Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Собор на скорую руку
Дата:  16/10/2008 —  Тема:  Личное мнение
Сегодня мы публикуем полную версию публикации известного старобрядческого обзревателя и аналитика Сергея Вургафта, подготовленную для издания (Независимая Газета - Религии)

"Старообрядческой Церкви не хватает решимости обсудить насущные проблемы..."
15-17 октября в Москве в Рогожском поселке пройдет очередной Освященный собор Русской Православной Старообрядческой Церкви. Сегодня в Покровском храме, что на Рогожском кладбище в Москве, отслужат литургию, затем пропоют молебен Святой Троице, а затем чинно усядутся по лавкам судить и рядить церковные дела. Но прежде чем говорить о повестке дня и задачах собора 2008 года, мне хотелось бы обратить внимание на маленькую подробность – на дату проведения собора. Ведь говорящая деталь, при внимательном рассмотрении, однако!

С одной стороны, время проведения собора – дань традиции, когда на Покров, престольный праздник московского кафедрального храма, со всей России съезжаются старообрядческое духовенство и миряне, чтобы после продолжительной совместной молитвы обсудить важнейшие вопросы церковного бытия. В старину рогожские соборы бывали многосотенные и заседания длились не одну неделю.

Безусловно, традиция имеет значение. Особенно для старообрядцев.

Но с другой стороны, за последние годы притягательность административного и духовного Рогожского центра для провинциальных старообрядцев сильно поубавилась. Священники стали предпочитать в праздник Покрова Богородицы молиться у себя в храмах вместе со своими прихожанами. Поэтому многие делегаты собора просто не успеют приехать в Москву к началу. Да и разъезжаться начнут уже с утра в пятницу – ведь большинству соборян к субботней службе нужно быть уже дома. Так что выходит, что из трех соборных дней один лишь четверг в полном смысле можно назвать рабочим. По сути дела, у нынешнего, как и у трех предыдущих соборов просто не достанет времени всерьез заняться насущными проблемами Церкви.

И этот цейтнот не назовешь случайностью. На этом, собственно, и стоился расчет организаторов нынешнего собора. Интересно, что из трех соборов, которые прошли при председательстве митрополита Корнилия, ни один так и не смог даже близко подойти к обсуждению действительно значимых, стратегических вопросов жизни старообрядческой Церкви в современном мире. Первый собор проходил под знаком выборов предстоятеля Церкви, второй был зачем-то перенесен в украинскую глухомань, в село Белая Криница, подальше от России и от всяких приходских ходаков. Дискутировались там проблемы борьбы с экстремизмом и вопросы канонизации местночтимых угодников. Третий собор первый день потратил на то, чтобы не всех делегатов допустить к заседаниям, остальное время пытался найти оправдание сомнительным поступкам митрополита, и осудить тех, кто указывал на канонические несоответствия в поведении предстоятеля. Кончилось дело раздором, что только и осталось в памяти о соборе прошлого года. Кажется, этот раздор и стал единственным значительным событием соборной деятельности последних лет.

Старообрядцы привыкли гордиться (в хорошем смысле слова) своей соборностью. Но значение ежегодных общецерковных соборов при митрополите Корнилии (Титове) неуклонно снижается, их влияние на церковную жизнь, на политику Митрополии стремительно падает. В последнее время дело, дело иной раз доходило до казусов – Совет Митрополии (совещание при митрополите, функциия которого состоит в том, что подавать советы своему владыке) ничтоже сумнящеся, принимало решения вопреки соборным постановлениям. Основные, самые важные решения, имеющие определяющие последствия для жизни старообрядчества принимаются сегодня не на соборе, а в кругу доверенных и проверенных лиц (часто малоизвестных), в тишине митрополичьих покоев. Тишину эту не нарушает ни глас общественности, ни восклицания правдолюбов, ни всхлипывания попранного здравого смысла.

Думается, что организаторы нынешнего собора хотели бы провести его в том же ключе, то есть сделать всё возможное, что бы соборяне так и не подошли к решению многочисленных и хронических проблем Церкви.

Что-то подобное старообрядцы уже пережили в недавнем прошлом. По сути, сегодня митрополит Корнилий пытается воспроизвести в Русской Православной старообрядческой Церкви стиль управления, принятый при его предшественнике митрополите Алимпии (Гусеве). За небольшими только исключениями. Первое - сегодня нет угнетающего давления коммунистической власти, второе – нет и потрясающего духовного авторитета, которым обладал владыка Алимпий, истинный молитвенник и подвижник.

Итак, если предшествующие рассуждения не далеко уклонились от истины, то и повестка дня нынешнего собора (кстати, составил её лично митрополит) должна быть усыпляюще рутинной, далекой от многочисленных и хронических проблем церкви.

О чем пойдет разговор? О том, что в Дальневосточной епархии после прошлогоднего раздора больше нет епископа (возможно, уже нет и епархии, но это не обсуждается). Покинувший РПСЦ епископ Герман (Савельев) и готов вернуться, но для этого требуется внести изменения в единственный пункт прошлогодних соборных постановлений. Условие вроде бы несложное, но уж пункт больно болезненный. Нужно всего лишь признать очевидное: что в действиях митрополита Корнилия во время его неупорядоченных контактов с представителями высшего круга Московской Патриархии были допущены действия, повлекшие за собою соблазн для многих старообрядцев и приведшие к раздору. Я не очень верю в то, что нынешний собор способен будет наступить на мозоль своему председателю, и поэтому перспективы решения вопроса сегодня просто отсутствуют.

Поставить же нового архиерея на Дальневосточную епархию сегодня просто не возможно по причине отсутствия реальной кандидатуры. Слава Богу, хоть один кандидат есть для Казанской епархии. Это священноинок Евфимий (Дубинов), речь о поставлении которого в епископы идет уже не первый год. Об этом неоднократно рассуждали на Освященных соборах, и на Советах Митрополии, на различных епархиальных совещаниях. Его кандидатура многократно получала одобрения. Освященный Собор 2006 года даже утвердил его кандидатом в епископы. Однако за прошедшие годы епископская хиротония так и не состоялась, а кандидат и его судьба продолжают активно «обсуждаться» и «рассматриваться». На этот раз, вероятно, решение все-таки будет принято. И это единственно положительное решение, которого старообрядчество может ждать от нынешнего собора.

Вероятно также, что митрополит Корнилий предпримет попытку вопреки мнению специально созданной комиссии продавить положительное решение об отношении к параллельной старообрядческой, так называемой новозыбковской или беглопоповской иерархии. Дело в том, что в последние годы вскрылось много фактов, говорящих о возможном самосвятстве лиц, стоявших во главе этой деноминации. Конечно, самосвятство пока ещё нельзя считать полностью доказанным, тем не менее пока необходима предельная осторожность в вопросах взаимного признания по крайней мере до окончательных выводов комиссии. Или хотя бы до обнародования обоснованных возражений со стороны Русской Древлеправосланой церкви патриарха Александра (Калинина) на прозвучавшие обвинения. Но ответа от РДЦ по-прежнему нет, а митрополит Корнилий торопится кончить дело хотя бы уж плохим миром, только бы прервать возникшую паузу в отношениях. Если собор согласиться сделать приятное своему председателю, это может оказаться самой серьезной ошибкой современного старообрядчества, внесшего бытовую уступчивость и неразборчивую к принципиальным доводам покладистость в разрешение вопросов церковного канона.

Не знаю, стоит ли тратить время на перечисление оставшихся вопросов повестки дня– прошения приходов о выходе из одной епархии и присоединении к другой, о созыве следующего Освященного собора в Казани и т.д. Гораздо важнее сказать о тех проблемах, которые ни за что не будут обсуждаться на соборе, хотя от их решения зависит будущее староверия.

На соборе не будут говорить о кризисе духовных кадров. Кризисе иночества. Кризисе духовного образования. Кризисе пустых храмов. Ведь даже на Рогожском в будний день не наберется более 2-3 десятков молящихся. Можно подумать, что только Рогожское находится в таком плачевном состоянии? Увы, нет. Подмосковный район Гуслица, называвшийся некогда «старообрядческой Палестиной» приходит в полный упадок.

Популярная газета «Старообрядецъ» (№ 44, август 2008 года) в своем последнем номере указывает: «Немногочисленные действующие приходы белокриницкого согласия почти никакой заметной роли в жизни края не играют. Прежде гуслицкое староверие имело крепких начетчиков, поддерживавших его на высоком уровне. Ныне их не сыщешь. Сейчас можно констатировать, что у молодого и среднего возраста утрачено гуслицкое самосознание. Можно смело сказать, что в самом недалеком будущем то же может случиться и с местным старообрядчеством. Многие дети и внуки староверских бабушек являются прихожанами никонианских храмов. В них с народом работают, привлекают. В старообрядческих же все поставлено на самотек, на инерцию. И инерция эта уже начинает затухать. Работать с людьми, даже с выходцами из старообрядческих семей, не умеют и не хотят... Кстати, в той же первой школе г. Куровское уже десять лет с детьми активно работают две учительницы-пятидесятницы. Они уже вовлекли в это вероисповедание многие десятки учеников, включая и старообрядцев. Картина странная. Рогожское буквально в ста километрах. Сообщение с Москвой прекрасное. Но к гибели старообрядческой Гуслицы там относятся почему-то весьма спокойно».

Но по-прежнему в повестке дня собора опять нет вопросов о духовном возрождении регионов с традиционным старообрядческим населением, о пастырской работе внутри Церкви и вне ее. Впрочем, на соборе, что собран на скорую руку, скорее для галочки, чем для серьезной работы, вероятно, никто и не решится поднимать настоящие вопросы.

Сергей Вургафт,
старообрядческий обозреватель

Публикация подготовлена для издания Независимая Газета (НГ Религии)


https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=285