Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Выступление хора Новосибирской епархии РПСЦ в Новокузнецке
Дата:  30/03/2006 —  Тема:  Мониторинг СМИ
Уникальные знаменные распевы звучали 3 марта в актовом зале городской библиотеки имени Н.В. Гоголя. Свой первый концерт перед новокузнецкими слушателями давал мужской хор кафедрального собора Русской Православной старообрядческой Церкви Новосибирска, сообщает газета "Кузнецкий рабочий" Впрочем, завершив выступление, исполнители обещали приехать еще, и не только к светским слушателям. Присутствовавший на концерте преподаватель Новокузнецкого никонианского училища пригласил старообрядцев выступить и перед его учащимися. Так что новокузнечане еще будут иметь возможность услышать древнее христианское пение в исполнении одного из лучших российских певческих коллективов, которому рукоплескали слушатели многих городов России. Древнехристианские песнопения ведут свое начало от первых веков новой эры. Историю их можно разделить на два периода. Это греческое пение до крещения Руси и пение русской церкви. Первые христианские песнопения имели в своей основе тетрахорды - основную систему древнегреческой музыки. Основным признаком песнопений христианской церкви было унисонное исполнение. Многоголосое единое пение придавало мелодии мощь и выразительность. В России древние песнопения получили название "знаменного распева", по способу начертания нот в виде знамен или крюков. Поэтому второе название распева - крюковой. После разделения Русской православной церкви в XVII веке христианские песнопения подверглись большому западному влиянию, они начали исполняться в латинской музыкальной традиции, все более склоняясь к светскому искусству. Несомненно, нынешние песнопения Русской православной церкви очень красивы и музыкальны, но это все-таки уже иной слой церковных певческих традиций. То, древнее, исконное песнопение услышать теперь удается нечасто. И можно сказать, что новокузнечанам в этом смысле повезло. Они услышали. Концерт был составлен так, что слушатели как бы окунулись в одно долгое священное действо: от масленичного веселья через суровости поста и скорбь Страстной недели до великого Христова Воскресения. Мужские голоса звучали мощно и торжественно, и, если бы не просьба исполнителей воздержаться от аплодисментов, не один раз зал взрывался бы от бурных проявлений восторга. Зато после концерта слушатели аплодировали долго и горячо.

https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=187