Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Диалог митрополита Корнилия с РПЦ
Дата:  25/09/2007 —  Тема:  РПСЦ новости
Митрополит РПСЦ Корнилий и патриарх РПЦ МП Алексий IIЗа два года после избрания митрополита Корнилия первосвятителем Русской Православной Старообрядческой Церкви у него состоялся ряд встреч с иерархами РПЦ. Постараемся на основании сообщений в Интернете составить обзор этих контактов, понять их смысл и значения для старообрядчества.

3 марта 2006 года был официальный визит в Отдел внешних церковных связей Московской Патриархии. Состоялась встреча делегации РПСЦ во главе с митрополитом Корнилием с председателем ОВЦС митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом и секретарём Комиссии по делам старообрядных (единоверческих) приходов диаконом Иоанном Миролюбовым.
Во время поездок по приходам и епархиям у м. Корнилия был ряд встреч с местными архиереями РПЦ.

Так, во время поездки на Украину, 8 июня 2006 года в Киево-Печерской Лавре митрополит Корнилий и епископ Саватий встретились с управляющими делами УПЦ архиепископом Переяслав-Хмельницким Митрофаном.

Во время поездок по российским регионам были встречи с архиепископом Ярославским и Костромским Кириллом 26 декабря 2006 года, с архиепископом Костромским и Галическим Александром 28 декабря 2006 года, с епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Иосифом 31 августа 2007 года.

Дважды, в 2006 и 2007 году митрополит Корнилий принимал участие в деятельности международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор» и даже сидел в президиуме, хотя, согласно Уставу ВРНС, это чисто конфессиональная общественная организация при РПЦ.

Были встречи неофициальные, можно сказать дружеские. Так, 9 января 2006 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в 36 годовщину смерти своего отца, погребенного на Рогожском кладбище, после заупокойной службы в Никольском храме РПЦ посетил митрополита Корнилия в его резиденции, поздравил с праздником Рожества Христова. По сообщению официального сайта Московской патриархии, встреча прошла в духе взаимного уважения и любви.

В свою очередь, во время посещения митрополитом Корнилием Новодевичьего монастыря 28 мая 2007 года его сопровождал митрополит Ювеналий. На Новодевичьем кладбище состоялась «неожиданная» встреча с вдовой Б. Ельцина Наиной Ельциной (но это тема отдельного разговора).
Были встречи не только с высокими иерархами РПЦ, но и с сотрудниками структур МП. Так, 26 января 2006 года в своей московской резиденции в Рогожском поселке митрополит Корнилий принял сотрудников ОВЦС МП Романа Силантьева и секретаря комиссии по взаимоотношению со старообрядчеством диакона Иоанна Миролюбова. «Стороны имели полуторачасовую беседу на различные темы, представляющие взаимный интерес».

Кроме того, по свидетельству сотрудников митрополии и форума сайта «Современное древлеправославие», митрополит Корнилий неоднократно принимал у себя в резиденции бывшего поморского наставника и одного из лидеров латвийских беспоповцев, а теперь иерея МП Иоанна Миролюбова и имел с ним продолжительные беседы с глазу на глаз без свидетелей. Ни о самом факте этих встреч, ни об их содержании официальных сообщений не было.

Более понятными были бы межстарообрядческие контакты, в частности, с Русской Древлеправославной Церковью. Но пока дело ограничивается созданием комиссии по отношениям с РДЦ, её контактами и обменом информацией с соответствующей комиссией РДЦ. Личных встреч митрополита Корнилия с иерархами РДЦ не было. Комиссии по отношению с беспоповцами вообще нет. Эти направления внешнецерковной деятельности явно не являются для митрополита Корнилия приоритетными.

Итак, каким же целям служат активные внешнецерковные контакты с РПЦ?
Митрополит Корнилий заявляет, что «встречи проходят в сугубо деловом ключе. Решаются вопросы передачи церковных зданий, предметов, церковного обихода». Но, во-первых, в большинстве этих встреч речь о передаче церковных зданий и предметов не шла. Во-вторых, там, где поднимались эти вопросы (во время трех встреч), результаты были невелики.

Единственно удачной можно признать встречу в декабре 2005 года с архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом, который предложил передать старообрядческой общине Рыбинска здания бывшего подворья Толгского монастыря в Рыбинске. Эти здания заняты различными юридическими лицами, подвал затоплен канализацией. Хотя, по-видимому, согласие архиепископа Александра было решающим, процесс передачи длился полтора года и закончился в июле 2007 года передачей второго этажа здания на правах аренды сроком на один год, что, по мнению протоиерея Валентина Новожилова, является странным, так как исключает из-за малого срока аренды проведение реставрационных работ. Но, как бы то ни было, община Рыбинска получила возможность начать свою деятельность.

Другие встречи были ещё менее успешными. Полной неудачей окончились идущие около 10 лет, ещё со времён митрополита Алимпия, переговоры о возвращении ивановским старообрядцам обманом отнятого у них местной епархией РПЦ храма. Несмотря на то, что глава ОВЦС митрополит Кирилл в течение нескольких последних лет обещал посодействовать в возвращение его в знак доброго отношения к старообрядцам, окончилось всё тем, что в августе 2007 года епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф на встрече с митрополитом Корнилием заявил о невозможности возвращения старообрядческого храма.

Визит митрополита Корнилия в Николо-Угрешский монастырь и встреча его там с епископом Люберецким Вениамином тоже был безуспешным. Поводом для него послужила передача представителям РПЦ в Николо-Угрешский монастырь 19 декабря 2006 года из музея-заповедника Коломенское иконы-мощевика, в прошлом принадлежащего старообрядческой молельне в Коломенском. Это событие, одно из многих в череде передачи старообрядческих святынь из госфондов в храмы РПЦ, было болезненно воспринято старообрядческой общественностью. Результатом визита было то, что мощи не вернули, а «митрополит Корнилий от лица делегации поблагодарил епископа Вениамина за тёплый приём».

О других обсуждаемых имущественных вопросах неизвестно.

Зато митрополит Корнилий засвидетельствовал, что между РПСЦ и РПЦ недавно начался процесс диалога. Причём «это весьма трудный процесс, который не предвещает быстрых успехов, так как между нами различия по ряду серьезных вопросов».

Здесь возникают недоумения. Насколько известно, никакого соборного решения о начале диалога с РПЦ, а так же о том, что должно быть его предметом, нет.

На Освященном Соборе 2005 года до конца рассмотрен не был вопрос о церковных комиссиях, и его решили обсудить на очередном Совете Митрополии. И Совет Митрополии, являющийся совещательным органом при митрополите, в марте 2006 года принимает решение о создании комиссии по взаимоотношениям с РПЦ. Соборного решения о взаимодействии с РПЦ и о создание такой комиссии не было. На Совете Митрополии, состоявшемся в феврале 2007 года, был заслушан отчёт этой комиссии. Вынесено решение продолжить её работу. Совершенно неясно, что это работа и в чём заключается взаимодействие с РПЦ. Известно, что реальные контакты осуществляют не члены комиссии, а непосредственно митрополит Корнилий. Им же опре-деляются и содержание этих контактов.

Поэтому правильно говорить не о диалоге РПСЦ и РПЦ, а о диалоге, который митрополит Корнилий осуществляет лично и по собственной инициативе.
Митрополит Корнилий несколько раз повторяет, что диалог с РПЦ ведётся не для того, что бы достигнуть компромисса в вероучении. «Вероучительных тем мы не касаемся». Условием встречи с патриархом Алексием II он называет «начало конструктивного диалога об исторической оценки раскола и конкретных шагах по возвращении к каноническому дораскольному строю». То есть, по признанию самого митрополита Корнилия, конструктивный и единственно приемлемый для старообрядцев диалог даже не начат. Изменять свою историческую оценку раскола РПЦ не собирается. Одновременно с дружественными заверениями иерархов в церковной периодике прошла серия грубых и лживых антистарообрядческих публикаций. При наличии у небольшой части церковной интеллигенции интереса к древнерусской иконе, пению и благочестию, в целом РПЦ не только не приближается к каноническому церковному строю, но всё дальше от него удаляется.

Митрополит Корнилий уверяет, что необходимо вести диалог для возрождения культурных и духовных традиций нашего народа, для сопротивления надвигающейся глобализации. Но с этим согласны все здравомыслящие люди разных конфессий и даже внецерковные без всякого «трудного и длительного» диалога.

Митрополит Корнилий заявляет, что существует немало сфер церковно-общественной жизни, в которых объединение усилий могло бы привести к плодотворному результату. Но социальное служение и благотворительность всегда носили конфессиональный характер. Кроме того, в современном старообрядчестве организованная благотворительность и социальное служение практически отсутствуют. В случае предполагаемого совместного служения РПСЦ просто ничего не сможет от себя привнести. Говоря с трибун высокие слова о необходимости объединить усилия, митрополит Корнилий не делает ничего для возрождения старообрядческой благотворительности.

Не стоит забывать, что в диалог вступают две религиозные организации, далеко не равные по силам и возможностям. И по численности, и в материальном и организационном отношении, и со стороны поддержки властей РПЦ гораздо сильнее. Целью иерархов МП в этом диалоге является не бескорыстное стремление к истине, а поглощение конкурирующей религиозной организации.

Все приводимые митрополитом Корнилием обоснования диалога с РПЦ не могут быть убедительными. Но диалог по факту продолжается. Митрополит Корнилий заявляет, что он встречами с представителями РПЦ доволен, что диалог сможет выйти на конструктивные действия и даст благие результаты. В выступлениях митрополита Корнилия можно встретить высказывания, ко-торые позволят нам понять, чем он руководствуется и к какой цели стремится.

Вот его высказывания во время визита в Киево-Печерскую лавру. «Мы с уважением относимся к тому спасительному делу, которое<…> совершается в Лавре». <…>Мы уверены, что пришло время засвидетельствовать миру православное единство». То есть, митрополит Корнилий считает новообрядчество верой православной и спасительной и убеждён в необходимости единства с ним «в условиях инославной экспансии», «для сопротивления надвигающейся глобализации». Встречи с представителями РПЦ «помогают устранить вековые средостения непонимания, настороженности и отчуждения между нашими конфессиями» («Интерфакс» 23 марта 2006 года).

«Но это весьма трудный диалог, который не предвещает быстрых успехов». Дело в том, что, по признанию митрополита Корнилия, отношение рядовых старообрядцев к встречам с представителями РПЦ настороженное. Он объясняет это тем, что «слишком сильна генетическая память о недоброжелатель-ном отношении к старообрядцам со стороны церковной и светской власти» («Интерфакс» 23 марта 2006 года). По-видимому, именно для успокоения своей старообрядческой паствы он вынужден делать заявления, что «между нами различия по ряду серьезных духовных вопросов», что встреча с патриархом Алексием II пока невозможна.

Эти две называемые причины друг другу противоречат. Если причина разделения - «различия по ряду серьезных духовных вопросов» и отсутствие «конструктивного диалога об исторической оценке раскола и конкретных шагов по возвращению к каноническому дораскольному строю Церкви», то надо признать, что она носит объективный характер. Тогда неприятие рядовыми старообрядцами диалога между РПЦ и митрополитом Корнилием (по-тому что РПСЦ его на такой диалог не уполномочивала) есть следствие здравой оценки ситуации, а не «генетической памяти о недоброжелательном отношении в прошлом».

Если же «вековое средостение непонимания, настороженности и отчуждения» носят лишь субъективный, психологический характер и могут быть устранены в ходе встреч, то нет серьезных причин для разногласий, и тогда необходимо «засвидетельствовать миру православное единство».
Мировоззрение, которое открывается в этих высказываниях митрополита Корнилия, можно сформулировать так: новообрядчество православно и спасительно, разделение держится только на исторических воспоминаниях о гонениях в прошлом, для пользы русского народа необходимо объединится новообрядцам и старообрядцам. Но это и есть идеология единоверия, как она возникла в XVIII веке и до сегодняшнего дня! Первоиерарх Русской Православной Старообрядческой Церкви по своим внутренним убеждениям является единоверцем!

Тогда становится объяснимым его тяготение к иерархам РПЦ. А частые встречи с бывшим поморским наставником, а сейчас иереем РПЦ Иоанном Миролюбовым являются встречей двух близких по духу людей и единомышленников.

Так же становится понятным абсолютное нежелание м. Корнилия прислушиваться к критическим замечаниям со стороны традиционно мыслящих старообрядцев, нежелание вступать с ними в диалог (при активном диалоге с представителями РПЦ), стремление просто отмахнуться от них, назвав «смутьянами-неофитами», «младостарообрядцами», «новыми неокружниками».

Трудно не согласится с мнением, представленным на форуме сайта «Современное древлеправославие»: «В РПСЦ сложилась смешная и одновременно страшная ситуация, когда опасность для Церкви представляют не внешние и враждебные ей люди, а её руководитель. Больше всего теперь мы боимся, что предстоятель «наделает дел». С человеком, внутренне уже вышедшим из старообрядчества, РПСЦ вообще стала непредсказуемой».
Чем это может закончиться? Постараюсь представить развитие событий по худшему сценарию потому, что в силу ряда обстоятельств этот сценарий кажется очень вероятным. При этом я исхожу уже из случившихся обстоятельств: верхушечное присоединение РПЦЗ, силового разгрома в 90-е годы альтернативных приходов «зарубежников» и «катакомбников», ситуация с захватом РПЦ старообрядческого храма в Иваново, учиненная Миролюбо-вым смута в Рижской Гребенщиковской общине в 90-е годы и т. д.
На Соборе РПСЦ критики диалога с РПЦ оказываются в меньшинстве. Митрополит Корнилий опирается на неосведомлённость, пассивность, бездумное чинопочитание. Его поддерживает группа карьеристов-приспособленцев, стремящихся к власти любой ценой. Выиграв время, он вместе с ОВЦС МП идёт ва-банк и подписывает от лица РПСЦ акт канонического общения с РПЦ и ставит старообрядчество перед совершившемся фактом. Руководители МП и теперь уже единоверческий митрополит РПЦ Корнилий уговаривают власть поддержать это объединение, объясняя это государственными и национальными интересами. Во время всеобщего смятения из пассивных, равнодушных и присланных активистов РПЦ формируются «группы поддержки», и именно их власти регистрируют в качестве официальных представителей общин. Высшие иерархи РПЦ не могут отказать себе в вековой, ещё со времён митрополита Филарета Дроздова, мечты – отслужить совместную с митрополитом Корнилием литургию в старообрядческом Покровском кафедральном соборе на Рогожской.
По мере осознания массой верующих ситуации начинает нарастать сопротивление. Традиционно мыслящие старообрядцы отказываются вступать в новое единоверие, начинают объединятся, делают попытки изгнания сторонников митрополита Корнилия и возврата себе своих же храмов. Протестующих объявляют никого не представляющими смутьянами, маргиналами и с помощью ОМОНА и резиновых дубинок выбрасывают из старообрядческих храмов. РПЦ старается создать для них новую паству, широко рекламируя равночестность обрядов, и собираю туда всех сторонников церковной старины.

Значительная часть не признавших единоверие старообрядцев проводит свои альтернативные соборы, объединяются в независимое от МП религиозное объединение. У них есть священники, и возможно, епископы, но большинства храмов на территории России они лишились. Они подвергаются давлению государства и лишены нормальных условий для религиозной деятельности.

На помощь российским собратьям приходят зарубежные старообрядцы: Браиловская митрополия в Румынии, её приходы в Америк и Австралии, а так же российские правозащитные организации. Получается международный скандал, который наносит ущерб репутации России. Власти начинают пони-мать, что политиканы из ОВЦС втянули их в авантюру, и постепенно при-знают право старообрядческой Церкви на существование. Начинается возвращения с покаянием соблазнившихся, судебные тяжбы по поводу возврата старообрядческих храмов и т д. К сожалению, потери неизбежны, так как из опыта известно: что к РПЦ попало, то пропало.

Старообрядчество очищается от случайных, слабых, беспринципных людей, зато становится привлекательным для многих, ищущих правду.

На этом я остановлюсь и скажу, что всем верующим Русской Православной Старообрядческой Церкви надо осознать серьезность ситуации и направить но Освященный Собор таких делегатов, которые сделают приведённый здесь прогноз событий невозможным.


А. Шишкин
alvsh@migmail.ru


https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=215