Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Сергианство и цезарепапизм
Дата:  22/05/2007 —  Тема:  Новообрядчество
Возвращение РПЦЗ(Л) в лоно Московской Патриархии стало долгожданным и закономерным явление жизни современного новообрядчества. С самого начала распада синодальной церкви  в 1920-е годы на тихоновцев, живистов, обновленцев, сергиан,  непоминающих, иосифовцев, катакомбников и других это явление имело, главным образом, политический, а не религиозный характер. Поэтому, и объединительные процессы происходящие в российском новообрядчестве целиком зависели от политической ситуации и инициативы светской власти. Так в 40-е годы решением правительственных и партийных органов Высшее Церковное Управление Российской Церкви (обновленцы) вошло в состав  формирующей на базе синода митрополита Сергия  Московской Патриархии. Большинство обновленческих архиереев заняло высокие посты в новосозданной церкви. Аналогичным постановление советской власти был «ликвидирован» униатский раскол на западной Украине. По приказу И. Сталина греко-католики были присоединены к «православию»...

Долгое время представители зарубежного российского новообрядчества обвиняли  митрополита Сергия в апологии и проповеди так называемой ереси сергианства, выражавшейся в подчинение диктаторской и богоборческой власти большевиков. Но насколько корректными можно назвать эти обвинения? Безусловно, митрополит Сергий сотрудничал с властями. По указке сверху он переходил в обновленчество и обратно, созывал Соборы, «избрался» патриархом, назначал и перемещал священников и архиереев.  По его вине были репрессированы и казнены сотни священнослужителей. Митр. Сергий лжесвидетельствовал в интервью и статьях, заверяя мировое сообщество в отсутствии  гонений на религию в СССР. Лгал, что храмы закрываются по просьбе верующих. Но был ли он ересиархом, то есть основателем этого учения?

Конечно, нет. Так называемое «сергианство», в истории Церкви более известно как еретическое учение «цезарепапизма». Цезарепапизм провозглашает  главенство светской власти (цезаря, императора, генерального секретаря ВКП (Б)) над Церковью. Большое распространение эта ересь получила  в годы европейской реформации, когда главы целых княжеств и государств становились во главе реформированных церквей.

В российском новообрядчестве ересь цезарепапизма появилась не в 1927 году, как утверждают некоторые противники митрополита Сергия, а гораздо раньше - в начале XVIII века. В времена императора Петра I новообрядцы приняли учение о цезарепапизме соборно. «Духовный регламент» - церковно-государственный документ устанавливающий полную зависимость церкви от императора подписали 87 духовных лиц: 6 митрополитов, архиепископ, 12 епископов, 48 архимандритов, 15 игуменов и 5 иеромонахов. Согласно «Духовному регламенту» император становился полновластным правителем церкви. Он назначал и смещал архиереев, формировал священный синод,  вводил разные изменения в церковную жизнь: изменял обряды и даже канонизировал святых (правом канонизации святых впоследствии воспользовались Павел Первый и Николай Второй). Были отменены церковные соборы.  Виднейшие протестантские богословы Европы с большим одобрением высказались об этой новой ереси принятой российским новообрядчеством. Для членов священного синода была введена клятва верности императору, в которой архиереи  именовали его, а не Господа «высшим судией».

Метастазы цезарепапизма в короткое время проникла во все закоулки новообрядческого религиозного организма. Приходские священники во время исповеди обязались доносить соответствующим органам (Преображенскому приказу  и т. п.) о злоумышления против государства и церкви. Немало дыб, плах и эшафотов обагрилось кровью после подобных исповедей. В монастырях были созданы тюрьмы, в удушливых и сырых подвалах которых, гибли сотни и тысячи несчастных. Некоторые новообрядческие архиереи создавали свои органы надзора и репрессий, а священники, вооруженные ружьями и саблями,  возглавляли карательные команды. Проливали кровь соотечественников желавших следовать традициям своих отцов, святоцерковному преданию.

Только после февраля 1917 новообрядчество попыталось отказаться от этой богоборческой ереси. На соборе 1917-1918 годов были приняты решения о выборности архиереев, всенародного избрания патриарха и другие. Но еретическая проказа не позволила росткам церковного оздоровления стать основой очищения и возвращения к святоотеческому учению. Уже через несколько лет новый устав новообрядческой церкви был отброшен, а цезарепаписты в виде обновленцев, живистов и сергиан стали решительно бороться с противниками ереси. К концу 30-х годов безбожникам не без помощи новообрядных цезарепистов  удалось уничтожить почти всех сторонников оздоровления новообрядчества. Учение о подчинении церкви государству, воинствующий красный цезарепапизм вновь стал господствующей ересью.

Какое-то время оппозицией  этой ереси являлась РПЦЗ. Осуждая ее в виде сергианства, они изобличали иерархов сотрудничающих с НКВД и митрополита Сергия занимающегося церковным строительством под прямым руководством ВКП (Б) и КПСС.

Сегодня РПЦЗ больше не существует. Ее иерархи отказались от борьбы с ересью, и конце концов, после «диалога» с российскими новообрядцами сами приняли ее. На них исполнились слова преподобного Максима Грека: «Общение с еретиком подобно общению с прокаженным, и здоровья ему не передашь, и сам заразишься». Митрополит Кирилл (Гундяев) подводя итоги объединения, заявил, что это событие поможет в «сближении» со старообрядчеством. Однако, так ли это на самом деле?

Как показала практика «диалога» РПЦ МП и РПЦЗ российские новолюбцы не собираются отказываться от своих ересей и лжеучений. Ни одно из требований зарубежников, а именно отказ от экуменизма, сергианства (цезарепапизма), восстановление церковной соборности и т. п. не было выполнено. Наоборот, итоги «диалога» продемонстрировали староверцам, что российские новообрядцы не только не намерены отказываться от своих лжеучений, но все больше коснеют в них, стараются распространить смердящую заразу на всех окружающих и «прельстить, если возможно и избранных» (Мф. 24,24) Если  российские новообрядцы оказались не в состоянии  выполнить те незначительные требования, которые к ним предъявляли представители РПЦЗ, то нельзя и мечтать  об их возвращении к святоотеческому церковному учению.

Констатируя невозможность какого-либо подобного как в случае с РПЦЗ «диалога» или «сближения», земная часть Церкви Христовой все же не проповедует невозможность церковного воссоединения. Причем подлинное церковное воссоединение может произойти не в отдаленном будущем, а уже сегодня, сейчас. Это воссоединение в Духе и Истине не закрыто ни для кого от новообрядцев, даже для патриарха. Ему достаточно согласовать свои убеждения с Священным писанием и Священным преданием и наконец принять Святое Крещение в Церкви Христовой.

 

Редакция сайта «Современное древлеправославие»



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=212