стоп-лист», в которые внесли некоторых авторитетных исследователей старообрядчества, публицистов и просто известных людей, которые не вписывались в казенный формат или оказались не склонны к имитационной речевой жизнедеятельности.
Так, например, в прошлом 2023 году организаторы форума, руководствуясь своими субъективными вкусами, запретили приглашать несколько известных старообрядческих деятелей, включая, пожалуй, самого известного старообрядческого писателя Дмитрия Урушева.
Предполагалось, что на общестарообрядческой площадке будут обсуждаться насущные проблемы старообрядчества. Но вот прошел общестарообрядческий круглый стол, три международных форума, а на них обсуждались, в основном, праздничные, юбилейные и архивно-исторические темы?
Причина в том, о чем я упомянул выше. Возможно, что главная задача этих форумов не дискуссия, не решение общестарообрядческих вопросов, а, по мнению некоторых, освоение государственных и муниципальных средств, отпущенных на организацию этих мероприятий.
Дискуссионная площадка превратилось в профсоюзное заседание с зачитыванием отчетных докладов заслуженных пенсионеров. Можно назвать эти форумы бледной копией Всемирных Русских Народных Соборов, которые проходят под патронажем патриарха РПЦ Кирилла (Гундяева), которые до появления старообрядческих форумов, по праву считались одними из самых скучных мероприятий в общественной жизни страны.
Я не против собственно каких-то юбилеев. Но отмечая их, надо понимать, о ком и о чем идет речь. На прошлом форуме, посвященном юбилею протопопа Аввакума, мало говорилось о его религиозных воззрениях и социальных взглядах. Не прозвучало ничего о современных проблемах и задачах старообрядчества. Не было обмена мнениями на панельных дискуссиях. Зато нашлось время для помпезных выступлений, зачтений панегириков, раздаче подарочков: медалей, памятных чашек и безвкусных фигурок протопопа, которые бы сам Аввакум разнес бы топором. Можно сказать, что за деревьями не видно леса. (По этой причине от участия в этих форумах отказались представители Русской Древлеправославной Церкви – прим. ред.).
Сотрудник Московской Митрополии РПСЦ Дементий Иевлев выступил с интересными инициативами. Он предложил переименовать общестарообрядческий форум в Ассамблею, а также заменить названия улиц, прилегающих к Рогожскому кладбищу, на старообрядческие.
Что же касается переименование старообрядческого форума в Ассамблею, то это предложение весьма своевременное и даже немного запоздавшее, потому как форум практически с самого начала стал отходить от формата общестарообрядческой дискуссионной площадки и превратился в присутственное место.
Что же происходит теперь? После первых выступлений высоких гостей участники форума начинают покидать помещение, перемещаясь в гостиницы, бары и даже ночные клубы. Некоторые, на почве скуки, заводят новые романтические знакомства и сбегают в кинотеатры. Оставшиеся коротают томительные часы в ожидании фуршетов и, конечно, фотосессий которые стали едва ли не главным элементом программы. Вспышки десятков камер запечатлевают счастливые улыбки пришедших «поторговать лицами»…
«Участники фотосессии».
Конечно, я не против того, чтобы это непонятное мероприятие переименовали в Ассамблею. Ассамблеи были учреждены при Петре I в ноябре 1718 года и главной их задачей было как говорили на Руси: «Посмотреть на людей и себя показать». Участники ассамблей получали приглашения, что гарантировало участие, получение подарка, бесплатные напитки и закуски. По замыслу Петра I и его эпигонов, на ассамблеях можно было поговорить о насущных проблемах дня, обменяться новостями, поразмышлять о будущем и спокойно покурить трубку. Завершались петровские Ассамблеи обильными винно-водочными возлияниями, на нынешних международных старообрядческих форумах эта старинная традиция бережно поддерживается и сохраняется. Поэтому поддерживая инициативу Митрополии РПСЦ по переименовании форума можно только воскликнуть: «Виват, Ассамблея!»
«Ассамблеи были учреждены при Петре I».
Что касается переименования улиц вокруг Рогожского, то я категорически против.
Вот был новгородский городок крепость Орешек. При Петре его переименовали в Шлиссельбург. «Царебожники» хотели переименовать его в какой-то Ивановск или Иван-царевич в честь императора-младенца Иоанна Антоновича, которого там морили, а потом убили. Я против таких вещей, потому что должны оставаться исторические названия Орешек или Шлиссельбург.
Вот в Москве была Большая Алексеевская улица, названная в честь рода Алексеевых, старшее поколение которых до второй половины XIX века были старообрядцами поповского согласия. Из этого рода происходил знаменитый русский и советский театральный режиссёр, актёр, педагог, теоретик театра А. С. Станиславский. И эту Большую Алексеевскую, в 1924 году, если не ошибаюсь, переименовали в Большую Коммунистическую. В 2005 году Малой Коммунистической вместо исторического «Малая Алексеевская» было присвоено имя «улица Станиславского». Название «Большая Коммунистическая» сохранилось на карте до августа 2008 года, когда вышло постановление о её переименовании в честь Солженицына.
Улица Солженицына.
Причем местные обыватели были категорически против этого. Один местный житель во время обсуждения вопроса спросил у чиновника: «А сам бы Александр Исаевич был бы за переименование»? На что чиновник цинично ответил: «Ну так пойди и спроси у него».
В историческом районе, где находится Рогожское кладбище, уже есть Старообрядческая улица. Зачем переименовывать Кабельный проезд, допустим, в честь митрополита Амвросия или площадь Ильича в площадь протопопа Аввакума? Или Левый тупик переименовать в Старообрядческий тупик? Считаю, что это было бы нелепо, дико и глупо.
Некоторые говорят, что хотя старообрядческий форум в нынешнем виде - мероприятие бесполезное, оно могло бы выразить лояльность старообрядчества российской власти…
С такой точки зрения в наше тревожное время такое мероприятие могло быть оправдано, если бы выразило патриотическую позицию. Но есть небольшой контрвопрос. Одним из главных участников действа помимо Московской Митрополии является Совет Поморской Церкви. А у них, как у исповедания, значительная часть приходов находится в Прибалтике. Можно сказать, там основа Поморской Церкви. Естественно, что все время приходится оглядываться на них. И какие-то пророссийские, патриотические мысли, высказанные на форуме, могут быть восприняты за рубежом неоднозначно. Поэтому поморцы будут, скорее всего, блокировать все такие заявления по понятным причинам. И их можно понять.
«Участники форума».
Во-вторых. Даже если это прозвучит, будет ли таким словам искреннее доверие?
Я был молодым человек в позднесоветское время и хорошо запомнил те времена, когда комсомольские дядьки с горящими глазами проповедовали про загнивающий запад и его пороки. Им вторили юные комсомолки. Но это вызывало неприятие у молодежи. После таких речей юношам хотелось стать панками, а потом нацболами… И в скором времени комсомольские вожаки стали буржуями, комсомолки экскортницами. Молодежь, глядя на лицемерие комсомольских и партийных бонз, хотела делать все наоборот. Думаю, что и сейчас могла бы повториться эта ситуация с отторжением, если бы из уст участников форума прозвучали подобные призывы.