Возвращение
РПЦЗ(Л) в лоно Московской Патриархии стало долгожданным и закономерным явление
жизни современного новообрядчества. С самого начала распада синодальной церкви в 1920-е годы на тихоновцев, живистов,
обновленцев, сергиан, непоминающих,
иосифовцев, катакомбников и других это явление имело, главным образом, политический,
а не религиозный характер. Поэтому, и объединительные процессы происходящие в
российском новообрядчестве целиком зависели от политической ситуации и инициативы
светской власти. Так в 40-е годы решением правительственных и партийных органов
Высшее Церковное Управление Российской Церкви (обновленцы) вошло в состав формирующей на базе синода митрополита Сергия Московской Патриархии. Большинство обновленческих
архиереев заняло высокие посты в новосозданной церкви. Аналогичным
постановление советской власти был «ликвидирован» униатский раскол на западной
Украине. По приказу И. Сталина греко-католики были присоединены к «православию»...
Долгое время
представители зарубежного российского новообрядчества обвиняли митрополита Сергия в апологии и проповеди так
называемой ереси сергианства, выражавшейся в подчинение диктаторской и
богоборческой власти большевиков. Но насколько корректными можно назвать эти
обвинения? Безусловно, митрополит Сергий сотрудничал с властями. По указке
сверху он переходил в обновленчество и обратно, созывал Соборы, «избрался»
патриархом, назначал и перемещал священников и архиереев. По его вине были репрессированы и казнены
сотни священнослужителей. Митр. Сергий лжесвидетельствовал в интервью и
статьях, заверяя мировое сообщество в отсутствии гонений на религию в СССР. Лгал, что храмы
закрываются по просьбе верующих. Но был ли он ересиархом, то есть основателем этого
учения?
Конечно, нет.
Так называемое «сергианство», в истории Церкви более известно как еретическое
учение «цезарепапизма». Цезарепапизм провозглашает главенство светской власти (цезаря, императора,
генерального секретаря ВКП (Б)) над Церковью. Большое распространение эта ересь
получила в годы европейской реформации,
когда главы целых княжеств и государств становились во главе реформированных
церквей.
В российском
новообрядчестве ересь цезарепапизма появилась не в 1927 году, как утверждают
некоторые противники митрополита Сергия, а гораздо раньше - в начале XVIII века.
В времена императора Петра I
новообрядцы приняли учение о цезарепапизме соборно. «Духовный регламент» -
церковно-государственный документ устанавливающий полную зависимость церкви от
императора подписали 87 духовных лиц: 6
митрополитов, архиепископ, 12 епископов, 48 архимандритов, 15 игуменов и 5
иеромонахов. Согласно «Духовному регламенту» император становился
полновластным правителем церкви. Он назначал и смещал архиереев, формировал
священный синод, вводил разные изменения
в церковную жизнь: изменял обряды и даже канонизировал святых (правом
канонизации святых впоследствии воспользовались Павел Первый и Николай Второй).
Были отменены церковные соборы. Виднейшие
протестантские богословы Европы с большим одобрением высказались об этой новой
ереси принятой российским новообрядчеством. Для членов священного синода была
введена клятва верности императору, в которой архиереи именовали его, а не Господа «высшим судией».
Метастазы
цезарепапизма в короткое время проникла во все закоулки новообрядческого
религиозного организма. Приходские священники во время исповеди обязались
доносить соответствующим органам (Преображенскому приказу и т. п.) о злоумышления против государства и
церкви. Немало дыб, плах и эшафотов обагрилось кровью после подобных исповедей.
В монастырях были созданы тюрьмы, в удушливых и сырых подвалах которых, гибли
сотни и тысячи несчастных. Некоторые новообрядческие архиереи создавали свои
органы надзора и репрессий, а священники, вооруженные ружьями и саблями, возглавляли карательные команды. Проливали
кровь соотечественников желавших следовать традициям своих отцов,
святоцерковному преданию.
Только после
февраля 1917 новообрядчество попыталось отказаться от этой богоборческой ереси.
На соборе 1917-1918 годов были приняты решения о выборности архиереев,
всенародного избрания патриарха и другие. Но еретическая проказа не позволила
росткам церковного оздоровления стать основой очищения и возвращения к
святоотеческому учению. Уже через несколько лет новый устав новообрядческой
церкви был отброшен, а цезарепаписты в виде обновленцев, живистов и сергиан
стали решительно бороться с противниками ереси. К концу 30-х годов безбожникам
не без помощи новообрядных цезарепистов удалось
уничтожить почти всех сторонников оздоровления новообрядчества. Учение о
подчинении церкви государству, воинствующий красный цезарепапизм вновь стал
господствующей ересью.
Какое-то время оппозицией этой ереси являлась РПЦЗ. Осуждая ее в виде
сергианства, они изобличали иерархов сотрудничающих с НКВД и митрополита Сергия
занимающегося церковным строительством под прямым руководством ВКП (Б) и КПСС.
Сегодня РПЦЗ
больше не существует. Ее иерархи отказались от борьбы с ересью, и конце концов,
после «диалога» с российскими новообрядцами сами приняли ее. На них исполнились
слова преподобного Максима Грека: «Общение с еретиком подобно общению с
прокаженным, и здоровья ему не передашь, и сам заразишься». Митрополит Кирилл
(Гундяев) подводя итоги объединения, заявил, что это событие поможет в
«сближении» со старообрядчеством. Однако, так ли это на самом деле?
Как показала
практика «диалога» РПЦ МП и РПЦЗ российские новолюбцы не собираются
отказываться от своих ересей и лжеучений. Ни одно из требований зарубежников, а
именно отказ от экуменизма, сергианства (цезарепапизма), восстановление
церковной соборности и т. п. не было выполнено. Наоборот, итоги «диалога»
продемонстрировали староверцам, что российские новообрядцы не только не намерены
отказываться от своих лжеучений, но все больше коснеют в них, стараются
распространить смердящую заразу на всех окружающих и «прельстить, если возможно
и избранных» (Мф. 24,24) Если российские новообрядцы оказались не в
состоянии выполнить те незначительные
требования, которые к ним предъявляли представители РПЦЗ, то нельзя и
мечтать об их возвращении к
святоотеческому церковному учению.
Констатируя
невозможность какого-либо подобного как в случае с РПЦЗ «диалога» или
«сближения», земная часть Церкви Христовой все же не проповедует невозможность
церковного воссоединения. Причем подлинное церковное воссоединение может
произойти не в отдаленном будущем, а уже сегодня, сейчас. Это воссоединение в
Духе и Истине не закрыто ни для кого от новообрядцев, даже для патриарха. Ему
достаточно согласовать свои убеждения с Священным писанием и Священным
преданием и наконец принять Святое Крещение в Церкви Христовой.
Редакция сайта «Современное
древлеправославие»