Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Письмо о. Симеона Дурасова м. Андриану
Дата:  05/11/2008 —  Тема:  Личное мнение
Письмо было подано митр. Андриану в связи с подготовкой встречи между ним и патр. Алексием летом 2004 года. Подготовка эта велась достаточно серьезно, с этой целью в Патриархию неоднократно посылались приближенные священники (имена указывать сейчас не буду). Подлинность этого письма можно проверить, сравнив его со вторым экземпляром, который я тогда же оставил в Информационно-издательском отделе у С. Вургафта.
О. Симеон (Дурасов)
"Г. И. Х. С. Б. П. Н. А.

Преосвященнейший Владыко!

Припадая к стопам Вашего Святительства, просит прощения, благословения и молитвы недостойный священноинок Симеон. Прошу у Вас также позволения высказаться по предмету, который является весьма волнительным и для меня, и для всех чад нашей Церкви, любящих и почитающих свою Матерь.

Вы знаете, дорогой Владыко, что и меня, как и Вас, не оставляет в покое раскол некогда единого Христова стада на Русской земле. Уже целый ряд лет я пытаюсь работать над богословским осмыслением этого состояния и, прося у Господа разума и чистоты сердечной, с немалыми трудами ищу православно-кафолический путь, не уклоняющийся от евангельского духа и от предания отеческого благочестия ни в угождение веку сему, ни в слепую замкнутость перед лицом насущных задач времени. Меня вдохновляет и радует, что во главе нашей Церкви я вижу Архипастыря, открытым и чутким сердцем болезнующего о кровоточивых ранах на теле церковном и на людской совести. Вам дороги высокие устремления всех людей, ищущих спасения во Христе, с какой бы точки не начинали они свой путь: ведь цель у них, несомненно, одна. В этой связи вспоминается образ из поучений аввы Дорофея, уподобившего род людской – кругу, в центре которого - Богочеловек Исус Христос. Чем ближе отдельные точки, расположенные в этом круге, к его Центру, тем ближе они и одна к другой. Чем больше кто хочет любить Бога, тем больше он должен любить и братьев своих – людей. Я уверен, что именно этим устремлением и одушевлены, с Вашей стороны, Ваши встречи с архипастырями Церкви новообрядческой, и что с таким же настроем готовитесь Вы и к намеченной встрече с Патриархом. И дай Господи, чтобы ни церковные соблазны и нестроения, ни политическая конъюнктура, ни иное что - не угасили в Вас этого высокого и чистого духа до конца Ваших дней. Однако, я, недостойнейший, хочу всё-таки призвать Вас, дорогой Владыко, к тому, чтобы любой шаг в этом направлении делать более осторожно и продуманно, чем это делается сейчас.

При нашем последнем разговоре, помните, я посетовал, что у нас при Митрополии нет специальной Богословской комиссии. Вы ответили на это примерно так: «Куда уж нам богословскую, нам хотя бы каноническую». И я сейчас осмелюсь с еще большей настойчивостью повторить: нам необходима Богословская комиссия. Если наши церковные соборы, вслед за собором апостолов Христовых, говорят о своих решениях: «Изволися Духу Святому и нам», то каждое важное церковное решение и мероприятие, исходящее от собора, или лично от Первосвятителя, или от других иерархов, должно быть богословски осмыслено, как имеющее определенное место в Божественном Домостроительстве спасения. И вся история Церкви, не только со светлыми, но и с самыми ее печальными страницами, есть летопись действования Божиего Промысла среди грешных людей.

Вдумаемся, Владыко: такие великие и страшные для Церкви смуты, как арианская и иконоборческая, были погашены каждая за время, немногим более или менее ста лет, а раскол на Руси продолжается уже 350 лет, и не видно ему конца. Почему Господь, «посылающий делателей на жатву Свою», за эти века не восставил из нашего народа какого-то нового Афанасия или Василия Великого, «иже благочестно Церковь Христову непорочну сохраньшаго»? Почему получалось, что люди, несомненно, высокоодаренные, искренние и бескорыстные, такие, как инок Никодим Стародубский в 18 веке, или Иларион Кабанов (Ксенос) в 19-ом, или свящ. Владимир Макаров в 20-ом, выступавшие с теми или иными проектами соединения, - переживали настоящие личные трагедии, а труды их оставались безуспешными?

Я думаю, что Бог не благоволил этому соединению произойти в то время, в той обстановке, и в той форме, как это мыслилось названным незаурядным людям. Потому что не произошло еще должного осмысления уроков раскола. Если в борьбе с арианством Церковь, с помощью Премудрости Божией, нашла правое выражение истины единосущия Св. Троицы, если в борьбе с ересями Нестория и Евтихия она в совершенстве отточила понимание Богочеловечества Христа, если победа над иконоборчеством привела к расцвету «богомыслия в красках», - то наша ситуация, увы, не такова. Раскол 17 века затронул, правда, не явно, не прямо, а косвенно, серьезнейшие церковные вопросы, которые не решены боговдохновенным соборным разумом и по сей день. Не решала их господствующая иерархия, презиравшая своих оппонентов как «невежд» и «мужиков», которых надо просто сечь. Но и мы не обозначили их вполне четко. Мы так и не вышли на богословский уровень осмысления их, хотя какие-то шаги в этом направлении к 1917 году были уже сделаны. И пока мы, ученики Христовы, не выполнили задание, данное нам в этой ситуации от нашего Божественного Учителя, и не приобрели тем самым новые таланты серебра для сокровищницы церковного опыта, - мы вынуждены оставаться на той же точке.

Это, конечно, скорбно. И мне, как и Вам, хочется, чтобы что-то сдвинулось с места. Но спешить, представляя себе эту трудную задачу в слишком упрощенном виде, - так же неправильно, как и просто отворачиваться от неё. Нам надо возрастить в своей Церкви духовные и интеллектуальные силы, обратиться к осмыслению молитвенного и пастырского опыта, богословских и церковно-исторических знаний. За нашими исповедниками 17-го и последующих веков была правда, подтвержденная чудесами: вы же помните, как Бог вернул им отсеченные языки. Эту правду даже русские писатели чувствовали, хотя и не вполне понимали, - Лесков, Достоевский, Мережковский, Блок, Волошин, Клюев, Шмелев, Солженицын, Астафьев... Даже враги, гонители втайне любовались староверами, как Мельников-Печерский, как даже Субботин. Но нам самим надо уяснить, в чем же, по самому большому счету, лежит эта правда староверия, в чем его всемирное значение. И отсюда понять, каков его дальнейший путь.

«Все собравше духовное художьство», - поем мы в стихере в память отцов святых Вселенских соборов. Вот как они подходили к уврачеванию церковных разномыслий. А мы думаем, что без всякого духовного художества, запросто, с налёта, можем взяться за ликвидацию раскола. Нет. Не будет при таком подходе Божьего благоволения, и дело или рассыплется в прах, или приведет к новому и горшему злу, которое будет нам достойным наказанием за самонадеянность.

Владыко, надо признать, что сейчас у нас нет сил для того, чтобы подступить к такой мощной горе, какою является Церковь господствующая. В такой характеристике, с моей стороны, нет никакого подобострастия. В подчинении патриарха состоит епископов больше, чем под Вашим омофором – простых иереев. Это сила, держащая в своих руках больше имущества и денег, и более организованная, чем любая другая общественная или экономическая структура в России и на всех территориях бывшего Союза. Мы с Вами, даже не будучи знатоками политических игр, как и все наши сограждане, примерно понимаем, как в современной России делается политика, и как делаются деньги. Будем ли мы столь наивны, чтобы думать, что в церковной среде это происходит по каким-то другим законам? Не только наивно, но даже просто глупо думать, что лица, держащие в своих руках реальные нити управления этим организмом, не делают какую-то большую и хитрую политику как в России, так и далеко за ее пределами. Вот и попытаемся представить себе, в каком контексте наша Церковь может фигурировать в планах этих людей, в каком качестве она им может быть нужна, а в каком не нужна...

Вас, возможно, удивляет то, что я начал с высоких материй, а перешел к вещам низменным? Но о высоком богословии говорить с господствующими иерархами и мы-то не готовы, да и они не захотят. А если общение наше будет происходить в русле церковной политики, то извольте принимать и все правила политической игры. Здесь движущими механизмами будут выгода, расширение сфер влияния, карьерные интересы, борьба за власть. Здесь мы уже на себе испытаем, что такое - «право сильного». Если наша Митрополия станет восприниматься как «сфера интересов» современных прелатов (а точнее, стоящих за ними сил), то и все приемы политической борьбы пойдут в ход: и подкуп, и вербовка, и интрига, и всё-всё прочее, что бывает там, где пахнет большими деньгами... Сохрани нас Господи от всего такого!

Давайте, Владыко, приостановимся. Глас Божий не повелевает же нам идти в Патриархию, как повелел пророку Ионе идти в Ниневию. Если повелит, то пойдем, - и исполнится на нас обетование: «Аз дам вам уста и премудрость, ейже не возмогут противитися или отвещати вси противляющиися вам... Не вы бо будете глаголюще, но Дух Отца Моего глаголяи в вас». А если нет нам на это извещения свыше, для чего мы будем самовольничать? Ведь и апостолам Господь хотя и «сказал всё, что слышал от Отца Своего» (Иоанн, 15, 15), но однако же не повелел выходить из Иеросалима на проповедь, «пока не облекутся силою свыше» (Лука, 24, 49). Вот и мы да не примем себе это в досаду, а от шума официальных приемов обратимся к тишине богомыслия. «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне тамо всели мя, на воде покойне воспита мя, душу мою обрати. Настави мя на стези правы, имене ради Его», - поет Давыд во псалмах. Вот и Вы – наш Пастырь, а Вас пасет Сам Бог. Место злачное – трапеза Тела и Крови Господней, а вода покоя – учение Евангельское. Через это Сам Господь и будет наставлять и Вас, а с Вами и всех нас на стези правы. Дадим же Ему действовать в нас, а сами, своей волей и увлечением торопить Его да не дерзаем.

Чтобы не затягивать и без того большого письма, я не буду много говорить о других отрицательных сторонах излишней «внешней активности», например:
  • об опасности внутреннего соблазна и разделения;

  • о том, что тесное сближение с новообрядческим клиром создаст моду на подражание ему в том, в чем подражать легче;

  • о том, что и без того везде (даже в Москве) происходит отток части нашей паствы в господствующую Церковь, и «новым курсом» этот отход будет просто санкционирован и т. д.
И того, что сказано, кажется, уже хватит, чтобы остановиться. И не надо бояться вызвать какое-то неудовольствие патриарха. А надо прямо и откровенно известить его о том, что соборный разум нашей Церкви счел встречу преждевременной. Решимость сказать именно так - есть признак определенной нравственной силы; а вот поза просителя, для которого Алексий Второй, сходя с высот своего Олимпа, так и быть, выкраивает несколько минут из своего невероятно занятого распорядка дня – не к лицу нашему Первосвятителю. Это – знак слабости; а слабость «в мире сем прелюбодейном и грешном», как известно, не прощают.

Как и Вы, Владыко, я верю, что непременно сбудутся слова Христа, которыми Он молился Отцу Своему: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоанн, 17, 21). Но этому будет предшествовать огненное очищение, испытание, исповеднический подвиг. Всё это ещё впереди у нас. Вы понимаете, о чём я говорю. Время близко. И надо быть готовыми. И то поистине малое стадо, которое вверено Вашему святительству, к тем грозным временам надо сохранить мирным, кротким и не распуганным, и содержать его так, чтобы оно знало и любило своего Пастыря. Будем же, прежде всего, молиться за свой народ, вмещая в своем сердце его радости, скорби, болезни, грехопадения, вознося за людей духовную жертву в пренебесный и мысленный жертвенник Божий. Тогда и то, на что у нас человеческих сил, разума или знаний не хватит, милостивый и человеколюбивый Господь восполнит Своею благодатию.

Христос, Великий Первосвященник и Глава Церкви, да сохранит всех нас до скончания века на незыблемом основании православной веры, которую более тысячи лет назад познали русские люди и, укрепляемые ею, прошли не сломленными через выпавшие на их долю тяжелейшие исторические бури. Как и во времена Александра Невского, митрополита Филиппа, патриарха Ермогена, протопопа Аввакума, так и ныне, в этой вере – спасение нашей Родины. А спасение России – надежда спасения и всего мира. Не в силе Бог, но в правде.

Желаю Вам, Святый Владыко, мудрости, здоровья и долголетия. Пречистая Матерь Господня, в храме Которой Вы исполняете Ваше Первосвятительское служение, да осенит Вас святым Своим покровом от всякого навета видимых и невидимых враг, и да наставит на стези Божественной воли Своего Сына и Бога нашего.

Великодушно простите меня, осмелившегося давать Вам советы.

Симеон священноинок РПСЦ

28 мая (10 июня) 2004 года"

(Материал опубликован на сайте:
http://starover.borda.ru/?1-1-0-00002166-000-10001-0-1225180708)



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=302