В начале года в российском старообрядчестве активизировалась полемика вокруг проведения форумов и вообще старообрядческого общественного движения. В сети интернет появилось несколько критических публикаций на эту тему.
За последние годы межстарообрядческие форумы уже стали частью нашей общественной жизни. Как известно, отправной точкой современного общественного движения стала встреча (круглый стол) в начале 2015 г. инициативной группы представителей общественных организаций разных старообрядческих согласий. Уже через год на уровне руководства старообрядческих согласий была создана межстарообрядческая рабочая группа по взаимодействию с органами власти и общественностью. Рабочая группа поочередно заседала на Рогожском, на Павелецкой и на Преображенке. Главной темой была работа по подготовке к празднованию 400-летия протопопа Аввакума. Несколько первых заседаний рабочей группы специально были посвящены выработке тех условий, при которых мы были готовы к совместной общественной деятельности. Главными были принципы не вмешательства во внутренние дела друг друга, отказ от обсуждения духовных вопросов и канонического положения согласий, паритет участия в совместных проектах. Подчеркивалось, что работа ведется исключительно в социально-общественном поле. По этой же причине согласовали, что координаторами такой работы не должны быть действующие клирики и что такая работа должна быть максимально публичной и все результаты обсуждений публиковаться на наших интернет-ресурсах. Эти вопросы и принципы совместной работы обсудили в более широком формате на прошедшем в 2016 в Московском доме национальностей круглом столе.
Заметным результатом начатой работы стало учреждение в начале 2018 г. Благотворительного Фонда поддержки старообрядчества (Древлеправославия) «Правда Русская». В дальнейшем деятельность фонда вошла в более-менее рабочий режим, обсуждались и осуществлялись различные общественные проекты, кроме критикуемых многими празднований, в это время осуществлялись предложения по изданию книг, учебных пособий, проведению фестивалей, детских мероприятий, оказанию помощи староверам-переселенцам из Латинской Америки и т.п. Был начат большой проект по созданию старообрядческого перевода Евангелия. Кроме того, производилась поддержка и внутрицерковных проектов, появилась возможность помогать отдельным общинам в ремонтных и строительных работах. Важным фактором жизни старообрядческой общественности в России стали Международные форумы, которые, в некотором смысле, стали главным итогом межстарообрядческого сотрудничества.
В такой работе большую важность имеют принципы веротерпимости и взаимоуважения при общении с разными согласиями, так как межконфессиональный мир в среде старообрядчества имеет весьма тонкую грань, поэтому в нашей деятельности важна особая деликатность. Представители согласий могут остро отреагировать на сказанное неосторожное слово или на косой взгляд в свою сторону. Так же мы понимаем, что согласия имеют разное количество общин и разное социально-экономическое положение в обществе, крупные согласия, особенно с развитым административным аппаратом, оказываются в более выгодном положении, в этих условиях достичь объективного равенства невозможно, по этой причине важно соблюдать паритет в общественной деятельности.
Однако, как часто бывает, постепенно накопились и обострились противоречия и скрытые обиды. К сожалению, покинули рабочую группу и прекратили участие в работе Фонда представители Русской Древлеправославной Церкви, что безусловно нарушило некоторый сложившийся баланс между согласиями. Теперь из четырех-пяти существующих поповских согласий на межстарообрядческих форумах присутствуют только представители белокриницкого согласия, фактически взяв на себя роль представителей всех поповских согласий. В то же время представители безпоповцев, наоборот, каждый раз стараются пригласить не имеющих своих централизованных органов представителей спасовского и часовенного согласий, чтобы на форумах был представлен максимальный спектр старообрядческого мира.
Представители официальных руководящих органов старообрядческих согласий изначально заняли сильную позицию в общественном движении, такое положение нами признается не совсем правильным, но это вполне допускалось как временная мера. Так одним из направлений дальнейшей работы считалось необходимым создать Всероссийскую общественную организацию, которая стала бы главной организационной силой в старообрядческом социально-общественном движении. С самого начала работы представители Древлеправославной Поморской Церкви настаивали на том, что такое объединение должно быть учреждено самими старообрядческими общественными организациями и что религиозные организации старообрядческих согласий не должны в этом принимать участие, чтоб избежать клерикализации общественных структур и ненужной конфессиональной конкуренции.
От поморцев для такой работы была предложена Региональная общественная организация «Культурно-Паломнический Центр им. Протопопа Аввакума», так же готовы были подключиться и другие поморские общественные организации. Об этом представители ДПЦ высказывались на круглом столе в 2016 г. и на Международных форумах 2018 и 2021 гг.
Однако мы вынуждены признать, что на данный момент эта работа не увенчалась успехом. В 2019 г. был в частном порядке зарегистрирован «Всемирный Союз староверов», организация уже отметившаяся авантюрным и провокационным характером и нанесшая репутационный ущерб староверию.
В 2022 г. была зарегистрирована «Ассоциация старообрядцев», а в 2023 г. «Международный старообрядческий союз», но обе этих организации до сих пор никак себя не проявили. При этом делались заявления об участии в их учреждении представителей других старообрядческих согласий, в частности от поморского согласия, что мы считаем провокационным введением общественности в заблуждение, по крайней мере, представители ДПЦ в этих организациях в качестве соучредителей участия не принимали. Вместе с этим на местах среди староверов трудно воспринимаются такие понятия как съезд, ассамблея, альянс, союз и т.п. при создании общестарообрядческой организации, люди в этом подозревают попытки конфессиональных объединительных проектов, что вызывает резко негативную оценку. Российский Совет ДПЦ считает, что и дальнейшую работу по формированию общественных организаций и структур должны вести сами общественные деятели, без официального церковного участия.
Возвращаясь к вопросу проведения Форума, хотелось бы обратить внимание на некоторые негативные тенденции. Так мы видим, что каждый последующий Форум все меньше является общественным, трансформируясь постепенно в некий церковно-общественный съезд, а именно: в Съезд Русской Православной Старообрядческой Церкви с участием представителей других согласий. На последнем Форуме зачем-то было организовано моление в одном из залов, производились и другие молитвенные действия. Это вызывает недоумение, ведь у религиозных организаций есть возможность проводить свои внутренние церковные соборы и совещания, а здесь в формате общественного Форума это совсем не уместно.
С таким же перекосами в одну сторону происходит и отражение событий в средствах СМИ. Это не может не вызывать озабоченности. Об этом мы высказывались и на прошлых Форумах, и особенно в околофорумных кулуарах. После Форума 2021 г. организаторы пообещали учесть замечания и перестроить работу Форума. Но в декабре 2023 г. мы увидели, что все осталось по-старому и даже стало еще хуже, многие отметили схожесть последнего форума с партсъездом. В итоге этот формат перестает быть живым и интересным. Некоторые участники прямо говорят, что зря приезжали, а в общинах начинают задавать вопросы о целесообразности нашего дальнейшего участия. Такое положение может разрушить с трудом выстроенное сотрудничество.
Считаем необходимым в работе по организации и проведению Форума и вообще в социально-общественной работе вернуться к тем принципам межстарообрядческого сотрудничества, которые были выработаны на рабочей группе в 2016-2018 гг., следует максимально привлечь к участию действующих старообрядческих общественников. Вполне очевидно, что общий язык и темы для обсуждения и сотрудничества легче найти ремесленникам, издателям, исследователям, иконописцам, журналистам, редакторам сайтов и прочим активным общественным деятелям, нежели религиозным деятелям, которые имеют свои духовно-канонические ограничения. Именно в этом светском векторе и должно развиваться дальше общественное старообрядческое движение. Может так же стоит идти и по пути формирования профессиональных гильдий и союзов, которые и составят тот общественный базис, который будет двигать старообрядческое общественное движение в будущем. Главными участниками старообрядческих форумов должны стать общественные организации, а церковные организации смогут принять участие на равных правах среди прочих, без претензий на доминирование.
Планирующийся Сибирский форум в Томске это шанс исправить ситуацию. Необходимо заранее сформировать независимый оргкомитет, который и займется разработкой программы и форматом форума, и определить общественную организацию, которая будет вести непосредственную организационную работу. Ради соблюдения общественного статуса мероприятия, необходимо, чтобы официальные церковные структуры выступали не как организаторы, а как участники, имея лимитированные квоты на участие своих представителей. Но если опять будет организован «партсъезд» с функционерами - попами, и формальные и никчемные доклады, тогда интерес к этому формату окончательно пропадет.
А. А. Безгодов,
заместитель Председателя Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, Полномочный представитель РС ДПЦ в межстарообрядческой рабочей группе.