Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Вызовы времени
Дата:  31/08/2008 —  Тема:  Личное мнение
Интервью с администратором Независимого старообрядческого форума (НСФ) Феликсом.

Редакции «СД»: В последнее время мы стали свидетелями коллапса в информационном старообрядческом пространстве. Закрылось около двух десятков старообрядческих информационных ресурсов, среди них известная некогда «Правда Старой Веры», сайт «Соборность», сайт «Белая Криница», хабаровский старообрядческий информационный портал, исчезли несколько виртуальных архивов старообрядческой литературы. В мертвом, необновляемом виде висят еще около десятка  ресурсов. Действующих и   обновляющихся информационных сайтов не много, да и они наполняются исключительно официозом и историко-архивными републикациями.
Под давлением клерикальной цензуры не устояли и закрылись журналы «Общий дом», «Духовные ответы». Кажется, что мертвящее дыхание  некоего «главлита» проникло даже на некогда независимый «Портал-кредо.ру». Там теперь не встретишь ни аналитики на старообрядческие темы, ни статей старообрядческих авторов, ни даже новостей о староверии.

Однако ресурс «Независимый старообрядческий форум» (НСФ) наоборот переживает время расцвета. Даже его противники, надо признать, не могут жить без информации и дискуссий происходящих на нем. С материалами обсуждений знакомятся не только простые посетители, но и священнослужители, архиереи и даже предстоятели старообрядческих согласий. В чем феномен этого явления?

Феликс: Я должен начать с благодарности за высокую оценку нашего форума. Независимый старообрядческий форум (НСФ) появился пару лет назад, поэтому пока рано подводить итоги. Как сейчас помню, это было воскресение двенадцатого февраля 2006 года, я был на службе в Покровском кафедральном соборе, присутствовал владыка Зосима, он и благословил начало нашего делания.

Однако я уже тогда понимал, что форум не должен быть клерикальным. То есть, тематически он должен быть религиозным, а вот организационно лучше быть независимыми, т.е. организованными как светское учреждение.

Причина вовсе не в оппозиционности к церкви или иерархии, а в учёте отношении между участниками, я полагал (и теперь тоже так считаю), что беседа, ради которой открывался форум, не должна зависеть от конфессионального подхода администрации, и вообще участники Интернет-собраний не должны чувствовать доминирования чьей-то позиции.

А позднее, когда форум уже действовал, я понял, что и высказываться некоторым проще анонимно. К нам ведь заходят и клирики, и люди зависимые от клириков, которым порой трудно быть до конца правдивыми, когда они выступают как представители церкви.

На самом деле это давно подмечено, ещё в средневековье люди устраивали карнавалы, и под масками могли делать и говорить то, что не посмели бы без таковых. К этому надо относиться спокойно, человек не может постоянно находиться в напряжении исполняемой обязанности. Кстати в Венеции карнавалы длились по несколько месяцев, вот и у нас возник своего рода христианский карнавал.

А если говорить более серьезно, то традиции публикации сочинений под псеводнимами существует с самых ранних времен христианства.  Так, например, преподобный Викентии Лиринский надписывал свои сочинения псевдонимом Перегрин. В период после церковного раскола XVII века немало апологетических сочинений были созданы под псевдонимами, а еще больше и вовсе анонимно. Анонимно издавалась большая часть богослужебной литературы. В современной исторической литературе бытует устоявшееся понятие – анонимная старообрядческая типография.  Было немало книг изданных с ложными выходными данными. Все это делалось с одной целью – избежать преследований за религиозные убеждения. То же самое происходит и сегодня. Увы, не каждый отважиться сказать правду под угрозой прещения или отлучения от Церкви. Думаю, что в конечном итоге самым ценным для наших посетителей является именно борьба идей, мнений, а не личные данные участников дискуссий.

Стоит упомянуть и еще об одной черте НСФ. Несмотря на то, что наш ресурс часто критикуется, на нем не практически не зарегистрировано случаев  злонамеренной дезинформации. Почти все сообщения и новости о жизни старообрядчества в той или иной степени подтверждаются и официальными источниками.  Я бы сказал, эти официальные источники, часто вынуждены подтверждать и объяснять информацию уже после ее появления на НСФ.  Ничто не остается в тайне. И в этом немалая заслуга нашего ресурса.

Что касается упомянутых вами закрытий старообрядческих ресурсов, то я этого как-то не заметил. К слову сказать, вместе с НСФ я организовал ещё и общестарообрядческий правозащитный сайт «Старообрядческое обозрение», куда НСФ должен был входить как составная часть. Создание сайта было связано с сопротивлением введению т. н. «Основ православной культуры» (ОПК), тогда я считал сайт главным, а форум второстепенным, но жизнь расставила всё по своим местам.

Возможно, причина закрытия старообрядческих ресурсов в неверном формате общения. Сайт делается одним человеком для остальных, а форум - общее дело, своего рода интеллектуальная республика. А республика ближе нашему народу, это только кажется, что народ любит монархию, нет, у нас любят вольницу, и с этим надо считаться.


Редакции «СД»: Иногда говорят, что НСФ изначально находился в оппозиции к новой администрации митрополии. Действительно ли это так?

Феликс: Это совершенно не так. Я пришел к старообрядчеству благодаря лицезрению служения ныне покойного митрополита Алимпия, его свидетельству о старой вере, как  о подлинном христианстве, и поэтому желания делать что-то вопреки нашей иерархии у меня не было.

Позднее, когда владыку заменил м.Андриан, и появились поводы к опозиционным заявлениям, но я не отделял владыку Андриана от старообрядчества, а себя от него. Как иерарха люди его уважали, даже если были с ним не согласны.

Теперь, конечно, иное время, и нынешнюю администрацию не признают даже коллеги из братской церкви в Румынии и на Дальнем востоке. Однако и теперь я не взялся бы утверждать, что НСФ оппозиционен митрополии РПСЦ, это вытекает из самой природы форума, там пишут разные люди, есть противники нынешнего московского митрополита, а есть преданные ему люди, и я дорожу мнением и тех и других. Другое дело, что соотношение любящих и не любящих меняется в зависимости от деятельности митрополита, но это уже не во власти администрации НСФ…

Можно сказать, что церковное руководство своими руками лепит свой образ. Достаточно взглянуть на НСФ и другие подобные ресурсы периода второй половины 2005 года. Подавляющее большинство мнений того периода весьма положительны для нынешнего митрополита РПСЦ. Большинство его нынешних оппонентов активно  поддерживали его тогда и возлагали  большие надежды. Почему их мнение в течении трех лет кардинальным образом изменилось? Но этот вопрос уже не к администрации НСФ.


Редакции «СД»: Главным камнем преткновения  в раздоре, поразившем РПСЦ, стал отказ анафематствовать никонианство руководящими лицами Московской митрополии. Февральский Совет митрополии  категорически отказался возродить древний чин «Торжества православия», в котором  могли бы содержаться соответствующие анафематствования. А между тем это могло бы стать самым простым и быстрым путем исцеления раздора. Вместо этого мы видим пустопорожние воззвания и  бессмысленное дипломатическое фехтование с Браиловской митрополией. В чем подлинные причины этой нелепой ситуации?

Феликс: Да, сегодня у нас действительно назрел церковный кризис, имеющееся руководство неадекватно роли и задачам церковного руководства. Сложилась непростая ситуация, когда опасность для Церкви представляют не внешние и враждебные ей люди и их сообщества, а её руководитель.

Митрополит Корнилий (Титов), пользуясь бесконтрольностью епископской власти, не ограничивал себя ни традиционным поведением старообрядческих митрополитов, ни мнением народным. В частности, он посещал т. н. «Русский народный собор», организацию, действующую по благословению никонианской иерархии «Русской православной церкви» Московского патриархии (РПЦ МП), а также позволял себе приветствовать еретических для РПСЦ иерархов целованием, как братьев во Христе, что делалось совершенно открыто.

Самым возмутительным для старообрядцев стали близкие отношения митрополита с Иваном Ивановичем Миролюбовым, бывшем наставником Поморской древлеправославной церкви, переметнувшемся в РПЦ МП и занявшего в Отделе внешних церковных связей РПЦ МП (ОВЦС РПЦ МП) должность «консультанта по старообрядческим вопросам». Из регулярных звонков личных визитов Ивана Ивановича в старообрядческую митрополию выходило, что ОВЦС управляет старообрядческой церковью (РПСЦ). Поэтому никто не может поручиться, что завтра от имени РПСЦ не будет подписан тот или иной акт, извращающий позицию нашей церкви, в любой момент мы можем оказаться там, где не хотим, а это оттого, что от нас сейчас совершенно не зависят повороты церковного корабля, а это и есть неуправляемость, т. е. кризис.

Для преодоления указанного кризиса надо сделать прозрачным и подконтрольным принятие решений в отношении к внешним, но началом примирения могло бы стать официальное заявление митрополита, из которого бы можно было бы ясно судить о его следовании старообрядчеству и подтверждение церковных анафем, уже давно существующих в чине присоединения приходящих от никонианской ереси архиепископа Арсения Уральского. Однако тут есть поле для размышлений, поскольку старообрядчество – это ведь не только религия, но и общественное движение. Такого рода анафематствование означает выбор ещё и политический, что будет покушением на общественный стереотип о единстве Церкви в России, что естественно вызовет недовольство кураторов старообрядчества из ОВЦС РПЦ МП.

Заблуждение никониан (никонианская ересь) заключается в ошибочном мнении, что греческое исповедание для русской церкви является нормативным, Никон договорился даже до того, что он, якобы, «по вере – грек». Русские, конечно, не остались равнодушны к этому, у нас сонм мучеников и исповедников с семнадцатого по двадцатый век, а это значительно больше по времени большевистского террора.

Таким образом, причина возникновения старообрядческого движения - покушение государства (Никон тогда именовался великим государем) на свободу исповедания, а ведь Церковь это и сеть исповедальное сообщество, и если отрицается правильность исповедания, то отрицается Церковь.

В 17 в. дореформенная церковь была практически полностью уничтожена и остаточно сохранялась лишь на периферии государства и за его рубежами, куда бежали из центра верные старой вере христиане.

С началом петровской индустриализации было смягчено отношение к староверам, положены под сукно чудовищные «12 статей» регентши Софьи Алексеевны. В Поморье и в Сибири государственная власть, при Петре более интересующаяся земным, чем церковным, позволила на заводах свободно жить и работать староверам.

При Екатерине, благодаря торговле и промышленности, староверам удалось заработать состояния, что заставило государственную власть считаться с религиозными предпочтениями обладателей состояний.

Однако, старообрядческие церкви были по-прежнему вне закона, а поэтому старообрядчество, помимо отправления культа, стало движением за свободу вероисповедания, идеологически питаемой пафосом религиозного исповедничества, а финансово – пожертвованиями богатых старообрядцев, недовольных своим положением в иноверной для них империи.

Именно в этом качестве старообрядчество участвовало в общем освободительном движение в бывшей Российской империи, и это участие обратило на себя внимание громкими именами миллионеров старообрядцев жертвователей уже не только на храмы и монастыри, но и на общую борьбу за свободу совести.

Свидетелем этой борьбы является высокий обелиск в середине одного из центральных участков Преображенского кладбища, под которым похоронен Николай Павлович Шмит. На лицевой стороне надпись: «Николай Павлович Шмит, фабрикант-революционер, родился 10 декабря 1883 г., арестован 17 декабря 1905 г. за декабрьское вооруженное восстание на Пресне. Зверски зарезан царскими опричниками в Бутырской тюрьме 13 февраля 1907 г.».

Надпись эта сделана потому, что Шмит вместе с Саввой Морозовым спонсировали 1-ую русскую революцию 1905 г. Знаменитая Ленинская «Искра» издавалась на деньги Саввы Морозова, а его  родственник фабрикант Шмит вооружил рабочих Пресни. Февральская революция также была организована при участии видных старообрядцев, в частности клана Гучковых.

В силу указанных обстоятельств старообрядчество можно определить как массовую самоорганизацию христиан на местах, в результате которой церквей стало много, но возникла общая для всех родовая черта: все церкви были причастны движению староверов по защите православного исповедания (древлеправославия). Движение это было именно политическое, потому что защита исповедания была защитой права свободно исповедовать христианство. В результате, помимо православия, как религиозного признака нашей церкви, у нас появился второй признак – политический.

Таким образом,  старообрядчество, как единое целое, есть организованная борьба русских христиан за свободу совести. И когда иерархи забывают об этом, ища внимания государства, и что ещё хуже – покровительства его придворной церкви, у паствы возникает ощущение неполноты. И если бы м. Корнилий это понимал, вероятно, он не делал бы того, что заставляло бы сомневаться в его преданности независимости нашей Церкви - старообрядчеству.


Редакция «СД»: С чем связан кризис доверия и небывалое падение авторитета духовенства и иерархии в старообрядчестве?

Феликс: Я полагаю, что особого доверия духовенство не вызывает уже давно и не только у старообрядцев. Это наследие Константинова дара: Церковь, принимая покровительство государства, становилась его институтом, а пастырство – профессией. Ну а как можно относиться к христианину, который из своей веры сделал средство производства? Мы ведь понимаем, что клирики – это христиане, а с другой стороны они в силу профессии сделали из дома молитвы (храма) магазин ритуальных услуг.

Впрочем, с этим можно мириться, и христиане мирились, но тут есть и непримиримое зло. Ведь клирики, и тут я буду говорить о старообрядческих клириках, перешли все границы. Вот когда-то, когда староверов гнало никонианское государство и синодальная церковь, старообрядческие попы не могли часто бывать на приходах, поскольку это было опасно. В силу этого обстоятельства исповедь и причастие совершались редко и одновременно. Люди говели и приобщались не чаще четырёх раз в год, а чаще вообще один раз в год. И вот теперь, начиная с 1905 г, в Покровском соборе можно приобщаться хоть каждый день, благо служба ежедневная, а нас по-прежнему не причащают, как если бы ждали налета никонианской полиции. Вот это проблема!

Объясняется это тем, что де нельзя причащаться без исповеди, а исповедывать без говенья (поста). Есть, конечно, клерикалы, полагающие такое положение нормальным, но в Прологе есть указания о необходимости причащаться во все праздники, по крайней мере, двунадесятые.

С другой стороны  нет никаких правил запрещающих причастие без исповеди. При этом все прекрасно знают, то сами клирики причащаются без исповеди, и не говея. А разве может вызывать уважение, когда людям говорят одно, а сами этого не делают?

Еще одна причина падения авторитета духовенства это полное безразличие значительной части его представителей к вопросам веры. События последних лет это хорошо показали. Многим все равно, в каком направлении будет двигаться Церковь, лишь бы не была затронута его приватная жизнь и семейное благоденствие.

К слову говоря, такая ситуация уже не первый раз складывается в русской Церкви. Собор 1656 года, говоря нынешним языком, - собор коренных старообрядческих архиереев, людей принявших двуперстие с молоком матери и древние книги с наставлений отца, ни имевших связей ни с никонианством, ни латинством, ставших епископами после серьезного канонического  отбора и строгой монастырской жизни неожиданно проклинает древлецерковные предания. Вот так  выпестованная и всеми облагодетельствованная высшая иерархия предает Церковь.

Можно посмотреть и на более поздние, уже собственно старообрядческие времена. На соборе 1832 года, когда был поставлен вопрос жизни и смерти староверия, – обретение трехчинной иерархии, почти все духовенство неожиданно выступило против этого.

Приходиться признать, что в обоих случаях личные интересы представителей иерархии стали превыше интересов Церкви. В 1656 году итогом такой позиции иерархии стал церковный раскол. Слава Богу, что в 1832 году духовенство оказалось в меньшинстве. Благодаря иночествующим и мирянам была обретена полнота церковной иерархии.


Редакция «СД»: В последние годы активно будируется тема неофитов. Якобы именно неофиты наиболее враждебно настроены к процессу сближения с новообрядчеством. В чем причины и каковы, на ваш взгляд, цели этой дискуссии?

Феликс: Цели, конечно, деструктивные и предательские. Неофиты, то есть новообращенные, это вчерашние никониане, поскольку старообрядческие церкви в России пополняются в основном выходцами из никонианской РПЦ МП. Эти самые неофиты прекрасно осведомлены о том, что такое никонианство и что такое так называемая «Русская православная церковь» Московской патриархии.

Кроме того, неофиты это, как правило, молодые и образованные люди, которые лучше коренных староверов разбираются в вопросах никонианского богословия и никонианской иезуитской практики. Многие работают в коммерческих структурах и знают, что такое «недружественное поглощение», а именно это пытаются сделать кураторы из РПЦ МП с Русской Православной старообрядческой Церковью.

Надо заметить, что руководитель ОВЦС РПЦ МП м. Кирилл, по общему мнению, собирается стать новым патриархом РПЦ МП, а эффективность его работы - это эффективность его ведомства – Отдела внешних церковных сношения, который и обеспечивает такого рода поглощения…


Редакция «СД»: Что вы может рассказать уже не о виртуальных, а реальных попытках новообрядческих иерархов подключить к своей деятельности государственный репрессивный механизм? Напомним нашим читателям, что на прошлой неделе епископ хабаровский Марк потребовал возбудить уголовное дело против епископа Диомида (Дзюбана), а епископ Брянский Феофилакт и губернатор Брянской области Николай Денин договорились вести совместную борьбу с «раскольничьими объединениями».

Феликс: Личного опыта у меня, слава Богу, такого нет, но то, что произошло с епископом Диомидом показательно. Вчерашние комсомольские и партийные работники, надевшие рясы, продолжают партийное строительство, а как они умеют строить известно из книг Александра Солженицына: Гулаг и шарашка – вот их методы. Я бы никому не советовал искать спасения в РПЦ МП.


Редакция «СД»: Стоит ли ожидать реального слияния государства и РПЦ МП или официальное новообрядчество вечно будет служить на посылках у российской власти?

Феликс: Я думаю, что это не вполне правильная постановка вопроса. Никонианство когда-то руками Петра создало империю, и в этой империи их церковь была самым призираемым институтом, но это не мешало никонианским клирикам гнобить паству и обирать местных староверов. Надо понимать, что никонианская церковь – это не церковь Христова, а придаток империи, её духовная полиция, которая существует для духовного подчинения и порабощения, а значит, она и есть корень зла Российской империи, а именно её сейчас и реставрируют.


Редакция «СД»: Впервые после 1985 года  в российском никонианстве наблюдается глубокий идеологический кризис. Дело епископа Диомида, гомосексуальные скандалы, экуменические «прелюбодеяния» верхушки РПЦ МП, политика цезарепапизма и многое другое вызывают сильное разочарование и даже исход существенной части верующих. Растет число желающих присоединиться к Церкви. На минувшем Совете Митрополии епископ Зосима рассказал о том, что этому процессу сильно мешает раздор, поразивший РПСЦ и неопределенность церковного курса. Все-таки представим на минуту, что раздор будет преодолен. Что на Ваш взгляд должно в нынешней ситуации предложить староверие верующим иных конфессий?  В чем должна заключатся миссионерская линия Церкви?

Феликс: Церкви надо предложить правильный взгляд на Россию, на наш народ, на место церкви в обществе и государстве и на самих себя. Я думаю, что помимо красоты древнего обряда люди ищут ответы на неразрешенные в РПЦ МП вопросы, а именно на эти вопросы никонианская церковь не дает правильного ответа, и именно из-за них двадцатый век стал веком революций.

А раздор происходит оттого, что часть наших клириков не хочет (или не может) соответствовать высоким ответам, данным старообрядчеством на эти вопросы. Не хотят быть свободными, не хотят нести ответственность за свою веру и, конечно, непомерно хотят любви государства, а точнее ее «духовного чиновничества» в виде никонианской иерархии. А неофитам именно это и не нравилось в никонианстве, которое не может быть иным, поскольку возникло как опыт предательства пастырями Церкви ради части в государстве.

Нам нужно говорить об отделении Церкви от государства как Божьем промысле, о староверии как о политическом достижении, поскольку именно в этом наше коренное отличие от никониан и, полагаю, наше достоинство, а его надо хранить!


Редакция «СД»: Каким образом нужно строить отношения с РПЦ МП? Надо ли где-то уступать? И по каким направления надо наступать?

Феликс: РПЦ МП может только тогда рассчитывать на терпимое к ней отношение, когда она сама станет терпимой. РПЦ МП всё больше представляет из себя тоталитарную секту, поскольку её верующие не понимают того, что их православие в 1917 году проиграло не коммунистам или масонам, а проиграло как таковое целое, не способное к свободному развитию. Это род фашизма от религии, они рвутся к власти, потому что хотят реванша.

Их идеал может и монастырь, но на башнях угадываются очертания пулеметчиков. Православие по их рецепту это клерикалы, контролирующие вечно инфантильное общество, там не взрослеют, там становятся циниками или остаются идиотами.

Когда-нибудь, вероятно, мы пойдем на такое соединение, но это будет тогда, когда мы забудем о своем старообрядчестве. Кстати, и никониане в этот момент потеряют многое, так как не будет уже удерживающего в русском государстве. Удерживающего в нравственном смысле, некий никонианский архиерей как-то сказал, что старообрядчество спасло их церковь от полного поглощения западными религиозными сообществами.

Если есть необходимость общения, то следует отдавать себе отчет, что РПЦ МП - не церковь, а духовная полиция, а вот когда забывают об этом, начинается экуменические контакты и недружественные поглощения.

Наступать надо с позиций свободы против всяческой несвободы, которая находит оправдание усилиями адептов никонианства и служителей РПЦ МП.


Редакция «СД»: Как Церковь должна ответить на запросы светского общества? Как сделать староверие привлекательней никонианства и других конфессий в глазах среднестатистического россиянина?

Феликс: Честно быть самими собой, это больше всего привлекает людей.


Справка: Феликс - форумный псевдоним Павла де Рико – известного церковного аналитика и публициста, автора серии публикаций посвященных положению религии в современном российском обществе, в частности о суде над организаторами выставки актуального искусства "Осторожно, религия!" в 2004 году.
Павел является старовером Русской Православной старообрядческой Церкви и администратором Независимого старообрядческого форума. По образованию - юрист, женат, имеет трёх детей.


2 августа 2008 г.
Память святого пророка Божия Ильи.


https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=271