Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Инославные заимствования в древлеправославной среде
Дата:  26/05/2006 —  Тема:  Союз старообрядческих начетчиков
25 мая состоялось очередное заседание Союза старообрядческих начетчиков. Нынешнее заседание было открытым. Кроме христиан Русской Православной Старообрядческой Церкви в нем приняли участие представители Русской Древлеправославной Церкви и старообрядно-единоверческого крыла Русской Православной Церкви Московской Патриархии. Основной темой разговора стали инославные заимствования в старообрядческой среде. В ходе дискуссии было выяснено, что причиной тех или иных заимствований является во- первых низкий уровень богословской, литургической и исторической грамотности, во-вторых, отсутствие в староверии четкой и ясной позиции по насущным вопросам церковного и общественного бытия, и в третьих, слабый уровень просветительской работы.
В первой группе находятся заимствования, которые можно охарактеризовать как литургические. Среди них можно назвать ношение в среде старообрядческого духовенства (РПСЦ и РДЦ) различных элементов новообрядных облачений, использование в богослужении новообрядческих погласиц чтения, проникновение инославных сюжетов и способов иконописи, употребление новообрядных и католических традиций в молитве (богородичное правило), частные случаи почитания новообрядных святых в древлеправославной практики. Было отмечено, что многие заимствования хотя и не носят канонического и тем более догматического характера, все же размывают границы самоидентефикации староверов. Такие заимствования приводят к утрате старообрядческих культурно-церковных традиций, воспитывают пренебрежение к церковному и отеческому преданию. Отдельные литургические заимствования граничат с ересью и могут послужить к появлению неправославных мудрствований в среде древлеправославных христиан. Союз старообрядческих начетчиков постановил усилить просветительскую работу в этом направлении.

Второй группой заимствований можно назвать каноническо-организационные заимствований. Среди них наиболее опасными являются попытки навязать синодально-авторитарную систему управления церковным организмом. Устранение соборности и введение никоно-петровской волюнтаристской модели управления противоречит святоотеческим правила и традициям сложившимся в 17-19 веках в старообрядчестве. Было отмечено, что попытки такого рода периодически возникают во всех старообрядческих согласиях. В этой же категории заимствований можно отнести и не вполне проработанную систему иерархических званий и статусов. Их употребление часто копирует никонианскую систему.

К третьей группе заимствований были отнесены историософские вопросы. Члены Союза старообрядческих начетчиков отметили, что в этой сфере заимствований приходят не столько из инославной, сколько из светской сферы. Причиной этого является отсутствие внятного общецерковного мнения по некоторым актуальным вопросам общественного и социального бытия. Участники заседания предложили несколько тем для научной проработки и дискуссии. Среди них «Идентификация староверия в российской и всемирной истории», «Взаимоотношения Церкви и власти», «Революция 1917 года с точки зрения староверия», «Апостоличность древлеправославия в современном мире», «Возможности и пути православного возрождения в России с точки зрения старообрядчества», а также некоторые другие. Еще две группы заимствований были охарактеризованы как богословские и бытовые. Подробный отчет о заседании Союза старообрядческих начетчиков будет опубликован позднее.


https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=202