В феврале 2015 года в Москве состоялся круглый стол инициативной группы представителей старообрядческих согласий, посвященный активизации общественной деятельности старообрядчества.
На этой встрече обсуждалось создание общестарообрядческой общественной площадки (форума) и общественного движения.
Участники констатировали, что внутри старообрядческих согласий действуют церковные соборно-демократические структуры: соборы, съезды, собрания общин. При этом уже давно стоит вопрос о создании общественной межконфессиональной площадки.
Общестарообрядческая площадка необходима для взаимодействия старообрядческих общественных деятелей и активистов для обсуждения социальных, культурно-просветительских и научно-исследовательских вопросов, интересующих старообрядческое сообщество. Было отмечено, что, несмотря на то, что официально такой площадки не существует, к настоящему моменту накоплен большой опыт подобного взаимодействия. Например, более 30 лет проводятся научные конференции, среди которых нельзя не упомянуть «Старообрядчество: история, культура, современность (Осиповские чтения)» и «Язык, книга и традиционная культура» (МГУ), где старообрядцы всех согласий могут свободно общаться как друг с другом, так и с представителями научного сообщества.
Участники инициативной группы в 2015 году призвали всех желающих староверов принять участие в создании подобной площадки и развитии других общественных инициатив.
Предложение инициативной группы получило широкий резонанс в старообрядческой среде. Вскоре возникла рабочая группа по координации межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством. Затем возникла идея созыва всемирного общестарообрядческого форума. Спустя некоторое время появились и иные проекты. Но, к большому сожалению, главная идея инициативной группы старообрядцев, собравшихся в 2015 году, — создание общественной площадки для старообрядцев всех согласий — так и не была до конца реализована.
Рабочая группа по координации межстарообрядческого сотрудничества стала местом взаимодействия руководства согласий, а созванный уже три раза общестарообрядческий форум быстро утратил подлинно общественный характер и, стал местом встречи главным образом назначенцев от официальных структур религиозных объединений. Инициативные представители старообрядческой общественности допускаются на мероприятие по остаточному принципу.
Также на форум приглашаются представители далеко не всех старообрядческих согласий, и не видно усилий по установлению отношений с ними.
Дошло до того, что появились «черные списки» старообрядческих общественных деятелей и ученых, которых не приглашают и не пускают на эти мероприятия. И это притом, что староверие последние десятилетия публично декларирует соборность, демократизм, свободу слова, веротерпимость, уважение к научным, общественным и религиозным взглядам.
Также стало ясно, что нынешний формат форумов и их тематика не позволяет полноценно обсуждать актуальные и насущные вопросы.
Авторы идеи общественной межстарообрядческой площадки, представители межстарообрядческой инициативной группы и представители старообрядческой общественности призывают организаторов форума - ответственных лиц:
1. Пригласить к участию в форумах представителей всех, по возможности, старообрядческих согласий.
2. Напомнить, что официальные церковные структуры являются равноправными участниками форума наравне с другими общественными организациями и имеют свои квоты на соответствующее количество делегатов. Но при этом, церковные организации не должны являться организаторами форума.
3. Установить соразмерную квоту для представителей старообрядческой общественности: исследователей, писателей, публицистов, активистов, благотворителей и пр. Участники по общественной квоте должны утверждаться на заявительной основе, с приоритетом для общественных организаций.
4. Необходимо актуализировать тематику форума, сформировать тематические секции, на которых можно было бы проработать профильные вопросы и, при необходимости, подготовить соответствующие резолюции или экспертные заключения.
5. Обеспечить публикацию в СМИ, принадлежащих организаторам и официальным участникам форума, согласованного репортажа по итогам форума.
6. Декларировать недопустимость молитвенных, благословляющих действий, в рамках мероприятий форума, нарушающих межконфессиональное равновесие.
Подписи:
Безгодов А. (ДПЦ) - зам. председателя КПЦ им. Аввакума.
Вургафт С. (РПСЦ) - публицист, историк, главный редактор журнала «Духовные ответы»
Гусев М. (РПСЦ) - журналист, главный редактор газеты «Община»
Ермолин Д. (ДПЦ) - председатель АНО «Общество старообрядческой культуры имени братьев Денисовых»
Езеров А. (РПСЦ)- публицист.
Киселев А. (ДПЦ) - редактор телеграм-канала "Староверы-поморцы"
Кожурин К. (ДПЦ) - доцент кафедры философии Института философии человека РГПУ им. А. И. Герцена.
Лукьянова Н. (ДПЦ) - Гл.редактор журнала "Старая Вера".
Маслова Ю. (РПСЦ) - историк, член Союза журналистов России, главный специалист РГАЛИ
Мельников А. (ДПЦ), кандидат психологических наук, член Союза Писателей России (московского отделения)
Мельников И. (ДПЦ)- кандидат культурологии, Новгородкий государственный объединенный музей-заповедник.
Муравьев А. (РПСЦ) - д. и. н., преподаватель МГУ
Никитина Н. (ДКЦ ФС) - президент Благотворительного Детского Правозащитного Фонда "Анастасия". (Ростовская обл )
Печняк В. (часовенное согласие) - сотрудник МАУК "Музей Истории Екатеринбурга, соучредитель АНО "ФолкЪ-ТолкЪ"
Пригарин А. (РПСЦ) -д.и.н., профессор РГГУ
Писаревский А. (РПСЦ) - к.и.н. публицист.
Рудаков С. (спасовцы), главный редактор газеты «Старообрядецъ».
Тарасов А. – (спасовцы) руководитель общества Спасова согласия (большого начала)
Урушев Д. (РПСЦ) – историк-религиовед, писатель и публицист
Чистяков Г. (РПСЦ) - историк, издатель, научный киноконсультант, член Союза журналистов России
Шишкин А. (РПСЦ) - историк Русской Православной старообрядческой Церкви, публицист